Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
с.18
1918 г., дли продолжения работ экспедиций Северного ледовитого океана по исследованию пути, организуются два отряда: 1) под начальством гидрографа П. А. Новопашенного, с заданиями по северовосточному участку пути вдоль берегов Сибири, и 2) под начальством Б. А. Вилькицкого, для работ на западном участке.
События гражданской войны помешали нормальному развертыванию экспедиций. Отряд Новопашенного, вышедший из Ленинграда в июле 1918 г., не достиг места назначения — не добрался даже до Иркутска. Сам Новопашенный не успел даже выехать из Ленинграда. До Якутска добрался один лишь гидрограф Матисен. 20 июня Б. А. Вилькицкий выбыл в Архангельск, который вскоре был захвачен англичанами. С разрешения английского командования, ему удалось уйти с ледоколами „Таймыр" и „Вайгач" в Обь Енисейский залив. В задачу его входила постройка станции в этом районе (в сел. Дудинка), снабжение радиостанции Диксон и смена в ней личного состава. (Как известно, поход этот закончился потерей ледокола. Вайгач", наскочившего в тумане на подводный камень у Ефремова мыса в Енисейском заливе.)
События гражданской войны помешали нормальному развертыванию экспедиций. Отряд Новопашенного, вышедший из Ленинграда в июле 1918 г., не достиг места назначения — не добрался даже до Иркутска. Сам Новопашенный не успел даже выехать из Ленинграда. До Якутска добрался один лишь гидрограф Матисен. 20 июня Б. А. Вилькицкий выбыл в Архангельск, который вскоре был захвачен англичанами. С разрешения английского командования, ему удалось уйти с ледоколами „Таймыр" и „Вайгач" в Обь Енисейский залив. В задачу его входила постройка станции в этом районе (в сел. Дудинка), снабжение радиостанции Диксон и смена в ней личного состава. (Как известно, поход этот закончился потерей ледокола. Вайгач", наскочившего в тумане на подводный камень у Ефремова мыса в Енисейском заливе.)
с.57
Расчет угля для похода в дальнейшем базировался на сокращении навигации за поздним выходом, на движении по реке под дровами, где только возможно, на получении угля г/с „Иней" с судов в Обской губе и в надежде добыть уголь с затонувшего в Енисейском заливе в 1918 г. л/п „Вайгач" (гидрографической экспедиции под командованием Б. А. Вилькицкого), на возможности получения части угля с п/х „Север", работавшего в Енисейском заливе по сборке рыбы.
Действительно, в районе работ было получено: г/с „Иней" с Оби около 180 тонн, г/с „Шуя" с л/п „Вайгач" около 2 тонн и с судов товарообменной экспедиции около 180 тонн.
Действительно, в районе работ было получено: г/с „Иней" с Оби около 180 тонн, г/с „Шуя" с л/п „Вайгач" около 2 тонн и с судов товарообменной экспедиции около 180 тонн.
с.66
„Шуя" пошла с промером каботажного хода к о-ву Диксона. По пути, проходя мимо затонувшего транспорта „Вайгач" (у мыса Ефремова Камня), пыталась взять с него уголь, но смогла взять только около 2 тонн, как упоминалось выше.
....
11 августа, задержавшись несколько в пути из-за осмотра л/п „Вайгач", засевшего в 1918 г. на. камнях против мыса Ефремова Камня, „Иней" пришел в бухту Диксона.
....
11 августа, задержавшись несколько в пути из-за осмотра л/п „Вайгач", засевшего в 1918 г. на. камнях против мыса Ефремова Камня, „Иней" пришел в бухту Диксона.
с.67
Придя в бухту Диксона и выгрузив привезенные запасы, „Анна“ с 25 августа до 3 сентября проработала у л/п „Вайгач", уходя на ночь в бухту Север. Осмотр „Вайгача" водолазами выяснил полную возможность снятия и спасения судна. Несмотря на неблагоприятную погоду, с „Вайгача" были сняты якорь, канат, рулевая машинка, лебедка с тросами и некоторые другие ценные предметы из корабельного оборудования.
учитывая данные приведенные в земетке "Вайгач" надо поднять. (Советская Сибирь, 1926, № 010, 13 января.) некоего Ф. (предполагю, что это Фирфаров Apкaдий Гaвpилoвич, участник ГЭ СЛО, проживавший в это время в Новосибирске), можно утверждать, что по крайней мере в конце 1925 года судно все еще находилось на поверхности.