Радисты «Славы»«Слава! » Вряд ли найдется человек, которому не было бы знакомо это короткое слово, присвоенное известной в стране китобойной флотилии. О ее славных делах, о самоотверженном труде советских китобоев, полном романтики и подлинной героики, знают миллионы людей не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Долгие месяцы вдали от родных берегов несет свою почетную трудовую вахту коллектив флотилии. Отважным советским морякам приходится работать в исключительно тяжелых климатических условиях Антарктики. Но ни свирепые штормы, ни пурга — ничто не может их устрашить. Смелые и закаленные, влюбленные в свою трудную, но интересную работу, они стойко выдерживают любые испытания, неизменно выходя из них победителями.
Незаменимым помощником советских китобоев является радио. Флотилия оснащена самыми различными приборами и устройствами радиосвязи и радионавигации. С помощью радиосредств осуществляется не только вождение судов, но и сама промысловая работа.
Ходить в антарктические рейсы, плавать на «Славе» и ее китобойных судах — большая честь для моряка. И те, кто удостоен этой чести, по праву гордятся оказанным им доверием.
На флотилии в основном работает молодежь, комсомольцы. Оно и понятно. Их тянет сюда «романтика моря», прославленный труд «охотников за китами». Но не это является главным. Преодоление трудностей, неограниченные возможности для проявления своих знаний, своих сил и воли, сознание важности выполняемой тобой работы — вот чем объясняется преобладание молодых в коллективе флотилии.
«Беспокойные сердца! » — говорят в народе о комсомольцах. И это действительно так. Таков уж характер советской молодежи: не искать теплого и спокойного местечка, не бежать и не прятаться от трудностей, а идти им наперекор, идти туда, где труднее, где могут во всю ширь развернуться твои способности, твой талант!
На «Славе» мы познакомились с молодым радиоспециалистом В. Уваровым. Два года назад, после окончания Одесского института связи, осуществилась его давняя мечта: он был принят в коллектив связистов флотилии на должность заведующего радиоузлом китобазы. Сейчас, вернувшись из второго рейса в Антарктику, этот коренастый, загорелый юноша, с обветренным мужественным лицом выглядит заправским моряком.
— Трудновато приходится в плавании? — спрашиваем мы его.
— Да, нелегко, — добродушно улыбаясь, отвечает он, — но зато интересно...
На китобазе радиофицированы все помещения. Где бы ни находилась флотилия, люди никогда не чувствуют себя оторванными от родной земли. Они ежедневно слушают
по радио последние известия, обзоры центральных газет, концерты, передаваемые из Москвы. По радио регулярно транслируются новости из жизни флотилии. Радиоузел, ко-
торый обслуживает В. Уваров, всегда работает четко и бесперебойно. Не беда, что вахта на радиоузле зачастую длится десять и даже двенадцать часов: раз дело требует — можно пожертвовать и отдыхом.
Радист В. Уваров умело сочетает служебные обязанности с общественной работой. Он — член комитета комсомола флотилии и секретарь комсомольской организации палубно-разделочного цеха. Как и в любой другой комсомольской организации, здесь регулярно проводятся собрания, члены ВЛКСМ выполняют комсомольские поручения, повышают свои политические знания, активно участвуют в социалистическом соревновании за досрочное выполнение государственного плана добычи китов.
Служба радиосвязи и электрорадионавигации китобойной флотилии «Слава» объединяет большой отряд радиоспециалистов. На самой базе и китобойцах работают 33 радиста, среди которых преобладает молодежь. В последнем рейсе, например, впервые участвовали 12 молодых радистов, только недавно окончивших Ленинградское мореходное училище. Комсомольцы Владимир Шматов, Мартуник Михальянц, Эдуард Романов, Вячеслав Михайловский и другие проявили себя как хорошие радисты и смелые моряки. Они успешно осваивают технику и промысловую работу, оказывая неоценимую помощь капитанам судов.
На флотилии немало радистов — воспитанников комсомола. Несколько лет назад они пришли на «Славу» комсомольцами, а теперь вступили в партию и с честью оправдывают высокое звание коммуниста.
Каждый раз, когда начинается подготовка к очередному рейсу в Антарктику, многие капитаны китобойцев настаивают, чтобы к ним на судно был назначен радистом Виктор Абрамитов.
Еще юношей, по комсомольской путевке, пришел Виктор на флотилию. С тех пор прошло десять лет. Трудные антарктические рейсы закалили его, а самостоятельная промысловая работа научила преодолевать трудности. «Слава» стала для него родным домом, а коллектив флотилии — второй семьей. Здесь его приняли в кандидаты, а затем в члены Коммунистической партии. Здесь старшие товарищи помогли ему стать опытным и высококвалифицированным специалистом своего дела.
Виктор Абрамитов плавал радистом-электрорадионавигатором на «Славе-12», «Славе-11», «Славе-9». А когда прибыли новые китобойные суда, оснащенные сложной радиоаппаратурой, его, как лучшего радиста флотилии, назначили на китобойное судно «Буйный-27».
И Абрамитов оправдал оказанное ему доверие. В какой бы переплет ни попадало судно во время плавания, радиоаппаратура на «Буйном-27» работала безотказно. В любую погоду, днем и ночью Виктор Абрамитов обеспечивал надежную бесперебойную связь с китобазой и между китобойными судами. Он всегда внимательно следит за промысловой обстановкой, знает, сколько китов обнаружено в том или ином районе, в каком направлении и на каком расстоянии находятся суда и т. д.
— Я не помню случая, — рассказывает начальник службы радиосвязи и электрорадионавигации П. Морозов, — чтобы Абрамитов вызывал на свое судно радиоспециалиста с базы. Что бы ни случилось у него, он всегда старается справиться собственными силами.
В рейсе 1958 года по итогам соревнования китобоец «Буйный-27» занял первое место на флотилии. Ему была предоставлена высокая честь: при возвращении на Родину первым зайти в Одесский порт. Виктор Абрамитов по праву
[14]
гордился победой своего коллектива, ибо в этой победе была доля и его труда.
Заслуженной славой на флотилии пользуется Константин Сущенко. На его счету уже пять рейсов в далекую Антарктику. Начал он рядовым радистом, а сейчас является старшим радиотехником. Отлично зная свое дело, он охотно делится опытом с новичками, лично выезжает на все суда для оказания на месте необходимой технической помощи.
Для Сущенко не существует «плохой погоды». В шторм, в пургу, в любое время суток он всегда готов идти туда, где нужна его помощь.
Был такой случай. На базу сообщили о том, что на китобойном судне «Слава-29» вышел из строя радиолокатор. Дальнейшее плавание китобойца ночью, да еще в шторм, грозило серьезной опасностью. Необходимо было срочно принять меры, и Сущенко готов был отправиться на «Славу-29».
— Может быть дождаться утра, — предложил один из радистов. — Смотри как штормит. Китобойцу трудно будет подойти близко к базе.
— Нет, ждать нельзя, — твердо решил старший радиотехник. — Утром может быть поздно...
И вот, медленно продвигаясь по палубе, каждую минуту рискуя быть снесенным за борт, Константин Сущенко с трудом перебрался на «Славу-29». Разбушевавшаяся стихия изрядно трепала судно. Казалось, работать в таких условиях было невозможно. Но Сущенко, не теряя времени, принялся за дело. Повреждение оказалось серьезным. Почти сутки без отдыха работал техник, пока, наконец, локатор был исправлен. Судно вновь могло вступить в строй...
Подобных примеров много. Можно было бы рассказать о самоотверженной работе в Антарктике воспитанников Ленинского комсомола старшего радиста Владимира Хабарова, инженера радионавигации Валентина Щербакова, радиотехника Геннадия Широкова, радиста с китобойца «Бравый-26» Петра Савостина и др. Все они с честью выполняют свою трудную, но интересную и почетную работу.
Среди радистов флотилии есть и радиолюбители. П. Морозов, Г. Широков, К. Сущенко, В. Щербаков и другие являются членами Одесского радиоклуба ДОСААФ.
И хотя восемь месяцев в году они находятся в плавании, никто из них не порывает связи с клубом. Даже в водах далекой Антарктики они внимательно следят за работой своих друзей — одесских коротковолновиков, наблюдают за ходом соревнований советских радиолюбителей, а если предоставляется возможность, то и сами принимают в них участие.
И уж, конечно, радисты «Славы» регулярно проводят двухсторонние радиосвязи с радиолюбителями Советского Союза и многих стран мира.
Правда, для любительской работы приходится отводить очень мало времени, но все же три раза в неделю — в четверг, субботу и воскресение — с 7. 00 до 8. 00 мск и с 16. 00 до 17. 00 мск USFA появляется в эфире для двухсторонних любительских радиосвязей.
Позывные «Славы» пользуются на радиолюбительских диапазонах большой популярностью. Стоит только кому-нибудь из радистов «Славы» выйти в эфир, как на него буквально «набрасываются» сотни различных корреспондентов. Много двухсторонних связей провели радиолюбители «Славы» и в последнем рейсе. Они работали с коротковолновиками Москвы, Ленинграда, Киева, Магадана, Якутска, Минска, Харькова и других городов СССР. В аппаратном журнале сделаны записи о связях с любительскими станциями UB5DE, UC2KAR, UAOFR, UA9KAG, UA9KCA и др.
Интересными были связи с радиолюбителями Лос-Анжелоса (Калифорния), Форт-Уэйна (штат Индиана) и сотнями иных зарубежных коротковолновиков.
Радиолюбители «Славы» стараются не отставать от своих коллег на Родине. Как и тысячи других советских радиолюбителей, они вели наблюдения за радиосигналами третьего советского искусственного спутника Земли. В последний рейс радисты захватили с собой телевизор и провели ряд интересных экспериментов по дальнему приему телевизионных передач.
Полнокровной, увлекательной жизнью живет коллектив радистов китобойной флотилии «Слава». Здесь трудятся отважные советские патриоты, воспитанные Ленинским комсомолом, нашей родной Коммунистической партией.
Одесса А. Мстиславский
[15]