ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ—REVIEWS
Hobbs, W. H. Exploring about the North Pole of the winds. New York—London, 1930. (VIII+376), 26 illustr., 4 maps.
Книга посвящена описанию трех экспедиций, известных под названием
Гренландских экспедиций Мичиганского университета и снаряженных, по инициативе автора, для изучения так называемого „ледового антициклона" (glacial anticyclone) Гренландии.
Первая экспедиция, работавшая только летом, прибыла в Холстенсборг (западная Гренландия, несколько севернее полярного круга) в июле 1926 г. Свою стоянку экспедиция раскинула в вершине фьорда Малигьяк. Главные работы состояли в изучении движения воздуха при помощи шаров-пилотов. Было пущено также четыре шара с метеорографами, один из которых поднялся до 5300 м. В конце лета была предпринята пешеходная экскурсия к краю ледникового щита Гренландии, продолжавшаяся 21 день. Кроме
Хоббса, в экспедиции участвовали: геолог
Л. Гулд (
L. Gould), аэролог
С. Фергюссон (
S. P. Fergusson), метеоролог
Э. Черч (
Е. Church), топограф
Р. Белкнап (
R. Belknap) и радист.
Вторая экспедиция работала также в районе Холстенсборга. В вершине узкого Сендре-Стремфьордд (Sӧndre Strӧmfjord), на горе Эванс (394 м над ур. моря), была устроена аэрометеорологическая обсерватория, действовавшая и зимою (1927/28). В августе 1927 г. было совершено восхождение на ледниковый покров Гренландии. Интересные результаты дали аэрологические наблюдения, производившиеся в начале зимы 1928 г., в течение 60 дней, на ледниковом щите, синхронично с наблюдениями на горе Эванс, метеорологом
Черчем и датским исследователем
Бангстедом (
Н. Вangstеd), принимавшим участие во второй экспедиции
Хоббса. В числе других участников экспедиции можно отметить
Белкнапа, аэролога
Р. Калквиста (
R. Каllquist) и ботаника
Эрлансона (
C. Егlansоn). Сам
Хоббс в Гренландии не зимовал. В конце весны 1928 г. в обсерватории на горе Эванс оставались только метеоролог
Карлсон (
W. Carlson) и эскимосский мальчик.
Третья экспедиция, вышедшая в 1928 г., имела главной целью смену персонала в обсерватории на горе Эванс. В этой экспедиции, кроме
Хоббса, участвовали:
Белкнап, аэролог
Л. Шнейдер (
L. Sсhnеidеr), геолог
Д. Стюарт (
D. Stewart),
Бангстед и несколько лиц технического персонала. Третьей экспедиции
Хоббса, между прочим, посчастливилось спасти шведско-американского летчика
Хасселя (
R. j. Hassel) и его спутника, аэронавигатора
Крамера (
P. D. Cramer), которые 18 августа 1928 г. вылетели из Кокрена (Канада) на
— 224 —
моноплане Стинсона в Европу через Гренландию и Исландию, имея в виду сделать около горы Эванс посадку, с целью пополнения горючего. Эта первая попытка осуществить так называемый „арктический воздушный путь“ между Америкой и Европой, окончившаяся неудачей, в свое время обратила на себя мало внимания, так как общественность была тогда захвачена драмой, разыгрывавшейся вокруг экспедиции на „Италии".
Хассель удачно перелетел через Девисов пролив, но, попав в туман, сбился с курса и в Гренландии долго не мог ориентироваться. Недостаток горючего вынудил летчиков сделать 19 августа посадку на ледниковом щите Гренландии, приблизительно в 50 милях к югу от горы Эванс, около которой была уже приготовлена посадочная площадка. Оставив самолет, летчики, почти не имея пищи, предприняли крайне утомительный переход к стоянке экспедиции
Хоббса, недалеко от которой они были обнаружены 2 сентября еле державшимися на ногах от голода и усталости.
В марте 1929 г.
Карлсон, зимовавший на горе Эванс, предпринял санную поездку на ледниковый покров, с целью спасти наиболее ценное имущество с самолета, но не мог найти моноплана; очевидно, сильными ветрами его унесло далеко в сторону.
Обсерватория на горе Эванс действовала с 22 июля 1927 г. до 22 июля 1929 г. За это время было пущено 776 шаров-пилотов.
В книге
Хоббса, написанной несколько сухим языком, разбросано немало полезных сведений по части полярного снаряжения, работы радио в полярных условиях и пр. Интересны положительные выводы автора, касающиеся арктического воздушного пути между Америкой и Европой via Гренландия. В частности
Xоббс указывает, что район горы Эванс, по своим метеорологическим условиям (малая облачность и редкость туманов), является местом, вполне подходящим для устройства здесь промежуточной аэробазы.
В. ВИЗЕ