Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 15 Март 2015 20:38

Уверенности в том, что "Моссовет" участвовал в этой экспедиции Корфа у меня нет. Но помеченный ниже * Парамышев, это без сомнения Е.Д. Карамышев

Власть труда 1928 № 282 (2687), 5 декабря.

 Власть труда 1928 № 282(2687) (5 дек.) Зимняя эксп. Добролета в Якутск.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ ДОБРОЛЕТА ОТПРАВИЛАСЬ В ЯКУТСК.

В Якутск отправилась экспедиция Добролета для подыскания зимних
посадочных площадок для воздушной линии. В состав экспедиции вошли зам. начальника линии тов. Корф и сотрудник Добролета Парамышев. *

ПЕРВЫЕ ЗИМНИЕ ВОЗДУШНЫЕ РЕЙСЫ.
Первый воздушный рейс на Бодайбо намечается на 10 января. 20 января предполагается полет до Якутска.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 15 Март 2015 21:18

В 1929 году "Моссовет" поменял профиль:

Власть труда 1928 № 239 (2644), 13 октября.

 Власть труда 1928 № 239(2644) (13 окт.) Самолет на борьбу с шелкопрядом.jpg
САМОЛЕТ НА БОРЬБУ С ШЕЛКОПРЯДОМ

С весны 29 года в районе Култукского лесничества намечаются работы по борьбе с кедровым шелкопрядом. Для этой цели предположено применить самолет. Вопрос о борьбе с кедровым шелкопрядом, приносящим огромный вред кедровнику, перед местными организациями стоял уже давно. Два года тому назад в места, пораженные шелкопрядом, выезжала специальная экспедиция краевого лесного управления. В прошлом году к Култукское лесничество социально для ознакомления с разрушениями, произведенными шелкопрядом, выезжал представитель наркомзема.
На-днях при окрземуправлении состоялось специальное совещание, в котором участвовали представители Бурреспублики. На этом совещании прорабатывались технические возможности организации экспедиции по борьбе с вредителем.
Последний раз редактировалось ББК-10 15 Март 2015 21:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 15 Март 2015 21:21

Власть труда 1929 № 146 (2854), 28 июня.

 Власть труда 1929 № 146(2854) (28 июня) МОССОВЕТ. Эксп. по опылению шелкопряда.jpg
Авиа-экспедиция по опылению шелкопряда

БЕСЕДА С ЛЕТЧИКОМ

Возвратившийся из экспедиции по опылению леса летчик «Добролета» тов. Лялин в беседе с нашим сотрудником сообщил:
Экспедиция работала на самолете «Моссовет» (Ю-13) в районе Култукского лесничества. Для этой работы на самолете был поставлен особый прибор, навиваемый аэро-пылом. Его назначение: распылять инсектициды (яды). Эта экспедиция одна из первых, которая проводится в республике и потому ее задачей было не только одно опыление, а и выяснение приемов, дающих возможность лучшего проведения таких работ. Условия, при которых приходилось работать экспедиции, были очень тяжелы. Сильные потоки воздуха, идущие с Тункинских Альп соединяясь с ветрами Хамар-Дабанского хребта, затрудняли взлет самолета как утром, так и днем. Кроме, того, при нагревании почвы Байкальских гор на том рабочем участке ежедневно поднимало ураганы. Сила ветра в это время достигала 25 метров в секунду, затрудняли полеты дожди и туманы в горах. Работали по вечерам. Приходилось все время летать на высоте 10 метров над тайгой и горами.
Все же, несмотря на все трудности, экспедиция достигла больших результатов. За семнадцать дней своей работы ей опылено около 1515 гектаров. Смертность достигает 96 процентов.
Места, на которых останавливался самолет, все время посещали экскурсии рабочих Слюдянки и култукских крестьян.
По окончании работ экспедиция совместно с Осоавиахимом провела митинг, на котором присутствовало свыше 500 человек рабочих и крестьян. Пришли даже буряты из дальних аймаков. На нем начальник экспедиции т. Михайлов-Сенкевич сделал доклад о работе экспедиции.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 17 Март 2015 21:27

Еще немного про туруханский перелет 1926 года.

Советская Сибирь, 1926, № 088, 18 апреля.

 Советская Сибирь, 1926, № 088 (1926-04-18) Итоги Туруханского перелета.jpg
Воздушный путь на Туруханск.
ИТОГИ ТУРУХАНСКОГО ПЕРЕЛЕТА.

В морозное мартовское утро с Красноярской протоки снялась железная птица «Моссовет» и направила свой полет в далекий Туруханский край — к полярному кругу, навстречу северным сияниям и солнечной ночи.
Это было 4 марта 1926 года.
Через тридцать восемь дней в солнечный апрельский день возвратилась птица, и крутясь над желтой травой аэродрома, черным дымом смоляных бочек и толпой, она плавно спустилась.
На громадное крыло птицы вышло три человека, пожали руки. Толпа радостно кричала «ура» и бежала навстречу.
Первый полярный сибирский перелет Красноярск — Туруханск был окончен. Это было 10-го апреля 1926 года.
***
Перелет кончен. Теперь можно подвести итоги. Скупые цифры говорят: покрыто — 2360 верст над сибирской тайгой, произведено восемь спусков и подъемов, один пробный полет, один вынужденный спуск и подъем, проведен в воздухе только двадцать одни час и на это потрачено тридцать восемь суток.
За это время в бортовом журнале записано три аварии —- две в роковом Енисейске и одна в березняке в девяти верстах от деревни Старцевой, в двадцати от г. Красноярска.
Удачен ли полет? Тридцать семь суток и три часа на земле и только двадцать один час в воздухе. Почта на лошадях почти дважды обогнала самолет и вместо предположенных пяти воздушных рейсов совершен только один, тридцативосьмидневный рейс. В кабине самолета не привезено ни одной шкурки пушного зверя и в этом году пушнина Туруханского края была перевезена по старинке — гужевым путем.
Ясно, что перелет в смысле его доходности, затраченного времени и ряда аварий нельзя считать удачный. Но он не мог быть удачным, он мог быть более печальным, и только выдержка, самоотверженная работа летного состава дала возможность видеть «Моссовет» снова на красноярском аэродроме, а не в глубоком таежном снегу Туруханского края.
Первая авария в Енисейске. Громадный аэродром за городом, как будто, специально выбранный на буграх, о которых местные жители говорят: «самое бугристое и ложистое место, летом шибко на лошадях здесь маемся». На аэродроме рыхлый снег, примерно, до брюха лошади, более мелкий на буграх и глубокий в лощинах, между буграми. Ясно, что стодвадцати пудовая машина, спустившись в рыхлый двухаршинный снег со скоростью до 50 верст в час, должна зарыться. Так же неизбежна поломка шасси о многочисленные бугры аэродрома, на которых летом «шибко лошади енисейцев маются». Еще хорошо то, что машина потеряла скорость и затормозила крылом, а то перевернулась бы через бугор и дело могло бы кончиться не поломкой винта и шасси, а ребер и мотора.
Вторая авария в Енисейске. Гладко вылизанный аэродром на реке Енисей, с которого был произведен вполне благополучно 14 марта пробный полет и подъем 16 марта для полета в Подкаменную Тунгуску. Дело обошлось без аварий. За время пребывания в Туруханском крае аэродром был улучшен, но... в день прилета комендант аэродрома т. Сифоркин, все время говоривший о перегруженности госторговской работой, принимал где-то товар и забыл отдать распоряжение убрать с аэродрома снежные кучи. Забывчивость и перегруженность «прямой» работой коменданта аэродрома повели к тому, что лыжа зацепилась за кучу снега, сломалась, дальше машина поехала на одной лыже и костыле и сунулась на нос. Снова повезло «Моссовету» и его пассажирам. Машина не перевернулась, что могло бы кончиться пожаром и человеческими жертвами.
Наконец, третий случай — вынужденный спуск около деревни Старцевой. Полученный бензин в Енисейске был не только плохого качества, но обильно сдобрен водой, паклей и другими нехимическими примесями. После трудного подъема по талому льду на колесах с енисейского аэродрома бензин дал себя чувствовать: мотор начал захлебываться, срываться и давать жуткие перебои. К тому же отпаялась трубка и вода уходила из сот радиатора. Перелет Енисейск — вынужденный спуск около Старцевой был самым жутким. Внизу тайга, на Енисее заструги и торосы, которые с трудом минует лошадь, не говоря уже об аэросанях, которые могут рекомендовать только весьма наивные люди, не желающие прочитать популярной книжки по краеведению Туруханского края. Впереди трехсотверстное расстояние до Красноярска. С шестисотметровой высоты виден Красноярск. Тайга миновала и еще пятнадцать минут — мы на прекрасном красноярском аэродроме. Но летчики решают иное. Короткие пятнадцать минут могут быть роковыми для мотора. Они решают спуститься и производят спуск в необычайных условиях. Желтая поляна, окруженная со всех сторон березняком, на право канава и тракт, впереди лог. Шасси задевает верхушки берез и плавно спускается на поляну. Спуск произведен мастерски. Это неудивительно — летный состав на высоте своей специальности. Ценно другое — летчики хранят свою машину, летчики помнят, что у Советского Союза самолетов немного: летчики помнят, что она куплена на трудовые копейки московских рабочих.
***
Теперь об условиях перелета. На всем пути от Красноярска до Туруханска не было мало-мальски сносного ни одного аэродрома. Были просто указаны удобные места для спуска (иногда бугры) расставлены елки, в день прилета зажжены костры и все. Самолет садился в снег, с которого уже подняться он не мог.
Сразу же начиналось приготовление площадки для подъема или как мы говорили «начинаем топтать». Приготовлялась площадка длиной 150 саж., шириной 20 саж., снег уминался лошадьми или людьми, разравнивался деревянным катком и "аэродром" был готов. Такие площадки были приготовлены самими летчиками в Подкаменной Тунгуске и Туруханске — на них не было никаких аварий и поломок. Это лишний раз подтверждает, что при мало-мальской подготовленности площадок для спуска и подъема, при более внимательном отношении на земную подготовку «линий» (в больших кавычках) аварии не было бы. Летчикам и пассажирам не пришлось бы топтать самим снег и по несколько суток рядиться из-за платы с населением «за топтание аэродрома».
Между прочим, председатель туруханского РИК’а тов. Морозов, когда подкаменно-тунгусские крестьяне занялись повышением платы за топтание аэродрома путем геометрической прогрессии, а туруханские телеграфисты трое суток праздновали не то день Парижской Коммуны, не то Василия Мангазейского, а летчики взвыли и, наконец, добились разговора по прямому проводу, заявил: «мы не знали, что вы летите, да вы летите конспиративно». Неизвестно, что разумел тов. Морозов под словом «конспирация». Этого он не объяснил и впоследствии. Второй представитель — уполномоченный Госторга в Туруханском крае тов. Шинков, приготовившийся лететь по экстренному делу и ждавший по этому случаю самолета около месяца, когда узнал, что его нельзя взять на борт, заявил при всем летном составе: «теперь я на него смотреть не хочу». Это только два маленьких случая из туруханских встреч, не говоря о знаменитой истории, с туруханским телеграфом и многих других «историях», имевших место в Туруханской республике.
***
Итак на перелет затрачен 21 час. На приготовление и утаптывание площадок 16 дней, вынужденное сидение в Туруханске из-за пурги 8 дней, вынужденное сиденье в Подкаменной Тунгусске из-за туруханского телеграфа — 3 дня. Починки и аварии заняли тоже 10 дней.
Эти цифры вполне характеризуют, почему перелет продолжался не десять дней, а тридцать восемь. Но, несмотря на независящие от летного состава неудачи, этот первый разведочный рейс положил твердое основание установлению воздушной линии Красноярск — Туруханск. На будущий год можно полагать, что эта линия не уступит линии Ташкент — Хива.
М. СИБИРЯКОВ.
Последний раз редактировалось ББК-10 18 Март 2015 20:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 17 Март 2015 21:35

Может быть и оцифруется когда-нибудь:

Публикации М. Сибирякова:
Советская Сибирь, 1926, № 089 (1926-04-20) Из кабины Моссовета. Туруханская республика
 Советская Сибирь, 1926, № 089 (1926-04-20) Из кабины Моссовета. Туруханская республика.jpg


Советская Сибирь, 1926, № 090 (1926-04-21) Из кабины Моссовета. Туруханская республика
 Советская Сибирь, 1926, № 090 (1926-04-21) Из кабины Моссовета. Туруханская республика.jpg


Советская Сибирь, 1926, № 091 (1926-04-22) У полярного круга. Туруханск
 Советская Сибирь, 1926, № 091 (1926-04-22) У полярного круга. Туруханск.jpg


Советская Сибирь, 1926, № 098 (1926-04-30) Случайные люди Туруханского края
 Советская Сибирь, 1926, № 098 (1926-04-30) Случайные люди Туруханского края.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 18 Март 2015 20:44

Власть труда 1926 № 063(1868), 20 марта.

 Власть труда 1926 № 063(1868) (20 марта) К полетам МОССОВЕТА в Туруханский край.jpg
По воздуху в тундру
К полетам „Моссовета" в Туруханский край

Статья участника экспедиции Комсода севера по обследованию тунгусов Туруханского края

Это было осенью прошлого года. В Красноярске, на одном из совещаний хозяйственников был выдвинут чрезвычайно смелый проект установления воздушной связи с Туруханским краем. Вопрос этот долгое время находился в центре и разрешился благоприятно. В конце февраля в Красноярск был доставлен из Москвы самолет «Моссовет».
Аэроплан летит к берегам Ледовитого океана — в Туруханский край. Этот край населен русскими только по главной речной магистрали — по Енисею. Огромные реки, прорезывающие его в направлении перпендикулярном Енисею, с сеткой охватывающих леса притоков, обитаемы только инородцами, которые занимаются исключительно охотой.
Фактории Енсоюза и Госторга, несколько лет ведущие торговые дела с инородцами, являются яркими показателями богатства края. За один только истекший 1925 год одной только белки одним только Енсоюзом собрано было на факториях: на Черном острове — 13635, с Кузьмовки — 37207, северная фактория дала 388278, Тура — 22828, Оскоба — 19850, Устькомо — 5254, Ванавар — 12047, Верхняя Контора — 8965.
Но доставить эту драгоценную пушнину в города не легко. Перевозка ее стоят государству огромных денежных затрат и больших усилий, связанных с постоянным риском. Упакованная в мешки пушнина (по 1000 белок в каждом мешке) сплавляется летом по рекам Нижней Тунгуски и по Подкаменной Тунгуске на Енисей. Обо эти реки, связывающие недра Туруханского края с главной водной артерией — Енисеем, очень неудобны для плавания, изобилуют порогами, шиверами, скалистыми берегами, «щеками» и «воронками». По Нижней Тунгуске большие опасности для плавания представляют пороги Косой и Большой, а по Подкаменной их целых 4: Вельминский, Мучной, Дедушка, Большой. Каждую весну, подплывая к городу Туруханску, служащие фактории, сопровождающие пушнину, дрожат за свою жизнь и за груз, потому что недалеко от падения в Енисей река образует весной огромный крутящийся водоворот — «корчагу». При малейшей неосторожности «корчага» закручивает лодку в воронку, ставит ее торчком и удергивает ее на дно, где расшибает ее о подводные скалы.
Летом, когда завозят вверх по Нижней Туниске продукты на фактории, — «корчага» не так опасна, потому что к тому времени спадает вода, но трудностей при продвижении вверх по реке как по Нижней, так и по Подкаменной Тунгускам бесконечно много. Лодки приходится тащить тягой на бичеве, так как ни собаки, а тем более лошади, пройти по берегам этих рек но могут. Огромные камни, почти по аршину каждый, навалены один на другой вдоль по береговой полосе, такой беспорядочной массой, что по ним приходится ползти, ухватываясь за них обоими руками и прижимаясь к ним всем телом.
Понятно, что платить за такой кровавый труд, когда груз доставляется на фактории, можно сказать, на человеческой спине, приходится чрезвычайно много. Про-
воз пуда с Енисея до фактории по Н. и Подкаменной Тунгускам обходится до 4-х рублей. Пуд пшеничной муки, стоящий на Ангаре 1 р. 50 к., продается на Н.-Тунгуске по 5 руб. 50 к. Никогда нет уверенности, что груз дойдет по назначению целым и невредимым, что часть его но подмокнет или не потонет.
Попытка в прошлом году пройти пороги по Н.-Тунгуске пароходом но увенчались успехом. Плавание по Подкаменной Тунгуске найдено весьма опасным, и Енсоюз теперь боится расковать своим пароходом.
Текущей зимой работники красноярского отд. госторга нашли более выгодным собирать пушнину и завозить товар санным путем. Везти товары приходится на Подкаменную Тунгуску через необитаемую на протяжении 300 верст тайгу, по дороге-просеке, по которой имеются только зимовья. Отправляясь с Ангары, возчикам приходится захватывать с собой, помимо пропитания для себя, корм для лошадей из расчета чуть ли не на месяц. Обходится такая доставка товара немногим дешевле, нет только риска потопить товар, хотя вода, выступающая часто зимой поверх льда, представляет большие затруднения для продвижения.
А как проникнуть внутрь тайги, когда и по главной речной дороге путешествие полно опасностей. Как помочь инородцам в их борьбе с эпидемиями оленей, с постоянной человеческой смертностью, как доставлять к ним людей, которые могли бы передать инородцам необходимые культурные навыки. Ведь далеко не все инородцы, к сожалению, могут выходить к факториям. Безоленные бедняка сидят в глубине тайги, работая на тунгусских богачей. Ответственные работники Туруханского края с большими трудностями могут проникать только раз в год зимой, я то на короткое время, на тунгусские стойбища.
Летом глухие дебри тайги совершенно отрезаны от внешнего мира.
Только воздушная связь, которой не страшны летние болота и топи и трудно проходимые даже для оленей чащи, могут связать нуждающееся в культурной помощи таежное население. Когда в крае раскинутся площадки для посадки аэропланов, тайга получит необходимую культурную а материальную поддержку.
Ник. Попов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение Кара » 22 Ноябрь 2015 21:53

Добролет пишет:текст ссылки


Ю-13.jpg
фото - из публикаций Г.Ф.Петрова


У Л.Андерссона в Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 /Putnam/ (http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft30134.htm) написано: In May-June 1929 Junkers F 13 URSS-145 Mossovet (c/n 649) was equipped for aerial spraying and tested in the vicinity of Lake Baikal (Pilot S V Lyalin).
Но в реестрах пишут, что данный ОЗ присвоен 01.09.1929...
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Dobrolet » 26 Ноябрь 2015 16:23

Номер URSS-145 присвоен 27.02.1929
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 29 Ноябрь 2015 10:08

Спасибо!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 29 Ноябрь 2015 21:08

Наткнулся в интернетах
Изображение
С какого-то обсуждения на vif2. Скопировал картинку вместе с ссылкой
httpimg-4.photosight.ru7364169893_large.jpeg
но теперь ссылка не открывается(((
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 30 Ноябрь 2015 01:10

Нашёл я его снова в сети - на https://vif2ne.org/nvi/forum/2/arhprint/149155
Ссылка на фото http://img-4.photosight.ru/736/4169893_large.jpeg под заголовком И ещё красавчик
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 20 Декабрь 2015 20:10

Вот Изображение украл с http://aviator.guru/blog/43422678258/Pe ... asnoyarske.
 RRDAA Ju-13 (10) Красноярск 4 марта 1926.jpg

Развернул и пытаюсь сделать атрибуцию.
Если снято действительно в Красноярске, то во время полёта в Туруханск. Первый слева должно быть Грошев. В центре, по идее, должен был бы быть Галышев. И похож. Но справа (вторым) стоит человек в шлеме с очками и тоже вроде как похожий. Исходя из наличия шлема с очками склоняюсь, что именно это и есть Виктор Львович.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 20 Декабрь 2015 20:38

Оттуда же и эта
Изображение
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 20 Декабрь 2015 21:35

Кара пишет:Если снято действительно в Красноярске, то во время полёта в Туруханск. Первый слева должно быть Грошев. В центре, по идее, должен был бы быть Галышев. И похож. Но справа (вторым) стоит человек в шлеме с очками и тоже вроде как похожий. Исходя из наличия шлема с очками склоняюсь, что именно это и есть Виктор Львович.

Похожи оба. Кто более?
Галышев-2а.jpg
Галышев-2b.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Dobrolet » 21 Декабрь 2015 08:00

 RRDAA Ju-13 %2814%29 Красноярск.jpg
Если сравнить с рисунками периодики того времени - то Галышев в центре. Человек справа похож на корреспондента Попова.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения