Батурин Роман Александрович(1896-?)
Родился 18 ноября 1896 года. Из граждан г. Оренбурга. Окончил Оренбургское реальное училище. На службе в армии с 1.08.1914 г. Окончил Константиновское артиллерийское училище. Присвоен чин прапорщика 14.05.1915 г. С 20 мая 1915 г. – слушатель Гатчинской военной авиационной школы летчиков. Подпоручик с августа 1915 г. Военный летчик с 8.02.1916 г. После окончания Гатчинской авиашколы 21.02.1916 г. направлен на формирование морского корпусного авиаотряда имени Петра Великого в г. Ревель. С 1 августа 1916 г – летчик 24 корпусного авиаотряда. На Юго-Западном и Западном фронтах Первой Мировой войны с 21 июля по 2 ноября 1916 года. Ранен в боевом вылете 4.08.1916 г. 2.11.1916 г. направлен в Севастопольскую военно-авиационную школу для переучивания на аэроплан «Морис Фарман». Поручик с 1917 г. С 15 ноября 1917 г. - командир 24 корпусного авиаотряда. Еще дважды ранен (21.02.1917, 9.07.1917). За боевые подвиги награжден орденами Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (15.10.1915), Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (29.08.1916), Святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом (12.01.1917), Георгиевским крестом 4-й степени с пальмовой ветвью (08.1917), Георгиевским крестом 3-й степени с пальмовой ветвью (17.09.1917).
Во время Гражданской войны – в Белой Армии. По приказу Командующего Оренбургским фронтом 8 июля 1918 г. отправился в г. Самару для формирования 1 авиаотряда Оренбургского казачьего войска (ОКВ). Командир 1 авиаотряда ОКВ (19.07.1918 – 25.03.1919; с 8.10.1918 – 10 Оренбургский авиаотряд, затем 10 авиаотряд). С отрядом прибыл в Оренбург 1 сентября 1918 г. (Приказ ОКВ № 245). Зачислен сотником в Оренбургское казачье войско (УВП № 292 от 10.10.1918). С 8 сентября по 15 ноября 1918 г. совершил 3 боевых полета с налетом 5 часов 05 минут, ранен в боевом вылете 8.09.1918. В распоряжении начальника Воздушного флота при Верховном Главнокомандующем с 25 марта 1919 г. В резерве чинов при штабе Омского военного округа с 17 июля по 8 августа 1919 г. Штабс-капитан с 10.07.1919 г. Назначен на должность летчика в Маньчжурский авиаотряд 6.09.1919 г. С 4.10.1919 г. – заведующий аэродромом и ангарами Центральных авиамастерских. Капитан с 21.10.1919 г.
Временной промежуток с 1920 по 1924 г. в биографии Р.А.Батурина нам пока неизвестен. А с 1925 года вот такой поворот судьбы:
В 1924 году Красноярской городской конференцией ОДВФ было вынесено пожелание о приобретении для г. Красноярска учебного аэроплана «Красноярец» собрав на его покупку необходимую сумму. Прозвучал лозунг: «Все за работу! Даешь «Красноярец»! 13.12.1924 г. Гублетом получено сообщение из Сиблета о высылке на Енисейскую губернию одного самолета. Самолет обещали прислать в конце декабря или в первых числах января для учебных занятий членов планерных кружков, обществ и членов друзей авиации. В начале мая 1925 года в Красноярск специальным вагоном прибыл, купленный на собранные трудящимися города средства, самолет. Первый самолет в собственности города (английской марки «Сопвич») получил соответствующее имя – «Красноярец». Возникла проблема с летным экипажем. В Сиблете было сказано искать летчика своими силами. А в Красноярске в это время в Енгосторге работал Роман Александрович Батурин, бывший военный летчик царской и белой армии, участник Первой мировой войны, четырежды раненный авиатор с большим опытом летной работы (естественно для того времени не рекламировавший этот период своей жизни). Как информация о Батурине попала в Енисейский Гублет можно только догадываться. Уговорили активисты ОДВФ Романа Александровича вернуться в авиацию. Да и какой пилот отказался бы от этого?
В августе 1925 г. летчик Батурин ездил в г. Новониколаевск для прохождения испытания на звание гражданского пилота. Испытание Батурин выдержал и начал готовиться к полету по уездам. Первый агитационный облет было решено провести по южным районам Енисейской губернии. Облет прошел очень успешно.
Зимой 1925-1926 г. «Красноярец» не летал, находился в ремонте.
ОДВФ начало планировать полеты на Север. В январе 1926 г. летчик Сиблета в г. Новониколаевске (ныне Новосибирске) Николай Мартынович Иеске сообщил красноярскому пилоту Батурину что пробный перелет в Туруханский край возможно будет совершить в начале марта 1926 г. причем передовым пойдет Батурин. Иеске предложил Батурину озаботиться подготовкой для пробного перелета бензина, масла и спирта. Летчик Батурин был назначен начальником базы по подготовке к перелету. Планы поменялись и в Туруханский край полетел Виктор Львович Галышев на самолете Ю-13 «Моссовет». Батурин занимался подготовкой посадочных площадок по маршруту перелета.
Летом 1926 году губернским советом осоавиахима было принято решение о продолжении агитационных полетов самолета «Красноярец» по территории Енисейской губернии. Планировались агитоблеты по Красноярскому, Канскому и Ачинскому округам, а также в Енисейский район. Не смотря на запрет эксплуатации самолетов «Сопвич», в конце сентября 1926 г. полеты «Красноярца» возобновились, но, к сожалению, в 1926 году полеты продолжались недолго, так как руководство Сибавиахима за свое разрешение на эксплуатацию красноярского Сопвича при запрете по всей стране получило из Москвы строгое указание о немедленном прекращении полетов самолетов марки Сопвич. И 19.10.1926 г. по распоряжению Сибавиахима самолет «Красноярец» прекратил свои полеты по округу, был разобран и поставлен в склад.
К сожалению, дальнейшая судьба пилота «Красноярца» Романа Александровича Батурина неизвестна.
© В. Филипов, Д. Рехсон