Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Дубравин А. И. Колымский рейс парохода "Ставрополь"

Воспоминания участника плавания.
 Дубравин - 0001.jpg
 Дубравин - 0005.jpg
 Дубравин - 0004.jpg
ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. На пути из Владивостока в Берингов пролив... 7
Подготовка «Ставрополя» к Колымскому рейсу.......... 7
В Японском море............. 17
В Тихом океане............ 22
В Беринговом море........... 26

Глава II. Во льдах восточных морей советской Арктики... 32
Селение Уэлен......... 32
В вековых льдах Чукотского моря....... 35
У мыса Северного............. 42
На переходе к Чаунской губе. Гибель шхуны «Элизиф».... 45
От Чаунской губы в устье Колымы....... 50
Переход по реке Колыме......... 56

Глава III. В плену тяжелых льдов....... 62
На переходе от устья Колымы к мысу Северному... 62
Начало зимовки во льдах......... 64
Подготовка судна к зимовке......... 69
Экспедиция на «Литке»........... 75
Капитан «Ставрополя» П. Г. Миловзоров..... 81
Старший помощник капитана Г. М. Алексеев.... 86

Глава IV. Полеты советских и американских самолетов к мысу Северному..... 89
Поиски самолета Эйельсона........... 89
Экспедиция М. Т. Слепнева.........93
Полеты В. Л. Галышева по вывозу пассажиров со «Ставрополя» ............... 98

Глава V. Научные работы во время плавания и на зимовке..... 100
Санная поездка к мысу Биллингса............. 100
Памяти Фритьофа Нансена........... 108

Глава VI. Освобождение из ледового плена.... 111
Подготовка судна к плаванию....... 111
Выход судна из ледового плена...... 113
Письмо чукчей М. И. Калинину......... 121
Возвращение «Ставрополя» во Владивосток........ 123
Заключение............ 127
Краткий словарик морских и технических названий..... 129
Литература........ 133

Андрей Иванович Дубравин
КОЛЫМСКИЙ РЕЙС ПАРОХОДА «СТАВРОПОЛЬ»
(1929—1930)

Воспоминания участника плавания. Серия «Первопроходцы»
Редактор Л. А. Савельева Художник В. М. Сагангаев
Художественный редактор Ю. А. Коровкин
Технический редактор В. В. Плоская
Корректор Е. Л. Меламуд
ИБ 00435
Сдано в набор 24. 12. 82 г. Подписано к печати 21. 03. 83 г. АХ—00191. Формат 70X108/32. Бум. тип. №2. Литературная гарн. Высокая печать.
Объем 5. 95 усл. п. л. +0, 35 усл. п. л. вкладка, 6, 83 усл. кр. -отт., 6, 17 уч. -изд. л. Тираж 15 000, Заказ 625. Цена 30 коп.
Магаданское книжное издательство, 685000, Магадан, пр. Ленина, 2
Магаданская областная типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Магаданского облисполкома, 685000, Магадан, пл. Горького, 9

Автор предлагаемых читателю воспоминаний Андрей Иванович Дубравин по специальности инженер-кораблестроитель, почетный полярник, участник многих арктических морских экспедиций. Он на протяжении более четверти века плодотворно трудился в области арктического судостроения и эксплуатации судов специального назначения. Его перу принадлежит ряд книг и статей по различным вопросам, связанным с конструированием и приспособлением судов для плавания в Арктике. А. И. Дубравин был участником экспедиции «Ставрополя» в 1929—1930 годах из Владивостока на Колыму и его зимовки у мыса Северного (ныне мыс Шмидта).
Хотя этот рейс был совершен с целью снабжения населения Чукотки промышленными и продовольственными товарами и вывоза пушнины, его нельзя отнести к обычным плаваниям транспортных судов. Плавание носило экспедиционный и экспериментальный характер. Значительный отрезок пути судно совершило в тяжелых льдах по неисследованной трассе, без ледокольного и самолетного обеспечения, при весьма ограниченных средствах связи. По тому времени это было весьма трудное и рискованное предприятие.
По ходу описания рейса автор уделяет внимание тактике безледокольного плавания во льдах, в частности — использованию прибрежной прогалины и способов преодоления ледовых перемычек, условиям жизни на судне во время его зимовки. Отдельная глава посвящена полетам советских и американских самолетов, которые предназначались для вывоза пассажиров и пушнины с зазимовавших судов, поискам пропавшего американского самолета, а также другим событиям. Рассказ о разыгравшейся в зиму 1930 года драме в проливе Лонга и о мужестве советских моряков и летчиков, проявленном при поисках американского экипажа, и доставке их останков на родину представляет большой интерес еще и потому, что это были первые полеты транспортных самолетов в восточном районе Арктики.
В работе освещаются природные условия (ледовая обстановка, погода, состояние моря), в которых проходили рейс и зимовка судна, дано описание научных наблюдений, проводимых на судне, и приведены некоторые результаты наблюдений. Следует отметить, что автором впервые в восточном районе Арктики были проведены весьма трудоемкие натурные определения физико-механических свойств морского льда в различные сезоны года. Эти исследования выполнялись как на судне, так и во время рекогносцировочных санных поездок в пролив Лонга. Приведенные значения временного сопротивления льда (или предела прочности) на сжатие, разрыв и изгиб вполне соответствуют данным, полученным в более поздние годы, и не потеряли своего значения в настоящее время.
Разумеется, выводы автора из научных наблюдений, как и его предложения по улучшению конструкции судна ледового плавания, в данный момент представляют в основном исторический интерес.
С тех далеких дней морское ледоведение, теория и практика арктического кораблестроения ушли далеко вперед. На смену примитивным методам измерений того времени, когда приборы и приспособления экспериментатор нередко конструировал и изготовлял на месте, пришли апробированные методы и приборы, основанные на современных достижениях науки и техники. Тем не менее содержание этого раздела может оказаться полезным хотя бы уже потому, что дает представление о том, с чего начиналось изучение Арктики.

Кандидат географических наук Н. А. Волков
Последний раз редактировалось ББК-10 06 Май 2016 14:47, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 23 Апрель 2016 11:02  Вернуться к началу