«Мистер «Флитстер» летал в небе Тюмени и Крайнего СевераИГОРЬ ЕРМАКОВ
Американский самолет, спасавший челюскинцев, входил в состав Первого Тюменского авиаотряда.
80 лет назад над нашим городом появился необычный самолет. Моноплан ярко-красного цвета с номером
Н-55 и изображением белого медведя на фюзеляже приземлился в аэропорту Плеханово.
Такого воздушного гостя тюменцы, не избалованные появлением аэропланов, еще никогда не видели. Крылатая машина оказалась действительно уникальным экземпляром.
То был американский воздушный разведчик 17AF Fleetster № С 703Y MS. На этом самолете советский летчик Маврикий Тимофеевич Слепнев (1896–1965) во время спасения челюскинцев вывез из ледового лагеря пять человек на Большую землю, а затем доставил заболевшего академика Отто Шмидта в больницу города Ном на Аляске.
За этот подвиг Маврикий Слепнев, бывший штабс-капитан Русской императорской армии и полковник советских ВВС ВМФ, стал Героем Советского Союза № 5, а его американский бортмеханик Вильям Левери получил орден Ленина № 707.
После завершения операции по спасению челюскинцев американский самолет передали Управлению Полярной авиации Главсевморпути. Пилот Слепнев лично перегнал его в Тюмень.
8 февраля 1935 года летчик
Серафим Антюшев (1904–1943) и бортмеханик
Николай Кекушев (1898–1978) на этом самолете с бортовым номером Н-55 открыли воздушную трассу Тюмень – Салехард.
Этот же экипаж совершил первый перелет Тюмень – Самарово и удачно приземлился в пяти километрах от социалистического городка Остяко-Вогульска (ныне – город Ханты-Мансийск).
Приказом Управления Полярной авиации Главсевморпути № 47 от 25 марта 1937 года в Обской авиалинии сформирован первый линейный отряд в составе 12 машин под командованием Серафима Ивановича Антюшева. Он действовал на линиях Тюмень – Салехард и Тюмень – Сургут – Ларьяк. Флагманом отряда стал самолет № Н-55, который пилоты называли «мистер Флитстер».
Во время Великой Отечественной войны первый пилот «Флитстера» полковник Маврикий Слепнев участвовал в обороне Одессы и Севастополя, возглавлял Главную инспекцию морской авиации ВМФ СССР. Он встретил День Победы, жил в Москве и скоропостижно скончался во время зимней прогулки на одной из столичных улиц.
Судьба тюменского экипажа американского самолета оказалась весьма драматичной.
Капитан Серафим Антюшев с августа 1941-го воевал в составе второй авиагруппы ВВС Северного флота. В марте 1943-го стал пилотом седьмого перегоночного авиаполка трассы «Лидер-200», известной, как «АлСиб», то есть «Аляска-Сибирь».
16 апреля 1943 года его отозвали для ведения ледовой разведки в интересах Главсевморпути на самолете С-47 «Дуглас».
На этой крылатой машине он и погиб над Карским морем у берегов Новой Земли в 20-х числах ноября 1943-го. Имя пилота увековечено на памятнике тюменским авиаторам, установленном в Тюмени на улице Интернациональной, 179.
Николай Львович Кекушев провоевал всю войну на Ленинградском фронте и в Заполярье. 13 июля 1948 года инженер-капитан Кекушев, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красного Знамени Хорезма и боевых медалей, арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорен к десяти годам заключения.
Освобожден в 1954-м, а 2 июня 1956 года реабилитирован по ходатайству Маврикия Слепнева, Михаила Водопьянова, Анатолия Ляпидевского, Марка Шевелева и Бориса Чухновского. Последние годы жил в Москве.
Судьба первой в Тюмени американской крылатой машины, к сожалению, до сих пор неизвестна.