К этому периоду и относится данное фото (оно есть в начале раздела, но с неточностями).
На снимке сослуживцы Я.И.Нагурского - морские лётчики-балтийцы (слева-
направо): сам лейтенант Я.И.Нагурский, мичман В.А.Корольков, мичман
О.Н.Зайцевский, лейтенант В.А.Литвинов и подпоручик по Адмиралтейству
П.Г.Ерёменко. 1916 г.
Об их судьбах несколько ниже.
За пять месяцев 1916 г., к 20 сентября балтийские лётчики совершили 163 самолёто-вылета преимущественно на разведку Рижского залива, Ирбенского пролива и побережья от Риги до Либавы, занятого немецкими войсками. Кроме того, проводилась разведка в Балтийском море и устье Финского залива. В отдельные дни морские лётчики выполняли до 10 самолёто-вылетов.
Мичман В.А.Корольков оказывал помощь сухопутным лётчикам 12-й А в классификации морских целей при полётах над Рижским заливом. На снимке: у гидросамолёта М-9. Кильконд, 1916 г.
Проведение воздушной аэрофотосъёмки требовало кропотливой подготовки.
В то же время балтийцы наносили авиационные бомбовые удары по кораблям и населённым пунктам противника Лизерорт, Виндава, а также по гидроаэродрому на оз.Ангерн.
Образец Свидетельства унтер-офицеру об окончании 6-го авиационного парка (совр. – Школы младших авиационных специалистов). 14.11.1917 г.
В этот период, 17 сентября, возвращаясь с боевого задания из Ревеля в Кильконд, в районе полуострова Ундва (о.Эзель) лейтенант Я.И.Нагурский вместе с механиком унтер-офицером Годовиковым и выполнил на летающей лодке М-9 две исторические «мёртвые петли», установив мировой рекорд.
«За самоотважение, мужество, а также за отличные труды в обстановке военного времени» 8 октября 1916 г. лейтенант Я.И.Нагурский был награждён очередным орденом Св.Станислава 2-й степени с мечами.
Лейтенант Б.П.Берг у летающей лодки ФБА. Кильконд, 1916 г.
Относительно пятого боевого ордена Я.И.Нагурского - Святого Владимира 2-й степени (за боевые действия на Балтике), то пока он не подтверждается.
30 ноября 1916 г. было утверждено новое Положение «О Службе морской авиации и воздухоплавания» вместо Положения «О Службе авиации и Службы связи» от 14.08.1914 г. №269. Кроме того, документ отменял прежнюю организацию. Взамен неё были сформированы 2 воздушные дивизии (по одной на Балтийском и Чёрном морях).
Балтийская Воздушная дивизия (просуществовала с декабря 1916 г. по лето 1917 г.), начальником которой стал капитан 1 ранга Б.П.Дудоров со штабом в Ревеле, состояла из отряда корабельной авиации на «Орлице» (с 4-мя аппаратами) и 2-х бригад:
-1-й (начальник – капитан 2 ранга Б.А.Щербачёв, Ревель): из 3-х воздушных дивизионов (3 воздушных отряда по 6 самолетов в каждом); 3-х воздушных станций и 6-ти воздушных постов.
-и 2-й: из 3-х воздушных дивизионов (2 - из 3 и 1 - из 2-х воздушных отрядов); 3-х воздушных станций и 6 воздушных постов (начальник - капитан 2 ранга С.Ф.Дорожинский, Або).
Лейтенант Я.И.Нагурский командовал отрядом «Г» («Глаголь»), который базировался на воздушной станции в Кильконде (начальник – штабс-капитан Вавилов) и вместе с отрядами «Д» («Добро») и «Е» («Есть») вошёл во 2-й воздушный дивизион 1-й бригады дивизии БФ. Каждый из отрядов имел по 6 действующих аппаратов.
Лейтенант И.И.Кульнев с подчинёнными у летающей лодки М-1. Кильконд.
Всего к декабрю 1916 г. Воздушная дивизия Балтфлота насчитывала 83 летающих лодки, включая 18 - М-5, 53 - М-9 и 12 - М-11.
До конца года авиацией флота всего было совершено 1022 самолёто-вылета, в ходе которых она сбросила на врага около 200 бомб. Потери противника составили 6 самолётов, наши - 3 машины.
В декабре 1916 г. Нагурский возглавил 5-й воздушный дивизион 2-й бригады. Под его начало попали отряды «О», «П» и «Р», базировавшиеся в Юнгфрузунде, Юрмо и Лапвике. Дивизион прикрывал подступы к передовой минно-артиллерийской позиции. Главная его боевая задача заключалась в поиске подводных лодок противника и эсминцев. При этом полёты на перехват были редкостью. Ян Иосифович не только руководил подчинёнными, но и сам вылетал на разведку.
Мичман В.А.Корольков.
Ввиду суровой зимы 1917 г. лётчики с обеих сторон практически не летали. Льдом покрылись не только заливы и восточный прибрежный район моря, но также и большая часть южного района. Вскоре в России произошли существенные перемены. После отречения царя от престола произошли волнения матросов в Ревеле, Гельсингфорсе, выступавших за «окончание войны», «демократизацию флота», «отставку Временного правительства» и т.д. 4 марта в Гельсингфорском порту был убит неизвестными командующий Балтфлотом адмирал А.И.Непенин. Февральская революция повлияла и на авиационные части Балтийского моря. Всё начало разлагаться (кто не смотрел новый худ.фильм «Батальон» (2014 г.), рекомендую, там есть эпизоды о ситуации в армии в то время). Неспокойно было в Або. В Аренсбурге 5 марта заработал Совет депутатов воинских частей Моонзундской укрепленной позиции, а через три дня – и Або-Аландской. Началась пропаганда матросов против офицеров. 30 августа 1917 г. был убит «позабывшей свой долг и совесть командой» начальник авиастанции 2-й воздушной бригады в Або лейтенант А.И.Макаревич.
В Кильконде среди тех, кто был против такой ситуации, складывавшейся на флоте, оказался и лейтенант Я.И.Нагурский. Это не могло не понравиться «революционерам».
С апреля морская акватория начала очищаться ото льда, и боевые действия в воздухе возобновились и, прежде всего, в районе Моонзунда, который являлся «ключом» к Финскому заливу.
Лейтенант О.Н.Зайцевский у «Фармана». Эзель, 1917 г.
Возможно, тогда и произошёл тот самый воздушный бой 12 летающих лодок под командованием лейтенанта Я.И.Нагурского с группой немецких «Таубе», в ходе которого он получил ранение ноги и вместе с механиком приводнился, после чего их спасла русская подводная лодка.
Гидроавиатранспорт «Орлица» (крайний слева) в походе.
Поскольку уже в марте, по свидетельству исследователя Владимира Иванова, согласно приказу начальника Береговой обороны Ботнического залива генерал-майора флота Г.Н.Мазурова, Я.И.Нагурского освободили от занимаемой должности и направили в штаб Воздушной дивизии Балтийского моря «…для принятия надлежащих мер». А вскоре и отчислили в резерв чинов. Больше он, судя по всему уже не летал: «Это событие вызвало большое недоумение среди офицеров морской авиации и командования флота. «Дело» Нагурского оказалось настолько засекреченным, что даже в Главном морском штабе, ведающем боевой подготовкой и кадровыми вопросами, не знали причины отчисления и за разъяснениями обратились в Морской Генеральный штаб. Причина крылась в том, что на Нагурского «вышла» агентура немецкой разведки, резко активизировавшая свою деятельность на территории Финляндии. И хотя явных улик сотрудничества с врагом не имелось, на всякий случай заслуженного авиатора отстранили от боевой работы. За Нагурского вступился капитан 1-го ранга Б.М.Дудоров, ставший в то время товарищем (заместителем) морского министра.
Контр-адмирал Б.П.Дудоров ( с апреля 1916 г. - капитан 1 ранга, 13 января 1917 г. сдал Воздушную дивизию капитану 2 ранга Б.А.Щербачёву и вступил в должность первого помощника морского министра, а 16 сентября 1917 г. указом Временного правительства был назначен морским атташе в Японию с одновременным присвоением звания контр-адмирал. В 1923 г. эмигрировал в США и в 1965 г. был похоронен в Пало-Альто, Калифорния.
В письме командованию флотом он отметил, что ценный опыт Нагурского нужен морской авиации. Яна Иосифовича не уволили с флота, но отправили в тыл, в Петроград, где он выполнял различные поручения. Например, в июне 1917 г. проводил испытания самолёта «Лебедь-1»" и сделал заключение, что «аппарат для боевой работы не пригоден вследствие малой нагрузки и плохой аэродинамики». Летом 1917 г. Нагурский преподавал тактику морской авиации на Офицерских теоретических курсах авиации и воздухоплавания при Петроградском политехническом институте - но недолго, в течение месяца, так как вскоре последовала реорганизация всей военной авиации и теоретические курсы закрыли.
В июле 1917 г. было создано Управление морской авиации, которому подчинялась авиация всех флотов. Яна Иосифовича 9 августа 1917 г. назначили на должность штаб-офицера в этом Управлении. Однако через месяц отчислили и направили в Ревель, в распоряжение штаба Воздушной дивизии.
Между тем сразу после революции усиливалась деморализация флота и армии. Пьянство, неподчинение приказам, убийства командиров стали почти повседневным явлением, поэтому многие офицеры прохладно относились к своим обязанностям или вовсе не являлись на службу. Центробалт издал даже специальное воззвание, осуждавшее употребление спиртных напитков на кораблях и в частях «без разрешения Центрального Комитета Балтийского флота». Нагурский не скрывал своего отрицательного отношения к происходившим на флоте событиям и не принес присягу на верность идеалам Февральской революции.
Второй съезд гидроавиации Балтийского флота, проходивший в Ревеле 26-27 сентября 1917 г., констатировал случаи убийства офицеров, но отказывался принимать решение по этому вопросу, сославшись на общую резолюцию Центробалта, осуждавшую подобную практику. В материалах съезда имеется и следующее постановление, имеющее непосредственное отношение к герою моего рассказа: «Исходя из единогласных обвинений, вынесенных на заседании по делу лейтенанта Нагурского, Гидроавиационный съезд Балтийского флота постановил: категорически предложить лейтенанту Нагурскому оставить службу в Морской авиации, а по предъявленным к нему обвинениям просить Центробалт назначить следствие». История эта служит подтверждением тому, что честных офицеров изгоняли из флота в сложное и опасное для государства время.
Нагурский, вновь оказавшийся в Петрограде не у дел, пытался добиться хоть какой-то определённости в своей судьбе.
После Октябрьской революции 20 декабря 1917 г. Управление Военно-воздушного флота было объединено с Управлением морской авиации, что завершило процесс её организационного становления. В целом новая власть с некоторым сочувствием отнеслась к Яну Иосифовичу, как к пострадавшему от прежних режимов. Его назначили на должность «делопроизводителя высшего оклада», а 10 января 1918 г. приказом по флоту - на должность «старшего делопроизводителя V класса низшего оклада» в испытательный отдел.
Однако 30 января 1918 г. Нагурский, сказавшись больным, получил разрешение отправиться в двухмесячный отпуск для поправки здоровья и уехал в Польшу. Назад он не вернулся…. Ввиду неявки на службу его исключили из списков Управления Морской авиации 11 апреля 1918 г. Позже в своих воспоминаниях Нагурский объяснял отъезд болезнью матери, а решение остаться в Польше невозможностью перебраться через границы и фронты. Но в самом конце марта 1918 г. в Москву в Управление морской авиации прибыли вернувшиеся из немецкого плена лётчики Галибин (мичман, пленён после воздушного боя 26.07.1915 г. – Авт.) и Кавелин, (старший офицер «Орлицы» старший лейтенант С.Л.Кавелин был пленён после воздушного боя вместе с инженер-механиком лейтенантом В.Е.Зверевым 20.08.1915 г. – Авт.) пройдя через те же преграды. Значит, причина иная.
В Польше Нагурский предпочёл утаить своё прошлое. Первое время он работал на лесопилке, а потом перебрался в Варшаву, пережил немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны. Его молчание можно объяснить по-разному. Очевидно, тут и нежелание служить в армии Пилсудского, и попытка скрыть факт пребывания в Красном воздушном флоте (что в довоенной Польше расценивалось как национальное предательство)…».//
В.Иванов. Страницы биографии лётчика Нагурского.// Самолёты мира, 2000. №1 - http://litrus.net/book/read/73993?p=11
Жаль только, что автор не приводит ссылок на архивные данные и иные источники. Вот такой вот печальный конец лётной карьеры одного из пионеров морской авиации России и пионера Полярной авиации нашей страны.
Теперь что касается сослуживцев Я.И.Нагурского по Балтике и непосредственно по Кильконду. Эта русская гидроавиабаза на Эзеле была занята немцами 29 сентября (12 октября) 1917 г. во время высадки в заливе Тагалахт в рамках операции «Альбион». А 2 декабря того же года в Брест-Литовске между германо-австрийским и российским командованием было заключено соглашение о месячном перемирии на всём Восточном фронте.
Следует отметить, что большинство из морских авиаторов не приняли Советскую власть, а те, кто приняли – были репрессированы.
Так, лейтенант В.А.Литвинов поддержал Белое движение, воевал на Чёрном море, стал капитаном 2 ранга и эмигрировал во Францию.
О.Н.Зайцевский стал лейтенантом, вместе с братом Игорем (тоже морским лётчиком, мичманом), а также со старшими лейтенантами М.И.Сафоновым (с женой) и В.А.Парфёненко 11 апреля 1918 г. на четырёх самолётах перелетел от большевиков с Комендантского аэродрома в Петрограде в Финляндию (г.Васа), к генералу К.Г.Э.Маннергейму. Был произведён в капитаны и под именем Отто Илмаринен в составе отряда морских лётчиков участвовал в боях на стороне белых, за что был награждён финским орденом Белой Розы с мечами. Потом вместе с братом был осуждён за грабежи. После отбытия наказания через Швецию, где и остался И.Н.Зайцевский, эмигрировал во Францию, затем в США и Мексику.
О.Н.Зайцевский. Мексика, апрель 1964 г.
М.И.Сафонов из Финляндии перебрался в Новочеркасск к генералу А.И. Деникину. Потом через Иран и Индию переехал в Китай, где служил у правителя Манчжурии Чжан Цзо Линя и воевал против Гоминьдана.
В.А.Парфёненко в апреле 1933 г. эмигрировал в Парагвай и два года служил в национальных ВВС под именем майора Леонардо Апонте, потом - лётчиком-инструктором в авиашколе.
Судьба мичмана В.А.Королькова пока неизвестна.
Старший лейтенант С.Л.Кавелин поддержал Белое движение, командовал на Северо-Западе пехотным батальоном, потом проживал в США, где до конца Второй мировой войны работал в фирме И.И. Сикорского, а затем перешел в «Emerson Radio & Photograph Corporation».
Лейтенант В.А.Штральборн воевал начальником авиационного отдела и инспектором авиации Северо-Западной армии в белых войсках. Жил в Германии, потом во Франции, где работал в отделении американской компании «General Motors». В 1942 г. был вывезен немцами на принудительные работы в лагерь близ Штутгарта. В 1949 г. переехал в Сан-Франциско (США).
Старший лейтенант И.С.Краевский воевал командиром гидроавиаотряда Мурманского авиадивизиона в белых войсках на Северном фронте. Но остался в СССР. К 1930 г. был жив, но дальнейшая судьба неизвестна.
Капитан 2 ранга С.А.Лишин перешёл на сторону Советской власти. Был командующим Противовоздушной обороной Петрограда и Кронштадта, начальником Морской воздушной бригады особого назначения РККФ. В 1920 г. арестован Петроградским отделом ВЧК, осуждён и расстрелян.
Второй командир «Орлицы» капитан 1 ранга С.Ф.Тыртов стал командующим Народно-революционным флотом Дальневосточной Республики (ДВР) и в 1931 г. был арестован.
И, наконец, морской лётчик П.Г.Ерёменко в 1916 г. стал поручиком, после революции служил в советской гидроавиации лётчиком-инструктором в Петроградской Школе морской авиации им Л.Д.Троцкого, а также ряда других подразделений. Дальнейшая судьба его пока неизвестна.
А вот на этом, последнем фото авиаторов-балтийцев периода примерно 1917-1919 гг. вполне можно идентифицировать крайнего правого (сидит), как бывшего механика Я.И.Нагурского Е.В.Кузнецова. Уж очень похож, правда, о снимке более ничего, к сожалению, неизвестно.