1933: Зверобойный промысел

флора и фауна

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 24 Март 2015 20:31

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1933, с.13.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1933, с.13 КПР - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1933, с.13 КПР - 0002.jpg
КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОМЫСЛОВЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ОСТРОВОВ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО МОРЯ

Всесоюзным объединением Союзморзверпром, в ведении которого в настоящее время находятся о-ва Новая Земля, Вайгач и Колгуев, совместно с промыслово-биологическим сектором Арктического института, в январе с. г. организованы краткосрочные курсы по подготовке промысловых работников для названных выше островов.
Целью курсов является ознакомление слушателей со всеми сторонами островного промыслового хозяйства. Окончившие курсы будут направлены на острова в качестве простых промышленников, сроком не менее чем на два года. Успешно прошедшие практический промысловый стаж на островах будут выдвинуты на ответственную работу в островных колхозах.
Преподавателями курсов являются, главным образом, научные сотрудники Арктического института и работники Союзморзверпрома.
Слушатели курсов, в количестве 15 человек, набраны преимущественно из рабочих. Продолжительность занятий 3—4 месяца. В течение этого времени будут прочитаны следующие краткие курсы: общий географический очерк островов (Н. В. Пинегин), морской звериный промысел (К. К. Чапский), орнитофауна островов и ее использование (Л. А. Портенко), песец и песцовый промысел (А. А. Романов), рыбный промысел на островах (В. К. Есипов и Г. С. Сластников), оленеводство (И. И. Соколов и В. М. Сдобников), собаководство (И. И. Соколов), белый медведь и его промысел (К. Е. Воробьева), практические занятия по таксидермии (К. Е. Воробьева), островное хозяйство (Маралевич — сотрудник Союзморзверпрома), политзанятия (Астафьев — сотрудник Союзморзверпрома), первоначальная медицинская помощь и основы гигиены (врач Е. И. Урванцева), основные понятия по топографии (Я. Я. Гаккель). Заведующим курсами состоит т. Астафьев, учебной частью ведает В. К. Есипов. Средства для организации курсов выделены Союзморзверпромом.
Одновременно предполагается издать ряд популярных брошюр для промышленников по главнейшим видам островного промыслового хозяйства.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2017 12:42

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с.135-136.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с.135-136 Промыслы ЯО - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с.135-136 Промыслы ЯО - 0002.jpg
ПРОМЫСЛОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЯМАЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ОКРУГЕ. В районе р. Мяссо организуется первая в округе охотничье-промысловая станция. В центре внимания станции будет находиться песцовый промысел. В 1932 г. специальной зверобойной экспедицией было добыто 720 голов морского зверя (в 1931 г. добыча составляла всего только 100 голов). Начиная с 1933 г. зверобойная экспедиция реорганизуется в постоянное зверобойное предприятие с районом деятельности — Обская губа и прилегающее побережье моря.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 01 Апрель 2017 16:35

Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7, с. 176.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7, с. 176 ЗП.jpg
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ЗВЕРОБОЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. При зверобойном секторе а/о „Севрыба“, в ведение которого после ликвидации Союзморзверпрома перешло управление морской зверобойной промышленностью на севере, организовано постоянное научно-техническое совещание, для изучения и разработки отдельных вопросов добывающей и обрабатывающей техники северного морского зверобойного промысла в Белом, Баренцовом и Карском морях. К участию в совещании привлекаются Институт рыбного хозяйства, Арктический институт, Пищевой институт, Техникум рыболовства, Лаборатория Кожснаба, Водный регистр и др. Персонально приглашены: проф. Н. А. Смирнов, проф. Д. Р. Девель, проф. Е. К. Суворов, проф. М. Д. Ильин, проф. Рейзман, Г. А. Бондарев, В. К. Есипов, К. К. Чапский, К. К. Дексбах и В. Э. Бургард.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 01 Апрель 2017 19:22

Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7, с. 176.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7, с. 176 СЖур.jpg
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫСЛОВ НА ТАЙМЫРСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. Главное Управление Северного морского пути постановило организовать коллектив охотников-промышленников для эксплоатации промысловых богатств Таймырского п-ова. Во главе коллектива, состоящего из десяти промышленников, будет стоять охотник С. Журавлев, много лет промышлявший на Новой Земле и проведший два года (1930—1932) на Северной Земле. Вместе с промышленниками на Таймырский п-ов выезжают члены их семей в составе десяти человек.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 11 Апрель 2017 16:58

Бюллетень Арктического института СССР, № 8, с.233

 Бюллетень Арктического института СССР, № 8, с.233 ЗвПром.jpg
ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В АРКТИКЕ В 1933 ГОДУ. Севрыбтрест все шире и шире развивает свою деятельность на севере. На-днях вышла из Мурманска зверобойная флотилия треста, направившаяся в район Земли Франца-Иосифа, с расчетом дойти до о-ва Рудольфа. Для охоты на моржей, белых медведей и морских зайцев вышли специальные зверобойные суда, работа которых нам знакома с 1932 г., — „Смольный“, „Ленгосторг", „Мурманец", „Нерпа" и „Ленсовет".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2017 13:48

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.295

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.295 НЕРПА.jpg
РЕЙС ЗВЕРОБОЙНОГО СУДНА „НЕРПА" НА НОВУЮ ЗЕМЛЮ. Зверобойное судно „Нерпа“, под командой капитана А. И. Хохлина, вышло из Архангельска 1 июня 1933 г., имея главной задачей доставку яиц, собранных на птичьих базарах Новой Земли. 6 июня „Нерпа" прибыла в губу Белушью, но к самому становищу подойти не могла, так как в губе еще не весь припай был взломан; чтобы добраться до становища, пришлось пройти 7 миль пешком по льду. 13 июня „Нерпа“ была у губы Машигиной, но зайти в нее не могла, так как губа была сплошь забита льдом. Следуя во льду вдоль западных берегов на север, „Нерпа“ была 17 июня в широте губы Архангельской, куда из-за льда также не удалось зайти. 28 июня „Нерпа“ вернулась в Архангельск, имея на борту 39066 штук яиц. Кроме того, во льдах у западных берегов Новой Земли были убиты одиннадцать медведей и десять морских зайцев и взяты живыми два медведя.
В. В.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 22 Апрель 2017 09:33

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.295-296

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.295-296 ТОЗ - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.295-296 ТОЗ - 0002.jpg
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА ОХОТНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ. В „Бюллетене" Народного Комиссариата земледелия РСФСР 1933 г., №11/12, опубликован примерный устав Производственного товарищества охотников на крайнем севере, утвержденный Коллегией НКЗ РСФСР 5 апреля 1933 г. Этот устав разработан Союзохотцентром и согласован с Комитетом севера при ВЦИК. После изложения целей и задач товариществ, уставом указываются пути объединения батраков, бедняков и середняков и способы пользования промысловыми угодьями и ведения правильного охотничьего хозяйства, снабжения членов инвентарём, улучшения промысловых собак. Примерным уставом предусматриваются пути для организации сбыта продукции товариществ и организации подсобных промыслов, скотоводства, огородничества и улучшения бытовых условий и поднятия культурного уровня членов. Примерным уставом разъясняются права и обязанности членов товариществ и правлений и другие организационные моменты, а также оплата продукции. Существенным моментом в примерном уставе охотничьих товариществ на севере является объединение охотничьих угодий, как находящихся в пользовании членов, так и получаемых из Госфонда вместе с промысловыми избушками, орудиями лова и промысла. Исключение делается только для огнестрельного оружия. Оплата продукции, добытой отдельными членами товариществ, производится в соответствии с добытым количеством и качеством ее, а также и произведенной работой на основе сдельщины. При работе бригадным способом на охотничьем промысле добыча не обезличивается, и каждый член бригады получает установленную стоимость продукции. Групповая сдельщина может быть установлена по решению, общего собрания в отдельных случаях как исключение. Чистая прибыль в конце оперативного года, после уплаты налогов и по покрытии всех расходов товариществ, распределяется общим собранием в соответствии с состоянием дел товарищества и с указаниями руководящих органов интегральной кооперации. Товарищества входят в интегральный союз или районное интегральное товарищество и ведут свою работу под их руководством. В этом отношении организация охотничьего хозяйства и охотничьего промысла на крайнем севере отличается от всех других районов Союза ССР, где она будет проводиться через колхозы. Организационная структура интегральной кооперации, ее задачи и перечень районов крайнего севера, в которых она сохраняется, опубликованы в Собрании Законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР от 1 августа 1933 г., № 53, ст. 309.
М. Е. ЗИНГЕР
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 05 Май 2017 21:05

Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 342-344

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 342-344 Смольный - 0001.jpg
ПЛАВАНИЕ З/С „СМОЛЬНЫЙ" НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
В 1933 ГОДУ


Зверобойное судно „Смольный" (капитан Д. М. Аполлонов) вышло из Мурманска 16 июля. 20 июля в счислимом месте φ = 78°10'N и λ = 37°20' Е была встречена неширокая полоска мелко-битого льда. На следующий день, в счислимом месте φ =79°44' N и λ = 40°50' Е, „Смольный" подошел к кромке льда. Лед простирался отсюда до южных берегов Земли Франца-Иосифа и состоял из крупно- и мелко-битых образований, а также молодого ниласового льда. 26 июля „Смольный" прошел пролив Миерса, в котором находился редкий лед. Войдя в Британский канал, судно встретило, не доходя до о-ва Итона, непроходимый

Рис. 1. О-в Аполлонова (справа) и о-в Столичка (слева).

торосистый лед и повернуло на юг в пролив Де Брюйне. По полученным с з/с „Мурманец" сведениям, проливы Аллен Юнга и Маркхэма были в это время еще покрыты невзломанным зимним льдом. Обогнув с юга о-в Мак-Клинтока и о-в Галля, „Смольный" проследовал в Австрийский канал, южный вход в который оказался закрытым большими полями зимнего льда. С 28 июля проливы в восточной части архипелага были доступны для навигации до о-ва Райнера. Вообще летом 1933 г. архипелаг Франца-Иосифа начал освобождаться от льдов сначала в восточной своей части, в западной же части проливы очистились от льдов только к 27—28 августа. Замерзание проливов началось 13 сентября, когда „Смольный" встретил первую шугу и сало (у о-ва Артура). 4 октября

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 342-344 Смольный - 0002.jpg
— 343 —
„Смольный" покинул Землю Франца-Иосифа и по чистой воде прошел к мысу Желания.
Во время плавания „Смольного" удалось констатировать ряд неправильностей на современных картах Земли Франца-Иосифа, а также открыть несколько новых островов.
1. От мыса Шреттера на о-ве Гогенлоэ в направлении на NE тянется группа из шести островов. Из них четыре довольно больших острова, длинных, узких и низких, расположены двумя параллельными рядами, по два острова в каждом ряду. Остальные два острова малого

Рис. 2. О-в Брош. Расположен к югу от о-ва Кун.

размера, один из них находится в середине группы, а другой у северо-восточной оконечности Голомянного острова. Проливы между островами мелкие, но для прохода катера доступны.
2. В 1 1/4 км к NE от о-ва Торупа находятся два небольших острова. Южный остров меньше северного и имеет вид отдельной скалы, северный остров — продолговатый и довольно высокий.
3. Небольшие острова у о-ва Райнера показаны на карте неправильно. На самом деле к N от о-ва Райнера, в 3 км от него, находятся три отмелых низких острова. В проливе между этими островами и о-вом Райнера глубина доходит до 5 саж. Рядом с этими островами находится гряда низких узких островов, вытянутая в направлении на о-в Кобург

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 342-344 Смольный - 0003.jpg
— 344 —
и имеющая в длину около 5 км. С восточной стороны о-ва Райнера подле самого берега находится непоказанный на картах высокий круглый островок. К SE от этого островка близ него находится отдельный камень.
4. В Итальянском проливе вместо одного острова {1} обнаружены два. Первый остров (счислимые координаты φ = 81°12' N и λ =57°11' Е) вытянут по направлению пролива и имеет в длину около 4 км и в ширину около 1 1/2 км; северная и северозападная его стороны высокие и скалистые, югозападная и южная — довольно отлогие и низкие. Второй остров (счислимые координаты φ = 81°12' N, λ = 57°13' Е), расположенный к NW от северовосточного конца первого острова, лежит поперек пролива. Он низкий, каменистый и имеет в длину около 1 км и в ширину до 1/4 км. Острова разделены мелким проливом шириной в 1 км.
5. В северном входе в Американский пролив, между о-вом Пайера и югозападной оконечностью о-ва Столичка тянется, в направлении с SE 60° на NW 60°, низкая каменистая гряда островков, преграждающая здесь вход в пролив. Длина этой гряды не менее 3 км, в ширину она имеет до 1/4 км. Пролив между этой грядой и о-вом Пайера, а также пролив между грядой и о-вом Столичка мелки и доступны только для катера. К югу от юговосточного конца гряды в расстоянии 1 км находится высокий скалистый остров. {2}
6. В заливе Де Лонга (о-в Джексона) было обнаружено три островка, незначащихся на карте.
7. У мыса Брайса (о-в Циглера) находится небольшой низкий каменистый островок.
8. На Земле Вильчека, между мысками Фербенкса и Шмарда находится бухта, вход в которую закрывается продолговатым узким островком.
9. К NE от о-ва Хейса находится довольно высокий островок, длиною до 1 1/2 км. От о-ва Хейса он отделен мелким проливом, шириной до 1 км.
10. С северной стороны о-ва Галля вблизи берега находятся три низких довольно длинных островка, вытянутых в направлений на NE.
11. К SW от о-ва Литке в 3 км от него обнаружена банка, с глубиной 1 1/3 саж.
Д. М. АПОЛЛОНОВ
___________________________________________________________
{1} На карте экспедиции Фиала этот остров носит название Мас Gee Island. Этот остров показан также на карте, изданной Институтом по изучению севера (Труды, вып. 47, 1930).
Примечание Редакции
{2} Этот остров без названия показан на карте экспедиции Фиала. Мы предлагаем назвать его о-вом Аполлонова.
Примечание Редакции
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2017 07:20

Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.354-355

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.354-355 СПМурм - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.354-355 СПМурм - 0002.jpg
СЕЛЬДЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ НА МУРМАНЕ. За последние два-три года на Мурмане развивается крупный промысел сельди. Нет сомнения, что в ближайшие же годы Мурманский район будет занимать первое место в ряду других сельдяных районов СССР. В старейшем нашем сельдяном районе — Астраханском — в 1931 г. было выловлено 165.5 тысячи центнеров сельди, а в Мурманском районе в том же году — 279 тысяч центнеров. В 1932 г. цифры вылова соответственно составляют 153.7 тысячи центнеров и 305.2 тысячи центнеров. За первое полугодие 1933 г. на Мурмане было выловлено 439 тысяч центнеров сельди. Промысел сельди на Мурмане возможен не только в губах и заливах, где ранее она только и промышлялась, но и вдали от берегов — во многих районах Баренцова моря, как это доказано в последнее время.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2017 07:24

Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.355

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.355 Кара.jpg
ПРОМЫСЛОВОЕ ОСВОЕНИЕ КАРСКОЙ ГУБЫ. В августе текущего года на пароходе „Ломоносов" в Карскую губу доставлены постройки, оборудование и персонал промыслово-охотничьей станции. Заведующим станцией является т. Созонов, ранее в течение ряда лет зимовавший на Новой Земле. В числе промышленников имеется также еще несколько новоземельцев. Станция расположена в урочище Кара-вом, где построены жилой дом, склад, баня и три небольшие избы. Промысловая деятельность станции будет направлена, главным образом, на промысел песца и на рыбный промысел в устье р. Кары.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2017 13:07

Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.355

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.355 НЗ.jpg
КОЛОНИЗАЦИЯ НОВОЙ ЗЕМЛИ. В настоящее время на Новой Земле имеется десять становищ, расположенных по западному побережью: ка южном острове — Русаново, Красино, Белушья губа, Малые Кармакулы и Поморская и на северном острове: мыс Лагерный, Крестовая губа, губа имени Смидовича (п-ов Адмиралтейства), Архангельская губа, Русская Гавань, и двенадцать промысловых изб и домов по восточному побережью (на южном острове в устьях рек Кумжы, Колзаковой, Савиной и Абросимовой, в заливах Литке, Шуберта и Брандта, на северном острове в заливах Чекина, Медвежьем и Фан-Флотта и на о-вах Пахтусова) и четыре метеорологические станции — в проливе Маточкин Шар, в Русской Гавани, на мысе Желания к в Малых Кармакулах.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 08 Июнь 2017 20:49

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 178-179

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 178-179 Ленгосторг - 0001.jpg
ПЛАВАНИЕ ЗВЕРОБОЙНОГО СУДНА „ЛЕНГОСТОРГ" НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА В 1933 ГОДУ

Перед тем, как итти на Землю Франца-Иосифа, „Ленгосторг" промышлял некоторое время у северовосточных берегов Новой Земли. 18 июля он прибыл к Оранским о-вам, не встретив на своем пути льда, и оставался у северовосточных берегов Новой Земли до 24 июля, когда был взят курс к юговосточной оконечности Земли Франца-Иосифа. На пути к этому архипелагу „Ленгосторг" шел льдом, сплоченностью от 3 до б баллов, около 100 миль, а в широте 78º42'N и долготе 64°48'Е вышел на чистую воду и не встречал больше льда до самой Земли Вильчека, к которой подошел 28 июля.
31 июля „Ленгосторг“ вошел в Австрийский канал, оказавшийся свободным от льдов до о-ва Кена, за которым была встречена кромка десятибалльного льда, шедшая от о-ва Ла Ронсиер к о-ву Беккера (1 августа). Повернув на юг, „Ленгосторг" направился в пролив Маркама, с целью достичь Земли Георга, но в западной части этого пролива встретил сплошные льды. После этого судно направилось к о-ву Галля, который обогнуло с востока, и затем взяло курс вдоль южных берегов архипелага на запад. В районе о-ва Огорда „Ленгосторг" вошел в мелкобитый лед, сплоченностью около 4 баллов. 5 августа судно прошло через пролив Де Брюйне в Британский канал. Пролив Де Брюйне был заполнен крупно- и мелкобитым льдом, сплоченностью от 4 до 8 баллов. В южной части Британского канала „Ленгосторг" вышел на чистую воду и направился к Земле Георга, вдоль восточных берегов которой поднялся до мыса Муррея, где сплошные девятибалльные льды преградили ему дальнейший путь на север. 7 августа „Ленгосторг" вышел через пролив Де Брюйне в Баренцово море и пытался зайти в пролив Абердар, но последний оказался забитым льдом. Далее судно прошло к о-вам Гохштеттера, около которых промышляло до 10 августа. Посетив о-ва Клагенфурт, „Ленгосторг" прошел через пролив между о-вом Сальмом и о-вом Колдевея в море, далее проследовал салмой между о-вом Огорд и о-вом Мак-Клинтока к о-ву Эттериджа, 12 августа прошел через пролив Де Брюйне и через свободный от льдов пролив Миерса вышел в Баренцово море. Следуя далее вдоль южных берегов архипелага по чистой воде на

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 178-179 Ленгосторг - 0002.jpg
— 179 —
запад, „Ленгосторг" был 13 августа у мыса Лудлова и вошел в пролив Кэмбридж. Недалеко от мыса Нансена невзломанный зимний лед остановил судно, и оно направилось к бухте Смита, в которой лед тоже еще не вскрывался (15 августа). Пережидая у входа в эту бухту улучшения погоды, судно было затерто льдами, надвинувшимися с запада. 21—23 августа судно подвергалось сильным сжатиям и получило крен, который был ликвидирован при помощи взрыва аммонала. 25—26 августа „Ленгосторга", по-прежнему затертого во льдах, отдрейфовало к мысу Лудлова. Только 29 августа, после больших усилий, судну удалось выйти на разреженные льды в широте 80° 07' N и долготе 46° 35' Е.
29 августа „Ленгосторг" был у мыса Флора, где пережидал шторм до 31 августа, когда судно прошло через пролив Миерса в Британский канал. На следующий день у мыса Муррея была встречена кромка льда, вдоль которой „Ленгосторг" шел сперва на N, потом на NE, до Земли Карла-Александра, изредка встречая разреженный лед. Далее были пройдены пролив Бака, в котором держался разреженный (1 балл) мелкобитый лед, и пролив Кельти. 4 сентября „Ленгосторг" вышел через пролив Бака в море Виктории, промышлял в районе о-вов Омманея и Гарлея и затем направился к о-ву Артура. Поблизости от этого острова был встречен старый торосистый лед, и судно взяло курс на SW, в пролив Маркама, оказавшийся в это время свободным от льда. Далее „Ленгосторг" прошел по чистой воде Австрийским каналом к о-вам Клагенфурта и Гохштеттера, а 8 сентября встал на якорь у южного берега Земли Вильчека. На следующий день судно прошло через пролив Маркама, пересекло Британский канал и подошло к мысу Чадс. Льдов, которые были встречены у мыса Муррея 1 сентября, теперь уже не было. 10 сентября „Ленгосторг" посетил залив Географов и 11 сентября обогнул по чистой воде п-ов Эрмитэдж, зайдя по пути в бухту Соммервиль. 12 сентября был пройден с севера на юг пролив Кэмбридж, оказавшийся свободным от льдов, если не считать отдельных поясин разреженного льда. Выйдя в Баренцово море, „Ленгосторг" дошел по чистой воде до мыса Лофлей, откуда повернул на SE, к о-ву Белль. 13 сентября был взят курс на Новую Землю.
К северной оконечности Новой Земли „Ленгосторг" прибыл 18 сентября, при чем на всем пути от Земли Франца-Иосифа льда не было встречено. У северных и северозападных берегов Новой Земли „Ленгосторг" промышлял до 16 октября, когда он пошел в Архангельск. Первое появление нового льда (у о-ва Гемскерка) было отмечено 10 октября.
Во время переходов открытым морем с „ Ленгосторга" выбрасывались бутылки, для изучения течений.
В. В.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 16 Май 2019 13:45

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.361-364

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.361-364 промысел-33г - 0001.jpg
ИТОГИ СУДОВОГО ЗВЕРОБОЙНОГО ПРОМЫСЛА В СОВЕТСКОЙ АРКТИКЕ ЗА 1933 ГОД

В 1933 г. на зверобойный промысел в Карское море и к Земле Франца-Иосифа вышли из Мурманска четыре зверобойных судна: "Ленинградсовет", "Ленинградгосторг", "Мурманец" и "Нерпа".
З/с "Ленинградсовет", выйдя 16 июля, взяло курс прямо к Земле Франца-Иосифа, которую и достигло 21 июля. В районе Земли Франца-Иосифа судно оставалось до 10 сентября, добыв за это время 137 моржей, 139 морских зайцев и 74 белых медведя. 16 сентября "Ленсовет" подошел к северовосточной оконечности Новой Земли, где и продержался до начала октября, добыв 60 моржей и 1 белого медведя. 10 октября "Ленсовет", закончив промысел, пришел в Архангельск.
З/с "Ленгосторг" вышел в плавание 12 июля. Посетив на несколько дней северозападную часть Карского моря и добыв там, у северовосточных берегов Новой Земли, 4 белых медведя и 1 морского зайца, судно поднялось на NW и 28 июля вышло в район архипелага Земли Франца-Иосифа. Там за 45 дней промысла "Ленгосторг" взял 10 моржей, 54 морских зайца и 37 белых медведей. Небольшой размер добычи, в особенности моржа, объясняется в значительной степени тем, что "Ленгосторг" оказался на 15 дней зажатым льдами. 17 сентября "Ленгосторг" спустился к Новой Земле и, оставаясь в районе Оранских о-вов — мыс Константина до конца второй декады октября, добыл 81 моржа и 3 белых медведей 27 октября судно вошло в Архангельский порт.
З/с "Мурманец" вышло на промысел 15 июля и 21 июля достигло Земли Франца-Иосифа. Оставаясь там до 17 сентября, "Мурманец" добыл 135 моржей, 163 морских зайца и 53 белых медведя. 21 сентября "Мурманец" подошел к Новой Земле и, крейсируя вдоль побережья от залива
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.361-364 промысел-33г - 0002.jpg
— 362 —

Иностранцева до залива Благополучия, до 14 октября добыл всего 8 моржей, 14 белых медведей и 1 белуху. 21 октября судно прибыло в Архангельск.
З/с "Нерпа" вышло на промысел со значительным опозданием — 4 августа. До конца этого месяца оно находилось в северных районах Баренцова и Карского морей, совершив в поисках зверя большие переходы, не давшие, однако, до 15 августа никакого положительного промыслового результата. В течение первой половины сентября судно оставалось в архипелаге Земли Франца-Иосифа, добыв 29 моржей, 23 морских зайца и 29 белых медведей.
В дальнейшем "Нерпа“ предприняла разведку в северную и северо-восточную часть Карского моря, достигла, между прочим, о-ва Визе, но за целую неделю поисков был добыт только один морской заяц. 23 сентября "Нерпа" подошла к северовосточной оконечности Новой Земли и, оставаясь там до 7 октября, добыла 23 моржа и 3 белых медведей.
Из краткого обзора маршрутов отдельных зверобойных судов видно, что промысел 1933 г. сосредоточился в двух районах: в архипелаге Земли Франца-Иосифа, к которому устремлялись все зверобойные суда, и северо-западной части Карского моря, прилежащей к северным берегам Новой Земли. Таким образом, промысел в 1933 г. в основном шел по пути, проторенному промысловыми экспедициями предыдущих лет. Исключение составило только одно зверобойное судно — "Нерпа", предпринявшее разведку в ранее непосещаемых зверобойными судами районах, которая, к сожалению, оказалась безрезультатной.

Общая таблица добычи морского зверя в 1933 г. ( в головах)

Таблица 1.
Район промысла Объект промысла [Морж] [Морской заяц] [Белый медведь]
Район Земли Франца-Иосифа . . . 311 397 213
Район северозападной части Карского моря.......... 172 8 36
Всего .... 483 405 249

Как видно из этой таблицы, большая часть продукции промысла была взята в районе архипелага Земли Франца-Иосифа, хотя отдельные суда промышляли там и с неодинаковым успехом.
Объясняется это, с одной стороны — более продолжительным сроком промысла зверобойных судов в архипелаге Земли Франца-Иосифа, по

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.361-364 промысел-33г - 0003.jpg
— 363 —

сравнению с промыслом в Карском море, с другой стороны — поздним посещением северо-западного района Карского моря (вторая половина сентября — начало октября), когда пловучих льдов уже почти не было, а следовательно не мог иметь места и промысел морского зайца, не могла быть значительной и добыча белого медведя.
Из особенностей промысла отдельных видов в рассматриваемом сезоне обращают на себя внимание следующие.
В отличие от предыдущих двух лет морж в архипелаге Земли Франца-Иосифа встречался преимущественно небольшими группами и поодиночке; более или менее крупная залежка была встречена только один раз (добыто было 63 шт.) Концентрированные лежбища не представляли частого явления и на севере Новой Земли, однако, промысел здесь был значительно добычливее, чем в предыдущем году.
Добыча морского зайца была довольно интенсивна, в отдельных случаях она достигала 25 голов в сутки. Белый медведь добывался сравнительно умеренно: предельная добыча составляла 7 голов в сутки.
Частные данные об интенсивности добычи по каждому судну приведены в табл. 2, показывающей среднее количество голов добычи, приходящееся на один день промысла данного вида.

Таблица 2.
Название з/судна Объект промысла [Морж] [Морской заяц] [Белый медведь]
"Ленинградсовет" ... 6.1 гол. 5.6 гол. 2.6 гол.
"Ленинградгосторг" ... 9.1 „ 4.0 „ 2.5 „
"Мурманец" ... 5.0 „ 8.1 „ 3.2 „
"Нерпа" ... 4.0 „ 3.2 „ 2.6 „

Краткий хронометраж отдельных рейсов приведен в табл. 3.
Что касается использования продукции зверобойного промысла, то, как и в предыдущие годы, оно было далеко неполным, хотя количество видов (наименований) заготовляемой продукции несколько возросло. В частности производилась заготовка кишек как медвежьих, так моржовых и заячьих; заготовлялись кости полового органа моржа; но все это заготовлялось в очень небольших размерах, как бы на пробу.
Мяса, по всем четырем зверобойным судам было заготовлено только около 70 тонн, причем на 90% — медвежье. Туши (раушки) морского зайца не были использованы вовсе.
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.361-364 промысел-33г - 0004.jpg
— 364 —


Таблица 3.
Название зверобойного судна Продолжительность плавания Количество ходовых часов Продолжительность непромыслового времени Количество дней с промыслом
Переход вне-промысловой зоны Туман Шторм Моржи Морские зайцы Белые медведи
"Ленинградсовет" 85 сут. 1160 13 сут. 496 час. 336 час. 32 25 28
"Ленинградгосторг" 99 „ 1415 12 „ 563 „ 206 „ 9 14 22
"Мурманец" 106 „ 1050 15 „ 568 „ 384 „ 29 22 22
"Нерпа" 70 „ 850 10 „ 430 „ 150 „ 13 9 17
По всем зверобойн.
судам 360 сут. 4 475 50 сут. 2057 час. 1076 час. 83 70 89

В заключение надо отметить, что до сих пор зверобойный промысел в отношении экслоатации сырьевой базы еще не перестроился. По прежнему он продолжает базироваться на морже, запасы которого прогрессивно истощаются, по прежнему остается неиспользованной белуха. Так же, как и раньше, пропадает громадное количество мяса и др. побочных продуктов; слабо осваиваются новые районы промысла и т. д.
Совершенно очевидно, что судовой зверобойный промысел в том виде, в каком он есть, дальше оставаться не может. Его дальнейшее развитие возможно лишь при условии всесторонней и коренной реконструкции.
К. ЧАПСКИЙ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 25 Июль 2020 21:22

Правда Севера, №39, 16 февраля 1933 г.

 Правда Севера,№039_16-02-1933 Дедущенко зверобойка.jpg
Самолет на разведку зверя

14 февраля на архангельский аэродром вернулся с о. Моржовец самолет "Сталь-2" мощная машина советской конструкции впервые принимавшая участие в зверобойных промыслах.
- 12 февраля мы вылетели из Архангельска по направлению к о. Моржовец, - рассказывает командир самолета "Сталь-2" тов. Дедущенко. - Целью нашего полета было подготовиться к предстоящему зверобойному промыслу, в котором наш самолет предназначался для разведки зверя. На о. Моржовец оборудованы основная база, самолетная площадка и радиостанция, в задачу которой входит обслуживание радиотелефонной и телеграфной связью самолета и зверобойных судов.
В Архангельске мы приняли на борт самолета двух радистов, запасные части и некоторое оборудование для радиостанции на о. Моржовец. До о. Моржовец мы шли хорошо. Условия полета, за исключением плохой видимости были благоприятны. В силу плохой видимости нам пришлось лететь на высоте 50 метров над уровнем моря. Расстояние до о. Моржовец — 360 километров — покрыли в 1 час 50 минут.
Там мы пробыли 2 дня. В первый день испытали запасный мотор и испробовали радиостанцию. Оказалось все в порядке. Станция работает прекрасно. Мотор в исправности. 13 февраля самолет "Сталь-2" должен был вернуться в Архангельск, но мы вылететь не решились, так как с утра задул штормовой ветер. На море разыгралась буря. Пурга на острове была настолько сильна, что на рясстоянии 5-10 метров нельзя было различить человеческой фигуры. Решили обождать. И только днем 14 февраля, после того, как шторм стих, мы покинули остров Моржовец, взяв курс на Архангельск.
— Во время пребывания на о. Моржовец, — рассказывает далее тов. Дедущенко — мы получили много запросов от промышленных судов. Нас просили произвести разведку зверя, но так как самолет должен был вернуться в Архангельск, мы этого сделать не смогли.
Я должен сказать, что зверобойная кампания по существу началось. В районе о. Моржовец мы видели промысловые боты, занимающиеся зверобоем. Кроме того, пятна крови на снегу, которые мы заметили во время обратного полета. свидетельствуют о наличии прибрежного промысла зверя.
Перелет Архангельск — о. Моржовец и обратно дал для нас немало интересного материала. Совершая полет над морем на высоте 50 метров, мы прекрасно видели большие стада зверя. Наши наблюдения за ходом зверя выявили громадные возможности для хорошего и удачного промысла.
Зверя в этом году очень много. Огромные стада тюленя, нерпы направляются на юг. Рев мотора ничуть их не пугает. Но развить сейчас промысел в районе от о. Моржовец к Зимнегорскому маяку не представляется возможным нет льда. На чистой же воде промышлять за зверем не возможно.
Сообщения, которые мы получили от судов, находящихся севернее о. Моржовец, говорят за то, что и в этом районе есть все условия для развертывания зверобойной кампании.
— Самолет "Сталь-2" на промысле будет работать хорошо — говорит в заключение т. Дедущенко. — Наш полет на о. Моржовец дает все основания к такому выводу. За время наших полетов от Москвы до Архангельска и от Архангельска до о. Моржовец мотор работает прекрасно.
Через два дня мы вылетаем на о Моржовец для участия в зверобойном промысле. Радиус действия — 100—150 миль в районе о. Моржовец. За время зверобойной кампания мы предполагаем произвести обследование Чешской губы и района около Святого Носа.
Самолет "Сталь-2" к отлету и работе на промысле готов. Экипаж уверен, что с поставленными задачами в предстоящую зверобойную кампанию справится.
Ал. Опарин.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 19 Август 2020 14:27

Правда Севера, № 49, 28 февраля 1933 г.

 Правда Севера,№ 049_28-02-1933 БАБУШКИН-зверобойка.jpg
★ ВЧЕРА В 15 ЧАС. на Архангельский аэродром приземлился самолет С—13. Самолет сделал перелет Москва - Архангельск благополучно. С—13 находится под управлением опытного полярного летчика т. Бабушкина и предназначается для участия в зверобойной кампании.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Живая природа Арктики и Антарктики



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения