Heinkel He111
He111 H6
"Хейнкель-111" принадлежал к самолетам того поколения, которые, будучи разработанными в середине 30-х годов, в начале Второй мировой войны составляли весомую часть авиации, но уже к середине войны считались если не устаревшими, то способными выполнять лишь ограниченный круг боевых задач. Судьба его схожа с судьбой советского Ил-4. Созданный примерно в то же время, он хотя и состоял на вооружении дальней авиации всю войну, но применялся почти исключительно в ночное время.
Не 111 начал проектироваться инженерами Зигфридом и Вальтером Гюнтерами как двухмоторный бомбардировщик в 1934 г. Для маскировки, а тогда еще действовали Версальские ограничения, считалось, что разрабатывается скоростной транспортный самолет. Первый вылет машина совершила 24 февраля 1935 г. Официально машины передавались Люфтганзе, но использовались ВВС. Кроме нескольких опытных машин, была построена небольшая серия Не 111А-0. Десять самолетов этой серии были проданы Китаю и участвовали в боях против японцев. Не 111С строились как пассажирские.
Первым боевым самолетом для Люфтваффе стал Не 111В. Конструктивно схожий с Не 111А, он имел более мощные двигатели DB 600A вместо BMW VI. Крылья и килевое оперение имели эллипсовидную форму. Еще одним характерным признаком стала пилотская кабина, плавно вписанная в обводы фюзеляжа. Сам фюзеляж был большого сечения, что впоследствии очень пригодилось при проведении транспортных операций. Вооружение состояло из трех 7,9-мм пулеметов. Постройка Не 111В велась на новом заводе в Ораниенбурге близ Берлина.
Первые Не 111В с моторами DB 600C по 880 л.с. поступили в части в конце 1936 г., а уже в феврале 1937 г. тридцать таких машин были направлены в "Легион Кондор", воевавший в Испании. После завершения малой серии He 111D, фирма приступила к производству Не 111Е с двигателями Jumo 211. Машины покинули сборочные линии в феврале 1938 г. В больших количествах строились самолеты типа Не 111Е-3 с моторами Jumo 211A-1 в 1000 л.с. Стандартный боезапас составлял 2 тонны. Всего было изготовлено 200 машин серии "Е". На базе Не 111В-0 был спроектирован транспортный вариант He 111G с новым прямоугольным крылом. С крылом трапециевидной формы и двигателями Jumo 211A-3 строилась небольшая серия "F". Тридцать таких бомбардировщиков были поставлены Турции.
Параллельно с серией "F" производились торпедоносцы-бомбардировщики He 111J с моторами DB 600 CG в 950 л.с. Ими была вооружена 806-я противокорабельная группа. Но летные качества машин оказались невысокими, и самолеты недолго оставались на вооружении.
В январе 1938 г. совершил свой первый вылет прототип серии "Р". Машина получила наименование "кривой нос" из-за асимметричного расположения носовой огневой точки. На этой модели также впервые появилась подфюзеляжная гондола с пулеметной установкой. Самолеты строились с двигателями DB 601A и N. Всего сборочные линии покинули 388 машин этой серии.
На базе фюзеляжа Не 111Р-2 был разработан Не 111V-19, ставший родоначальником многочисленной серии Н. Все машины оснащались двигателями Jumo 211 разных модификаций. С ноября 1939 г. строились в больших количествах дневные бомбардировщики Не 111Н-3 с двумя 1000 кг бомбами на внешней подвеске. В качестве силовой установки использовались 1100-сильные Jumo 211A-3. С 1941 г. на вооружение принимается торпедоносец-бомбардировщик Не 111Н-6. Его защитное вооружение состояло из шести 7,9-мм пулеметов и 20-мм пушки. Самолет нес две торпеды. Специальной версией стал Не 111Н-8 с устройством для преодоления аэростатных заграждений. Самолеты Не 111Н-12 были предназначены для запуска двух управляемых ракет типа Hs 293. На машине была смонтирована аппаратура наведения. Еще одним ракетоносцем был Не111Н-22. Он вооружался ракетами V-1. Такими ракетами гитлеровцы обстреливали города Англии в 1944 году. В больших количествах строился Не 111Н-16 с двигателем Jumo 211F-2 по 1330 л.с. Вооружение состояло из спаренного 7,9-мм, одного 13-мм пулеметов и 20-мм пушки.
Очень своеобразной оказалась серия Н-20. Она строилась в четырех модификациях, различных по назначению: транспортник для 16 парашютистов, самолет-буксировщик для планеров, ночной и фронтовой бомбардировщик с увеличенной емкостью бомбоотсека.
На базе Не 111Н-20/R-3 с моторами Jumo 211E-1 был создан самый быстроходный из "хейнкелей-111" серии Н-21. Его скорость, правда без бомбовой нагрузки, достигала 480 км/час.
Самой оригинальной конструкцией оказался пятимоторный Не 111Z, изготовленный в количестве 12 единиц. Машина представляла собой комбинацию из двух Не 111Н-6 и служила для буксировки большегрузных планеров Ме 321 "Гигант". Всего было построено около 7300 "сто одиннадцатых". Кроме Люфтваффе, Не 111 состояли на вооружении ВВС Турции, Венгрии, Испании, Румынии, Китая.
В начале войны Не 111 был широко представлен в бомбардировочной авиации Германии. Он принимал активное участие во всех операциях периода "блицгрига", в том числе и в битве за Англию.
К моменту нападения на Советский Союз число бомбардировщиков "Хейнкель-111" уменьшилось в пользу более современного Ju 88. И почти все Не 111 воевали на советско-германском фронте. С первых дней на Востоке были задействованы 27-я, 53-я и 55-я эскадры, а 4-я эскадра "Генерал Вевер" частью сил осуществляла минные постановки возле советских баз и портов. Месяцем позже, специально для ударов по Москве прибыли 100 отдельная и III группа 26-й эскадры (обе с самолетами, оснащенными радиополукомпасами), а также часть вновь сформированной 28-й эскадры. На Западе в это время оставались только две группы Не 111, да и то большая часть базирующейся в Норвегии I группы 26 эскадры сражалась на мурманском направлении.
В феврале 1942 г. Не 111 впервые были применены в новом качестве. 4-я бомбардировочная эскадра с аэроузла Псков начала полеты для снабжения окруженных войск под Демянском. В несравненно больших масштабах эта задача встала перед бомбардировочными соединениями Люфтваффе в ноябре 1942 г., с созданием советскими войсками "кольца" немецкой группировке под Сталинградом. Для обеспечения армии Паулюса всем необходимым транспортной авиации недоставало. Поэтому к организации "воздушного моста" были привлечены части 27-й, 55-й и 100-й эскадр, а также 5-й и 20-й групп специального назначения, оснащенные Не 111. Снабжение сталинградского "котла" обошлось Люфтваффе в 169 "Хейнкелей". В дальнейшем Не 111 были вооружены несколько групп транспортной авиации.
В отличие от соединений, состоявших из Ju 88, эскадры Не 111 продержались значительно дольше. В мае 1945 г. продолжала воевать против советских войск 4-я бомбардировочная эскадра. Последней крупной операцией Не 111 на Восточном фронте стал рейд на Полтаву и Миргород, где базировались американские самолеты, совершавшие налеты на объекты Рейха. Тогда, 22 июня 1944 г., бомбардировщики IV авиакорпуса нанесли существенный урон не только американской авиации, но и союзническим отношениям СССР и США. Но в это время "хейнкели" действовали уже только ночью.
В небе Заполярья Не 111 воевали в составе II группы 26-й бомбардировочной эскадры "Львиная". Ее машины Не 111Н-5 были переброшены на аэродром Банак в начале августа 1941 г. Сначала это был только 2-й отряд, но затем на мурманское направление были привлечены и машины других отрядов этой группы. Параллельно самолеты II группы участвовали и в операциях против Англии. Эта группа потеряла в боях на советско-германском фронте летом и осенью 1941 г. 12 машин. Кроме того, семь самолетов вышли из строя по небоевым причинам. III группа 26-й эскадры, находившаяся в Норвегии в начале июня, была переброшена на центральный участок Восточного фронта для участия в налетах на Москву.
Зимой 1942 г. I группа 26 эскадры прошла переподготовку в Италии, где экипажи освоили низкое торпедометание. Эта часть стала первой в Люфтваффе, вооруженной колесными торпедоносцами.
В конце апреля 1942 г. первые 12 экипажей, а к июню и вся группа в составе 42 машин Не 111Н-6 прибыла в Северную Норвегию. Первого успеха торпедоносцы достигли 2 мая 1942 г., потопив два и серьезно повредив транспорт из состава конвоя PQ-15. Два следующих конвоя также были атакованы "хейнкелями". При этом были потоплены два судна и потеряно шесть самолетов. Восемнадцатый конвой стал "черной страницей" в истории 26-й эскадры. Хотя в этой операции кроме Не 111 принимали участие и "юнкерсы"-торпедоносцы, массированный огонь кораблей охранения и атаки истребителей с авианосца "Эвенжер" сделали прицельное сбрасывание торпед по транспортам почти невозможным. За два первых дня операции I группа потеряла 12 самолетов и 7 экипажей. Атаки последующих дней были практически сорваны охранением.
3 ноября 1942 г. части ударной авиации 5 Воздушного флота, в том числе и обе группы 26-й эскадры, получили приказ на перебазирование в район Средиземноморья.
Небольшое число самолетов Не 111 использовалось также в составе 5 отряда метеорологической разведки (Westa 5), из состава которого две машины базировались 22 июня 1941 г. на аэродроме Банак.
Тактико-технические данные Не 111Н-16:
Размах крыла - 22,6 м, длина самолета - 16,4 м, высота - 4,0м, площадь крыла - 86,5 кв. м.
Вес пустого самолета - 8680 кг, взлетный вес - 14000 кг.
Максимальная скорость на уровне моря - 364 км/час, максимальная скорость на высоте 2000 м - 400 км/час, на высоте 6000 м - 435 км/час.
Практический потолок - 6700 м, дальность полета - 1950 км.