Карта Енисейского экономического района.
Лебедев Н.К.Енисейский район. Экономико-географические очерки СССР / под ред. Н. Н. Баранского, проф. С. Г. Григорьева, В. А. Каменецкого... и др.. 13б, вып. 2б. Москва . Плановое хозяйство Госплан СССР 1929г. 68 с., [1] вклад. л. карт: ил., картогр., карт.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий выпуск серии посвящен Енисейскому району в том его виде, в каком он был намечен Госпланом в 1921 году.
При районировании Сибири Енисейский экономический район не получил самостоятельного существования, а был включен вместе с Кузнецко-Алтайским районом,западной частью Ленско-Байкальского и юго-восточной частью Западно Сибирского района в состав Сибирского края.
При данных условиях это было совершенно естественно, так как удельный вес Енисейского района в хозяйственной жизни страны пока еще весьма невелик, и количество населения также более, чем скромно.
Слабое хозяйственное наполнение Енисейского района обясняется прежде всего его климатическими условиями: район лежит почти целиком за пределами годовой изотермы 0, что делает его, за исключением южной окраины, недоступным для земледельческой колонизации. Разработка же лесов и недровых богатств затрудняется—не говоря уже о бездорожьи—самым срединным его положением вдали и от населенных районов европейской части Союза и от берегов Великого океана.
При этих условиях район не мог претендовать на самостоятельную организацию в форме отдельной области и в организационном отношении должен был «скомбинироваться» с более южными территориями Сибири. Таким образом, его судьба в этом отношении пока одинакова с судьбой Мурмана, Тобольского Севера, Камчатки, присоединяемых к своим южным соседям.
Тем не менее, самая грандиозность пространства района,отличного по природе и хозяйству от южных его соседей, заставляют особо отграничивать его на карте и вести особое изучение его природы, экономики и будущих перспектив.
В более далеком будущем несомненно наступит время, когда возросшее могущество техники и богатства Союза, позволит бросить в эту северную пустыню достаточно крупные технические средства, которые вызовут к жизни спящие богатства края, привлекут новое население и создадут культурные условия для его жизни.
До этого времени, однако, району придется пережить весьма длительный период исследований и выборочной эксплоатации отдельных случайных ресурсов, приобретающих тот или иной интерес в связи с ростом хозяйственной жизни его более южных соседей Кузнецко-Алтайского и Ленско-Байкальского районов, и в зависимости от общих потребностей Союза.
Несмотря на то, что многие слышали о грандиознейшем в мире по площади Тунгуском каменноугольном бассейне в 1.000.000 кв. км, с его углями, графитами, в иных местах с признаками нефтеносности, о знаменитой Енисейской золотопромышленной тайге, где добывали золото еще с половины прошлого столетия, о платине, никеле, недавно открытых в Норильских горах к югу от озера Пясино, о громадных площадях первоклассных лесов, о
прекрасных судоходных условиях р. Енисея, следует все же сказать, что в сущности мы ничего еще по настоящему не знаем об истинных богатствах поверхности и недр района. Многие части этой полупустыни во многом еще остаются даже географически загадочными, а природные богатства на подавляющей части территории— неразведанными.
Легко себе представить, как длителен должен быть период систематических разведок и какие неожиданные открытия могут дать нам будущие исследования района.
Выборочная эксплоатация отдельных ресурсов района уже началась. В прошлом главное внимание привлекали пушные богатства и золото, но уже ныне растущее хозяйство Сибири побуждает озаботиться сооружением железной дороги до Енисейска с целью разработки прилегающих к нему прекрасных лесных массивов. Уже сейчас производятся опыты отправки леса заграницу Северным Морским путем. В более далеком будущем для эксплоатации лесов придется наверное строить железную дорогу от Томска, примерно, к устью Подкаменной Тунгуски и, наконец, пустить в оборот леса Нижней Тунгуски, вывозя их навнешние рынки.
Уже ныне можно предвидеть возрастание интереса к Туруханскому графиту в связи с проектами грандиозных гидростанций на Ангаре в Ленско-Байкальском районе, которые потребуют большого количества графита на нужды имеющих развиться на их дешевой энергии электрохимических и электрометаллургических производств. Это же строительство вызовет к жизни сквозной водный путь по первоклассной водной магистрали Байкал-Ангара-Енисей, дав выход сырью через Северный Морской, путь со всего района восточной Сибири, недоступного для вывоза по железной дороге. Если к этому прибавить, что Нижняя Тунгуска может служить Якутии для выхода на запад через Северный Морской путь, то с полной очевидностью вырисуется транзитная роль Енисейского района, придающая ему, на ряду с физико-географическими
особенностями, совсем особое лицо.
Таков вкратце ход мыслей о будущем Енисейского района, заставляющий предполагать, что хотя в скором времени и нет оснований выделять Енисейский район в особую область, но тем не менее изучать и планировать его хозяйство надо особо, отдельно и от Сибкрая в целом и от Кузнецко-Алтайского района в частности.
В заключение необходимо рекомендовать читателю, желающему полнее представить себе взаимодействие Енисейского района с Кузнецко-Алтайским и Ленско-Байкальским обратиться к очеркам, посвященным этим районам.
Р е д а к ц и я