Сергеев Михаил Сергеевич.
Питерский рабочий. С началом Первой мировой войны Сергеев был призван на военную службу в 184-й пехотный полк, затем обучался в Московской авиашколе. До октября 1917 года продолжил обучение во Франции в авиационных школах Шартр и Авор. Вернулся накануне революции. После её свершения М.С. Сергеев стал одним из немногих лётчиков 1-го социалистического авиаотряда Красной гвардии, сражался с белофиннами, белогвардейцами, белополяками, участвовал в боевых операциях против Махно. Расстался с лётным делом в 1933 году. Затем работал в одном из московских институтов, где проводил испытания авиационной техники. 29 декабря 1934 года командирован на Колыму, где 9 февраля 1935 года назначен командиром Магаданского авиаотряда.
Алтунин Е.В. Крылья севера.
Из истории гражданской авиации Северо-Востока СССР.
Магадан, 1976
Михаил Сергеевич Сергеев прибыл в Магадан 29 декабря 1934 года на пароходе «Уэлен». Питерский рабочий завода «Новый Леонор», он в 1916 году учился в Московской авиационной школе, а затем до октября 1917 гада продолжал обучение во Франции в авиашколах «Шартр» и «Авор».
Вот что рассказал сам Сергеев о том периоде.
«В 1916 году я был направлен в числе нескольких груди на учебу во Францию. Там на восьмимесячных курсах меня обучали лучшие теоретики; летал я там на мало теперь известных самолетах «Ньюпор», «Вуазен» и других. И, возвратившись — а это было накануне самой революции, — я тут же явился в часть и, естественно, доложил о результатах командиру летного отряда полка. А он мне заявляет:
Ты знаешь, что происходит революция и многие войска переходят на сторону красных?
Слыхал, — говорю, — но...
А он меня перебивает и говорит;
— Так вот, ты согласен перейти в первый социалистический отряд Красной гвардии? Если согласен, я за тебя поручусь.
Я и не задумывался.
— Конечно, — говорю, — согласен.
Так я стал в ряды самих первых летчиков будущей Красной Армии, а вообще-то говоря, и первой сотни летчиков России».
После Октябрьской революции Сергеев сражался с белофиннами, белогвардейцами и белополяками, участвовал в операциях против банды Махно.
Перед прибытием на Колыму Сергеев работал пилотом в одном из московских институтов по испытанию авиационных приборов. В марте 1935 года был назначен командиром Магаданского авиаподразделения. Человек огромного обаяния, большой летной культуры, умелый организатор, он много труда вложил в подготовку и воспитание летных кадров, мастерски выполнял самые сложные, ответственные задания. Расскажем об одном из них.
«Астрономическая партия тов. Михеева, расположенная на устье реки Кирчан (левый приток реки Балыгачан), в течение 20 дней голодает. Трое человек вышли пешком через перевал, опустились в Буюнду и остановились в 50 километрах от Сеймчана в зимовье якута. Сам же тов. Михеев остался на реке Балыгачан в устье реки Кирчан.
Неизвестно, жив тов. Михеев или нет, по некоторым основаниям, он жив и безусловно находится на месте, ожидая помощи, которая должна была ему прибыть из совхоза «Талая».
В данный момент выяснено, что из Талой никто к нему не выехал и единственная реальная помощь — это Ваш полет к месту нахождения Михеева и сбрасывание ему продуктов, что Вам и поручается.
Учитывая, что полетных карт данной местности нет, кроме работы тов. Брусенкина и карты самого Михеева, направляю к Вам тов. Брусенкина в качестве штурмана с картоматериалами и продуктами.
Учтите, что жизнь астронома тов. Михеева зависит (если он еще жив) от выполнения Вами данного задания.
Промедление равно гибели тов. Михеева. О вылете радируйте.
Начальник отдела ДС
Калнынь
Командир авиагруппы
Старевич»
Понимая важность этого задания, Сергеев вылетел на поиски и без полетной карты сумел разыскать Михеева и оказать ему необходимую помощь.
Вскоре газета «Известия» поместила сообщение своего хабаровского корреспондента под заголовком: «Судьба экспедиции астронома Михеева».
«... Летом прошлого года, — указывалось в сообщении, — эта экспедиция работала на Колыме. Четыре человека во главе с тов. Михеевым отправились в тайгу. Связь с населенными пунктами была чрезвычайно затруднена, поэтому участники экспедиции взяли с собой большой запас продовольствия. Пробыв несколько месяцев в тайге и проделав там исключительную по своему значению научную работу, члены экспедиции вынуждены были зимой прервать наблюдения из-за недостатка продуктов. Тогда Михеев решил двигаться к продовольственной базе. Однако после того, как экспедиция прошла более сотни километров п прибыла к тому месту, где хранились запасы продуктов, люди увидели, что их опередили медведи, уничтожившие все съестное.
От ближайшего жилья участников экспедиции отделял многодневный путь сквозь пургу п метель. Но выхода не было. Михеев собрал остатки продовольствия и снабдил этими крохами своих товарищей. Он приказал им идти к ближайшим стойбищам за помощью, а сам остался в тайге, не пожелав бросить ценные инструменты и научную работу.
Только через 17 дней добрались измученные участники экспедиции до селения Сеймчан.
Дальстрой немедленно организовал розыски отважного астронома. Были снаряжены оленьи и собачьи упряжки, вылетел самолет.
11 января пилот Сергеев обнаружил местопребывания Михеева и сбросил ему на парашюте съестные припасы, а также теплую одежду. Через несколько суток прибыли парты. Михеев и все инструменты были вывезены из тайги».
Вот что рассказал сам Сергеев о том периоде.
«В 1916 году я был направлен в числе нескольких груди на учебу во Францию. Там на восьмимесячных курсах меня обучали лучшие теоретики; летал я там на мало теперь известных самолетах «Ньюпор», «Вуазен» и других. И, возвратившись — а это было накануне самой революции, — я тут же явился в часть и, естественно, доложил о результатах командиру летного отряда полка. А он мне заявляет:
Ты знаешь, что происходит революция и многие войска переходят на сторону красных?
Слыхал, — говорю, — но...
А он меня перебивает и говорит;
— Так вот, ты согласен перейти в первый социалистический отряд Красной гвардии? Если согласен, я за тебя поручусь.
Я и не задумывался.
— Конечно, — говорю, — согласен.
Так я стал в ряды самих первых летчиков будущей Красной Армии, а вообще-то говоря, и первой сотни летчиков России».
После Октябрьской революции Сергеев сражался с белофиннами, белогвардейцами и белополяками, участвовал в операциях против банды Махно.
Перед прибытием на Колыму Сергеев работал пилотом в одном из московских институтов по испытанию авиационных приборов. В марте 1935 года был назначен командиром Магаданского авиаподразделения. Человек огромного обаяния, большой летной культуры, умелый организатор, он много труда вложил в подготовку и воспитание летных кадров, мастерски выполнял самые сложные, ответственные задания. Расскажем об одном из них.
31 декабря 1936 года летчик Сергеев получил следующее приказание:
«Астрономическая партия тов. Михеева, расположенная на устье реки Кирчан (левый приток реки Балыгачан), в течение 20 дней голодает. Трое человек вышли пешком через перевал, опустились в Буюнду и остановились в 50 километрах от Сеймчана в зимовье якута. Сам же тов. Михеев остался на реке Балыгачан в устье реки Кирчан.
Неизвестно, жив тов. Михеев или нет, по некоторым основаниям, он жив и безусловно находится на месте, ожидая помощи, которая должна была ему прибыть из совхоза «Талая».
В данный момент выяснено, что из Талой никто к нему не выехал и единственная реальная помощь — это Ваш полет к месту нахождения Михеева и сбрасывание ему продуктов, что Вам и поручается.
Учитывая, что полетных карт данной местности нет, кроме работы тов. Брусенкина и карты самого Михеева, направляю к Вам тов. Брусенкина в качестве штурмана с картоматериалами и продуктами.
Учтите, что жизнь астронома тов. Михеева зависит (если он еще жив) от выполнения Вами данного задания.
Промедление равно гибели тов. Михеева. О вылете радируйте.
Начальник отдела ДС
Калнынь
Командир авиагруппы
Старевич»
Понимая важность этого задания, Сергеев вылетел на поиски и без полетной карты сумел разыскать Михеева и оказать ему необходимую помощь.
Вскоре газета «Известия» поместила сообщение своего хабаровского корреспондента под заголовком: «Судьба экспедиции астронома Михеева».
«... Летом прошлого года, — указывалось в сообщении, — эта экспедиция работала на Колыме. Четыре человека во главе с тов. Михеевым отправились в тайгу. Связь с населенными пунктами была чрезвычайно затруднена, поэтому участники экспедиции взяли с собой большой запас продовольствия. Пробыв несколько месяцев в тайге и проделав там исключительную по своему значению научную работу, члены экспедиции вынуждены были зимой прервать наблюдения из-за недостатка продуктов. Тогда Михеев решил двигаться к продовольственной базе. Однако после того, как экспедиция прошла более сотни километров п прибыла к тому месту, где хранились запасы продуктов, люди увидели, что их опередили медведи, уничтожившие все съестное.
От ближайшего жилья участников экспедиции отделял многодневный путь сквозь пургу п метель. Но выхода не было. Михеев собрал остатки продовольствия и снабдил этими крохами своих товарищей. Он приказал им идти к ближайшим стойбищам за помощью, а сам остался в тайге, не пожелав бросить ценные инструменты и научную работу.
Только через 17 дней добрались измученные участники экспедиции до селения Сеймчан.
Дальстрой немедленно организовал розыски отважного астронома. Были снаряжены оленьи и собачьи упряжки, вылетел самолет.
11 января пилот Сергеев обнаружил местопребывания Михеева и сбросил ему на парашюте съестные припасы, а также теплую одежду. Через несколько суток прибыли парты. Михеев и все инструменты были вывезены из тайги».