dmi-shef » 03 Февраль 2015 17:56
Расскажу небольшую историю.
У нас в Гремихе было несколько гусеничных вездеходов, как флотских, так и ПВО. Флотские тягачи все называли ГТСками, это были судя по внешнему виду ГАЗ-71.
На всех на них снаружи на бортах были укреплены бревна, где по два с каждого борта, а где и по три.
В апреле 1979 года Гремиха была крепко заперта льдом, кромка льда дошла до Териберки. Морское сообщение было прервано на два месяца.
Тогда власти решили организовать авиационное сообщение - из старых Мурмашей запустили самолеты Ан-2 на лыжах с посадкой на Крест-озеро, километрах в 7 от Гремихи. Первые рейсы пошли числа 27 апреля.
Я тогда застрял в Мурманске и просидев там недели две добыл заветный авиабилет на третий рейс первого дня полетов. Скажу, что в этот день было совершено 14 рейсов, т.к. народу скопилось в оба конца видимо-невидимо.
Через два часа полета наш Ан-2 приземлился на Крест-озеро. Там был организован ну почти настоящий аэродром - со знаками, ветроуказателем, какой-то будкой прямо на льду и ГТСками для доставки пассажиров. Уже на льду сидел один или два Ан-2 и вскоре прилетел еще один. Снежный покров на льду озера был около метра, в нем протоптали тропинку и народ с чемоданами во флотских ботинках, а женщины и дети в сапогах двинули к ГТСке. Ею управлял толстый веселый мичман в канадке, флотской шапке и по гремиханской моде с толстым вязаным шарфом, горнолыжных очках и меховых рукавицах. Взревел двигатель и наша ГТСка рванула по снежной целине.
В одном месте снег был очень глубокий. ГТСка села на брюхо, гусеницы повисли и молотили воздух. Мичман и его спутник, как бы "второй пилот", быстренько отвязали бревна, спрыгнули в снег (почти по плечи) подсунули их под гусеницы и дали газ. Бревна исправно вылетели назад со скоростью снаряда. Эту операцию проделали еще пару раз, после чего мичман сказал - придется вам товарищи офицеры толкать ГТСку, иначе не выберемся.
Мы глянули на свои ботинки, шинели и попрыгали в снег. Нас был шестеро, остальные пассажиры были женщинами и детьми. Им сказали распределиться по кузову, чтобы создать наибольшее усилие на снег, уложили для тяжести и бревна. Мы заняли позицию у заднего борта.
По команде мичмана с родным "Эх, взяли!" мы навалились на ГТСку что было сил. Мотор ревел как бешеный, гусеницы вращались в опасной близости. И к нашему удивлению ГТСка сдвинулась с места. А потом все быстрее и быстрее пошла вперед, пока не вышла на твердый наст.
Мы были по шею в снегу, мокрые и счастливые. Один крикнул - Мужики! Никогда бы не поверил, что шесть человек ГТСку могут вытолкать!
Дальше загрузились и потряслись в родную Гремиху. Остальное - это уже обыденное.
Вот такие возможности есть и у ГТСки, и у шести мужиков.