Обнаружил на одном из форумов - http://forums.airbase.ru/2015/01/t90235 ... nki-9.html - снимки об ЭОН-71 из архива старшего матроса Воронкова, служившего в то время на тральщике (ТЩ) "Василий Громов" (пр.264А). Установил полный состав экспедиции и некоторые подробности межфлотского перехода.
Первыми в конце июня 1961 г. по СМП из Екатерининской гавани (г. Полярный) на Камчатку вышли 2 новые ПЛ пр. 641 - «Б-85» пр.641 (командир – Степанец, вступила в строй 23.12.1960 г. на Ленинградском заводе №196) и «Б-143» командир – В.К. Калухин, вступила в строй 05.11.1960 г. на Ленинградском заводе №196). Но на переходе им почти два месяца пришлось ждать улучшения ледовой обстановки у о. Тыртова перед проливом Вилькицкого. Затем, к 3 сентября подтянулись основные силы ЭОН с ледоколами. Далее через море Лаптевых с 03.09 по 08.09 они следовали в следующем порядке:
- 1-й отряд во главе с ледоколом "Москва" (капитан - А.И. Дедюрин): ЭМ "Упорный" (пр. 57бис), эм "Бесшумный" (пр.31), эм "Безбоязненный" (пр.31);
- 2-й отряд во главе с ледоколом "Ермак" (капитан - Е.А. Вавилов?): 3 ПСКР морпогранчатей КГБ СССР и ТЩ "Павел Хохряков" (пр.264А);
- 3-й отряд во главе с ледоколом "Капитан Мелехов" (капитан - В.А. Рудаков?): ТЩ "Павел Виноградов", "Ф. Митрофанов" (оба - пр.264А), СС-38 (пр.532, на корпусе ТЩ пр.264), Т-9 ("девятка" - пр. 264А, с 1975 г. "Приморский комсомолец");
- 4-й отряд во главе с ледоколом "Капитан Белоусов" (капитан - Ю.К. Хлебников?): ТШ "Тимофей Ульянцев", "Василий Громов", Т-5, Т-4 (все - пр.264А).
6 октября корабли прибыли на ТОФ. ПЛ «Б-85» и «Б-143» 26-29 сентября вошли в состав 182-й бпл 15-й эскадры ПЛ Камчатской военной флотилии ТОФ с базированием в бухте Крашенникова Авачинской губы (раб.пос. Рыбачий, ныне - г. Вилючинск).
Об особенностях ледовой обстановки и работы на трассе в том году капитан ледокола "Москва" А.И. Дедюрин вспоминал следующее:«Ледовая обстановка на трассе в навигацию 1961 года сложилась довольно своеобразная. Еще с июля западные подходы к проливу Вилькицкого были свободны от тяжёлого льда, и плавание в этом районе не представляло особых затруднений. Однако в северо-западной части моря Лаптевых, от 117-гo меридиана в.д. до меридиана мыса Челюскин, стабильно сохранялся Таймырский ледовый массив. Он блокировал подходы к проливу Вилькицкого с востока. Этот район представлял собой серьёзные трудности для плавания судов в течение всей навигации. Разрушаясь на месте, массив за лето значительно разрядился, но до конца навигации сохранял своё положение. В конце октября, когда вся трасса от 70-гo до 180-го меридиана в.д. покрылась молодым льдам толщиной от 20 до 40 сантиметров, остаточный лед Таймырского массива сплоченностью 7 — 8 баллов смёрзся с молодым льдом и, примыкая к восточному побережью островов Комсомольской правды, затруднял выход в море Лаптевых…
В навигацию 1961 года ледокол «Москва» провёл по арктической трассе свыше 100 транспортных судов. Команда ледокола привыкла видеть за кормой судна караваны лесовозов, танкеров и других судов. В самом конце навигации ледоколу был поручен необычный рейс — во второй половине октября пройти трассу Северного морского пути с запада на восток, определить навигационные возможности плавания в это необычно позднее время…
«Сквозной переход ледокола «Москва» с наглядной убедительностью показал, насколько расширились возможности арктической навигации с применением современных технических средств. По-видимому, в позднее осеннее время (в октябре) в Арктике возможны не только одиночные плавания ледоколов, но и массовая проводка транспортных судов с транзитными грузами…» - См.: Дедюрин А.И. (капитан ледокола «Москва») Мурманск — Владивосток на ледоколе «Москва».//Арктика Антарктика Филателия: "Летопись Севера" т.IV - viewtopic.php?f=4&t=2034
Ледокол "Ермак" на Диксоне. Загрузка угля.
Первые льды для ЭОН-71.
Замкомандира по политчасти ТЩ "Василий Громов" Василий Волков проводит беседу с экипажем на палубе корабля.
Эсминцы "Бесшумный" и "Безбоязненный" во льдах. Фото с "Упорного".
Тральщики на переходе. Фото с "Василия Громова".
Корабли ЭОН проходят пролив Вилькицкого.
Дневниковые записи ст. м-са Воронкова.
Карта перехода, выполненная ст. м-сом Воронковым.
Знак ст. м-са Воронкова "За дальний поход".
Ст. матрос Воронков (справа) с сослуживцем на борту экспедиционного океанографического судна "Полюс" ТОФ. Владивосток, 1962 г.
Судя по всему, автор снимков впоследствии служил на "Полюсе" и совершил на нём ещё один дальний поход.
Это головное, заслуженное судно пр.1537 (одно из трёх, полное водоизмещение 6349 т, экипаж 97 чел.+44 чел., с 1977 г. переклассифицировано в океанографическое исследовательское судно) было построено в ГДР (г. Росток) на верфи «Нептун верфт» - заводской №1067/138, спущено на воду 30.09.1962 г., вступило в строй 31.10.1962 г., а затем перешло на ТОФ. 05.07.1994 г. было переоборудовано по пр.568 в пассажирское судно и принадлежало АО «Инморсервис», затем - ООО «Экономюрсервис», с 2000 г. - «Марал» - «Новотех-2000», затем - ООО «Петроком Инвест Холдинг», с 2003 г. - «Виктория», отправлено на слом в 2004 г.