Иванченко А. Охотники за китами //Юный техник 1967 № 9 с.35-39
На китобойную флотилию «Советская Украина» меня приняли рулевым. Обязанность рулевого — вести свой корабль точно по курсу. Но попробуй удержаться на курсе, когда вокруг все кипит и волны подымаются на высоту пятиэтажного дома! Корабль то падает в пропасть, то взлетает на самый гребень волны. Только успевай следить за компасом. И еще надо смотреть, чтобы впереди не было айсберга. А то и столкнуться с ним недолго. Вы, наверное, читали про гибель корабля «Титаник». Он шел в густом тумане, и те, кто стоял на вахте в рулевой рубке, не заметили, как нос корабля врезался в айсберг. «Титаник» получил большую пробоину и затонул. Страшное это приключение — столкнуться с айсбергом.
Тяжело плавать в Антарктике. Зато интересно. А если ты еще китобой, тогда вдвойне интересно.
Как добывают китов
Во-первых, на китобойной флотилии есть вертолет.
Пока флотилия идет в Антарктику, вертолет стоит в своем гараже, или, как говорят летчики, в ангаре. Всего кораблей у нас двадцать один: двадцать маленьких судов-охотников (мы называем их китобойцами) и китобаза, наш флагман — главный корабль флотилии. Он такой громадный, что ангар для вертолета сделали в его трубе. Выходу дыма это не мешает: ангар занимает только часть трубы.
Вот пройдены многие моря и разные океанские широты. Началась Антарктика — район китобойного промысла. Теперь вертолет из ангара выкатывают на палубу. Он первым летит на разведку китов. Найдет китовое стадо, и сразу летчик по радио сообщает китобойцам:
— Внимание, малыши, в квадрате «Н» вижу фонтаны1
Этого известия с нетерпением ждет вся флотилия. В судовых радиодинамиках еще звучит голос летчика, а китобойцы уже дают полный ход, спешат в квадрат «Н».
На носу у каждого судна-охотника остановлена гарпунная пушка. От обыкновенной она отличается тем, что стреляет не снарядами, а гарпунами, к которым привязан длинный капроновый канат — линь. Гремит выстрел, гарпун попадает в кита, и кит оказывается на лине.
Туша убитого кита на воде не Держится. Если отрезать линь, она сразу пойдет на дно. Поэтому кита сначала за линь подтягивают к борту китобойца и накачивают воздухом, чтобы он не тонул. Затем добычу, как говорят китобои, «ставят на флаг». Просто в китовую тушу втыкают бамбуковый шест с флажком, на котором написан номер китобойца. Чтобы знать, кому принадлежит добыча.
Один кит остается «на флаге», а за другим продолжается охота. Потом добытых китов берут на буксир. Набрасывают им на хвосты железные цепи, закрепленные у борта китобойца. Возьмут так несколько китов и на буксире тянут к базе.
Однажды, собирая добычу, мы увидели на туше кита стайку пингвинов. Нас это не удивило. В Антарктике в сезон китобойного промысла такое часто бывает. Океан пингвинам не страшен. Они не умеют летать, но плавают, как дельфины. В погоне за косяками рыбы иногда уплывают от берега на десятки миль. Но отдых нужен всем, даже неутомимым пингвинам. Если на пути им встретится убитый кит, они обязательно залезут на него, чтобы передохнуть.
Когда кита берут на буксир, его пернатые седоки обычно торопливо соскакивают в воду. Но на этот раз соскочили не все. Четыре пингвина покидать свое место отдыха не желали. Мы пробовали их сгонять, но они, побарахтавшись в воде, снова карабкались на китовую тушу.
Из-за них, этих упрямцев, наш китобоец тогда пришел к базе позже всех, почти в полночь. Матросы упросили капитана идти самым малым ходом. На полном ходу кита под бортом сильно болтало и пингвинов волны сбивали с ног. А они так старались удержаться!
Похоже было, им хотелось попасть на палубу китобазы. Мы, конечно, не возражали. Хотите — пожалуйста! Подняли их на китобазу вместе с китом.
Так на флотилии появились четверо антарктических новоселов. Мы решили привезти их на Родину, чтобы потом передать в зоопарк. Возни с ними было много. Они ничего не ели, кроме свежей рыбы. Но откуда рыба у китобоев? Мы же рыбу не промышляем.
Пришлось мастерить крючки, удочки и заниматься рыбалкой. Как только выпадало свободное время, друзья пингвинов доставали свои самодельные снасти и садились удить рыбу.
Потом, возвращаясь из Антарктики в Одессу, флотилия проходила тропики. Пингвинам жарко. Заберутся куда-нибудь в тень и, нахохлившись, сидят едва живые. Устроили для них на палубе бассейн. Не простой, с брезентовым навесом, чтобы тень была. Но им он все равно не понравился. Один раз залезли в него и тут же вылезли. Вода теплая. Тогда машинисты судового холодильника начали делать лед. Через каждый час сыпали в бассейн два ведра ледовой крошки. Холодильник на китобазе хороший, льда можно делать сколько угодно.
В бассейне со льдом три пингвина купались охотно, а четвертый, казалось, собирался погибать от жары. Бросят его в воду, а он все на палубу рвется. Сидит, клювом воздух ловит. Не ест, не пьет. Как будто и верно погибать надумал. А нам жалко. Решили сделать для него холодный душ. Что он ему понравится, мы не надеялись. Сделали так на всякий случай, чтобы испытать.
А он словно этого только и ждал, готов был сидеть под холодным дождем весь день. Сразу ожил, аппетит появился.
Про пингвинов можно много рассказать, но я уже и так отвлекся. Начал-то про китов.
Океанские гиганты
Самый большой усатый кит — блювал. Так его назвали англичане. По-английски слово
«блю» значит «голубой», а «вал»—«кит». Голубой кит. Но вообще блювал не очень голубой. Когда он выныривает на поверхность океана, спина у него совсем темная. Только в воде она кажется голубовато-синей. А брюхо белое и все в глубоких продольных складках, между которыми широкие гладкие полосы. Поэтому блювала называют еще большим полосатиком. Он настоящий океанский гигант. Его длина достигает тридцати трех метров, а вес — 160 тонн. Если поставить на весы четыреста откормленных быков и одного взрослого блювала, то блювал их перетянет. Это самое большое животное нашей планеты. И самое сильное. Чтобы померяться силой с блювалом, надо 1700 лошадей или полсотни африканских слонов.
Сейчас охота на блювалов запрещена, потому что осталось их мало. А раньше, лет десять назад, был такой случай.
Китобоец загарпунил здоровенного блювала. Кит был тяжело ранен, но не сдавался. Занырнув в воду около носа корабля, он неожиданно вынырнул за кормой. К гарпуну, который весь вошел в тело кита, как всегда, был привязан линь. И вот этот линь намотали на корабельный винт. Разорвать прочный капроновый канат у судовой машины не хватало мощности. Двигатель заглох, и китобоец потерял ход. Добраться до винта, чтобы обрезать линь, моряки не могли. Для этого нужно было спускать под корпус корабля водолаза. Но как ты его спустишь, если китобоец не стоит на месте?
Свирепея от боли, кит мчался бог знает куда. И тащил за собой на лине корабль. На горизонте виднелся айсберг. Блювал направлялся к нему.
Пока айсберг наполовину скрывала дымка, на китобойце особенно не тревожились. Они знали, что блювал обязательно отвернет в сторону. Не станет же он биться лбом о ледяную гору. Вдруг моряки увидели в айсберге огромный сквозной грот. Что, если блювал вздумает войти в него? Сам-то он пройдет, а китобоец?
Начали давать по радио «SOS». Хорошо, что поблизости оказался другой китобоец. Он успел подойти к айсбергу раньше блювала. Встретил его там и выстрелом из пушки остановил.
Про этот поединок корабля с океанским гигантом мне рассказали старые китобои. А второй случай я видел своими глазами: как на китобоец напал кашалот — самый большой кит из породы зубатых. Он намного меньше блювала, но тоже гигант. Двадцать один метр в длину и восемьдесят тонн веса. Силища у него, как у двадцати тракторов.
Помню, после вахты я только улегся, только глаза закрыл, как вдруг — звонок! Сигнал охоты.
Выбежал на мостик, глянул в ту сторону, куда показывал рукой капитан, и застыл в изумлении.
Почти у самого китобойца шел бой. Кашалот дрался с кальмаром.
Это был редкий кальмар. Такой гигантский спрут нам попался впервые, и мы решили загарпунить его вместе с кашалотом.
И вот когда грянул выстрел, метрах в тридцати от китобойца откуда ни возьмись вынырнул второй кашалот. Мы видели его всего несколько секунд. Он сразу же скрылся под водой. Потом мы услышали глухой /дар в корму корабля. Китобоец задрожал, как в ознобе. Капитан резко отвернул корабль вправо. И тут мы снова увидели этого кашалота. Стремительно огибая судно, он шел на новый таран.
Еще минута, и удар бы повторился. Но за эту минуту мы успели развернуть корабль носом навстречу кашалоту и отклониться в сторону. Разъяренный хищник проскочил мимо. Больше он не возвращался.
Корабль продолжало трясти, и нам пришлось остановить машину. Оказалось, что нападавший кашалот повредил гребной винт. Его таран был настолько мощным, что от стального винта отлетела одна из четырех лопастей. Винт стал вращаться неправильно, прыгал и дрожал. Сотрясая весь корабль, он разбивал своей осью втулку дейдвуда — корабельного устройства, которое закрывает доступ воды в подводную часть машинного отделения. Китобоец начинало затоплять.
Мы трое суток не спали. Откачивали из машинного отделения воду и меняли поврежденный винт на новый.
То, что произошло с нами, для китобоев не новость. Так же, как мы, на нашей флотилии пострадали еще три китобойца.
Почему-то, нападая на китобоец, кашалоты всегда метят головой в гребной винт. Им ничего, только небольшая рана на лбу, а металлический винт разлетается на куски. Ученые говорят, что, вращаясь, винт, вероятно, раздражает кашалотов своим шумом. Для них он непривычен, и они, если чем-то разъярены, идут на таран.