ПЕРЕЛЕТ МОСКВА—ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА
21 апреля самолеты авиазвена
М. В. Водопьянова достигли бухты Тихой, и тем самым закончили свой перелет Москва—Земля Франца-Иосифа.
Перелет начался 29 марта 1936 г. в 10 ч. 45 м.
Летчики
М. В. Водопьянов и
В. М. Махоткин на специально приспособленных для арктических условий самолетах "Н-127" и "Н-128" стартовали с Московского аэродрома и взяли курс на Архангельск. В 13 ч. 35 м. самолеты прошли несколько в стороне от Вологодского аэродрома.
В 14 ч. 5 м. они миновали Харовскую, а в 15 ч. 25 м. — станцию Няндома.
В 17 ч. 43 м. летчики достигли Архангельска, где сделали посадку. 30 марта самолеты вылетели из Архангельска и в тот же день благополучно снизились в Нарьян-Маре, пройдя весь путь за 4 часа 10 минут.
— 254 —
В 15 ч. 40 м. самолеты вылетели из Нарьян-Мара и взяли курс на Амдерму по пути, где отсутствовала еще авиационная трасса.
Во время этого перелета погода резко изменилась: летчики попали в метель и уже при встречном ветре продолжали полет. В 17 ч. 50 м. самолеты приземлились в Амдерме. Во время этого перелета в Баренцовом море с самолетов наблюдали наряду с торосистыми льдами чистую воду, местами группы тюленей. Вследствие неблагоприятной погоды, в Амдерме самолеты вынуждены были задержаться до 3 апреля, когда в 11 ч. 05 м. они вновь поднялись в воздух, держа курс на мыс Желания. Вскоре после старта началась пурга, сделавшая дальнейший полет невозможным, вследствие чего самолеты должны были через 1 час 20 минут повернуть обратно. Самолет
Водопьянова сделал посадку на полярной станции о. Вайгач, а
Махоткин сел на Болванском мысу, в 15 км от радиостанции.
М. В. Водопьянов.— 255 —
4 апреля
Водопьянов вылетел на поиски самолета
Махоткина и, не обнаружив его, приземлился в Амдерме. В тот же день в 17 ч. самолет
Махоткина прилетел обратно в Амдерму, где вновь соединился с самолетом
Водопьянова. Во время полета в Карском море наблюдались среди торосистых льдов пространства чистой воды.
6 апреля в 9 ч. 30 м. летчики возобновили полет, но вскоре после старта самолеты попали в густой туман; чтобы выйти из него, самолет
Водопьянова поднялся на высоту 1000 м.
Продолжая путь, он в тот же день около13 ч. спустился на аэродроме Маточкина Шара, а
Махоткин повернул обратно и благополучно приземлился в бухте Варнек на о. Вайгач.
7 апреля в 14 ч. 30м.
Махоткин тоже прилетел в Маточкин Шар. Отсюда самолеты стартовали 9 апреля в 14 ч. 15 м. В тот же день спустились на аэродроме мыса Желания.
Полет происходил на высоте 1000 м, местами самолеты попадали в неблагоприятные метеорологические условия: их сильно кидало вверх и вниз, на пути они встречали туманы.
Весьма интересно отметить состояние льдов у восточных берегов Новой Земли, которое наблюдалось с самолетов во время перелета Амдерма — мыс Желания. От мыса Меньшикова на север вдоль берега тянулась полынья, достигавшая около самого мыса ширины 60 км. К северу ширина полыньи уменьшалась, достигая у Маточкина Шара только 1/4 км. Затем она вновь расширялась до 2—3 км около мыса Спорый Наволок. В районе мыса Флиссингенского она поворачивала на восток и исчезала за пределами видимости. К востоку от полыньи располагались крупнобитые образования и ледяные поля.
Испортившаяся погода в районе мыса Желания надолго задержала полет звена
Водопьянова, и только 16 апреля в 11 ч. 32 м. самолеты поднялись в воздух, взяв курс на бухту Тихую. Однако, вследствие неисправности одной лыжи на аппарате
Махоткина, самолеты вынуждены были вернуться обратно. В тот же день в 17 ч. 25 м. они вновь
В. М. Махоткин.— 256 —
стартовали, но обнаружилась порча измерителя скорости у самолета
Махоткина. Самолет повернул обратно и, продержавшись в воздухе 3 часа 5 минут приземлился в 20 ч. 30 м. на мысе Желания.
Самолет
Водопьянова, встретив на пути густой туман, набрал высоту и продолжал полет, ориентируясь по сигналам радиомаяка. Через 2 часа 40 минут самолет стал уклоняться вправо; сбившись с курса и увидев впереди землю, Водопьянов приземлился у одного из восточных островов Земли Франца-Иосифа, где вынужден был оставаться из-за неблагоприятных условий до 21 апреля. Связь с самолетом удалось установить лишь на третий день. Как потом выяснилось, посадка была произведена у берегов о. Греэм-Белль. К юго-востоку от острова находилась открытая вода.
Во время перелета мыс Желания — Земля Франца-Иосифа среди льдов с самолета
Водопьянова наблюдались полыньи.
Махоткин, задержавшийся вследствие плохих метеорологических условий на некоторое время на мысе Желания, вылетел 21 апреля в 1 ч. 50 м. по направлению к Земле Франца-Иосифа и в 5 ч. 15 м. благополучно приземлился в бухте Тихой.
В тот же день летчик
Водопьянов, воспользовавшись наступившей хорошей погодой, стартовал с места вынужденной посадки, пролетел над Землей Вильчека, вышел к о-вам Галля и Сальм, откуда и взял курс на о. Гукера. Через 1 час 35 минут после вылета самолет благополучно снизился в бухте Тихой в 17 ч. 10 м.
Таким образом был завершен большой и беспримерно трудный арктический перелет Москва — Земля Франца-Иосифа. Этот архипелаг был впервые в истории достигнут на самолетах. Длина пройденного пути составляет почти 4000 км, которые покрыты менее чем за 24 летных часа в довольно суровых условиях полярной погоды. Этот блестящий перелет является новым крупным достижением советской авиации.
Кроме героя Советского Союза
М. В. Водопьянова и известного полярного летчика
В. М. Махоткина, в перелете участвовали: бортмеханики
Ф. И. Бассейн и
В. Б. Ивашин, радист-челюскинец
С. А. Иванов и штурман
В. И. Аккуратов.
Схематическая карта перелета М. В. Водопьянова и В. М. Махоткина Москва — Земля Франца-Иосифа.— 257 —
27 апреля летчики предприняли первую попытку полета к северу от Земли Франца-Иосифа.
При старте на самолете Махоткина сломался конец нижнего крыла, вследствие чего
Водопьянов вылетел на одном самолете. Через 50 минут самолет достиг о. Рудольфа, откуда в продолжение 1 часа
08 минут продолжал полет на север, достигнув, таким образом, приблизительно 83° с. ш., откуда повернул обратно. На обратном пути
Водопьянов обследовал о. Рудольфа, где сделал посадку на южной стороне ледника, около бывшей зимовки Болдуина. При этом выяснилось, что в восточной стороне о. Рудольфа, начиная от мыса Флигели и кончая мысом Габермана, ледники вполне пригодны для посадки самолетов. Особенно хорошими оказались условия для посадки в проливе Неймайера. Затем были обследованы о-ва Карла-Александра и Джексона, после чего самолет приземлился в бухте Тихой.
Как показали наблюдения с самолета, между о. Рудольфа и 83 параллелью располагались ледяные поля с весьма маленькими полыньями. Хотя значительных торосов с самолета и не наблюдалось, тем не менее посадка на лед в этом районе представляет, по мнению Водопьянова, большую трудность, а иногда и огромный риск.
А. Л.