28 августа 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в 50 км от пос. Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности на снижении врезались в сопку. Похоронены в пос. Эгвекинот, Чукотка:
Старший лейтенант ГЕРАСИМОВ Евгений Фёдорович — командир корабля 8-го ТАП.
Младший лейтенант ПЕТУХОВ Николай Фёдорович — второй пилот 8-го ТАП.
Младший воентехник КУТИЛИН Никодим Алексеевич — бортмеханик 8-го ТАП.
Сержант ОКОНЕЧНИКОВ Пётр Капитонович — бортрадист 8-го ТАП.
Из приказа начальника ГУ ГВФ №0249/л от 23 декабря 1943 года
28 августа 1943 г. экипаж самолёта С-47 № 25644 имел оперативное задание доставить строителей из Олёкминска в Марково и далее следовать в Уэлькаль. Через полчаса после высадки пассажиров в Марково самолёт в 9 часов 30 минут (мск. вр.) вылетел в Уэлькаль. По маршруту была облачность. Не уточнив своего местонахождения, экипаж, пробивая облачность, стал снижаться и врезался в сопку северной части Ушканьего хребта. Самолёт сгорел. Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти.
Причины происшествия:
Самолёт был выпущен в полёт помощником начальника Марковского аэропорта капитаном Мовчан до получения подтверждения из Уэлькаля о разрешении посадки.
В тот день солнце зашло в Уэлькале в 9 часов 35 минут (мск. вр.), а темнота наступила в 11 часов 18 минут. Следовательно, времени оставалось с момента вылета до наступления темноты в Уэлькале 1 час 43 минуты, а для полёта из Марково в Уэлькаль требовалось 1 час 50 минут. Даже при благоприятном полёте посадку пришлось бы производить при полной темноте, а Герасимов к полётам ночью не был допущен.
Зная о том, что пробивать облачность можно только над аэродромом, Герасимов начал это делать по расчёту времени, а не по имеющимся радиоприводным средствам. Расчёт момента на пробивание облачности оказался неверным, в результате чего и произошло столкновение с лежащими на маршруте горами, о которых лётчик заранее знал.
Виновниками происшествия признаны заместитель начальника аэропорта Марково капитан Мовчан и лётчик лейтенант Герасимов.
Вот данные из мемуарных источников.
Николай Михайлович Сладков, заслуженный пилот СССР: «Летая по маршруту Уэлькаль - Марково, я постоянно видел разбившийся самолет Си-47 на Ушканьих горах, это 120-130 км от Уэлькаля на запад, тогда туда добраться было нечем и никто там не был, погибших летчиков никто не хоронил».
Ветеран перегоночной дивизии К. Я. Масловец: «В Ушканьих горах на самолете Си-47 столкнулся с горой Герасимов, бортрадист старшина Петухов, бортмеханик техник-лейтенант Кутилин, бортрадист ст. сержант Оконечников. Самолет Герасимова нашли на второй день. Его хорошо было видно на склоне горы. Но добраться до них в то время не было никакой возможности».
К месту катастрофы самолета С-47 старшего лейтенанта Герасимова удалось добраться в 1974 году геологам Восточно-Чукотской геолого-разведочной экспедиции. Тогда же произведено захоронение экипажа в поселке Эгвекинот. В донесении о безвозвратных потерях от 30.09.1943, место захоронения членов экипажа Герасимова указано как «м. Уэлькаль, Чукотский национальный округ». Видимо, подразумевалось место гибели, а не место захоронения.
Слава! С твоей далекой точки проживания и знания местной географии - Ушканьи горы, Ушканьский хребет это близко от места найденного С-47?
Еще кандидаты по разбившимся С-47 на Чукотке.
29 мая 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в районе пос. Уэлькаль (при снижении в плотной облачности врезался в сопку).
Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:Старший лейтенант СПИРИДОНОВ Евгений Семёнович — командир корабля 8-го транспортного авиаполка (ТАП).
КОЖУХОВ Константин Иванович - бортовой авиатехник 8-го ТАП.
ПЕХОТА Александр Митрофанович — бортрадист 8-го ТАП.
25 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в Ушканьих горах.
Похоронены в г. Якутске:Майор ПОНОМАРЕНКО Фёдор Лукич — командир авиаэскадрильи 8-го ТАП.
Воентехник 2-го ранга ДЕРИБИН Леонид Александрович — борт¬механик 8-го ТАП.
Старшина ПОПОВ Иван Васильевич — бортрадист 8-го ТАП.
25 ноября 1943 г. в 23 часа 20 минут московского времени самолёт С-47 № 223986 при благоприятной погоде вылетел из Уэлькаля в Сеймчан, имея на борту груз и одного пассажира (Хавронин М.И.). В 23часа 33 минуты майор Пономаренко сообщил на вышку, что идёт под обла¬ками на высоте 3500 футов, подходит к Ушканьим горам, видимость неограниченная. После этого связь с самолётом прекратилась. Только 29 ноября 1943 г. после тщательных поисков самолёт был обнаружен с воздуха в 50 — 60 км западнее Уэлькаля. Самолёт разбит. Экипаж погиб.
Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине.