Советская Сибирь, 1939, № 191, 18 августа. Люди нашей трассы
Над крыльями — небо и солнце, впереди — безграничный простор, а внизу — неспокойное море неприветливых, косматых облаков...
Самолет шел на высоте 1.700 метров.
Шел час, полтора, два. Пилот начинал недоумевать — пора бы и дойти. И в самом деле, подтверждая его мысленные расчеты, радист коротко сообщил:
— Свердловск.
Самолет развернулся и пошел в облака. Белесая мгла сразу стиснула машину и с боков, и сверху, и снизу. Пассажиры насторожились. Но молодой командир корабля снижался так спокойно и уверенно, что казалось, будто он спускается, насвистывая, по знакомой лестнице в гости к старим друзьям.
Зачернела земля, странная отсюда, расплывчатая. Но вот все яснее и яснее вырисовываются горы, тайга... Прямо на деревьях лежат облака. Местность совершенно незнакомая.
Пилот понял, что радист ошибся. А бензина осталось на 20—25 минут... А в пассажирской кабине — люди, вылетевшие по срочному заданию. Впрочем, дело сейчас уже не в задании. Дело шло о человеческих жизнях.
Самолет снова кинулся в густые, ставшие жуткими, облака.
Командир подозвал радиста:
— Маяк проскочили. Заблудились. На какой антенне работал?
— На жесткой.
Командир покачал головой. Работать надо было на выпускной.
— Настраивайся!
Обескураженный, расстроенный радист вернулся к себе.
Через двадцать минут самолет опустился в Свердловском аэропорту. Пассажиры так и не узнали, какай опасности они подвергались.
Это было два года тому назад. Молодой радист тов.
Симаков тогда только что поступил в комсомольский экипаж Новосибирского аэропорта и совершал свой первый ответственный рейс.
Теперь, через два года, его имя знает вся трасса. Он считается одним из лучших наших радистов. А сам себя он считает выучеником молодого командира комсомольского экипажа тов.
Консулаки.
В тот полет молодой командир был уже немолодым пилотом.
Борис Александрович Консулаки причастен к авиации, можно сказать, с детства. Он родился в то счастливое время, когда в школьные годы ему никто не мог помешать заняться любимым делом — авиамоделизмом. Затем — школа планеристов новосибирского Осоавиахима, затем— летная школа. В 1932 году тов.
Консулаки был уже сам инструктором летной школы, потом — командиром звена, командиром отряда. С 1935 года он работает на линии Новосибирск — Москва. Здесь он и создал в 1937 году, зачиная стахановское движение в порту, первый комсомольский экипаж. В том же году он был награжден орденом Красной Звезды. Сейчас Борис Александрович — начальник, летной части аэропорта.
Вот и вся биография.
Но за этими краткими данными — свыше семисот тысяч пройденных километров, все Поволжье, вся Центральная Россия, Нарым, Заполярье, северо-восток и Дальний Восток. За ними — большая и серьезная работа.
В прошлом году тов.
Консулаки вместе с бортмеханиками
Зеленцовым и
Калашниковым начал изучение высотного профиля полета. Это значило изучение полета без видимых ориентиров, изучение характера обледенения, характера облачности. Дело грудное, но только не для советского пилота. Первый потолок в 3.000 метров очень скоро сменился потолком в 6.200 метров и, наконец, в 7.500.
А в этом году вместе с Борисом Александровичем
Консулаки на нашей трассе работает целая группа пилотов-высотников и скоростников. Достаточно назвать фамилии летчиков-стахановцев тт.
Богомазова,
Тютяева,
Бычкова,
Руднева,
Уварова,
Меснянкина,
Галицкого,
Рудницкого...
Вместе с ним и растут и их товарищи по работе — механики, такие, как сменный инженер
Сулейманов, как техники
Сидоренко,
Михеенко,
Еняков,
Тимофеев, бортмеханик
Широков, бортрадисты
Симаков, Бахтин, Князев...
Все они — прекрасные мастера своего дела, люди, объединенные одним стремлением, воодушевленные одним чувством — безграничной любовью к своей великой родине. В нужный момент одни из них радостно и уверенно сядут да штурвалы боевых машин, другие будут безукоризненно обслуживать материальную часть грозных для врага воздушных кораблей.
А пока они блестяще справляются с той работой, которую им поручает правительство.
Приведем только две цифры: 29 экспериментальных высотных полетов дали экономии 18.850 килограммов горючего. К этому добавим, что при высотных полетах в два и три раза увеличивается срок службы моторов.
Мы уже не говорим об экономии времени, о колоссальном культурном значении скоростной воздушной связи. Нет такого уголка в необъятной нашей стране, куда но мог бы прилететь советский самолет, прилететь быстро, спокойно, надежно. Нет таких путей, которые не отважились бы исследовать сталинские соколы.
Впрочем, для них это не отвага, не подвиг, а любимая профессия. Тов.
Консулаки не только про себя говорит, что для него каждый полет — не просто полет, очередной рейс, а увлекательная экскурсия в новый заманчивый мир. Его давно уже не страшит облачность, он даже любит пройти этим причудливым надземным лабиринтом, повстречаться с каким-нибудь гигантским гротом, с воздушным замком, сложенным из легких, залитых солнцем облаков...
Советский летчик — не только изумительный мастер своего дела, но и его поэт.
Е. ИВАНОВ.