_______________________________
http://www.ks87.ru/21/5202.htmlТАЙНА УПАВШЕГО «ДУГЛАСА»
В прошлых номерах «КС» сообщал
http://www.ks87.ru/163/5154.html, что анадырские геологи обнаружили на склоне горы Катастрофной самолёт времен Великой Отечественной войны. В публикациях была допущена неточность, связанная с тем, что примерно на одинаковой удалённости от Эгвекинота есть две горы с идентичным названием. Так вот, по уточнённым данным, находка была сделана на территории Провиденского района, хотя и близко к границе Иультинского.
Сотрудник Георегиона Игорь Гульпа, исходя из информации в доступных интернет-источниках, сделал предположение, что потерпевший крушение самолёт пилотировался экипажем 8-го транспортного авиаполка 1-ой Краснознамённой перегоночной авиадивизии ГВФ, командир корабля – Евгений Спиридонов. Известно, что летательный аппарат потерпел крушение в 1943 году.
И вот в редакцию пришло письмо от завотделом природы и истории Эгвекинотского районного краеведческого музея Людмилы Ершовой, где содержатся данные, не подтверждающие эту версию. Приведём этот текст полностью:
«В связи с публикацией в «Крайнем Севере» материалов о находке самолёта на горе Катастрофной считаем необходимым внести пояснения, а также предостеречь от поспешных выводов. Итак, отбросив эмоции, обратимся к фактам.
Из рукописи Виктора Глазкова, бортрадиста 8-го транспортного авиаполка 1-ой Краснознаменной перегоночной авиадивизии «Воздушный мост АЛЯСКА-СИБИРЬ»:
«29 мая 1943 года на восточном берегу залива Креста, в 40 км от Уэлькаля потерпел катастрофу самолёт С-47 под управлением командира корабля Е. С. Спиридонова. Он вылетел из Фэрбенкса с грузом в Уэлькаль. Шёл в облаках с преждевременным снижением на приводную радиостанцию Уэлькаля. Ошибка в одну секунду стоила экипажу жизни и потери самолёта, ибо он зацепился за верхушку последней горы, уходящей склоном к берегу залива. При осмотре места происшествия с воздуха мы обнаружили самолёт внешне целым, с развороченным носом пилотской кабины. Двигатели от удара оторвались и скатились к берегу залива. На самолёте был груз: две катушки электрокабеля по 1000 кг каждая. От удара они порвали крепление, прокатились через пилотскую кабину, по пути раздавив, очевидно, уже мёртвый экипаж, разворотили нос самолёта и скатились в воды залива, так как их на берегу не было видно».
К рукописи сотрудники Эгвекинотского музея приложили схему Виктора Глазкова, где отмечено место катастрофы С-47. Так вот обозначенное на ней местоположение разбившегося самолёта под командованием Евгения Спиридонова разнится с координатами, указанными геологами, обнаружившими обломки воздушного судна. Разница – около 100 км.
К этому стоит добавить, что экипаж самолёта С-47 в составе Е. С. Спиридонова, К. И. Кожухова, А. М. Пехоты, считается захороненным на воинском кладбище села Уэлькаль.
Из всего этого можно сделать вывод, что вопрос о точной идентификации фрагментов самолёта «Дуглас С-47», найденного анадырскими геологами в Провиденском районе на склоне горы Катастрофной, пока остаётся открытым.
По мнению автора письма Людмилы Ершовой, для достоверного определения состава погибшего экипажа, имея среди артефактов табличку с бортовым номером самолёта, следует провести тщательную архивную работу.
Карта катастроф самолётов, присланная сотрудниками Эгвекинотского районного краеведческого музея. Место падения самолёта Спиридонова обозначено справа.
Почта «КС»
ВЕРСИЯ РУССКОГО АМЕРИКАНЦА
Подготовила Екатерина ЗИБЕРТ
zibert@ks.chukotka
После нашей публикации в № 46 и 47 «КС» о найденных фрагментах американского самолёта «Дуглас С-47» времён Великой Отечественной войны в редакцию пришло письмо от нашего бывшего соотечественника Николая Иванова, проживающего сейчас на Аляске, в городе Номе. Вот, что пишет русский американец, увлечённый историей ленд-лиза и работой воздушной трассы Аляска– Сибирь.
«Имея русские корни, я всегда интересуюсь, что происходит в России и в соседнем для нас регионе, на Чукотке. Читаю «Крайний Север» на сайте ks87.ru. В каком-то роде я ваш коллега, так как являюсь фотографом в местной газете.
Недавно я увидел статью о находке геологами обломков транспортного самолёта C-47 времён действия трассы АлСиб. Это очень заинтересовало меня, так как в Номе я на волонтёрской основе курирую экспозицию о программе ленд-лиза, которая будет представлена в нашем новом музее. Он откроет двери для посетителей в сентябре 2016 года. Для Нома, где проживает всего 3500 жителей, прекрасное современное здание с различными технологическими новинками – огромный подарок от штата.
В нашем городе до сих пор стоит ангар, где самолёты, летящие на Чукотку, при необходимости проходили ремонт после перегона из Фэрбенкса. Сейчас в нём создаётся авиационный музей.
В Номе и на Аляске в целом много энтузиастов, которые интересуются этой частью истории, когда наши страны были союзниками в разгроме общего врага. Вы, наверно, знаете, что в Фэрбенксе открыт памятник советским и американским лётчикам, которые участвовали в перегоне самолётов.
Я и мои знакомые, увлечённые периодом ленд-лиза, решили собрать как можно больше информации о том самолёте, который геологи нашли на Чукотке.
Мой знакомый связался с фирмой-производителем С-47. И мы нашли его по номеру в каталоге переданных СССР самолётов. И вот что интересно, напротив номера этого самолёта дата передачи советской стороне отсутствует! Но судя по соседним номерам, можно предположить, что это случилось примерно 29 апреля 1943 года.
Также глядя на фотографии с места крушения, остаётся вопрос, почему на нём остались знаки воздушных сил США? Насколько нам известно, самолёты перекрашивали в Фэрбенксе, нанося опознавательные знаки СССР.
В общем, продолжаем работать и будем вас информировать. Будет здорово, если совместными усилиями мы выясним все обстоятельства этого полёта: каков был маршрут, имена членов экипажа, какова была его миссия.
Я и мои коллеги благодарим тех, кто принимает участие в выяснении судьбы самолёта за то, что они делают большое нужное дело. И желаем вам всего хорошего!».