ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕЛЕТ ЗАКОНЧЕНГИДРОСАМОЛЕТЫ СЕЛИ НА АНГАРЕВ воскресенье, около 6 час. вечера, над городом внезапно появился самолет.
Со всех сторон к Ангаре потянулись, пошли и побежали любопытные. Вскоре появился второй самолет и оба, один за другим, плавно сели на воду.
Ангара зачернела лодками, которые спешили к острову.
И до позднего вечера у входа в сад «Парижской Коммуны» стоял длиннейший хвост желающих попасть на берег.
* * *
Сейчас еще рано подводить итоги северной воздушной экспедиции.
Но во всяком случае участникам ее удалось преодолеть необычайные трудности и вписать новые достижения в книгу успехов советской авиации.
21 июня ненешнего года из Владивостока вышел морской пароход "Колыма", имея на своем борту два гидросамолета —моноплан и биплан.
Идя вслед за льдом, который разламывался и отступал к северу, пароход дошел до мыса Северного. Сплошной лед — 250 верст — оставался до острова Врангеля. Тогда 15 июля оба гидроплана вылетели на остров. Моноплан успел спуститься в одном из заливов, а слегка отставший биплан не нашел острова, в тумане и вернулся. На следующий день биплан тоже прилетел на остров. Воздушные птицы принесли с собой литературу — письма, газеты, — а самое главное, была установлена связь с отрезанным от мира уголком Советского Союза. Самолеты должны были бы взять с острова больных — но их не было. Северный климат оказался весьма благоприятным для новых жителей. Затем гидропланы вернулись на борт терпеливо ожидавшего их парохода и получили первое поздравление от старых морских волков, которые и верили и не верили в то, что самолеты вернутся.
Следует отметить еще один удачный опыт работы гидросамолетов, когда один из них вылетел в разведку и нашел речной пароход "Лена", которому морской пароход "Колыма" назначил "рандеву" -для взаимной перегрузки товарами.
После того маленький воздушный отряд смело пустился в громадное путешествие — в 5 тысяч километров — на юг, — с том, чтобы долететь до Иркутска.
8 августа вылетели из бухты Тикси. В этот же день прибыли в Булун (первое село в низовьях Лены). И здесь сумели уделить часть необходимого бензина, чтобы покатать якутов.
«Мои пассажиры сидели как пупсики, не поворачивая голов и двигая исключительно глазами», — рассказывает пилот Кошелев.
13 августа, пройдя тремя скачками расстояние до Якутска, опустились там. Якутское правительство встретило чрезвычайно гостеприимно. Гидропланы совершили три агитационных полета. Отдыхали.
Когда вылетели из Якутска, то попали в полосу ненастья, которое окончилась только вблизи Иркутска. Приходилось днями выжидать случайных благоприятных условий, чтобы вылететь. И наконец в воскресенье, 28, вылетели из Качуга, чтобы покрыть последние 250 верст до конечного пункта экспедиции — Иркутска.
Этот сравнительно небольшой участок был чрезвычайно опасен.
Дело в том, что гидросамолеты могут садиться только на воду, — а ее то как раз на этом участке и нет...
* * *
Закончившимся перелетом, — говорит тов. Красинский, — наша гидроавиация доказала свою бодрость, уменье. Наша экспедиция по пути выяснила условия и возможности организации постоянного воздушного пути на север. Наконец мы выполнили нашу задачу, поставленную нам Осоавиахимом.
..Наши красные летчики доказали свою изумительную выносливость и преданность делу.
Сейчас они — начальник экспедиции Г. Д. Красинский, пилоты: Е. М. Лухт, Е. М. Кошелев, механики: М. Ф. Егерь и Г. Т. Побежимов — наши гости и запасной механик В. М. Журович приедет несколько позже.
Отважным летчикам привет.
Сергей.