Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 21 Октябрь 2015 18:40

 _1937_г._№14. с.13.png
Радиофронт 1937 г. №14 с.13


ВЫ НАХОДИТЕСЬ НАД НАМИ
Радиосвязь в большом арктическом перелете Ф. Б. Фариха

Недавно возвратился из большого арктического перелета штурман-радист А. П. Штепенко
На самоолете Н-120, пилотируемом летчиком-орденоносцем Ф. Б Фарихом, он пролетел свыше 20000 километров, из которых больше половины—в Арктике.
За отличное проведение полета и обеспечение его радиосвязью правительство наградило т. Штепенко высокой наградой—орденом Трудового Красного знамени.
Ниже мы помещаем рассказ т. Штепенко о радиосвязи во время полета.


— Отправляясь в полет, я все свое внимание сосредоточил на радиохозяйстве. На борту самолета я имел радиостанцию, работающую на длинных и коротких волнах. Питание рации производилось от умформера и аккумуляторов.
Установленная на самолете жесткая антенна давала мне возможность работать на земле, при рулежке, при взлете. Это оказалось очень полезным при вынужденных посадках, так как налаживание аварийной станции отнимает очень много временн.
Кроме того я, находясь на земле, имел возможность проверить работу своей станции и настроить ее на волну той станции, с которой должен был, работать.
При вылете зажигание мотора было экранировано и помех не наблюдалось. В Красноярске экранированную проводку сняли и прием сразу значительно ухудшился. Слышимость стала не выше г-6.
От Москвы до мыса Шмидта я работал на коротких волнах порядка 75 м. Приём вели на волнах от 50 до 70 м.
При вынужденной посадке на реке Лене мне удалось быстро установить связь с полярной станцией Витим, радистом которой был т. Ланг. В течение целых суток он держал со мной падежную связь.
При полете от Якутска до Верхне-Колымска я держал связь с Якутским радиоцентром. Слышимость была хорошей. Последнюю информацию я принял от Якутска при посадке в Верхне-Колымске: «Вашу последнюю телеграмму слышал».
Значительно хуже слышали меня в Анадырском районе. Об’ясняется это тем, что там проходимость коротких волн очень плохая. В середине полета от Верхне- Колымска до Анадыря у меня был провал, меня никто не слышал.
Очень тяжелой была работа на коротких волнах от Анадыря до мыса Шмидта. Прохождение коротких волн здесь очень плохое.
От мыса Шмидта и до самой Москвы я работал на длинных волнах, а короткие волны у меня были запасными, на случай аварии.
При полете от бухты Амбарчик до Шалаурова у меня отказалось работать динамо в длинноволновой рации. Я перешел на короткие волны и благодаря исключительному искусству радиста А. Басина с Медвежьих островов, установил с ним связь.
Вообще восточное побережье Арктики исключительно благоприятный район для прохождения длинных волн. Радисты полярных станций на 20-ваттных рейдовых передатчиках устанавливают
здесь связь на расстояниях до тысячи километров. Мой передатчик, имеющий в антенне 60 ватт, при полете на высоте 800 — 1 000 м был слышен в радиусе до 1 500 км.
На пути от мыса Челюскина до Диксона нас встретила весенняя непогода — туманы, снегопад. Пришлось лететь вслепую. Вся ориентировка и весь полет происходили с помощью радио. Радиокомпас и пеленгатор оказали нам неоценимую услугу.
К мысу Челюскина мы летели в сплошном тумане по сигналам радиомаяка. Когда мы оказались над мысом Челюскина, нам по радио передали: «Вы находитесь над нами». Мы пробили облачность и совершили благополучную посадку.
Находясь в районе Челюскина, я неоднократно слышал работу радиостанции самолета Водопьянова и самолета Алексеева. Слышимость их была очень приличная.
10-летипй опыт работы радистом очень помог мне в этом трудном пути. Всю дорогу радиосвязь работала бесперебойно, и сейчас, без всякого ремонта, аппаратура готова к новой экспедиции, в которую, кстати, я скоро и направляюсь. Я лечу вместе с летчиком Черевичным на ледовую разведку и затем на поиски легендарной земли Санникова.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 21 Октябрь 2015 21:43

 Радиофронт 1935 г. №14 с.1.png
Радиофронт 1935 г. №14 с.1
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 22 Октябрь 2015 13:38

 Радиофронт 1935 г. №07 с.59.png
Радиофронт 1935 г. №07 с.59

БОЛЬШУЮ ПОМОЩЬ ОКАЗАЛИ КОРОТКОВОЛНОВИКИ...

Последний год моей зимовки на полярной радиостанции, расположенной у пролива Маточкин Шар (на Новой Земле), дал много интересных наблюдений, о которых и хочу поделиться на страницах журнала.
В основном передающую аппаратуру составляли маломощные в 15—20 ватт (рейдовые) и в четверть киловатта длинноволновые ламповые передатчики и такой же мощности коротковолновые с кварцевыми стабилизаторами волн. На этой аппаратуре и была проведена вся радиосвязь минувшего года зимовки.
В прошлом коротковолновая связь в Арктике применялась в незначительной мере: существовало мнение, что регулярной связи на коротких волнах из за особых арктических магнитных бурь добиться нельзя.
Однако суммированный опыт работы прежних лет, особенно работа на радиостанциях Главсевморпути в этом году, показал, что нужно только немного желания, настойчивости и умения оперировать подбором волн, как «непризнанные» короткие волны становятся в Арктике равноправными с длинными волнами, а в некоторых случаях (особенно в обмене полярных раций с материком) и ценнее их.
Основной радиообмен с судами в навигационное время и между береговыми станциями (по соседству расположенными) производился в основном на маломощных рейдовых передатчиках. Применение рейдовых передатчиков иногда делало чудеса. Так, в полярную ночь, в период абсолютного отсутствия атмосферных помех был возможен регулярный обмен на них по таким линиям, как Маточкии Шар — мыс Челюскин и Маточкин Шар—Земля Франца-Иосифа, имеющим расстояния до тысячи с лишним километров. А на расстоянии до пятисот километров по линии Маточкин Шар—остров Диксон, Югорский Шар — остров Белый, остров Вайгач и Маре- Сале (Ямальский полуостров) связь на рейдовых передатчиках происходит круглый год.
В зимнее время, в дни, когда сутками несет пурга, или в летнее время, в часы, особенно неблагоприятные из за атмосферных разрядов, приходилось обмен вести уже с по¬
мощью более мощных длинноволновых передатчиков (на ближние расстояния) или коротковолновых (на дальнее расстояние). Начиная с шести-семи часов вечера и до двух-трех ночи «щелкают» такой силы сплошные разряды, что о длинноволновом обмене не приходится и говорить, но в эти часы как раз и выручают короткие волны, которые, наоборот, летом часов с пяти утра и до пяти-шести вечера идут в основном неважно.
На длинноволновом диапазоне зимой по всему западному побережью Арктики весь вечер и ночь настолько хорошо слышна работа береговых н судовых станций Черного моря, что она даже забивает работу местных арктических станций.
Более интересное замечено в распространении коротких волн. Многие южные станции слышны в Арктике уверенно почти круглые сутки на протяжении всего года, и, наоборот, полярные станции слышны на юге материка лишь в определенное время суток и года на определенных волнах.
С запада на восток слышимость значительно увереннее и лучше, чем с востока на запад, хотя, надо сказать, что здесь все же нет такого резкого различия, которое наблюдается с югом. Обычными в обмене полярных станций стали короткие волны: в вимнее время днем 47 и вечером 65, а ночью 90 м. Летом же 36 и 47 м.
Наблюдаются интересные местные явления в распространении радиоволн. Например по
Новой Земле, к северу от Маточкина Шара до мыса Желания мы имеем почти полное отсутствие прохождения длинных и коротких волн. Обычно как только экспедиционные суда заходят за Крестовую губу (немного севернее Маточкииа Шара, по западному берегу Новой Земли), так сразу же обрывается всякая связь. И по Маточкину Шару например особенно трудным считается обмен с мысом Желания, в то время как на такое же и даже большее расстояние с другими станциями обмен великолепен.
Большинство корреспонденции передавалось нами на материк по следующим направлениям: через Югорский Шар на Архангельск (использовались короткие и длинные волны), через остров Диксон на сибирские станции на коротких волнах и наконец через Маточ кнн Шар на Мурманск и Архангельск.
Большую помощь в передаче радиограмм на материк на коротких волнах оказали московские и ленинградские любители-коротковолновики, чем значительно разгрузили правительственные станции и ускорили прохождение корреспонденции.

В. Ворожцов
Старший радиотехник станции Маточкин Шар
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 24 Октябрь 2015 17:38

Кузнецова С. И. Участие радиотехников ТПУ в освоении Севера / С. И. Кузнецова // Известия Томского политехнического университета. - 2009.


Среди членов полярных экспедиций прошлого века были сотрудники и студенты ТТИ (ТПИ–ТПУ): Н.Н. Урванцев, Н.А. Байкузов и Е.Н. Силов. В 1931 г. радист ледокола «Малыгин» Н.А. Байкузов обменивался радиограммами с радистом дирижабля «Граф Цеппелин» Э.Т. Кренкелем. В 1934 г. в Арктике затонул пароход «Семён Челюскин». В спасении челюскинцев принимал участие томский радист Е.Н. Силов.

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 24 Октябрь 2015 18:56

Кузнецова С. И. Участие радиотехников ТПУ в освоении Севера / С. И. Кузнецова // Известия Томского политехнического университета. - 2009.

Шедевр "Семен в Амбарчике"
 шедевр.jpg
шедевр2.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение Polarstern 26 Октябрь 2015 20:19

Ну про "многоэтажный дом" - это явный перекур.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 26 Октябрь 2015 20:54

Да, не густо...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение SVF 27 Октябрь 2015 12:14

Рыдаю ...
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 06 Февраль 2016 14:10

Радио-фронт № 1931, № 3-4.

Э. КРЕНКЕЛЬ
Радио на Земле Франца-Иосифа
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 14 Февраль 2016 17:43

Радио, №11, 1954 г., с. 4-5.

 Радио 1954-11  Ходов - 0001.jpg
РАДИО В ИССЛЕДОВАНИИ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ
М. Ходов *,
начальник Управления полярных станций и научных учреждений Главсевморпути

Проблема освоения морского пути вдоль северных берегов нашей великой Родины и к устьям больших сибирских рек привлекала внимание передовых людей России еще с середины XVI века. Великий русский ученый Менделеев говорил, что наша Родина обращена фасадом к Северному Ледовитому океану. И действительно, если взглянуть на карту Советского Союза, то можно увидеть, что самая большая по протяженности граница нашей Родины — это побережье Ледовитого океана. Законы, действующие в океане, непосредственно влияют на природу арктических морей, и плавание вдоль северного побережья зависит в значительной степени от того, что происходит в Центральном Полярном бассейне.
Только в годы советской власти впервые по-настоящему был поставлен вопрос о плавании по великому Северному морскому пути. Плавание вдоль северного побережья нашей страны в дореволюционное время тормозилось слабостью флота, которым располагало царское правительство, и незаинтересованностью царского правительства в организации и эксплуатации этой великой северной магистрали нашей Родины. Только после событий 1905 года и гибели русской эскадры, которая шла на поддержку Дальневосточного флота, в России заговорили о значении Северного морского пути. Прогрессивные деятели того времени стали настойчиво требовать изучения Северного морского пути и осуществления сквозного плавания по арктическим морям с запада на восток.
Отдельные попытки русских мореплавателей привели лишь к частичному познанию этого крупнейшего водного бассейна.
Планомерное и успешное изучение огромных пространств Крайнего Севера значительно облегчилось применением на судах и в арктических экспедициях радио — этого гениального изобретения русского ученого А. С. Попова.
Полярные станции, ледоколы и корабли, плавающие в Арктике, регулярно, несколько раз в сутки, сообщают по радио о состоянии погоды и ледовой обстановке. Эти материалы используются гидрометеослужбой для определения и сообщения прогноза погоды и ледовых условий.
Можно смело сказать, что гибель многих полярных экспедиций произошла из-за отсутствия связи с материком. Попав в тяжелую обстановку, суда не могли сообщить о своем местонахождении, и, несмотря на организованные поиски, найти их не удалось.
Освоение природных богатств Крайнего Севера и практическое разрешение вопроса об арктическом мореплавании стало по-настоящему возможно только при советской власти. В 1932 году начался штурм Арктики и в первую очередь освоение Северного морского пути.
В этом же году осуществлен впервые в истории мореплавания за одну навигацию сквозной рейс по всей трассе Северного морского пути на ледокольном пароходе «Сибиряков».
В 1937 году были проведены важные научные исследования на высотной научной дрейфующей станции «Северный полюс-1».
За эти годы советские полярники провели огромную работу по освоению нашего Крайнего Севера.
Во всех исследованиях Арктики радио занимало почетное место. Ни одна экспедиция, ни один поход корабля не осуществлялись без радиосвязи; вдоль берегов Ледовитого океана и на его островах были построены полярные станции.
На этих форпостах нашей науки изо дня в день ведутся наблюдения погоды и движения льда.
Эти материалы обрабатываются в соответствующих научных учреждениях, и из года в год наши познания о главном препятствии, о льде, становятся все более точными.
На основе этих материалов родилась новая наука — прогнозирование льда.
Весной 1941 года пилот И. И. Черевичный вместе с группой ученых Арктического научно-исследовательского института совершил неслыханный по смелости полет в зону «относительной недоступности» — так называлась восточная часть океана, отстоящая сравнительно далеко от берегов. Считалось, что в эту зону никакое судно и никакой самолет ни пройти, ни пролететь не смогут.
И. И. Черевичный совершил три посадки для проведения научных наблюдений. Эти исследования обогатили советскую науку новыми денными о природе Арктики. Война не-
сколько нарушила планы изучения Центрального Полярного бассейна.
В послевоенный период работы по изучению Центрального Полярного бассейна возобновились в широких масштабах. Научно-исследовательская работа в Центральной Арктике с каждым годом развертывалась все шире.
В 1950 году была предпринята большая экспедиция в район восточной части океана, где была высажена научно-исследовательская станция под руководством М. М. Сомова, известная под названием «Северный полюс-2». Эта научная станция находилась в дрейфе в течение года. Через год люди были сняты, но наблюдение за льдиной продолжалось. В 1954 году льдина, на которой находилась дрейфующая станция, была детально осмотрена нашими учеными. Она находилась а это время недалеко от места высадки научной дрейфующей станции «Северный полюс-4», организованной весной 1954 года одновременно с научной станцией «Северный полюс-3».
По решению правительства в этом году была предпринята небывалая по размерам Высокоширотная экспедиция. Кроме организации научных станций, были совершены полеты научного отряда в районе Северного полюса.
Научно-исследовательская станция «Северный полюс-3» была высажена с таким расчетом, чтобы льдина пошла в дрейф или по замкнутой циркуляции дрейфа в восточной части океана, или при определенных условиях замкнула бы дрейф со станции «СП-1», на которой работали тт. Папанин, Кренкель, Федоров, Ширшов. Работы этих научных станций имеют народнохозяйственное значение, они предназначаются для регулярных научных наблюдений и для оповещений о погоде в районе Северного полюса. Высадка научной станции «Северный полюс-4» произведена сравнительно близко к берегу с тем, чтобы проследить за дрейфом льдов в этой части океана и изучить материковый склон. Обе эти станции совместно должны улучшить наше представление о климате и природе Ледовитого океана. И по составу участников и по объему работ экспедиция этого года превосходит все ранее проведенные работы.
[4]
 Радио 1954-11  Ходов - 0002.jpg
Каковы результаты научно-исследовательской работы и каково ее практическое значение? Почему так много внимания уделяется этим работам? Не познав Центральный Полярный бассейн, не обогатив науку и практику знанием законов, действующих в Северном Ледовитом океане, нельзя уверенно плавать по Северному морскому пути.
Ныне советские ученые имеют возможность за шесть-семь месяцев предсказывать ледовую обстановку, которая складывается на трассе Северного морского пути. Если мы знаем, что наступит ухудшение обстановки в сентябре, то мы принимаем все меры, чтобы закончить всю навигацию до сентября.
Сейчас наши ученые установили, что прежнее наше понятие, что над Арктикой существует холодная воздушная «шапка», не соответствует действительности.
Установлено, что в определенные месяцы в Арктике на высоте 100— 500 метров бывает теплее, чем в Москве. В этом году удалось в этом убедиться. 1 мая экспедиция находилась в районе Северного полюса, в ледовом лагере температура была минус 32 градуса, а на высоте 100 метров температура была плюс 10 градусов. Когда вверху здесь, в районе Северного полюса, было тепло, в районе Мурманска и Ленинграде наблюдался довольно прохладный воздух. Это происходил сброс трансформированного тихоокеанского воздуха на территории запада Советского Союза.
Изучение рельефа дна, гидросферы, ледового покрова, атмосферы до самых высоких слоев в центре Арктики дало возможность понять многие явления природы. Это позволяет улучшить составление прогноза погоды на всей территории Советского Союза, выявить закономерность распределения льдов на Северном морском пути. Высокоширотная экспедиция 1937 года опрокинула и миф об отсутствии жизни в Арктике. Установлено, что в Арктике жизнь существует и у самого Северного полюса.
Целый ряд интересных явлений природы познали наши ученые, исследуя Северный Ледовитый океан. Рассматривая эти явления во взаимосвязи с другими, рассматривая всю цепь природных явлений, нам удается улучшать практику использования Северного морского пути.
Наша основная задача заключается в том, чтобы дать стране надежный, нормально действующий Северный морской путь. Северный морской путь является русским, советским, нашим национальном путем. Это внутренний морской путь нашего Советского Союза. И Северный морской путь напряженно работает. Уже сегодня много кораблей, вплоть до речных судов, проходят по Северному морскому пути. Раньше люди не могли мечтать о проведении по всему Северному морскому пути речных барж, речных пароходов, а сейчас, зная законы погоды, мы проводим по трассе много пароходов, в том числе и речного, озерного типа, которые пополняют флот речных бассейнов Сибири и Якутии. Эти пароходы идут на Лену, на Колыму. В этих сложных экспедициях решающее значение имеет отлично действующая радиосвязь.
Все это говорит о том, что открытия, сделанные нашими учеными в Северном Ледовитом океане, позволяют познать некоторые законы, действующие в Арктике; пройдет еще немного времени и здесь будет открыта «зеленая улица» для плавания всех судов, вплоть до тонкостенных.
Немалая роль в исследованиях Арктики принадлежит и советским радиоспециалистам. На Севере, где населенные пункты расположены друг от друга на расстоянии нескольких тысяч километров, радио является единственным средством, которое обеспечивает регулярную связь с культурными центрами нашей страны. Ежедневно, несколько раз в сутки, полярные радиостанции передают сводки погоды, штормовые предупреждения и другие сообщения. Важность и необходимость радиосвязи в условиях Арктики понятна каждому.
С развитием техники непрерывно совершенствуется и радиоаппаратура, применяемая в исследованиях Арктики. Множество разнообразнейших радиоприборов и аппаратов создано нашими учеными за последние годы.
Многогранно и необычайно богато своими возможностями современное радио. Как и все отрасли самой передовой в мире социалистической техники, оно верно служит нашему народу в его борьбе за мир, за коммунизм, за могущество нашей Отчизны. Оно помогает нашим ученом в их научных исследованиях Арктики.
На дрейфующих станциях «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4» установлена современная радиоаппаратура.
Это дает возможность обеспечить коллективы бесперебойной повседневной радиосвязью с материком.
Опытные полярные радисты тт. Курко, Заведеев, Целищев и Разбаш пользуются большим уважением среди научных работников. Они организовали на дрейфующих научных станциях слушание Москвы и других вещательных радиостанций Советского Союза. В каждой палатке установлен громкоговоритель.
Ежедневно в адрес работников дрейфующих станций поступают десятки радиограмм от родных и знакомых. Большой популярностью пользуется магнитофон, благодаря которому коллектив дрейфующих станций обменивается со своими родственниками «живым словом».
Большую помощь оказывает самолетам, летающим на дрейфующие станции, радиосвязь. Летчики принимают по радио сводки о состоянии погоды и уточняют местонахождение дрейфующей станции.
Своей работой полярные радисты вместе со всеми полярными исследователями вносят свой вклад в дело изучения и освоения Арктики.
[5]

* М. Ходов - опечатка, верно В. Ходов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 16 Февраль 2016 19:20

Радио, 1947 г., №9, с.18-19.

 Радио, 1947, №9. Коротковолновики в Арктике - 0001.jpg
Коротковолновики в Арктике
Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель

Двадцать лет назад в Арктике было меньше десяти полярных станций. Полярная искровая радиостанция в те годы представляла собою огромное сооружение. Далеко разносился грохот разрядников, в специальных сараях находились батареи лейденских банок; ниже 60 метров строить радиомачты было «не принято», и станция в 5 киловатт считалась маломощной. Радиостанция острова Диксон после вызова отвечала только через 7 минут, и этот срок считался очень быстрым. Такой срок объяснялся тем, что для работы на передачу надо было каждый раз пускать мощный двигатель.
Радиостанции работали по цепочке, т. е. телеграммы передавались с одной станции на другую, и таким образом не все полярные станции имели непосредственную связь с Архангельском. Это было время искровых передатчиков, детекторных приемников. Высшим достижением приемкой техники — усилителем низкой частоты — могла похвастаться далеко не каждая полярная станция.
На мою долю выпала честь завезти в Арктику первый коротковолновый передатчик и приемник. Техническую помощь в этом деле оказала Нижегородская радиолаборатория им. Ленина в лице ее создателя и руководителя профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича. Побывав в Нижнем Новгороде, я получил исчерпывающие инструкции и коротковолновую аппаратуру. Передатчик был мощностью 150 ватт, приемник — 4-ламповый. Он представлял собою развернутую на доске лабораторную конструкцию с длинными ручками для настройки, без которых в те годы не мыслился коротковолновый приемник.
Вооружившись этой аппаратурой, я летом 1927 года отправился на полярную станцию Маточкин Шар на Новой Земле. В Архангельске даже радиоспециалисты не знали еще о всех возможностях коротких волн, и когда они осматривали мой передатчик и приемник и слышали мои уверенные рассказы о том, что я буду устанавливать связь непосредственно с Москвой и даже со всеми странами Европы (об Америке я еще и сам не смел заикаться), то более вежливые из них просто молчали, а другие высказывали нелестные догадки о моих умственных способностях.
Аппаратура была установлена на полярной станции Маточкин Шар, и в первый же вечер мне удалось связаться о коротковолновиком-радиолюбителем в Баку. Помню, я настолько волновался, что не смог полностью записать текста, а потом, когда текст был записан, я стал в нем сомневаться и послал, пользуясь обычными путями связи, официальный запрос в Баку и через несколько дней получил подтверждение, что действительно связь Новой Земли с Баку состоялась. Это была первая связь Арктики с внешним миром на коротких волнах.
В настоящее время вся связь в Арктике проходит именно на коротких волнах. Многие десятки полярных станций, и в первую очередь наши мощные полярные радиоцентры, днем и ночью поддерживают круглосуточную связь между собой и непосредственно с Москвой и работают одновременно с морскими и речными судами, с полярными станциями и с самолетами, летящими в воздухе.
Вспоминая далекое прошлое, мне хочется отметить заслуги тех товарищей, которые своей личной инициативой и примером содействовали применению в Арктике новой техники. Мне хочется упомянуть тех «стариков», которые помогли грандиозному строительству в Советской Арктике.
Молодым комсомольцем пришел в Арктику ленинградец Василий Васильевич Ходов. Его дебют в Арктике был тяжелым. Он был радистом группы Ушакова. Как известно, группа Ушакова была высажена осенью 1930 года на одном из неисследованных островов Северной Земли и в продолжение двух лет эта группа обследовала и нанесла на карту огромную территорию Северной Земли. Группа состояла из четырех человек.
Трое уходили в далекий поход, который длился месяцами, а комсомолец Ходов, оставаясь один в маленьком домике, обеспечивал метеорологические наблюдения и регулярную связь с материком. Шли годы, и из молодого комсомольца вырос замечательный радиоспециалист. Ходов построил радиоцентр на мысе Шмидта, строил радиоцентр на Диксоне и в настоящее время является начальником арктического Диксоновского района.
Николай Стромилов также участник строительства радиоцентра на мысе Шмидта, на Диксоне,
[18]
 Радио, 1947, №9. Коротковолновики в Арктике - 0002.jpg
участник экспедиции на Северный Полюс, конструктор той радиоаппаратуры, которая надежно связывала дрейфующую экспедицию на Северном Полюсе с Большой Землей.
В 1934—1935 годах по призыву комсомола на работу в Арктику было направлено много комсомольцев и среди них большой отряд коротковолновиков. Многие из них стали кадровыми полярниками.
В период Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия и работу в течение ряда лет без выезда на материк, советские коротковолновики показывали образцы самоотверженного труда. Они обеспечивали четкое управление трассой в периоды морских и воздушных операций. Среди них тт. Аралов, Басманов, Богословский, Вильперт, Горюхалов, Дьяченков, Златоверховников, Касторный, Корсаков, Куксин, Листов, Славутинский, Харитонович, Чивилев, Яковлев.
На работе в суровой Арктике растет и воспитывается новая смена нашей молодежи. Все они отличные связисты и хорошо знают свою специальность. Но, как известно, любой специалист в своей ежедневной работе всегда становится более или менее узким специалистом, и в этом отношении нужна помощь как нашим старым кадрам, так и в особенности нашей молодежи. Таким видом помощи являются наши арктические радиоклубы.
Как известно, любительская работа на коротких волнах требует больших познаний. Радиолюбитель-коротковолновик по существу является инженером без диплома. Он должен уметь построить передатчик и приемник, правильно рассчитать антенну, знать любительский код, английский язык, учитывать, в какое время суток лучше всего слышны те или другие станции и, конечно, должен в совершенстве владеть операторским искусством. Если служебные и магистральные связи проходят с потрясающей скоростью и осуществляются при помощи быстродействующей аппаратуры, то работа на подобной технике может невольно привести к тому, что радист потеряет свою квалификацию, забудет слуховой прием, не сумеет найти, поймать и записать едва слышные в эфире сигналы какой-либо отдаленной станции.
Для повышения мастерства наших полярных связистов сейчас организуются полярные радиоклубы. Радиолюбительство на коротких волнах после окончания войны было разрешено в марте 1946 года, а в апреле в эфире уже появился одним из первых радиоклуб острова Диксон. Организатором этого замечательного начинания был Николай Николаевич Стромилов.
В настоящее время работают радиоклубы в бухте Тикси и в Амдерме. В бухте Тикси клуб возглавляется Константином Вильпертом, главным инженером тиксинского радиоцентра. Эта коллективная станция во всесоюзном соревновании, состоявшемся 4 мая текущего года, заняла первое место в Советском Союзе по разряду коллективных станций. Оператором станции в продолжение 12 часов был все тот же Константин Вильперт.
Отлично работает радиоклуб в Амдерме (южное побережье Карского моря). Организатором клуба является один из старейших советских коротковолновиков Иван Чивилев.
Под руководством опытных радиолюбителей к этому делу привлечен весь радиосостав наших арктических центров. Ожидается открытие еще нескольких радиолюбительских станций в Арктике, и полярники проявляют огромный интерес к этому делу.
Наши полярные клубы пользуются большой популярностью в эфире. Пределом мечтаний любого радиолюбителя является двухсторонняя связь с каким-нибудь особенно удаленным экзотическим коротковолновикам. Стоит лишь появиться в эфире одной из наших полярных станций, как на нее «набрасываются» радиолюбители всего земного шара. В адрес Диксона, Тикси и Амдермы поступает огромное количество любительских квитанций, подтверждающих двухстороннюю связь.
В ближайшие годы ряды радистов Главсевморпути пополнятся новыми коротковолновиками, и мы надеемся, что все полярные станции Советской Арктики будут иметь любительские передатчики и своей работой помогать развитию коротковолнового движения нашей великой родины.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 16 Февраль 2016 19:26

Радио, 1947, №3, с.7.

 Радио, 1947, №3. Радистка Балтийского пароходства.jpg
Радистка Балтийского пароходства

Китобойная база «Слава» проходила мыс Доброй Надежды. Радист Захаров включил передатчик, и вскоре — точно по графику — двухсторонняя связь была установлена. На приемном пункте Балтийского торгового пароходства вахту несла в эту ночь Мария Леонидовна Маркова.
Имя Марковой широко известно радистам советского торгового флота. Пятнадцать лет она плавала на кораблях. И за эти годы многие привыкли к ее четкому «почерку» в эфире. Маркову знали, как радистку «Сибири», «Кооперации» и многих других наших судов. Помнят ее и участники второй Ленской экспедиции, с которыми прошла она в 1934 году на «Ермаке» от Ленинграда до мыса Челюскин. Немало лет обслуживала радистка пассажирскую линию Ленинград — Гамбург — Лондон. Последние годы Маркова работает оператором радио-центра Балтийского пароходства.
Собственными руками радисты пароходства оборудовали свой приемный пункт в Ленинградском порту. Это было сразу же после окончания войны, летом 1945 года.
Пустынно и тихо было тогда в огромном порту. Дома вокруг были разрушены, многие сгорели. В эти дни сюда пришла бригада девушек во главе с Марковой. Они решили собственными силами восстановить помещение для радиостанции в небольшом двухэтажном домике. Радистки сами штукатурили стены, белили потолки, красили окна и ремонтировали крышу. Потом они наладили электрохозяйство, установили радиоаппаратуру, и вскоре приемный пункт вступил в строй.
Отличная работа бригады Марковой была отмечена начальником пароходства.
Корабли торгового флота оборудованы вполне современной передающей аппаратурой. Но мощность ее подчас не достигает и одного кило-ватта. А где только ни приходится плавать нашим судам!
Нужно быть подлинным мастером своего дела, чтобы бесперебойно поддерживать связь при слабой слышимости, да еще в сложных метеорологических условиях. Таким мастером связи является Мария Леонидовна Маркова. Но Маркова не только прекрасная радистка. Она и начальник одной из лучших смен приемного пункта Балтийского пароходства. Смена Марковой имеет отличные показатели в социалистическом соревновании. В ее смене воспитываются молодые радистки Саша Дроздова и Люся Трофимова. Маркова охотно передает им свои знания и опыт, внимательно следит за их работой. Она работает и над повышением собственной квалификации. Окончив в 1930 году радиоотделение морского техникума, она не ограничивается полученными знаниями, следит за достижениями радиотехники, постоянно совершенствует свое мастерство.

Г. Головин
[7]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 16 Февраль 2016 19:28

Радио, 1947, №3, с.8.

 Радио, 1947, №3.  Почетный полярник.jpg
Почетный полярник

В 1936 году в «Комсомольской правде» было помещено сообщение о приеме на курсы полярных радистов при Главсевморпути. Среди многочисленных заявлений, полученных вскоре отделом кадров Главсевморпути, было одно, присланное из Краснодона — города, известного теперь всей стране, прославленного героической борьбой «молодогвардейцев» с немецкими оккупантами.
«Я хочу работать в Арктике, изучить далекий Север. Я очень люблю радио и приложу все силы к тому, чтобы стать хорошим радистом, чтобы быть готовой в любую минуту стать на защиту нашей родины... » — так писала Шура Захарова, комсомолка из Краснодона.
Она родилась в Донбассе, в шахтерской семье, где так сильны традиции горняков, передающих свое мастерство из поколения в поколение. Но Захарова избрала другую профессию. Она поступает в ФЗУ связи. Окончив его, Шура начала работать на телеграфе.
В 1933 году она становится инициатором стахановских методов работы на телеграфе. Как одну из лучших работниц ее посылают на слет стахановцев в Москву. Но все же профессия телеграфистки полностью ее не удовлетворяет. Судьбу девушки окончательно решило объявление в «Комсомольской правде».
Шуру Захарову приняли на курсы полярных радистов. Здесь она убедилась, что нашла, наконец, свое настоящее призвание. Быстро проходят месяцы учебы, и вот курсы окончены, перед девушкой открылась широкая дорога к работе, которую она полюбила.
Ее влечет на далекий, суровый Север. Она назначается радисткой на полярную станцию мыса Шмидта.
Сбылись ее мечты, она ревностно принимается за работу и вскоре зарекомендовала себя как прекрасная радистка.
За внимательное отношение к делу, за хороший уход за сложной аппаратурой Шура Захарова получила ряд благодарностей.
В конце 1939 года истек срок ее работы на Севере. Она приехала в Москву, думала остаться здесь, но Север манил ее. Ее тянуло в далекую Арктику, где все стало ей родным. В 1940 году полярная радистка Захарова возвращается на Север.
Началась война. Многое изменилось в жизни полярных станций. Основной задачей стало выполнение серьезнейших правительственных заданий. Без малейших перебоев должна была работать радиосвязь. Шура справилась с задачей: без задержки, без заминок и перебоев работала ее рация.
«Однажды, — вспоминает Шура, — мы обнаружили, что передающая антенна оборвалась и лежит на снегу. Каждый из нас, зимовщиков, знал, что это грозит срывом двух утренних сроков связи, замедлением передачи метеосводки. Все мы бросились восстанавливать антенну при морозе в 40 градусов. Одному пришлось лезть на верхушку покрытой инеем мачты, опустить оттуда трос, а остальные внизу соединили обрыв и подняли антенну. Несмотря ка сильный ветер и темноту, антенну быстро восстановили и предотвратили срыв связи».
Образцовая работа радистки: Александры Дмитриевны Захаровой была отмечена высокой правительственной наградой — орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. » и значками «Почетный полярник» и «Почетный радист».
Теперь Александра Дмитриевна — начальник смены радистов. Она нашла свою дорогу а жизни и уверенно идет по ней.

В. Андрианов.
[8]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 17 Февраль 2016 16:50

Радио,1957 г., №5.

 Радио, 1957, №5. В Арктике и Антарктиде - 0001.jpg
В Арктике и Антарктиде.
Худ. H. Сахно

Редакция журнала обратилась к радистам поселка Мирный, острова Диксон, дрейфующей станции «Северный полюс-6", острова Врангеля и других полярных станций с просьбой ответить на следующие вопросы нашей радиоанкеты:.
Какое участие вы примете в работах Международного геофизического года?
Какие радиосредства применяются у вас для научно-исследовательских работ?
Какие наиболее интересные радиосвязи имели место за последнее время?
Нике мы публикуем полученные ответы.
Редакция журнала "Радио" выражает благодарность работникам радиоцентра Главсевморпути, которые оперативно обеспечили связь с дальними станциями.


ПОСЕЛОК МИРНЫЙ
Наш небольшой радиоотряд полностью примет участие в проведении предстоящего геофизического года. Кроме радистов, обслуживающих радиоцентр обсерватории «Мирный», на каждой отдаленной от Мирного станции или в составе подвижного внутриконтинентального отряда имеются опытные радисты, регулярно поддерживающие радиосвязь с Мирным.
На станции «Пионерская» радистом работает Николай Котломанов, на станции «Оазис» — Николай Масалов, в группе внутриконтинентального санно-тракторного поезда, возглавляемой доктором географических наук гляциологом Шумским, — Максим Любарец. На станции «Комсомольская» радистом остался Игорь Озеров. В районе Южного геомагнитного полюса на отдаленной и трудной станции «Восток» радистом остается Степан Поляков.
Хорошее оснащение радиоаппаратурой, опытность радистов позволяют держать регулярную, уверенную связь станций между собой, а также несколько раз в сутки с обсерваторией «Мирный», которая собирает от всех точек метеорологические данные и другие научные наблюдения.
Наша экспедиция отлично оснащена самыми различными радиосредствами. Кроме средств радиосвязи, выполнению научно-исследовательских работ способствует и другая аппаратура, имеющая прямое отношение к радиотехнике. Я имею в виду радиолокационную установку — радиотеодолит, позволяющую независимо от погоды и времени суток вести наблюдение за движением радиозонда, определяя направление и скорость воздушных течений при вертикальных разрезах атмосферы. Остальные метеоданные высотных слоев атмосферы дает сам радиозонд, сигналы которого улавливаются приемником обсерватории.
С помощью радиосредств производится исследование ионосферы, Электронная усилительная техника оказывает незаменимые услуги сейсморазведчикам при определении толщин ледяного покрова Антарктиды; сейчас сейсморазведчики установили, что на расстоянии около двухсот километров от береговой полосы толщина ледяного покрова превышает два километра.
Кроме основной оперативной работы, радисты нашего отряда уделяют много времени радиолюбительским связям. В основном они устанавливаются на 14-метровом диапазоне. Максим Любарец успешно ведет любительские связи с нашими дальневосточниками — радиолюбителями Хабаровска, Ворошилова-Уссурийска, Южно-Сахалинска, а также зарубежными любителями.
Иногда ему удается проводить связи во время движения санно-тракторного поезда, пользуясь антенной длиной всего около пяти метров.
Радисты радиоцентра Анатолий Ярлыков и Леонид Богданов также успешно держат связь со многими радиолюбителями. Почти регулярно проводятся связи ,с радиостанциями Дальнего Востока — UA0FR, UA0CD, UA0KFG. Нередки связи с москвичами — UA3AW, UA3BN. Из ленинградских радиолюбительских станций особенно часто работает с нами UA1KAG. Работа с любителями обычно проводится с 17.00 до 19.00 мск. В это время просим радиолюбителей вести наблюдение за нашими станциями.
В условиях работы Арктики и Антарктики часто бывают нужны облегченные портативные приемно-передающие станции мощностью до 5—10 вт, работающие в диапазоне коротких и средних волн. Их, к сожалению, у нас нет. Радиолюбителям-конструкторам следовало бы попробовать свои силы в создании таких станций. Эта просьба относится и к нашей радиотехнической промышленности.
В заключение хочется пожелать нашим радиолюбителям проводить больше экспериментальных работ с направленными антеннами. В скором времени мы будем вести наблюдения и связи в диапазоне 40 Мгц. Просим радиолюбителей включиться и в эту работу.
От имени всех членов радиоотряда антарктической экспедиции просим передать через журнал «Радио» всем радиолюбителям Советского Союза наилучшие пожелания в их творческой работе.
Д. Аралов,
начальник радиоотряда


ОСТРОВ ДИКСОН
В период геофизического года коллективы радиоцентра и обсерватории острова Диксон будут производить наблюдения за магнитным полем земли, за напряженностью поля радиоволн в средневолновом и коротковолновом диапазонах вертикальным зондированием ионосферы, будут заниматься исследованием полярных сияний с помощью радиолокатора, наблюдением и регистрацией ионосферных свистов и атмосферных помех. Оборудование и приборы для выполнения этих работ мы уже получили.
В течение десяти лет работники Диксоновского радиоцентра и Арктического научно-исследовательского института поддерживают тесное творческое содружество. Это приносит большую пользу. Для обеспечения бесперебойной связи на коротких волнах в высоких широтах очень важно было разработать ме-
[12]
 Радио, 1957, №5. В Арктике и Антарктиде - 0002.jpg
тодику прогнозов нарушения радиосвязи, а также выбрать наиболее выгодные для связи в этих широтах частоты. Наши радисты оказали значительную помощь институту в проведении этой работы. В настоящее время на основе разработанной в институте методики наш радиоцентр получает ежемесячные и суточные прогнозы ожидаемых условий радиосвязи.
Для изучения распространения коротких воли через зону полярных сияний на радиоцентре острова Диксон выделен специальный передатчик, который работает в диапазоне 18— 2,5 Мгц. За работой этого передатчика наблюдают все полярные станции западной Арктики.
Из наиболее интересных радиосвязей нашего радиоцентра следует отметить связи с советской антарктической экспедицией. Дело в том, что в Мирном работают лучшие радисты Диксона. Осенью прошлого года туда поехали наши начальники смен тт. Ковтанюк и Ярлыков. По прибытии в Мирный они установили с нами связь и передали теплые поздравления всему коллективу.
Сейчас мы оформляем разрешение на коллективную КВ радиостанцию. Думаем, что она будет одной из наиболее активных любительских радиостанций в Советском Союзе. Многие из нас желают серьезно заняться изучением условий связи на любительских УКВ диапазонах.
В свое время, в начале тридцатых годов, находясь в Новосибирске, я активно работал в эфире. У меня был тогда позывной U9AZ. Летом прошлого года, когда я был в отпуске в Москве, мои старые друзья-коротковолновики заставили меня снова «заболеть» этим увлекательным делом. После оформления индивидуальной радиостанции я рассчитываю вновь появиться в эфире.
В. Игнатенко,
начальник радиометеоцентра


„СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-6"
Радисты дрейфующей станции «СП-6» примут самое непосредственное участие в обслуживании научных станций и учреждений в Международном геофизическом годе. Наши радисты будут и сами вести наблюдения за условиями прохождения радиоволи. Продолжим мы и регулярные связи с поселком Мирный, находящимся по ту сторону земного шара, будем вести дальние радиосвязи с любителями-коротковолновиками.
На период Международного геофизического года подготовлено резервное оборудование, гарантирующее бесперебойную и четкую радиосвязь.
Несмотря на особые условия хранения и эксплуатации радиооборудования на льдине, за истекшее время не было ни одной аварии, все неисправности устранялись на месте без какого-либо ущерба для работы.
Много внимания уделяем мы работе с радиолюбителями. Наиболее интересными являются связи с поселком Мирный, с которым, начиная с сентября прошлого года, мы работаем по трафику. Интересны также связи с австралийцами — VK2ACX, VK3CX, с гавайскими радиолюбителями — KX6AUJ, KX6AUG. Наша радиостанция имела радиосвязь с радиолюбителями всех государств Европы.
Чрезвычайно большой интерес проявляют к нам советские радиолюбители. Первым откликнулся на наш вызов москвич Стромилов. Он, а также Лейкехман из Астрахани, Хакимов из Ашхабада, Гончарский из Львова, Страдин из Иванова являются нашими постоянными корреспондентами.
Некоторые коротковолновики, особенно операторы коллективных радиостанций, при вызове дают DX, а отвечают ближним станциям, не уделяя внимания дальним корреспондентам.
Мы шлем глубокую благодарность всем советским радиолюбителям за трогательное внимание, проявляемое при связях к нашему небольшому коллективу.
И. Титовский,
начальник радиостанции «СП-6»


ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ
В связи с проведением геофизического года на нашей станции резко увеличен объем научно-исследовательских работ. Впервые организуются наблюдения за солнечной радиацией и исследования верхних слоев атмосферы, расширяются метеорологические наблюдения.
Успешное выполнение поставленных перед нами задач будет в значительной степени зависеть от четкой и оперативной работы радиогруппы, так как радиообмен научной информацией во много раз возрастет. Кроме того, планируется также радиообслуживание арктических научных экспедиций. Недавно на станции получена новая радиоаппаратура.
П. Клейменов

БУХТА УЕДИНЕНИЯ
В геофизическом году радистам предстоит выполнить большую и ответственную работу по расширенной программе. Основное внимание будет уделено оперативному сбору и передаче научных информаций для бюро погоды Москвы, Ленинграда и других пунктов.
Станция будет также проводить регулярное радиозондирование верхних слоев атмосферы.
Наше пожелание радиолюбителям — шире применять обмен любительским опытом, всемерно способствовать развитию отечественной радиотехнической науки.
Желательно, чтобы радиолюбители - конструкторы разработали еще более экономичную в питании приемопередающую радиостанцию мощностью порядка 100 вт, работающую в СВ п КВ диапазонах и приспособленную для связи в условиях суровой Арктики.
И. Бетанов
[13]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 22 Февраль 2016 18:51

Радио, 1982, №11.

 Радио, 1982, №11. Путешествие в Арктику - 0001.jpg
Советская Арктика вместе со всей страной встречает славное шестидесятилетие СССР. Этот большой праздник народов Советского Союза совпал с полувековым юбилеем начала освоение районов Крайнего Севера.
1932 год вошел в историю как год начала планомерного и фронтального наступления на Арктику. Именно тогда было создано Главное управление Северного морского пути, основной задачей которого являлось превращение Северного морского пути в регулярно действующую транспортную магистраль. Благодаря самоотверженному труду советскиж людей эта задача была успешно решена.
За годы освоения Арктики там произошли колоссальные изменения. О том, какой она стала сегодня, рассказывает корреспондент журнала «Радио» Н. Григорьева, недавно побывавшая на о. Диксон и архипелаге Седова на Северной Земле.


Путешествие в Арктику

Десять минут оставалось до срока, когда на связь с полярной станцией острова Голомянный в архипелаге Седова, откуда мы должны были возвращаться на Большую Землю, выйдет остров Уединения. Радист Александр Уваров ушел в радиорубку. Он мне обещал устроить напоследок интервью в эфире с Виктором Гладышевым — радистом Уединения, одним из полярных асов эфира Нго позывной UA0BBG. Добраться до него не удалось — как здесь говорят: «не было борта» В данном случае вертолета. Теперь одна надежда — на радио.
Не успела я войти в радиорубку вслед за Уваровым, как зазвонил телефон. Да. да, самый настоящий Такова теперь Арктика! Трубку снял Лев Наумович Пеклер — начальник полярной станции на Голомянном, и сразу же жестом остановил меня: «борт», услышала я. Но «борт» не на остров Уединения, а домой.
АН-26 уже на взлетной полосе аэродрома острова Средний. Стоит обледеневая. Надо торопиться. От полярной станции до Среднего чуть больше часа езды. На прощание Арктика посылает нам обильный снегопад. Да ведь середина июня! Но здесь это никого не удивляет. Спешим так, что не успеваем даже толком проститься с полярниками.
Последний взгляд на ставшие такими родными два домика. Возле одного из них торчат две мачты — 12-метровые
штыри на растяжках. Где уж им тягаться с красавцами «бимами» и «яги», но зато они надежны, не боятся шквального ветра и пурги.
Немного грустно оттого, что уезжаем, что уже позади встречи с интересны ми людьми, знакомство с Арктикой, привыкание к круглосуточному полярному дню, прогулки в зелено-бело голубых торосах Мысленно подвожу итог увиденному, услышанному...
Сегодняшнюю Арктику я бы назвала «республикой радио», потому что без радио невозможно было бы наладить движение самолетов и судов, строить полярные станции и аэропорты, искать и добывать полезные ископаемые, снабжать зимовщиков всем необходимым. Без радио нельзя было бы оперативно передавать метеорологические данные.
33 полярные станции этого района, занимающего 213 тысяч квадратных километров и простирающегося от Оби до Хатанги, захватывающего Таймырский полуостров, архипелаги Северная Земля, Земля Фраица-Иосифа и частично Новую Землю, а также острова, расположенные в Карском и западной части моря Лаптевых, ведут метеорологические наблюдения и по радио сообщают их в синоптические центры страны.
Сердце Западной Арктики — Диксон. Здесь расположены морской порт, гидрометеоцентр, а также территориальный узел связи. Топливо для ледокольного флота и связь — смысл существования поселка со дня основания. Почти 50 лет назад — 24 декабря 1934 года — здесь впервые заговорил «рупор» Арктики — первый полярный радиоцентр, построенный небольшой группой строителей в рекордно корот кий срок — меньше чем за полгода! Руководил строительством ленинградский коротковолновик Василий Васильевич Ходов, участник экспедиции Г А. Ушакова, положившей на карты в 1930—1932 годах архипелаг Северная Земля. Среди строителей Диксона было много коротковолновиков: В. Доброжанский, В. Волков, Б. Харитонович. Н. Златоверховников. Позже с Диксоном связали свои судьбы такие известные радисты и коротковолновики, как В. Игнатченко, Н Стромилов и другие Так что с начала освоения Арктики радиолюбители здесь играли не последнюю роль.
Отличительная черта Диксона — обилие антенн, постоянно напоминавших о всепогодной и всемогущей радиосвязи. Такой она, конечно, стала не сразу. Первые полярные радисты набили себе немало «шишек» из-за неустойчивости и капризов арктической ионосферы. Но прогресс в радиотехнике и накопленный опыт победили стихию. Радио стало привычным атрибутом жизни полярников и перестало быть привилегией только радистов Теперь основное население полярных станций имеет совмещенные профессии метеорологов радистов.
Да н сама аппаратура у метеорологов стала радиоэлектронной. Например, высоту облаков мгновенно определяет по отраженному световому импульсу современный прибор на фотоумножителе. Актинометрическую информацию
[12]
 Радио, 1982, №11. Путешествие в Арктику - 0002.jpg
(о солнечной радиации) регистрирует самопишущий потенциометр. Радиозонды, поднимающиеся до высоты 30 — 40 километров, собирают сведения о температуре и влажности воздуха, направлении и скорости ветра, атмосферном давлении.
На крупных гидрометеоцентрах, таких, как Диксон, имеются специальные метеорологические радиолокаторы. В распоряжении специалистов погоды, кроме того. информация с метеорологических искусственных спутников Земли.
Принимает и передает весь этот шквал метеорологической информации территориальный узел связи Диксона, оснащенный современной передающей и приемной аппаратурой. Вот одни из показателей работы узла: в летние месяцы он обслуживает десятки судов одновременно.
На приемной станции узла работает радиолюбитель Виктор Васильев (UA0BBP). Он увлекается радио с 12-летнего возраста. Осваивал азы радиоспорта в радиоклубе родного г. Очакова Николаевской области. В армии Виктор служил радистом. Уже после службы, в 1970 году, получил индивидуальный позывной. Вскоре окончил курсы полярных работников и уехал на Диксон. Позывным UA0BBP работает с 1974 года. Сейчас подготавливает аппаратуру, чтобы работать через радиолюбительские искусственные спутники Земли. Виктор — начальник коллективной радиостанции узла связи UK0KAD. К работе на станции собирается привлекать не только радистов, но и школьников — их на острове около 150 человек.
Виктор рассказал мне, что кроме него на Диксоне есть еще три коротковолновика: на острове — Саша Малыгин (UA0AB) и Виктор Курбатов (UA0BAQ), а в береговой части поселка — Людмила Веловодзь (UA0BYL). Мне очень хотелось встретиться с Людмилой, но не получилось: ледовая дорога, соединяющая островную и береговую части поселка, начала раскисать.
К счастью, ничто не помешало нам побывать на метеорологическом радиолокаторе, приемной и передающей станциях территориального узла связи, на островах Северной Земли. Мои блокнот и диктофон заполнились самой различной информацией о сегодняшней Арктике, о черточках и чертах полярников, которые показались необычными.
Полярная станция на острове Голомянном... О красивых и сильных людях, которые здесь работают, можно с полным основанием сказать: цельные характеры. Зимовщики приехали из разных городов и республик, но объединяют их общее дело, общие интересы, одна любовь к Арктике. Вот, например, инженер-метеоролог полярной станции о. Голомянный Сергей Чудаков. Он из г. Джеты-Гора Кустанайской области Казахстана. А техник-гидролoг Дмитрий Меценатов — из г. Можга Удмуртской АССР. Он сменил Анвара Зарефова из Ташкента. Нынешний радист Александр Уваров — из Подмосковья, а до него здесь зимовал Александр Михо из Ровно.
Начальник полярной станции Лев Наумович Пеклер — старожил Арктики. Зимует более 30 лет. Делал попытку вернуться к кабинетной работе в Москве, но выдержал лишь семь месяцев. Девятнадцатилетним метеорологом, закончившим после школы курсы полярных работников Главсевморпути, он прибыл на свою первую зимовку в Гыдаямо в Обской губе. Довелось ему открывать полярную станцию Зимовочную на Таймыре, зимовать на острове Ушакова, в особенно трудных условиях, втроем. В послужном списке Пеклера зимовки на полярных станциях о. Визе, м. Стерлегова, о. Гейберга, о. «Известия» и других.
Льву Наумовичу очень хотелось освоить радиодело. И в один из отпусков он поступил на курсы ДОСААФ. Его учителем был полярный радист, старейший коротковолновик, в прошлом член сборной страны по приему и передаче радиограмм Семен Давыдович Экслер. Вернулся на зимовку Пеклер уже метеорологом-радистом. Последние 12 лет он возглавляет полярную станцию на о. Голомянном.
Конечно, не забудутся не только люди, но и та Арктика, которую они «строят» в трудных, часто экстремальных условиях. Достаточно сказать, что семерка на острове Голомянном живет на крошечном кусочке земли, где ни деревца, ни кустика, а только льды и снега. Коротким полярным летом здесь обнажается каменистая промерзшая твердь, сквозь которую пробиваются лишь скупые мхи, да кое-где нежные полярные маки.
Легко представить себе, что означает в этих условиях телевидение! А оно теперь у зимовщиков есть. Телевизионная спутниковая система «Экран» открыла новую страницу в истории Арктики. И это еще одна характерная черта «республики радио». Цветные телевизионные экраны сегодня ярко светятся на 22 из 33 полярных станциях Диксоновского района.
... Обо всем этом я думала, пока мы ехали в аэропорт. Наша машина, тщетно пытаясь преодолеть снежные ухабы, наконец, стала. Пересели в вездеход, где нас скоро запорошило снежной пылью, летевшей из-под гусениц и проникавшей сквозь мельчайшие отверстия в брезенте кузова. Ехали молча, никому не хотелось говорить. Впечатлений много, о многом надо будет рассказать, вот только жаль, что с Виктором Гладышевым с острова Уединения так и не удалось поговорить...
Тогда я, конечно, не знала, что в это время с ним связался старейший минский коротковолновик Яков Исаакович Аксель (UC2BF). Он, узнав, что наш разговор с Виктором не состоялся, сделал то, что не успела я. Через несколько дней, когда я уже сидела за своим столом в редакции, раздался телефонный звонок. Я сияла трубку, взяла карандаш и записала: «Аппаратура у UA0BBG — трансивер UW3DI, первый вариант, на выходе лампа ГУ-71. Антенны — двойной квадрат на высоте 15 метров, диполь и экспоненциальный штырь. Позывной имеет с 1979 года. Особенно активно стал работать с прошлого года. В основном хорошее прохождение радиоволн на 20 метрах. За год провел более двух тысяч связей. Со станцией Молодежной в Антарктиде связался на 10, 20 и 40 метрах. Есть связи с Новой Зеландией, Африкой, Южной Америкой, словом, со всеми континентами. До острова Уединения зимовал на Диксоне и на острове Преображения в море Лаптевых».
Спасибо, дорогой товарищ! Вот она, радиолюбительская выручка! К сказанному о Викторе Гладышеве могу только добавить, что, верно, нелегко ему было на своем уединенном острове собрать такое антенное хозяйство и еще труднее установить. Только истинный энтузиаст способен на это. Ну а две тысячи связей в год — результат, который говорит сам за себя. А ведь надо учесть, что прохождение коротких волн в Арктике очень непостоянно.
Таких, как Виктор, на полярных станциях немало. Все они на вес золота. А для коротковолновиков Большой земли они еще и DXы! Да и архипелаг Земля Франца-Иосифа и о. Новая Земля считаются отдельными территориями по списку диплома Р-150-С. Вот только Северная Земля, ставшая последним крупным географическим открытием века (до 1913 года о ее существовании не было известно), площадь которой больше Голландии, почему-то все еще не получила статуса отдельной «страны». Пора бы это недоразумение исправить. Уверена, что белым пятном на радиолюбительских картах она не останется.
Вот такой я увидела Арктику — полной жизни, труда, пафоса. Навсегда в прошлое ушло представление о ней как о страшном цинготном крае, с волчьими законами и гнетущим одиночеством в белом безмолвии.
Но освоение Арктики отнюдь еще не закончено, а разворачивается все более широким фронтом. Невиданные возможности для этого появились с созданием мощных атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», оснащенных самым разнообразным радиоэлектронным оборудованием, которые продлили навигацию по Северному морскому пути, названному Л. И. Брежневым нашей «главной национальной транспортной магистралью» в Арктике.

Н. ГРИГОРЬЕВА
о. Диксон — о. Голомянный — Москва
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Радиосвязь в Арктике и Антарктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения