СПУСК НА ВОДУ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА „ЛЕНИН"ЛЕНИНГРАД, 5 декабря. Сегодня здесь спущен на воду ледокол водоизмещением 16 тысяч тонн, впервые в мире оборудованный атомной силовой установкой.
Советский народ и его друзья во всем мире могут поздравить ленинградских рабочих и специалистов с завершением важного этапа в строительстве необычного ледокола, которому присвоено дорогое и близкое сердцу каждого трудящегося имя «Ленин».
...В сопровождении инженера поднимаемся на борт атомохода. Это корабль высотой в шестиэтажный дом. Инженер знакомит с основными размерами судна, которое станет флагманом советского арктического ледокольного., флота. Длина ледокола — 134 метра, наибольшая ширина — более 27 метров.
Палуба — словно широкая улица.
— Вот здесь, — говорит инженер, показывая на кормовую часть, — будет площадка и ангар для двух вертолетов. Они помогут экипажу ледокола при ледовой разведке и связи с другими судами и полярными станциями.
С палубы по трапам спускаемся во внутренние машинные отсеки, в многочисленные помещения. Их всего около тысячи. Идем по так называемым главным жилым коридорам, протянувшимся вдоль бортов. Здесь оборудуются одноместные и двухместные каюты для команды. В них предусмотрено много удобств для будущих мореплавателей.
Идем мимо машинных отсеков. Здесь уже установлено разнообразное оборудование. В сооружении первого атомного ледокола вместе с ленинградцами принимает участие около 500 предприятий страны.
...Придет день, и в большом центральном отсеке внутри ледокола будет смонтирован мощный ядерный реактор — сердце корабля, — который даст жизнь громадному судну, приведет в движение главные двигатели мощностью в 44 тысячи лошадиных сил. На тонну водоизмещения судна приходится 2,75 лошадиной силы. Такого мощного ледокола по энерговооруженности еще не было в арктическом флоте. Он сможет на чистой воде развивать скорость 18 узлов, что соответствует примерно 32 километрам в час. Пар, вырабатываемый парогенераторной установкой, заставит двигаться турбогенераторы. В свою очередь, электрический ток заставит вращаться три гребных электродвигателя, которые приведут в движение мощные гребные винты. Все управление парогенераторной установкой будет осуществляться с поста энергетики, оснащенного новейшими приборами.
Современные ледоколы, отправляясь в дальний рейс, принимают в свои бункеры около двух тысяч тонн угля или нефти. Это обеспечивает плавание их без заходов в порты до двух месяцев. Атомному ледоколу «Ленин» не потребуется таких запасов топлива. Он будет расходовать в сутки всего несколько десятков граммов ядерной энергии. Это позволит кораблю плавать в царстве льдов в течение многих месяцев без захода в порты.
В этом самое главное преимущество и новизна небывалого в мире ледокола. Задача использования ядерной энергии в качестве топлива для транспортных судов смело решается советскими учеными, инженерами на этом большом корабле. Нелегкая, но почетная задача потребовала создания новых турбин и генераторов, насыщения ледокола самыми новейшими механизмами и приборами дистанционного управления. Одних только электромоторов различных мощностей в отсеках судна будет свыше 500. а кабельные линии составят свыше 300 километров. Небывалая насыщенность ледокола машинной техникой приводит в восхищение даже бывалых моряков-полярников. Они уже пришли на судно. Здесь в процессе монтажа оборудования изучают новую технику будущий капитан ледокола известный полярник П. А. Пономарев, главный механик К. К. Долгополов, старшие механики 3. Г. Русаков, А. В. Неупокоев, Г. В. Гаршин. У всех у них за плечами не менее четверти века плавания.
Всю ночь сегодня на стапеле трудились сотни рабочих и инженеров, они завершали последние приготовления к спуску громадного сооружения весом почти в 11 тысяч тонн.
Сегодня в полдень состоялся спуск атомного ледокола со стапеля на воду. Вместе с коллективом судостроителей на это торжество собрались тысячи ленинградцев.
Перед спуском судна состоялся короткий митинг.
Секретарь Ленинградского обкома КПСС С. П. Митрофанов от имени обкома и горкома КПСС тепло поздравил судостроителей с успешным завершением первого этапа работ по постройке сложнейшего технического сооружения.
На митинге выступили также заместитель Министра морского флота А. С. Колесниченко, председатель Ленинградского совнархоза В. Н. Новиков.
Была оглашена приветственная телеграмма Министра судостроительной промышленности СССР А. М. Редькина.
Наступают последние, самые волнующие минуты. По радио далеко разносятся слова рапорта инженера А. И. Горбушина о полной готовности ледокола к спуску. Одна за другой следуют команды:
— Носовые и кормовые стрелы долой!
— Отдать курки!
Когда были убраны эти последние механизмы, удерживающие судно на стапеле, красавец-ледокол под громкие возгласы «Ура!» и рукоплескания тысяч людей двигается с места сначала плавно, а затем- со скоростью 5,2 метра в секунду устремляется в воды Невы. Гремят цепи падающих в воду якорей. На кормовом флагштоке взвивается Государственный флаг нашей Родины.
Затем буксиры отвели ледокол к причальной стенке верфи, где будет завершена его окончательная достройка. Судостроители ясно представляют, что впереди у них еще много монтажных, отделочных и других работ. Они уверены, что с этим также успешно справятся. Советский атомный ледокол войдет в строй в срок, установленный партией и правительством.