1948: Север-2, ВВЭ

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Июль 2011 10:31

ААНИИ. Высокоширотные экспедиции Север http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/#v48

Высокоширотная воздушная экспедиция "Север-2" (1948 г.)

Март - май, начальник экспедиции А.А. Кузнецов

Личный состав:
М.Е. Острекин - зам. начальника ВВЭ, геофизик
Б.Е. Брюнели - метеоролог
В.П. Орлов - метеоролог
К.К. Федченко - геофизик
М.М. Сомов - океанолог
Я.Я. Гаккель - географ
А.Ф. Трешников - океанолог
И.С. Песчанский - ледоисследователь
В.М. Сокольников - ледоисследователь
В.Г. Канаки - аэрометеоролог
В.Т. Тимофеев - океанолог
Н.А. Волков - океанолог
К.И. Чуканин - метеоролог
Н.А. Миляев - геофизик
М.М. Никитин - океанолог
П.Г. Лобза - гидрохимик
Е.И. Толстиков - аэрометеоролог
В.Ф. Пронин - метеоролог
О.А. Романенко - синоптик
Г.А. Пономаренко - океанолог
Г.Д. Светлаев - геофизик
П.А. Гордиенко - океанолог
П.К. Сенько - геофизик

Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
В работах участвовали самолеты: ЛИ-2, ИЛ-12, ПЕ-8.
Командиры: М.В. Водопьянов, А.П. Штепенко, М.А. Титлов, И.И. Черевичный, И.С. Котов, В.Н. Задков, В.И. Масленников, М.Н. Каминский, М.И. Козлов, Н.Н. Андреев, М.С. Агров, А. Багров, Л.В. Шульженко.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-2, ВВЭ (1948)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июль 2011 15:54

 Истребители Ла-11 и лидер Ту-6 летят на льдину, 1948.jpg
 Запуск мотора истребителя Ла-11.jpg
 Самолёты полярной экспедиции и их экипажи на льдине, 1948.jpg
 Лётчики — участники высокоширотной экспедиции 1948 г.jpg
Ла-11
http://www.airwar.ru/enc/fww2/la11.html
В.Р.Котельников, М.В.Орлов, Н.В.Якубович. Истребитель ЛА-11 / "Авиаколлекция 9-2009"

Еще при появлении Ла-11 возникла идея использовать истребитель для защиты наших полярных районов от непрошенных гостей. Планировалось размещать самолеты на аэродромах за Полярным кругом и на дрейфующих льдинах. Это потребовало проведения ряда экспериментальных работ но базированию Ла-11 на ледовых аэродромах в северных широтах.

 Ла-11 из 911-го иап во время перегона на аэродром Уэлькаль, лето 1949 г.jpg
Одна из первых экспедиций состоялась в 1948 г. В это время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР. Выло решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Возглавлял экспедицию генерал-майор, начальник главного управления Северного морского пути (ГУСМП) А.А.Кузнецов. Обеспечивали экспедицию экипажи самолетов Ли-2 650-го отдельного транспортного авиаполка, Си-47 1-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения и Ил-12 708-го транспортного авиаполка особого назначения.

Двухмоторный бомбардировщик Ту-6 (модификация Ту-2) в качестве лидера и три Ла-11 осуществляли тренировочные полеты в полярных условиях, базируясь на мысе Шмидта и острове Врангеля. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел бомбардировщик Ту-6, имевший достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды 7 мая 1948 г. три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. 8 мая. выполнив несколько полетов со льдины, они вернулись назад. Позже было еще несколько таких экспедиций в разных районах Заполярья и лишь затем Ла-11 стати регулярно нести вахту по охране наших северных границ.

Для этою пришлось решать ряд технических вопросов. В частности, требовалось оснастить самолеты противообледенительными системами, улучшить навигационное оборудование, обеспечить взлет с неукатанных снежных полос.

К работе в районе Северного полюса в разное время привлекались истребители Ла-11 1-й над и 53-го иап. В декабре 1949 г. некоторым участникам экспедиции присвоили звание Героев Советского Союза. Среди награжденных были командир эскадрильи В.Д.Боровков и штурман С.А.Скорняков (командир группы) 1-й над. а также заместитель командира 53-го иап В.А.Попов.

Идея ледовых аэродромов долго будоражила умы военных, но ни один из них так и не вступил в строй действующих, предназначенных для несения боевого дежурства.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Север-2, ВВЭ (1948)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июль 2011 20:01

708-й полк ВТА А.Артемьев
http://www.708ovtap.ru/index.php?form=6#volume

В 1948-1949 годах Экипажи полка выполняли особо важное Правительственное задание по освоению полетов в Арктике. Здесь летали самолеты Ип-12. В первой "командировке", со 2 апреля по 14 мая 1948 г., принимали участие экипажи майора Севостьянова, старших лейтенантов Шаца и Красикова. 6 мая 1948 г. Экипаж майора Севостьянова И.Г. на самолете Ил-12 достиг Северного полюса.

Всего в Арктике выполнен 61 полет с налетом 251 час 42 мин., из них 127 часов — в СМУ. Перевезено 194 человека, 24 тонны груза, протяженность маршрутов составила 66467 км.

Восемь Ил-12 полка выполняли задания па освоению Арктики в мае-июне 1949 г. Работа экипажей Ил- 12 было высоко оценена Правительством: Указом Президиума ВС СССР от 6 декабря 1949 г. за выполнение специального задания Правительства СССР по освоению Арктики заместителю командира 1-й авиационной эскадрильи майору Севостьянову Ивану Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза, еще 31 человек, в том числе командиры экипажей капитаны Жилин, Харагезов, старшие лейтенанты Глинский, Красиков, Шац. Шичко и лейтенант Турин награждены орденами и медалями.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Север-2, ВВЭ (1948)

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Июль 2011 21:20

padsee пишет:В.Р.Котельников, М.В.Орлов, Н.В.Якубович. Истребитель ЛА-11 / "Авиаколлекция 9-2009"

Еще при появлении Ла-11 возникла идея использовать истребитель для защиты наших полярных районов от непрошенных гостей. Планировалось размещать самолеты на аэродромах за Полярным кругом и на дрейфующих льдинах. Это потребовало проведения ряда экспериментальных работ но базированию Ла-11 на ледовых аэродромах в северных широтах.

Добавим для конкретности, что имелось в виду: Маршрут B-29 "Ptarmigan" и интервью Джозефа О. Флетчера.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-2, ВВЭ (1948)

Сообщение VicSer » 13 Август 2012 11:56

Изображение
«Техника - молодежи» №6 2008 год.
Логинов Д. Великий полярный водоворот.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

Север-2, ВВЭ (1948)

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Январь 2013 23:03

 чибисов 01.jpg
Приложения в книге:
Рубина Е.М., Телятникова Э.М. "Через материки и океаны. Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова." — М.: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика, 2011." — 368 с.
1. Справка ГУСМП о составе ВВЭ «Север-2». 1948
2. Справка Л.П. Берии о проведении ВВЭ «Север-2». 1949

 чибисов 02.jpg
 чибисов 03.jpg
 чибисов 04.jpg
 чибисов 05.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Адольф Милованов » 08 Май 2015 17:37

РГАЭ, ф. 9570, оп. 4. Дело 226. Приказы по ГУСМП за 1948г. 182л.
… Список личного состава экспедиции «Север-2». 26.3.1948г.
Штаб руководства экспедиции… 3. Водопьянов М.В. , зам. начальника экспедиции по лётной части, Штепенко – Гл. штурман.
III. Экипажи экспедиционных самолётов: …
33. Агров Б.Н., лётчик, командир отряда;
34. Котов И.С. к/к /Черевичный И.И. к/к /Каминский М.Н., Козлов, Масленников, Титлов, Задков, Шатров, Мазурук, Осипов Б.С.
46. Дублёр к/к Мальков В.В., Шпит П.К., Томилин М.Н., Афонин В.В., Журавлёв П.Ф, Васильев М.С., Самохин Г.М.
54. Ст. штурман отряда Морозов Д.Н, штурманы Падалко В.П, Жуков Н.М, Рубинштейн Л.М, Федотов Г.В, Шерпаков И.Ф, Аккуратов В.И. , Зубов Н.В. …
68. Челышев А.И. б/р – начальник связи отряда.
… Всего 129 человек + 5 (включая корреспондентов и др).
Зам. нач. ГУСМП А. Кузнецов.

Дело 228. Приказы по ГУСМП за 1948г. 203л.
Пр. 593с 27.12.48г. О премировании участников ВВЭ 1948г.
Во исполнение Постановления СМ СССР от 23.12.48 № 4768-1868сс, за выполнение специального задания премируются в размере двухмесячной заработной платы, получаемой в период проведения экспедиции:
Кузнецов А.А. начальник экспедиции - 8000 руб;
Водопьянов М.В. зам. нач. экспедиции по л/ч – 4 т.р.
Штепенко А.П. – 4 т.р.;
… к/к по 4 т.р. (кроме Масленникова – 2280, а его дублёр – 4600р);
… дублёры к/к по 3 т.р;
к/к – инструктор Мазурук – 5 т.р.
………………......... Шатров – 1860 р.
Падалко – 4 т.р., Рубинштейн – 3400 р, Морозов - 3400р.

Дело 306. 27.1-24.9.1949г. 119л. (Списки работников ГУСМП. Адреса проживания. Представления к наградам после окончания экспедиций "Север-2" и "Север-4" …)
Л. 119. Список личного состава Главсевморпути при СНК СССР, особо отличившегося при проведение Высокоширотных Арктических экспедиций «Север-2» 1948 года и «Север-4» 1949 года представленного к правительственным наградам.
I. К званию Героя Советского Союза.
1. Задков Василий Никифорович – к/с
2. Котов Илья Спиридонович – к/с
3. Острекин Михаил Емельянович
4. Черевичный Иван Иванович – к/с

II. К званию Герой Социалистического труда.
5. Зайцев Алексей Ильич
6. Зубов Николай Васильевич шт
7. Каратаев Иван Максимович б/м
8. Куксин Олег Архипович б/р
9. Мохов Александр Иванович б/м
10. Трешникоа Александр Фёдорович ст. научный сотрудник АНИИ

III. К Ордену Ленина.
11. Абрамов Василий Герасимович инстуктор …
12. Абрамчук Александр Иванович б/р
13. Агров Борис Николаевич к/с
14. Банюшевич Павел Макарович шт-инструктор
15. Богданов Василий Филимонович б/р
16. Водопьянов Михаил Васильевич к/с
18. Каминский Михаил Николаевич к/к
19. Козлов Матвей Ильич к/с
20. Комаров Михаил Семёнович лётчик
21. Конкин Евгений Михайлович – КО спецназначения МАГОН УПА
22. Масленников Виталий Иванович
23. Метлицкий Николай Варфоломеевич к/с
25. Осипов Борис Семёнович лётчик
26. Падалко Вадим Петрович штурман
27. Самохин Георгий Иванович лётчик
30. Титлов Михаил Алексеевич к/с
32. Томилин Михаил Николаевич лётчик
35. Гагин Михаил Иванович б/м
36. Челышев Алексей Иванович б/р
37. Шекуров Демид Павлович б/м
38. Штепенко Александр Павлович штурман.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Адольф Милованов » 08 Май 2015 17:59

Оп. 2. Д. 3852. Статья полковника Н.Ф. Пискарёва «Ледовые аэродромы Центрального Полярного бассейна» 1953г. 50л.
… Первая преднамеренная посадка на дрейфующий лёд была совершена в 1926г. полярным лётчиком Бабушкиным. После этого Бабушкиным было ещё выполнено 12 посадок (в Горле Белого моря на с-те Ю-10 на лыжах, полётный вес 2т).
Л. 17. В экспедиции «Север-2» участвовали транспортные самолёты Ли-2 в лыжном и колёсном вариантах, С-47, Пе-8, Ил-12 только в колёсном варианте и боевые самолёты Ту-6 и Ла-11 в колёсном варианте. Все вышеуказанные самолёты летали в высоких северных широтах, а также над Северным полюсом и производили посадки на дрейфующих льдах Полярного бассейна (1948г).
Л. 21. Экспедиция 1949г «Север-4» обогатила полученный ранее опыт использования дрейфующего льда под ледовые аэродромы для колёсных машин и подготовила возможности исследования дрейфующего льда для колёсных самолётов с полётным весом 40 тонн. В 1950г. проводится Высокоширотная экспедиция «Север-5», в которой принимают участие такие самолёты как Ла-11, Ту-6, Ту-4, планеры и др.
Л. 42. Самолёт Пе-8 был лучшим бензовозом из существующих самолётов.
Предложения: для переброски различных грузов с береговых авиабаз на дрейфующие ледовые авиабазы выделять самолёты типа Ту-70 и Ту-4, специально оборудованные для перевозки бензина …
Л. 45. Палатка «шапошникова» имеет недостатки …
5.1.1953г. Полковник Пискарёв.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Адольф Милованов » 11 Январь 2016 16:01

РГАЭ. Фонд 9570. Опись 7. Дело 59. Альбом фотографий высокоширотной экспедиции «Север-2», март-апр. 1948г. 20л. Формат большой. «Краткий фото отчёт по работам ВШЭ «Север-2» под начальством генерал-майора авиации А.А.Кузнецова. /март-апрель 48г/. Л. 2об. Фото самолёт типа Ли-2 со звездой, на хвосте номер: 346442(1). (Н-482,462,479-Ил-12, 455-Ли-2)
ф9570 оп. 7, д. 59, л.2 об.tif [5.84 МБ Скачиваний: 235]
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Dobrolet » 12 Январь 2016 08:07

С единичкой на хвосте ленд-лизовский Douglas C-47B-1-DK 43-48442 зав. № 25703 произведен 22 августа 1944, поставлен в СССР 05 сентября 1944 через Фербенкс.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение SVF » 19 Май 2016 15:07

 600x600,fs-YSTINOV-02,72,Ust-2780.jpg

Военная воздушная высокоширотная экспедиция "Север-2". Михаил Водопьянов перед полетом на Северный полюс. 5 апреля 1948
Фотограф УСТИНОВ Александр (1909-1995) - Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4475
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение SVF » 20 Май 2016 12:59

 600x600,fs-YSTINOV-02,19,Ust-1815a.jpg

Полет на Северный полюс, высокоширотная воздушная экспедиция "Север-2". Участники экспедиции перед вылетом. 5 апреля 1948
Фотограф УСТИНОВ Александр (1909-1995) - Москва
http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/pict ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4475
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Кара » 03 Январь 2017 18:53


Смотреть с 48-й минуты
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 627
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1948: Север-2, ВВЭ

Сообщение Dobrolet » 16 Ноябрь 2019 08:56

Фото участников Север-2 на аэродроме из фондов РГМАА с Госкаталога
http://goskatalog.ru/portal/#/collectio ... xists=true
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09


Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения