http://www.korabel.ru/news/comments/aa_ ... ikova.htmlПервый поход "Трёшникова"
18.04.2013
Сразу по возвращении научно-экспедиционного судна "Академик Трешников" из 58 Антарктической экспедиции, экипажу пришлось держать ответ перед журналистами. В пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась "отчетная" встреча, на которой присутствовали:
- Валерий Владимирович Лукин, начальник Российской антарктической экспедиции ФГБУ ААНИИ;
- Сергей Владимирович Лукьянов, капитан дальнего плавания – капитан НЭС "Академик Трёшников";
- Андрей Васильевич Воеводин, заместитель начальника 58-й сезонной Российской антарктической экспедиции, начальник рейса.
В тонкости работы НЭС во льдах Антарктиды и выполненных исследований слушателей посвящал помощник капитана по научно-технической части Михаил Юрьевич Романов.
Первый рейс нового научно-экспедиционного судна, как и предполагалось, стал его натурными испытаниями. Поскольку многое из установленного на борту оборудования нельзя было толком испытать при глубинах меньше 100 м, экипажу просто необходимо было уйти дальше Балтики. Кроме того, следовало на деле проверить ледовые и мореходные характеристики судна.
В целом экспедиция уложилась в сроки, подтвердила проектные показатели судна, и протестировала оборудование. Однако не обошлось без нареканий.
Как отметил Валерий Владимирович Лукин: "Судно не нарушило назначенных сроков экспедиции, аварийных сигналов не подавало, действовало по плану, а 125 рекламактов, составленных во время рейсов, в большинстве своем решались силами гарантийных специалистов поставщиков совместно с членами экипажа, осваивавшими оборудование судна. Сейчас ведутся переговоры о постановке судна на гарантийный ремонт на Адмиралтейских верфях" .
Конечно, интересно, что вызвало такое количество нареканий. Об этом рассказал капитан судна:"Впервые на судне был размещен частотно-пропульсивный комплекс электродвижения в морском исполнении. Ранее подобные системы работали только на берегу. И 125 рекламактов по отказам и неисправностям, связаны, преимущественно, с работой этого уникального комплекса, и являются следствием недоработки программного обеспечения, что находится в плоскости работы производителей Wartsila и Rockwell. Также есть нарекания к работе навигационного оборудования, больше технические - например, у нас отказывали мониторы.
К сожалению, также судно не было оборудовано активными гасителями качки. В океане 20-25 градусов были рядовым событием. В целом судно зарекомендовало себя хорошо, хорошо управляется, хорошо работает, полностью подтвердило заявленные ледовые характеристики, кое-где - даже сверх обещанного".
Одни ледовые испытания уже были для экипажа серьезной задачей. Для них в условиях Антарктики требовалось найти лед с определенными свойствами - а именно, толщиной 1,1 м льда с 20 см снега и прочностью 500 кПа на излом. Такие характеристики примерно соответствуют свойствам однолетнего припая. Припай удобен тем, что прикреплен к береговой линии, и не "уходит" из-под наваливающегося ледокола. Но в Антарктике он держится недолго и располагается в тех регионах, где картографические и гидрографические работы не проводились никогда ранее.
Помощник капитана Михаил Романов рассказал, как команде приходилось при выборе курса опираться на скудные данные института и собственные инициативы. Например, на воду спускался рабочий катер с командой, которая дедовскими способами осуществляла промеры, и НЭС шло за катером," как в свое время Аврора шла на залп". В результате поисков выбор пал на бухту Симонова, где НЭС "Академик Трешников" - все еще идя на ощупь - достигло самой южной отметки в этом бассейне, куда когда-либо заходило судно. Ранее в этих широтах держал позиции ледник Георга VI, стаял и отошел южнее он совсем недавно.
В итоге на припае была проверена ледоходность передним и задним ходом, выполнен маневренный разворот. По итогам наблюдений все характеристики соответствуют заявленным. Набегами брали лед толщиной до 4 м 80 см, хотя, конечно, на результат влияет не только толщина льда, но и толщина снега, ветер, течение, погодные условия и т.д.
Надежность корпуса и оборудования на "Академике Трешникове" были проверены в море Уэделла, особенностью которого является крайне неоднородный ледовый покров, битые осколки и поля многолетнего льда. Пройденный десятибалльный сплошной массив льда корпусу не навредил.
Помимо проверки качеств судна также была проведена серия наблюдений, изучены свойства и структура воды всего бассейна западного побережья Антарктического полуострова. Она в корне отличается от воды восточного побережья в связи с влиянием теплого течения, что и было подтверждено. Всего было выполнено 14 научных программ, в основном - гидробиологические наблюдения, сбор проб воздуха и атмосферного аэрозоля, радиолокационные работы.
Помимо задач научных, были выполнены и экологические - со станции Беллинсгаузен было вывезено 170 т отходов прошлых экспедиций. 8 февраля были закончены работы в регионе, и судно легло на курс до дома.
Участники экспедиции с удовольствием отметили, что и в составе экспедиции, и на станциях появляется все больше заинтересованной молодежи. Они зимуют на станциях, участвуют в исследованиях.
Сейчас в Антарктике работает пять круглогодичных станций: Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, и пять сезонных баз: Молодежная, Дружная-4, Союз, Ленинградская и Русская. Всего 110 зимующих и 12 сезонных сотрудников. Предполагается, что в ближайшее время база Русская будет переведена в круглогодичный режим.
Флот представлен тремя судами : два от Росгидромета - "Трешников" и "Федоров", и НИС Роснедр "Академик Александр Карпинский". Успешные испытания нового "академика" дадут возможность РАЭ уже со следующего сезона перейти на двухсудовой режим работ: "Академик Федоров" будет работать в индоокеанском секторе Антарктики, а "Трешников" - в Тихоокеанском.
Анна Абрамова