СКВОЗНОЙ РЕЙС П/Х „УРИЦКИЙ"В 1939 г. из Мурманска. в Якутию вышло пять грузовых пароходов. Один из них — п/х «Урицкий» — после захода в порт Тикси направлялся далее на восток в сквозное плавание. Два года назад, выйдя из Владивостока в рейс по Северному морскому пути, «Урицкий» вынужден был остаться на зимовку у берегов Северной Земли и только в этом году возвращался обратно к месту приписки.
Используя сквозное плавание п/х «Урицкий» с запада на восток, Морской отдел Арктического института направил на «Урицкого» небольшую экспедиционную группу из двух гидрологов для проведения попутных работ по гидрологии и метеорологии.
Взяв груз продовольствия для Якутии, 26 июля «Урицкий» покинул Мурманский порт, направляясь Югорским Шаром к о. Диксона, куда он прибыл 2 августа. В тот же день, взяв уголь, «Урицкий» вместе с другими судами вышел далее на восток. От архипелага Норденшельда до мыса Челюскина суда сопровождал л/к «И. Сталин», так как в западном секторе только на этом участке караван и мог встретить затруднения со стороны льдов, хотя лед начал встречаться от мыса Стерлегова. Мыс Челюскина был пройден 6 августа. В дальнейшем помощи ледоколов нигде не потребовалось.
В центральной части моря Лаптевых караван, встретив кромку льда, разделился, причем «Урицкий», обходя льды с запада, севернее дельты р. Лены, примерно, в 20 милях от берега, полсуток просидел на мели. Далее, огибая дельту, судно разреженным, легкопроходимым льдом шло до о. Мостах, придя в Тикси 12 августа.
На выгрузку и принятие полного груза угля, так как от Тикси «Урицкий» должен был являться при следовании далее на восток угольной базой каравана землечерпательных судов, пошло две шестидневки.
24 августа пароход вышел из Тикси. Янским заливом он шел легко-проходимым мелкобитым льдом в 1 балл. 25 августа пролив Дм. Лаптева был чист от льда.
По выходе «Урицкого» из пролива в Восточносибирское море судно, заходя далее в бухту Амбарчик, бухту Певек, Ванкарем, — нигде уже не встретило льда на трассе.
4 сентября «Урицкий» обогнул мыс Дежнева, пройдя от Мурманска по Северному морскому пути 3750 миль.
Далее, с заходами в бухту Провидения, Петропавловск на Камчатке, «Урицкий» в составе каравана землечерпательных судов прибыл 25 сентября в Николаевск на Амуре. Здесь гидрологическая группа закончила свое плавание, пересев на речной пароход, так как «Урицкий» получил новое задание.
99
План работ гидрологической группой был перевыполнен, за исключением глубоководных наблюдений. Последнее обусловливалось благоприятной ледовой обстановкой на трассе, отсюда — меньшим количеством возможных остановок в море.
Всего во льдах пройдено 512 миль — 14% пути от Мурманска до Берингова пролива. Наиболее сплоченные льды были встречены в восточной части Карского моря, у о-вов Гейберга.
Вся трасса Северного морского пути до Берингова пролива, собственно, пройдена за 24 ходовых дня, 16 пошло на стоянки в полярных портах.
Слабым звеном в освоении трассы являлась плохая оперативная работа наших морских портов, вследствие чего суда выходили в море с запозданием против сроков, излишне простаивали в пути при погрузо-перегрузочных работах.
А. Кулагин