Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Февраль 2011 00:27

Остров Четырехстолбовой


 Ch-stolbovoy st-1 1e 1989-92.jpg
 Ch-stolbovoy st-5 1e 1992.jpg
 Ch-stolbovoy st-4 2e 1988.jpg
 Ch-stolbovoy st-2 1e 1987-91.jpg
 Ch-stolbovoy st-8 ref-1a.jpg
 Ch-stolbovoy st-7 ref-1a.jpg
 Ch-stolbovoy st-6 ref-1a.jpg
 C-stolbovoy st-3 1e 1986-92.jpg
 Ch-tolbovoy st-10 r-5.jpg
 Ch-stolbovoy st-9 290892.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение Адольф Милованов » 16 Июнь 2013 18:11

РГАЭ. Ф. 9570, оп. 2.
Дело 1299. Отчёт о работе п/ст Гл-ти на о. Четырёхстолбовом за 1933-40г. 291л.
Л. 44. Отчёт начальника экспедиции Медвежьих островов Г.М. Семёнова. 25.12.1934г.
Экспедиция из 9 чел: нач. Семёнов Г.М., врач Хомутов Н.Г., гидролог Сторожев Н.М., ст. метеоролог Воробъёв Н.Е., мл. метеоролог Соловьёв К.А., радиотехник Иванов П.Н., моторист Моисеенко Ю.С. и повар Кульбеды И.Е. (8чел) Служитель Вершилов Ф.Ф, плотник Гришков С.П.
Участники экспедиции выехали из Москвы и часть из Ленинграда 2.6.1933г. и прибыли во Владивосток 15.6.1933г. Далее шли на зафрахтованном пароходе «Лейтенант Шмидт».
2.7.1933г. п/х вышел из Владивостока, на пароходе было 140 человек, состоящих из работников п/станций: «Отто Шмидт», Медвежьего острова и строительных рабочих и работников оленеводческого совхоза на р. Колыме; помимо пассажиров – груза 6000 тонн: строительных, горючих материалов и продовольствия … Погода хорошая.
Через 7 дней прибыли в б. Петропавловск, где была дозагрузка: продматериалы, ездовые собаки, нарты, вельбот с рульмотором и одна шлюпка байдарка.
Затем зашли в б. Провидение, где взяли с п/х Киров несколько сот т. угля и без остановки дошли до самого мыса Отто Шмидта 1 августа 33г … работы по разгрузке и попытки пройти на Запад, но мешал лёд. У мыса Кузьмина навстречу встретили п/ходный ледорез «Литке» и пароходы Сучан, Микоян и Анабара. Литке вывел изо льда на расстояние 6-7 миль, после того как Литке ушёл, через 2-3 мили случилась авария – сломаны лопасти винта. Выход один – замена. Для этого весь груз с кормы надо перебросить на нос корабля. В течение 6 суток винт заменён и пошли дальше.
30-го августа 33г. п/х прибыл к южной бухте Медвежьего 4-хстолбового острова. Обследование, 31 августа приступили к разгрузке. В течение 2-х суток в разгрузке участвовали все зимовщики и строители, затем строители приступили к постройке, а остальные продолжали разгружать. 6 дней было нормально, затем сильный ветер, море разбушевалось. Во время шторма был разбит 1 кунгас и 1 кунгас затопило около берега …
7-го сентября п/х ушёл. Груз принят без описи, без взвешивания и проч …, на что составлен Акт комиссии.
Дом построен только на 50%. Тем не менее, ударным трудом всей команды в течение 28 рабочих дней всё было закончено. Жилой дом 23х10 с 10-ю комнатами, баня из 2-х отделений паровой и раздевалки, сарай на 3 отделения, установили 2 р/мачты высотой по 25м; флюгерный столб с флюгером 8м. и психометрическую будку.
После окончания строительства все работники приступили к своим прямым обязанностям.
Радиоустановка и служба.
В комнате 4х4 установлены 2 передатчика типа «Норд К» короткой волны и типа «Норд Д» длинной волны, и «Куб-4» короткой волны.
В комнате малого отделения 3х3установлен двигатель Л-6 с динамомашиной постоянного тока 120 вольт N – 3 квт; на втором фундаменте умформер ОП-2 220 вольт 500 пер. мощностью 2 киловатта.
Из машинного отделения по проводам подаётся ток в радиокомнату для питания трансформаторов передатчиков. …
Радиостанция открыла действие 4 октября 1933г. Начальная связь была установлена со Средне-Колымском, через него непосредственно передавали наши метеосводки в Москву, Владивосток, Хабаровск. В последующие дни установилась связь с мысом Отто Шмидт, м. Челюскин и многими другими рациями, как береговыми так и судовыми.
С 1-го июня 1934 года м/сводки передавались после каждого наблюдения.
Метеослужба развернула свою работу 15 сентября 1933 года.
… Продолжительность ледостава в районе Медвежьих островов около 9 месяцев. Наибольшая толщина льда за зиму 1933/34 года 185-195 см.
Вокруг острова имеется в небольшом количестве морской зверь – нерпа. На зимовку 1933/34г. убито нерпы 23 штуки и 1 лахтак. При ведении охоты на нерпу собаками были найдены в восточной части нашего острова залежки белого медведя. Из обнаруженных медведей нами были убиты 3 штуки (самки). Кроме того пойманы 9 песцов. Мясо белого медведя использовали для питания зимовщиков, а сало имеющее сильный неприятный запах – собакам. На корм последних использовано также мясо нерпы и лахтака.
… Из домашних животных на п/ст имелось 13 ездовых собак и 2 поросёнка, которые с 5 кг доросли до 100 кг.

Л. 49. (из отчёта зимовки 1936-38г) … В течении 2-х годичной зимовки станция обслуживала авиационные перелёты через Северный полюс, полёты лётчиков Фариха, Каминского, Асямова, Грацианского и Героев Советского Союза Молокова и Головина. Никаких недоразумений, задержек, жалоб в этом деле на нас не имелось.

Л. 56. … На станции издавались стенгазеты «В торосах» и «Голос Полярника». Выпущено 10 номеров. В распоряжении зимовщиков был небольшой культинвентарь – пианино, гитары, балалайки, гармонь, небольшой настольный биллиард (так написано), которыми в свободное время пользовались товарищи.
… На острове местного населения нет, за исключением приезжающих зимой охотников-чукчей. К нам на станцию приезжали чукчи 6 раз, гостили у нас по нескольку дней, помогали нам транспортом, советами как ловить нерпу, как охотиться за песцом.
Со своей стороны мы оказывали им посильную помощь. Так, выдавали им железные лопаты, топоры, гвоздей, охотбоеприпасы. Мыли их в бане, предварительно снабдив их бельём. Отдельные товарищи зимовщики давали им личную одежду, снабжали их фотографиями, папиросами, табаком и другими вещами быта.
У нашей зимовки был хорошие взаимоотношения с приезжающими на станцию гостями-чукчами, колымчанами и русскими, когда они случайно попадали на острова.
Обычно приезжающих тепло и радостно встречали все, угощали всем хорошим, что было на станции, вином, конфетами, шоколадом. …
Нач. п/ст «Четырёхстолбовой» /Крашенинников/

Л. 180. Краткий отчёт о работе метеослужбы п/ст о. Четырёхстолбовой за 1933-34г.
А. Метеослужба развернула свою работу на вновь открытой в 1933г. радиостанции о. Четырёхстолбовой с 15 сентября.

Л. 181об. Кратко о станции.
Приступили к постройке станции 29 августа 1933г. (п/х подошёл к острову 28 августа вечером) и 7 сентября не закончив работ по постройке зданий, - в виду шторма п/х «Лейтенант Шмидт» забрал строительных рабочих (оставив одного плотника для окончания работ), снялся с якоря и покинул остров. Координаты 70о38/ и 162о24/.

Д. 1434. Отчёт о работе п/ст Гл-ти на о. Четырёхстолбовом за 1939-40гг. 14л.
П/ст о. Четырёхстолбовой ранее называемая острова Медвежьи основана в 1933г. ГУСМП. … Все основные постройки были установлены в том же 1933г.:
а) жилой дом с 13-ю отдельными комнатами;
б) баня;
в) продовольственный склад с пристроенным к нему материальным отделением склада и др.
В последующие годы были построены:
а) жилой дом - р/рубка;
б) пристройка к продскладу для хранения змей и др.
Кроме того в 2-х км на Запад от п/ст в 1937г Гидрографическим управлением построен электромаяк.
Штат п/станции в 1939 году был 8 человек, к концу – 11 чел.
… Рация работала успешно в течение всего года. Она является наиболее мощной рацией р-на б. Амбарчик, т.к. рации порта б. Амбарчик, Нижние Кресты, коса Шалаурова не имеют непосредственной связи с м. Шмидта и б. Тикси ввиду их маломощности.
… В 1939г на 8 человек было положено завезти: 1 корову, 4 свиньи. В действительности завезли 3 свиньи – 50% плана.
В 1940г на 10 человек было положено завезти 2 коровы, 4 свиньи, но отправили, как сообщили с Владивостока 1 корову и 2 свиньи – 50%.

Д. 3333. Материалы по истории п/ст о. Четырёхстолбовой … 1937-1949г. 181л.
Координаты: 70,37,52 СШ и 160,24, 25 ВД определены в 1937г. Красновым.
… о. Четырёхстолбовой входит в состав архипелага островов «Медвежьих», расположен в Восточно-Сибирском море в 120 км от устья р. Колымы. Архипелаг состоит из 6 островов: Четырёхстолбовой, Крестовый, Леонтьевский, Пушкарёва, Андрея и о. Лысый.

Л. 50-56. Из отчёта ст. гидрометеоролога Мануйко. 23.11.1948г. Нач. п/ст. Станценко.
… Аэродрома на острове не имеется, устройство аэродрома возможно на юго-западном плато. При срочной необходимости посадка самолёта возможна на Северо-Западном песчаном берегу бухты.

Л. 72-74. Из Отчёта старшего зимовки Обухова 15.12.1946г. …. На соседних островах постоянного населения нет. Ближайшие населённые пункты порт Амбарчик на юге от станции 110 км. и на юго-западе мыс Крестовский в 150 км.

Л. 119. Из Паспорта Гидрометеорологической станции о. Четырёхстолбовой. 21.6.1941г.
Координаты 70,38 СШ и 162,24 ВД. Магнитное склонение 2 гр. W. Постоянная разница между средним и декретным московским временем (45 гр. Е) равна 7 часов 50 мин.
Связь осуществляется через рацию м. Шмидта.
Полярная ночь с околополуденным рассветом начинается 23 ноября.
Полярная ночь с околополуденным рассветом оканчивается 18 января.
Белые ночи начинаются 21 апреля. Конец белых ночей 22 августа.
Начало полярного дня 13 мая. Конец полярного дня 1 августа.
Астропункт установлен в 1937г. Магнитный пункт установлен в 1936г.

Л. 160. Из Отчёта о работе научной группы п/ст о. Четырёхстолбовой за зимовку 1937/38г.
Полярная станция представляет: метеостанцию II разряда и аэрологическую станцию I разряда. …
Станция в течение зимовки обслуживала: выборные перелёты лётчика Каминского, полёты по ледовой разведке лётчиков Шмидтовского авиаотряда и Асямова, перелёт Героя Советского Союза Головина.

Д. 3334. Материалы по истории п/ст о. Четырёхстолбовой 1949-1955гг. 217л.
Л. 21. Научно-технический отчёт по метеорологии и гидрологии п/ст за 1951/52г.
Л. 24. Населения вблизи станции нет. Посадочной площадки также нет.

Д. 3335. Тоже за 1955-58гг. 180л. … Л. 13. Коллектив 22 чел. в 1957г.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение fisch1 » 07 Апрель 2015 14:49

 001m--r57_58.Медвежьи Острова.gif
Медвежьи oстрова
 500k--r58-1_2.Остров Четырехстолбовой. Зимовка..gif

 Остров Четырехстолбовой..jpg
Остров Четырехстолбовой. 1 - Остатки жилищ; 2 - Кекуры; 3 - Полярная станция.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение fisch1 » 07 Апрель 2015 15:09

Полярная станция под руководством Полярного управления Главсевморпути была основана в 1933 году. ГМ 2 Выведена на консервацию в 1995 году.

Четырёхстолбовой входит в группу Медвежьих островов (от него до Амбарчика 110 км). Острова вполне отвечают своему названию: сюда часто забредают белые медведи. Здесь также можно увидеть белого песца и нерпу (за песцом полярники охотились, и вполне успешно). Из птиц гнездятся только чайки и очень редко дикие утки. Зимой изредка встречаются белые куропатки. Вот практически и весь животный мир. Из растительности – в основном, мхи и лишайники.
Летом здесь постоянно стоят туманы, зимой постоянно дуют ветра. На острове средняя температура воздуха самого тёплого месяца – июля – +2о. В любой день лета может выпасть снег.

Остров Четырёхстолбовой – самый восточный в архипелаге. Длина его около 7 км, ширина – около 2,5 км. Самая высокая часть острова достигает 104 метра над уровнем моря. Он получил своё название от возвышающихся на нём четырёх каменных столбов – кекуров. Есть чукотская легенда, объясняющая их происхождение. Чукчи прекрасно знали об этом острове ещё до официального его открытия, иногда посещали его, чтобы поохотиться на песца или медведей. Когда селение Крестовое закрыли, то больше чукчей здесь уже не было.

Медвежьи острова были открыты для европейцев в ХVII веке. Русский военный геодезист Степан Андреев в 1763 году отмечал, что им были обнаружены на островах разрушенные строения. То есть ранее, в прошлые века, здесь жили люди. И на Столбах остались следы от древних землянок: их обнаружено более 20, то есть в селении жило порядка 100 человек. Кто были эти люди, доподлинно неизвестно, но явно не чукчи. Вспоминаются легенды об ушедшем на север и исчезнувшем племени онкилонов.

Полярная станция на острове была открыта 15 сентября 1933 года. С этого времени остров вновь стал обитаемым. В 80-е годы там постоянно жило и работало 20-25 человек. Большая населённость была обусловлена большим комплексом наблюдений. Станция принесла острову широкую известность.
Правда, о нём мы бы сейчас вовсе не говорили, если бы не случайность. Ведь гидрометеостанцию планировали открыть на о-ве Крестовском – самом крупном в архипелаге и наиболее близком к материковому берегу. Но в 1933 году была тяжёлая ледовая обстановка, и пробиться дальше Четырёхстолбового не удалось.

Значение этой полярной станции было очень велико. Ведь к западу от острова ближайшая морская ГМС находилась более чем за 500 км. К тому же остров расположен как раз на трассе Северного морского пути. Все суда, идущие как с востока, так и с запада проходили в непосредственной близости от него (если, конечно, не шли по «северному варианту» - так называемая высокоширотная проводка). Кстати, с ледового наблюдательного пункта можно было обозревать в бинокль пространство на 40 км.
Также особую ценность для синоптиков представляли данные аэрологического зондирования атмосферы: они позволяли прогнозировать погоду на всей Чукотке, так как Столбы первыми встречали идущие с запада циклоны. Эти же данные были необходимыми и для синоптического прогноза по авиатрассе Норильск - Певек. Кстати, по данным атмосферного давления и уровня моря на острове прогнозировались значения уровня моря в устье Колымы, в Певеке и даже на Мысе Шмидта.

На острове была гидрометеостанция, радиомаяк для самолетов и радиомаяк для кораблей.
В зимнее время, когда устанавливался лед, делали площадку для самолета на льду, в нескольких километрах от острова - самолет мог привезти или забрать полярников. В летнее время два сухогруза доставляли припасы: груз угля и груз продовольствия и всего прочего. Раз в месяц с самолета сбрасывали почту: один тюк с газетами, другой с письмами и посылками. По острову передвигались на лыжах и на собаках.
forum.chukotken.ru

 Полярная станция.jpg


http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=70.64 ... &z=11&m=bs
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение fisch1 » 07 Апрель 2015 15:31

Они покоряли Север...

Фотографии зимовки в Арктике конец 60, начало 70 годов 20 века. Полярные станции Сагылах Ары и остров Четырехстолбовой .
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение fisch1 » 07 Апрель 2015 15:51

 Радиомаяк на острове 4-х столбовом.jpg
Радиомаяк на острове Четырехстолбовом.
https://fotki.yandex.ru/users/mikh-suslov/album/127450
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2017 17:15

ВСП, 1952, № 8, 10 января.

 ВСП 1952 № 008 (10 янв.) Четырехстолбовой.jpg
НАХОДКИ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Государственный исторический музей получил недавно из управления Главсевморпути ценную коллекцию бытовых предметов, относящихся к X—XII векам. Они были найдены зимовщиком Н. В. Андреевым на острове Четырехстолбовом в Северном ледовитом океане.
Тов. Андреев раскопал на этом острове землянку, стены и пол которой обложены деревянными плахами. В землянке найдены прекрасно сохранившиеся в условиях веч. ной мерзлоты около 200 бытовых изделий из дерева и кости. Среди них—деревянный светильник, ковш, блюдо, части нарт и весел. Найдены также обломки глиняной посуды, каменные ножи и топоры, обломки луков и стрел. Большой интерес представляют дощечки с палочками для добывания огня путем трения.
Заведующий отделом древнейшей истории музея, доктор исторических наук А. Я. Брюсов сообщил корреспонденту ТАСС, что при раскопках археологи редко находят деревянные предметы большой древности. Поэтому найденные изделия X — XII веков, прекрасно сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты, представляют исключительную ценность. Коллекция ярко характеризует быт древнего населения севера азиатской части СССР. Вопрос об изучении побережья Ледовитого океана составляет один из важных вопросов археологии. Разрешение его может внести много нового в малоизведанную область древней истории крайнего севера, в частности, в вопросы о времени и путях его заселения, формирования народов Северной Евразии и Америки.
Поступившая в государственный исторический музей коллекция является новым ценным материалом, помогающим разрешению этих вопросов. Сейчас она подвергается научной обработке.
(ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение ББК-10 » 20 Март 2017 16:22

ВСП, 1958, № 140, 15 июня.

 ВСП 1958 № 140 (15 июня) Медвежьи острова.jpg
На 71-й параллели, в суровых просторах Ледовитого океана, затерялась группа островов, не случайно названных Медвежьими. Веками этот безлюдный архипелаг служил приютом белым медведям. И теперь еще их потомки резвятся у лагун (снимок № 2). Четверть века назад советские полярники основали здесь метеостанцию. Зимой и летом, в метель и стужу неутомимо ведет ее небольшой коллектив научные наблюдения и исследования. Далеко от базы уходят научные сотрудники, чтобы исследовать состояние льда, взять пробы воды (снимок внизу).
Нередко прилетают на острова самолеты полярной авиации. На одном из них прилетел оператор Иркутской студии кинохроники Алексей Белинский. Не теряя времени, установил он свой «Конвас», чтобы запечатлеть здесь серебристый «Ил», собачью упряжку, до сих пор верой и правдой служащую хозяевам Заполярья (снимок № 1).
У объектива спокойно позирует глава стаи — вожак «Смелый» (снимок № 3). Здесь говорят, что без хорошего вожака — нет упряжки. «Смелый, видимо, вполне сознает свое «высокое» положение, на такое выражение собственного достоинства имеет право только вожак.
Эти кадры войдут в новый полнометражный щветной документальный фильм о советской Якутии, который снимает коллектив Иркутской студни кинохроники. На огромной территории ведутся съемки. Операторы уже побывали в портах Осетрово и Тикси, снимали работу искателей алмазов, концерты и спектакли участников декады якутского искусства в Москве, праздник кумыса в колхозах республики и многое другое.
Операторы уже отсняли несколько тысяч метров пленки. Часть материала вошла в цветной киноочерк о якутских алмазах, выпушенный на экраны страны. Очерк этот принят также конторой «Союзэкспортфильм» для дубляжа на иностранные языки и проката за рубежом. Режиссер фильма М. Авербах, главный оператор А. Белинский, операторы Л. Зильберг и В. Мишин.
Тысячи километров проделаны экспедицией на самолетах и пароходах, на лошадях и оленях, на собаках, а где и пешком. Но много дорог еще ждет неутомимых тружеников кино. Киногруппе предстоит экспедиция на Северный полюс, в тундру, в глубь Ледовитого океана.
О новом облике когда-то далекой окраины Отчизны расскажет будущий фильм.
П. НИКОЛАЕВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение ББК-10 » 10 Май 2017 17:53

РГАЭ. Ф. 9570, оп. 2.
Дело 1299. Отчёт о работе п/ст Гл-ти на о. Четырёхстолбовом за 1933-40г. 291л.
Л. 44. Отчёт начальника экспедиции Медвежьих островов Г.М. Семёнова. 25.12.1934г.
Экспедиция из 9 чел: нач. Семёнов Г.М., врач Хомутов Н.Г., гидролог Сторожев Н.М., ст. метеоролог Воробьёв Н.Е., мл. метеоролог Соловьёв К.А., радиотехник Иванов П.Н., моторист Моисеенко Ю.С. и повар Кульбеды И.Е. (8чел) Служитель Вершилов Ф.Ф, плотник Гришков С.П.

Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 359

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 359 ЧСтолб.jpg
МЕДВЕЖЬИ ОСТРОВА (ОСТРОВ ЧЕТЫРЕХСТОЛБОВОЙ). Станция была организована экспедицией на пароходе „Лейтенант Шмидт" на самом восточном из группы Медвежьих о-вов — о-ве Четырехстолбовом. 15 сентября были начаты метеорологические наблюдения новой станции и через два дня после этого — гидрологические. Обслуживающий персонал состоит из десяти человек, включая метеорологов И. Е. Воробьева и К. Я. Соколова и гидролога И. М. Столярова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2017 13:45

Бюллетень Арктического института СССР. № 12. -Л., 1933, с. 427

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12. -Л., 1933, с. 427 ПС-СССР - 0004.jpg
ОСТРОВА МЕДВЕЖЬИ. Начальник станции на о-ве Четырехстолбовом т. Семенов сообщает, что в ноябре были выполнены две суточные гидрологические станции между о-вом Четырехстолбовым и о-вом Лысова. Ведется съемка Медвежьих о-вов. 29 ноября убито 3 медведя.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение ББК-10 » 12 Июнь 2019 14:26

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4. -Л., 1935, с. 79

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1935, с.79 о-ва Медвежьи-Четырехстолбовой.jpg
О-ва Медвежьи. До января проведены гидрологические разрезы от о-ва Четырехстолбового к мысу Баранова; от мыса Баранова до мыса Крестовского; по этим разрезам взято 11 станций. Проведена серия ежечасных 30-суточных наблюдений с участием в них, помимо гидрологов, 4 зимовщиков.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Четырехстолбовой, остров, МГ-2

Сообщение fisch1 » 27 Март 2020 19:50

Дьяченко Б.«Промеж Сивера на полуношник» //Океан и человек.Дальневосточное книжное издательство 1986 с.76-81

…Медвежьи острова посещали и описывали ледокольные суда « Таймыр» и «Вайгач» в 1912 году, в двадцать четвертом здесь зимовал Свердруп на шхуне
«Мод» и, наконец, 15 сентября 1933 года на остров Четырехстолбовой высадились полярники — так возникла на острове полярная станция.
Вообще-то ее планировали организовать на Крестовском, который и побольше, да и получше во всех отношениях. Во всяком случае там нет дефицита с пресной водой, а здесь это проблема. Летом она как-то решается, а вот зимой приходится уходить далеко в море в поисках опресненного (хотя бы частично) льда, сбивать торосы и доставлять их на станцию.
Но в том году не повезло с ледовой обстановкой. Вспомните, что именно тогда суда не смогли пройти даже в Уэлен, а «Челюскин» на выходе в Берингов пролив был взят в ледовый плен и отнесен назад, навстречу своей гибели. Вот и на Крестовский
пароход пробиться не смог и временно выгрузил людей и оборудование на Четырехстолбовом, надеясь на следующий год перевезти их на место. Но за зиму здесь появились постройки, станция обжилась, стала работать, и ее решили не трогать. Так и осталась она на Четырехстолбовом и недавно уже отпраздновала свое пятидесятилетие.
Станция выглядит неказисто. Длинный барак, где живут по-лярники, довольно старый, постройки тридцатых годов. Рядом дизельная, радиостанция, выше расположились еще два-три строения различных служб — вот и весь поселок. Строят и новые, но медленно — большие трудности с доставкой строительных материалов.
А может, проще где-нибудь на специализированных предприятиях строить красивые, легкие, теплые и дешевые алюминиевые домики со всеми удобствами и доставлять их сюда в разобранном виде? Ведь делаются же подобные домики для антарктических станций. Это будет быстрее, экономичнее, а главное, не будут страдать ни природа, ни люди.
Люди... Как они живут здесь, на затерянном в океане льдов островке, как работают, как складываются их взаимоотношения? И вообще — как становятся полярниками? В первую очередь — женщины...
Согласитесь, специальность полярника не так уж и распространена. Она всегда была синонимом мужественности и до сих пор не потеряла ореола романтики.
Но ведь женщины летают в космос, почему же они не могут работать полярниками! Все не так просто. В этих работах есть различие, и приток существенное. В космосе женщина, бесспорно, идет на подвиг, но он, как вспышка молнии, почти мгновенен, а здесь она должна жить годами.
Женщину-полярницу скорее можно сравнить с женщиной-моряком, чем с женщиной — летчицей или космонавтом. А ведь женщин-капитанов в мире единицы — не то что летчиц! — и больше их навряд ли будет и в будущем, потому что женщина еще и мать. И это главное ее предназначение.
Сейчас на станции работают пять женщин. Пятую мы, можно
сказать, привезли с собой — это Анжелика, молодой аэролог, выпускница Московского гидрометеорологического техникума. Три семейные и две незамужние.
— Полярная семья — это, значит, надолго,— убеждает нас Слава Бархатов, начальник станции, крепкий мужчина лет три-дцати с «хвостиком».
— А где же дети?
— У бабушек, что тут поделаешь?
— А что скажут сами женщины?
Оля, жена Славы:
— Я с Кубани, была закройщицей, все бросила, работаю здесь техником. Нет, не жалею. По сынишке скучаю конечно.
Жена заместителя начальника Михаила Федоровича Устинова метеоролог Тамара Ивановна — опытная полярница. Она уже более двадцати лет кочует с мужем по арктическим станциям. Где только не были: на Врангеле, Айоне, Кармакулах. Она обстоятельна и решительна в своих суждениях:
— Сама я родом из Приморья, из Шкотово. Родители были строителями, всю жизнь на колесах — привыкла с детства. Закончила десятилетку и поехала к ним в гости (они тогда работали на острове Беринга), да там и познакомилась с ним, — она ласково тронула за плечо невозмутимо слушающего мужа. — Специальность выбирала под мужа. Проблемы, конечно, у женщин здесь есть, но они вполне разрешимы. Главное, не распускаться и не терять чувство юмора. И быть самостоятельной. А вообще мы, женщины — народ крепкий.
— А как молодежь?
— Одну уже выдали замуж, даст бог, и других пристроим, — смеется Тамара Ивановна.
Так оно и вышло. Года через полтора я неожиданно услышал по радио в передаче для полярников имя Анжелики: мама передавала привет на далекий остров Четырехстолбовой дочери и ее мужу. Интересно, кто же им стал? Нет, что ни говори, а мир все же тесен.
Вечерком к нам заглянул «на огонек» начальник радиостанции Виктор Николаевич Никитин. Писк его морзянки уже более тридцати лет связывает затерянные в Арктике станции с миром людей. Ленинградец, на детство которого упала костлявая тень блокады, он после окончания девятого класса (тяжелое было время!) поступил в Ленинградское арктическое училище и после его окончания в 1951 году связал свою жизнь с Арктикой.
Первую свою станцию он с товарищами по выпуску выбрал по карте: уж очень понравилось название — мыс Желания. И что из того, что мыс этот был на северной оконечности Новой Земли — их было шестеро парней и одна девушка, и они, слабые после военной голодухи, готовы были испытать себя в поединке с суровой природой.
Все же то поколение взрослело рано. Насколько они были
слабее физически нынешних «акселератов», настолько они были и взрослее их. Иной раз смотришь: девяносто килограммов живого веса, а все еще ребенок. А те — одно слово — замухрышки, а ведь поди ж ты — взрослые. В лучшем понимании этого слова. Может, суровая жизнь учила этому. Но почему же тогда они воспитали своих детей инфантильными потребителями? Может, опять же потому, что сами хлебнули полной мерой?
После мыса Желания была дружная четверка на острове Ратманова, полярные станции в Провидения, на островах Жохова и Айон, на мысе Шмидта, в Певеке, и вот уже девять лет он работает здесь.
— Какая была самая трудная зимовка?
— Да вот тут же, на острове — как-то один зимовал на мысе Грибок, там сейчас уже ничего нет. В семи километрах ребята, а в гости не сходишь — заменить некому.
— Как же вы выдержали?
— Для меня эталоном >в жизни осталась блокада. По сравнению с ней все остальные трудности — ничто. Как вспомню, так и радуюсь, что живу — значит, дела не так уж и плохи.
— Виктор Николаевич! В первую вашу зимовку у вас среди молодых парней была одна девушка. Не переругались случаем?
— Нет, любые распри в хорошем коллективе душатся в зародыше. Право выбирать дано женщине. А у нас там был отличный коллектив—так же, как и тут. Мне вообще везет на хороших людей.
— Но бывают и другие коллективы?
— Бывают. И тогда дело плохо, можно докатиться и до стрельбы.
— Какие качества должен иметь зимовщик?
— Уравновешенность. Не слишком мягкий, но и не крутой ха-рактер. Чувство юмора. А главное, быть постоянно занятым — работа от многого спасает.
Мы проговорили полночи. Все же удивительный народ полярники...
Утром, провожаемые радостной возней кудлатых лаек, мы пошли осматривать остров. Туман, еще вчера укутывающий белой ватой все вокруг, поднялся, поредел, и сквозь него даже пытается пробиться солнце, впрочем, тщетно.
Остров невысок, увалист и гол. Типичная северная тундра — мхи, ягель, хилая травка, в затишье скромно белеют ромашки да изредка попадаются небольшие жалкие грибочки. Но Слава утверждает, что бедность эта кажущаяся — работавшие здесь биологи насчитали около девяноста видов растений.
Не только зверей, даже мошек не встретишь среди унылой природы. Хотя и это обманчиво. Лишь пригреет солнце, откуда ни возьмись появляются комары, голодные и злые как сто чертей. Но солнце — редкий гость в этих краях, и комары не докучают полярникам.
Зимой с материка забегают голодные песцы, изредка греется
на льдинах нерпа, зато частенько, как бы оправдывая название островов, забредают в гости белые медведи. И даже под плохое настроение путают зимовщиков. Они совершенно не боятся собак, а в прошлую зиму одна медведица облюбовала себе их помещение рядом с жильем. Только выйдешь из дома — высовывается в окошко любопытная морда. Привыкнуть, конечно, можно, ну а если интерес у нее — чисто гастрономический?
Ушла сама, когда надоело шумное общество людей и собак.
Каменистый увал ощетинился тремя кекурами. Самый боль¬шой разъят сверху донизу извилистой трещиной, как будто две фигуры застыли, крепко прижавшись друг к другу. Его так и называют — «Влюбленный монах». Рядом второй пытается сравняться с первым, а третий — совсем маленький, полуразрушенный. Еще один кекур приютился внизу маяка. Эти четыре скалы и дали название клочку каменистой земли, вытянувшейся на десять километров с севера на юг на краю небольшого архипелага.
Южнее кекуров еле заметный подъем на высшую точку острова, которую здесь называют горой Бондика.
Рядом с пирамидой триангуляционного пункта—сложенная из камней могила с металлическим памятником. На мраморной доске — надпись: «БОНДИК ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ. 1885—1950». Тут же деревянная табличка от экипажа парохода «Революционер», установленная в 1951 году, и медная пластина от экипажа ледокола «Москва», появившаяся здесь уже в 1973 году. Вокруг могилы — спасательные круги, на соседних с могилой каменных глыбах — надписи посещавших это место в разное время моря¬ков и даже участников некой экспедиции из Москвы,. Последние, правда, посчитали нужным «увековечить» огромными буквами и свои фамилии — некоторые свое тщеславие везут с собой в любые широты...
Иван Леонтьевич Бондик... Старейший моряк-поляриик, ледоколыцик «до мозга костей».
Уже потом, во Владивостоке, я встретился с Алексеем Семеновичем Кубасовым, механиком-наставником, одним из первых учеников Ивана Леонтьевича, его другом, бок о бок проработавшим с ним в Арктике более двадцати лет. Он и рассказал, что это был за человек.
То поколение никогда не изменяло Арктике. Нет, бывали они, конечно, и за границей. Бондик ходил в Англию, возил в Китай грузы для армии Сунь Ятсена, бывал в Америке, но тянуло его всегда в Арктику — пестрота торговых рядов не могла заслонить для него сверкания ледяных полей.
Сейчас они стали легендой — те, кто начинал штурм Арктики, кто непокорный Северо-Восточный проход превратил в Северный морский путь. Среди них были знаменитости, о которых знал весь мир, которыми и сейчас гордится страна, а были и скромные труженики. Такие, как механик Бондик. Но без них Арктика не была бы освоена.

Бондик был из славной когорты первых ледокольщиков. Механик-практик, окончивший лишь школу машинистов, он с 1916 года работал на ледоколах. Еще до революции перегонял на Дальний Восток трудягу «Добрыню Никитича», во время гражданской войны плавал стар'мехом на ледоколе «Казак Поярков», а затем вновь вернулся на своего «Добрыню» и почти без перерыва проработал на нем до 1934 года.
А в 1934 году прибыл 'во Владивосток овеянный славой краснознаменный ледокол «Красин». Кто из старых дальневосточников не помнит его двухтрубный со скошенным форштевнем силуэт, кто не помнит тот знаменитый и шумный красинский комсомольский набор, когда почти вся команда заслуженного корабля состояла из комсомольцев? Но мало кто может сейчас представить, насколько трудными были тогда полярные рейсы красинцев. Одна только цифра: за сутки ледокол сжигал в десяти своих котлах 170 тонн угля. Это кажется невероятным — как можно в шестидесятиградусной жаре перебросать в пылающее чрево ненасытных топок такое фантастическое количество угля? Шестьдесят кочегаров, около ста человек машинной команды...
Этими людьми командовал Бондик. Ему везло на капитанов — на «Казаке Пояркове» он плавал вместе со старейшим и опытнейшим ледовым капитаном Штукенбергером, на «Красине» работал вместе с прославленными Белоусовым и Марковым. Но и капитанам везло на своего стармеха.
Орден «Знак Почета», полученный в 1937 году за зимовку на «Красине», удостоверение почетного полярника, подписанное в годы войны самим Ширшовым, орден Трудового Красного Знамени и медаль «За оборону Советского Заполярья» — это
вехи на арктическом пути механика Бондика. После войны был ледокол «Микоян», а потом, в 1948 году, вместе с Кубасовым его назначают механиком-наставником. Но Арктика властно звала его и в 1950 году. В шестьдесят пять лет, уговорив врачей, он отпросился еще в один рейс. Но изношенное сердце не выдержа¬ло, этот рейс стал для старого моряка последним.
Зинаида Яковлевна, жена и друг Ивана Леонтьевича, вспоминала, что он любил повторять слова старой партизанской песни: «И на Тихом океане свой закончили поход...» Старый моряк начал свой поход в Тихом океане, а закончил — в Ледовитом, которому он отдал всю свою жизнь и куда всегда стремился.
Изредка до одинокого острова доносится гудок — это проходящие ледоколы приветствуют своего стармеха. А в Сахалинском пароходстве уже два десятка лет бороздит моря пароход «Механик Бондик».
У могилы, среди дикого камня мерзнет на семи ветрах полярный мак.
Вечером с ледокола прилетел вертолет. Увидев это миниатюрное создание, мы слегка забеспокоились — возьмут ли нас всех за раз? Дело в том, что с нами летит один из полярников и вместо двух человек, о которых говорилось в радиограмме, нас оказалось трое, да еще весьма приличный груз. Но наши опасения оказались напрасными — летчики лишь покачали головой и деловито помогли втолкнуть вещи и всунуться самим в узкий салон — тут не Аэрофлот, здесь другие порядки.
Нас провожают почти все свободные от вахты. Вертолет взлетает, делает круг над островом и последнее, что мы видим,— Анжелика, машущая нам вслед. Легкой зимовки тебе, Анжелика! Товарищи у тебя будут надежные.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения