"Вайгач", ледокольный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 07 Апрель 2015 12:16

Документальные данные о состоянии судна в 1919-1920 гг. из книги:

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936

с.18
1918 г., дли продолжения работ экспедиций Северного ледовитого океана по исследованию пути, организуются два отряда: 1) под начальством гидрографа П. А. Новопашенного, с заданиями по северовосточному участку пути вдоль берегов Сибири, и 2) под начальством Б. А. Вилькицкого, для работ на западном участке.
События гражданской войны помешали нормальному развертыванию экспедиций. Отряд Новопашенного, вышедший из Ленинграда в июле 1918 г., не достиг места назначения — не добрался даже до Иркутска. Сам Новопашенный не успел даже выехать из Ленинграда. До Якутска добрался один лишь гидрограф Матисен. 20 июня Б. А. Вилькицкий выбыл в Архангельск, который вскоре был захвачен англичанами. С разрешения английского командования, ему удалось уйти с ледоколами „Таймыр" и „Вайгач" в Обь Енисейский залив. В задачу его входила постройка станции в этом районе (в сел. Дудинка), снабжение радиостанции Диксон и смена в ней личного состава. (Как известно, поход этот закончился потерей ледокола. Вайгач", наскочившего в тумане на подводный камень у Ефремова мыса в Енисейском заливе.)

с.57
Расчет угля для похода в дальнейшем базировался на сокращении навигации за поздним выходом, на движении по реке под дровами, где только возможно, на получении угля г/с „Иней" с судов в Обской губе и в надежде добыть уголь с затонувшего в Енисейском заливе в 1918 г. л/п „Вайгач" (гидрографической экспедиции под командованием Б. А. Вилькицкого), на возможности получения части угля с п/х „Север", работавшего в Енисейском заливе по сборке рыбы.
Действительно, в районе работ было получено: г/с „Иней" с Оби около 180 тонн, г/с „Шуя" с л/п „Вайгач" около 2 тонн и с судов товарообменной экспедиции около 180 тонн.

с.66
„Шуя" пошла с промером каботажного хода к о-ву Диксона. По пути, проходя мимо затонувшего транспорта „Вайгач" (у мыса Ефремова Камня), пыталась взять с него уголь, но смогла взять только около 2 тонн, как упоминалось выше.
....
11 августа, задержавшись несколько в пути из-за осмотра л/п „Вайгач", засевшего в 1918 г. на. камнях против мыса Ефремова Камня, „Иней" пришел в бухту Диксона.

с.67
Придя в бухту Диксона и выгрузив привезенные запасы, „Анна“ с 25 августа до 3 сентября проработала у л/п „Вайгач", уходя на ночь в бухту Север. Осмотр „Вайгача" водолазами выяснил полную возможность снятия и спасения судна. Несмотря на неблагоприятную погоду, с „Вайгача" были сняты якорь, канат, рулевая машинка, лебедка с тросами и некоторые другие ценные предметы из корабельного оборудования.



 3-5 Вайгач.jpg
учитывая данные приведенные в земетке "Вайгач" надо поднять. (Советская Сибирь, 1926, № 010, 13 января.) некоего Ф. (предполагю, что это Фирфаров Apкaдий Гaвpилoвич, участник ГЭ СЛО, проживавший в это время в Новосибирске), можно утверждать, что по крайней мере в конце 1925 года судно все еще находилось на поверхности.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 07 Апрель 2015 18:57

Экспедиция спортсменов-подводников и ГО СССР по поиску затонувшего л/п «Вайгач»

Спортсмен-подводник, №75, М.: ДОСААФ СССР, 1985. с.17-20

 Спортсмен-подводник_1985_вып-75 - 0001.jpg
 Спортсмен-подводник_1985_вып-75 - 0003.jpg
 Спортсмен-подводник_1985_вып-75 - 0005.jpg
 Спортсмен-подводник_1985_вып-75 - 0002.jpg
 Спортсмен-подводник_1985_вып-75 - 0004.jpg
В. БЫКОВ
НА ДАЛЬНЕМ СЕВЕРЕ

Группа подводного поиска, в состав которой вошли аквалангисты и водолазы спортивно-технических клубов Москвы и Ленинграда, в период летних отпусков начала поиски затонувшего ледокольного парохода «Вайгач». Поисковые работы были организованы при содействии Географического общества Союза ССР.
Ледокольный пароход «Вайгач» был построен в 1909 году специально для гидрографических работ в морях Арктики. Имел длину корпуса 54 метра, ширину 11 метров, водоизмещение 1200 тонн. В биографии «Вайгача» много славных страниц по истории освоения Арктики. Вместе с судном «Таймыр» он служил базой экспедиции в Северном Ледовитом океане, осуществленной в 1910 — 1915 годах. Эта экспедиция почти заново дала описание всего северного побережья России. Она сделала и выдающиеся географические открытия — впервые обошла остров Врангеля, а в 1913 году на судах «Вайгач» и «Таймыр» прошла у восточных берегов Северной земли. В 1914 — 1915 годах о судне «Вайгач» узнал весь мир. Впервые в истории освоения Арктики экспедиция на этом судне с зимовкой в проливе Бориса Вилькицкого освоила Северный морской путь от Владивостока до Архангельска. Затонул «Вайгач» в 1918 году в шторм, от удара о скалу в Енисейском заливе.
Группу поиска возглавил ленинградец, инженер и водолаз С. Игнатьев. Кроме него в состав группы вошли ленинградцы Ю. Шишов, Н. Сигаев, В. Лапин, М. Диденкова, О. Петраков, М. Михайлова, М. Руно, а также москвичи В. Шайтанов (кинооператор), И. Михайлова (фотограф).
К выезду готовились долго. Собрали из архивов, исторических источников материал по истории судна «Вайгач». В свободное от работы время привели в порядок акваланги, гидрокостюмы, компрессорное оборудование и другое снаряжение. Первой поставили задачу: ознакомиться с районом места гибели «Вайгача» и провести пробные кинофотосъемки под водой. Конечно, в душе каждый мечтал: а вдруг сразу повезет — найдется и судно... Но учитывали, что поиски в северных водах трудны, а у самой скалы глубина не малая, по лоциям — до 41 метра. Так что сразу решили посвятить поискам «Вайгача» не один отпуск, а два-три. Но беспокоило, что, несмотря на большую помощь со стороны Географического общества Союза ССР, группа была общественной. Как-то встретят ее на Севере? Помогут ли добраться до места поиска. Сможет ли группа достать плавсредства, с которых можно совершать подводные погружения.
Из Ленинграда прибыли в Архангельск, оттуда на гидрографическом судне «Валериан Альбанов» направились к острову Диксон. На судне впервые почувствовали суровое дыхание Севера. Плохая погода и ледовая обстановка задерживали продвижение. Переход до Диксона длился 10 суток! А ведь каждый день отпуска был дорог. Ну и, конечно, кое-кто познакомился с настоящей качкой, да и с морской болезнью...
На холодном Севере согревало человеческое добро, товарищество. Правда, в первые дни команда «Валериана Альбанова» приглядывалась к участникам поиска с любопытством и даже с некоторым недоверием. Не все могли представить, что они в свой отпуск и за свой счет едут не отдыхать, а работать под водой, и не куда-нибудь, а на Север. Но пока судно шло к Диксону дружба крепла. Участники поиска рассказывали о Ленинграде, о Москве, о спортивной, поисковой и своей основной работе, и лед недоверия был сломан.
На самом острове руководящие партийные и советские работники сделали все, чтобы группа смогла приступить к обследованию места гибели «Вайгача». Особенно помогли второй секретарь райкома партии М. М. Карпенко, начальник гидрографической службы В. П. Ковалев.
На острове получили во временное пользование лодку типа «Дора» и лодку «Казанку». Прямо к мысу Ефремов камень группу доставил промерный катер гидрографической базы Диксона «Галс».
На Ефремовом камне разбили палаточный лагерь. Обследование района гибели «Вайгача» начали с траления. Искали скалу Вайгач. Эта скала ранее даже не была обозначена на морских картах, название ей дали после гибели судна, которое ударилось о ее вершину, скрытую водой. Но карта картой, а на поиски скалы ушло четыре дня.
Наступил день долгожданных погружений... Первым под воду со страховкой пошел Ю. Шишов. Вскоре он показался на поверхности. Вынув изо рта загубник с горечью сказал:
— Плохо дело, ребята. Видимости никакой. Вытянутой руки не видно. Поиск придется проводить на ощупь.
Впоследствии у моряков и местных жителей узнали, что прозрачность воды в этом районе улучшается до полутора метров только при северных ветрах, которые пригоняют сюда прозрачные морские воды.
Каждый день, с раннего утра, начинали с подводного обследования. Под воду уходили самые опытные аквалангисты и водолазы — С. Игнатьев, В. Лапин, Н. Сигачев, В. Шайтанов.
...С 40-метровой глубины мрачной громадой возвышается скала Вайгач — незримая морская смерть. Не один «Вайгач» получил о нее смертельную пробоину. Как рассказали местные жители, в 1944 году, в непогоду, на скалу напоролось крупнотоннажное судно «Либерти», поставлявшее в Советский Союз грузы по ленд-лизу. Выражение «напороться на скалу» не значит, что «Либерти», да и «Вайгач» камнем опустились к ее подножию. Шла борьба за жизнь судна, пока трюмы не заполнила вода, пока оно не потеряло плавучесть... За это время судно могло отнести ветром или течением в сторону... Словом, был нужен поиск и поиск.
Под водой С. Игнатьев включил подводный фонарь. Получился тусклый желтый глазок. Свет его был слишком слаб, а в кромешной тьме бессмысленно, да и опасно погружаться на предельную для аквалангистов глубину — в 40 метров. Ведь на такой глубине воздуха хватит
всего на 10 минут. А вдруг при подъеме на поверхность встретятся препятствия — клубки тросов, куски железа, проволока, которые задержат под водой. Рисковать нельзя. Значит, в эту поездку из-за отсутствия хороших осветительных приборов, придется проводить обследование выступов скалы на глубине всего лишь до 10 метров. В одном из погружений руки С. Игнатьева натолкнулись на груду металла. Нащупал кусок судовой обшивки, шестерни, болты, металлические стержни — возможно, от разбитого судового двигателя. Другие аквалангисты тоже нашли детали из металла. На поверхность подняли то, что было по силам. Рассмотрели. Среди находок оказались и детали от телефонного аппарата.
Имеют ли эти находки отношение к судну «Вайгач» покажет сверка найденных предметов с чертежами машины «Вайгача». Если их принадлежность к судну будет установлена, значит и сам пароход должен быть где-то на грунте у подножия скалы.
Кроме поисков «Вайгача» группа выполнила задание комиссии краеведения Географического общества: собрала образцы грунтов и минералов, гербарии из водных растений.
Перед отъездом на маленьком безымянном островке, расположенном между скалой Вайгач и мысом Ефремов камень, был сложен постамент и установлена пока временная мемориальная доска с надписью: «Вблизи этого места погиб ледокольный пароход «Вайгач». Потомки помнят. Общественная группа «Поиск».
Поисковая группа намерена продолжить свою работу.
К следующей поездке будет подготовлено мощное подводное освещение. Конструкция трала переделывается с таким расчетом, чтобы он шел над дном примерно на высоте палубных надстроек «Вайгача». Это исключит зацепы за камни и увеличит шанс найти судно.
Девиз группы прежний — не отступать. «Вайгач» будет найден!
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вайгач", ледокольный (?) пароход

Сообщение MarkBDalex » 08 Апрель 2015 16:49

Происшествiя.JPG
ПРОИСШЕСТВIЯ.

Скоропостижная смерть.
14 октября на пароходѣ «Вайгачъ» скоропостижно скончался Мих. Ст. Нарицынъ, 46 лѣтъ. Трупъ его отправленъ въ больницу приказа.
----------
СѢВЕРНОЕ УТРО № 200 (2096). Архангельскъ, Четвергъ, 17 (4-го) октября 1918 г.
----------
Интересно, кто такой Нарицын Мих. Ст.?
Последний раз редактировалось MarkBDalex 09 Апрель 2015 17:12, всего редактировалось 3 раз(а).
MarkBDalex
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 Июнь 2014 19:37

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 08 Апрель 2015 17:13

Это скорее всего про другой "Вайгач", товаро-пассажирский пароход.
"Наш" в октябре уже "сидел" на Ефремовом камне.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вайгач", ледокольный (?) пароход

Сообщение MarkBDalex » 09 Апрель 2015 12:49

 Экспедиция в Индигу.JPG
Экспедицiя въ Индигу.
Въ Печерскiй край удалось отправить продовольствiе далеко не въ томъ масштабѣ, какъ намѣчалось планомъ снабженiя продовольственнаго отдѣла. Недоставленное туда количество муки было отправлено на пароходѣ «Вайгачъ», который вслѣдствiе льдовъ въ устьѣ рѣки Печоры не имѣлъ возможности доставить муку по назначенiю, Въ настоящее время въ этомъ направленiи предпринимаются союзомъ кооперативовъ мѣры, а именно: отправить продовольствiе въ устьѣ рѣки Индиги, откуда оно могло бы быть вполнѣ доставлено въ Печорскiй край гужевой перевозкой. Но въ виду нѣкоторыхъ обстоятельствъ и считая это себѣ не по силамъ, союзъ кооперативовъ счелъ нужнымъ обратиться въ губернскую земскую управу съ просьбой оказать въ томъ содѣйствiя, и надо полагать если губернская земская управа предприниметъ шаги, считая необходимымъ снабженiе населения Печоры, то можно считать, что экспедицiя въ Индигу состоится и Печорскiй край избѣжитъ голода.
----------
СѢВЕРНОЕ УТРО № 253 (2149). Архангельскъ, Пятница 13 декабря (30 ноября) 1918 г.
Последний раз редактировалось MarkBDalex 09 Апрель 2015 15:40, всего редактировалось 2 раз(а).
MarkBDalex
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 Июнь 2014 19:37

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 09 Апрель 2015 13:10

Дубль-2: Это точно про другой "Вайгач", товаро-пассажирский пароход.
"Наш" в октябре уже "сидел" на Ефремовом камне.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 09 Апрель 2015 13:51

Белов М.И. История... Том III. с.57-58

 т3 - 0057 Рис-12.jpg
Вслед за тем вкупе с белогвардейцами интервенты сорвали проведение гидрографических работ в Северном Ледовитом океане. Под командованием Б. А. Вилькицкого в Карское море были направлены ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» без какой-либо программы работ. Основной целью похода явилось сопровождение парохода «Соломбала», на борту которого находилась французская военная миссия. Французы везли в Омск радиостанцию, при помощи которой они рассчитывали через радиостанции Арктики установить прямую связь с контрреволюцией Сибири. Заодно французы намеревались выяснить возможность будущего французского экспорта в Сибирь. Попутно ледоколам поручалось доставить продовольствие для радиостанции о. Диксона, которую намечалось использовать для связи с Антантой. Для той же цели предполагалось построить новую радиостанцию в Дудинке.
Чисто военный характер этой экспедиции не являлся секретом, хотя Б. Вилькицкий в письме управляющему колчаковского «Министерства торговли и промышленности» писал, что «он, по поручению союзного командования и временного правительства Архангельска, отправился на судах «Вайгач» и «Таймыр» с целью установить телеграфную связь с сибирским правительством через посредство радиостанций и дл:я оборудования морского пути из Сибири в Европу» {1}.
Плавание гидрографических судов на Енисей завершилось позорным провалом. Дудинскую радиостанцию построить не удалось. Во время плавания в Енисейском заливе один из ведущих ледокольных транспортов Северного флота («Вайгач») был посажен на банку у м. Ефремов Камень и затонул. Что же касается гидрографических работ, то английское и белогвардейское командование ими совершенно не интересовалось. Когда выяснился неудачный исход экспедиции и в связи с этим невозможность использовать для своих целей арктические радиостанции, английское командование вообще прекратило какую-либо помощь экспедиции и даже не отвечало на телеграммы ее начальника {2}. Вскоре последовало распоряжение из Архангельска закрыть радиостанции Карского моря. Фактически Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана была оставлена на произвол судьбы. Навигационная обстановка на трассе прохода морских судов оказалась заброшенной, гидрографическая служба, с большим трудом созданная к тому времени русскими людьми для освоения Северного морского пути, пришла в запустение.

{1} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I. д. 7, 1918—1919.
{2} Там же.


Рис. 12. Место гибели ледокольного парохода „Вайгач" у Ефремова Камня. Видны остатки судна (фото 1927 г. А. М. Лаврова).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение Кара » 17 Июнь 2020 16:27

За плавание Владивосток - Архангельск, все участники были отмечены памятным знаком. Нижним чинам изготавливался за казённый счет
Вложения
 6afcc3265b223d2ea206b1c36135a5e3.jpg
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2021 16:50

Правда Севера, 1933, № 248, 27 октября

 Правда Севера, 1933, № 248, 27 октября - ТАЙМЫР-ВАЙГАЧ.jpg
АРКТИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Обработка материалов экспедиции на "Таймыре" 1932 года дала любопытные данные о находках в Арктике.
На МЫСЕ МОГИЛЬНЫЙ (запад Таймыра) обнаружен продовольственный склад самого "Таймыра", ходившего сюда вместе с судном "Вайгач" в 1914-1915 году.
Сильно поврежденный белыми медведями и песцами склад приведен в порядок. Из 44 ящиков с мясными консервами сейчас сохранилось 19 ящиков. На территории склада обнаружена записка экспедиции АМУНДСЕНА, посетившей склад в 1919 году, подписанная X. ХАНСЕНОМ и О. ВИСТИНГОМ.
Нами получены сведения о положении судна "ВАЙГАЧ", погибшего на скале у ЕФРЕМОВА КАМНЯ в Енисейском заливе. Полтора месяца тому назад был сделан осмотр места гибели "ВАЙГАЧА". Судно уже не видно на поверхности воды. Иногда рыбаки и промышленники видят на дне залива котлы "ВАЙГАЧА", скатившиеся ближе к берегу.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вайгач", ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2021 20:04

Снятие "Вайгача" с камней и сдача на слом - это бред Бережного, "кортиковедов и иже с ними".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения