ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОС. АКЦ. О-ВА КОМСЕВЕРПУТЬ В 1932 ГОДУВ 1932 г., вместе с общей интенсификацией транспортной и промышленной работы на Сибирском севере, Комсеверпуть решил охватить своей хозяйственной деятельностью Якутский север и острова Северного Ледовитого моря (Колгуев, Вайгач, Новая Земля и др.).
На Сибирском севере будут доведены до предельной производственной мощности построенные в Игарке лесопильные заводы и графитообогатительная фабрика. Добыча графита на Нижней Тунгуске доводится до полного удовлетворения нужд союзной промышленности, и, кроме того, часть его будет экспортирована, после предварительного обогащения на игарской фабрике.
Добыча угля на Нижней Тунгуске развертывается до полного удовлетворения потребностей речного флота и приходящих в Игарку судов Карской экспедиции, а также и для покрытия нужд северной промышленности.
Особое внимание обращено на усиление рыбных и зверобойных промыслов. Решающим фактором в этом деле, как и для всех видов промышленной работы, являются колонизация полярных промысловых районов и, прежде всего, создание местных мощных кадров и местной продовольственной базы.
— 28 —
Проведенное в 1931 г. массовое переселение на север почти полностью обеспечило северную промышленность местными рабочими кадрами, а небольшая дополнительная переброска переселенцев в 1932 г. должна будет обеспечить дальнейший ее рост. Для увеличения местных продовольственных ресурсов развертываются совхозы Предивенский, Ярцевский, Кузенский и молочно-овощная ферма в Игарке.
Операции последних лет по Северному морскому пути сделали его нормальной артерией связи Центральной Сибири с Западной Европой, с Ленинградом и Мурманском. В 1931 г. была поставлена задача максимального снижения фрахтов по Северному морскому пути. В результате проведенной работы фрахты пароходов в Карское море только на 10—12% дороже фрахтов из разных портов до Архангельска.
Лесоизыскательские партии охватят в 1932 г. около 40 милл. га, причем 90% этой площади будет покрыто методом авиообследования, давшим исключительно эффективные результаты уже в 1931 г.
Геологические партии на Нижней Тунгуске будут вести разведку на уголь, графит, полиметаллические руды и слюду, на основе геологопоисковых работ 1930 и 1931 гг. На Подкаменной Тунгуске будут проводиться геолого-поисковые работы на железо.
В заливе Ныда-Ямо (Гыдаям) будут продолжаться начатые еще в 1931 г. ихтиологические работы.
Кроме указанных специальных исследовательских работ, посылается комплексная экспедиция для общего изучения Хатанго-Анабарского района.
По примеру прошлых лет, на ледоколе Карской экспедиции будут вестись гидрологические и гидробиологические работы.
В результате работ, проделанных в 1929, 1930 и 1931 гг., авиация заняла прочное место во всех видах изыскательской и хозяйственной работы Комсеверпути. Авиослужба Комсеверпути располагает в настоящее время пятью самолетами; к лету 1932 г. их будет иметься 9 —10. Наряду с регулярной перевозкой пассажиров, почты и груза по линии Красноярск — Подкаменная Тунгуска — Туруханск — Игарка — Дудинка и вывозом пушнины с Хатанги, Пясины, Ныда-Ямо и с ямальских и тазовских факторий, авиослужба проводит ряд специальных работ. Ледовая разведка и авиообследование лесных массивов стали уже традиционной ежегодной работой авиослужбы. Но наиболее интересными будут работы по авиообслуживанию геологических, геоморфологических, ихтиологических, зоологических и т. п. экспедиций. Здесь самолет выступает не как основное орудие работы, а как средство, во много раз ускоряющее и значительно повышающее эффективность работы.