ИРКУТСК-ЯКУТСК ПО ВОЗДУХУ3.500 КИЛОМЕТРОВ В 18 ЧАСОВНаш сотрудник, беседовал с летчиком самолета Добролета «Моссовет» т. Демченко, вернувшимся из воздушной экспедиции в Якутск.
— 7 июня, в день, назначенный для вылета, — рассказывает тов. Демченко, — шел проливной дождь.
Однако, мы твердо решили лететь, не взирая на неблагоприятные атмосферные условия. Под проливным дождем вылетели из Иркутска в пять с половиной часов утра, взяв направление на Жигалово. Для нас этот участок был особенно тяжелым. 100-150 километров самолет летел под дождем. Погода стала лучше у Качуга, а около Жигалово стояла прекрасная, ясная погода, которая испортилась вскоре же после нашего прилета. Вообще нам как-то не везло на хорошую погоду, большая часть пути до Якутска прошла под дождем или при сильной ветре. В Жигалово мы просидели три дня. Организовали гидроаэропланную станцию.
10 июня вылетели в Усть-Кут и через два часа были уже около Усть-Кута. Мы долго кружимся, выбирая удобное место для посадки, но, оказывается, его найти не так уж легко. Лона здесь узка, а высокие берега не дают возможности плавно спуститься к воде. Осложняют поездку и провода, притянутые над рекой. Мы ныряем под про вода и благополучно садимся на воду. В Усть-Куте к самолету было устроено настоящее паломничество. Приходили специально для того, что бы посмотреть самолет и поговорить с составом экспедиции ходоки из далеких деревень.
15 июня летим в Марково, где нас ждали зампредседателя якутского СНК и крестьяне, прибывшие из семи деревень. Многие крестьяне прибыли издалека, бросив полевые работы. После митинга вылетели в Киренск, куда прибыли в тот же день.
20 июня самолет из Киренска вылетел в Витим, откуда 24 направился на Бодайбо. В Бодайбо нас встретили, как нигде — рабочие и исполком — организованно и хорошо. Местная ячейка Осоавиахима отлично обозначила место посадки. По своей инициативе ячейка сделала из простыней большой круг, что облегчило нам посадку.
Прибытие самолета вызвало большое оживление в Бодайбо. Торжественная встреча, которая была нам оказана, вылилась в настоящий праздник. Мы провели несколько митингов в городе и на приисках. В Бодайбо получили телеграмму от Якутского ЦИК с приглашением прибыть на юбилей Якутской республики. Мы должны были опешить, так как празднество начиналось 29 июня. Решено было вылететь в 4 часа дня 28 июня. День, намеченный для вылета, оказался неудачным. Лил дождь и дул сильный ветер. Несмотря на плохую по году, все же решили лететь в 4 часа. Пролетев километров пятьдесят, мы убедились, что дальше лететь совершенно невозможно.
На нас надвигалась большая грозовая туча. Самолет должен был вернуться обратно. В 7 часов вечера все же решили не откладывать полета и лететь в Витим. Лететь было страшно трудно. Горы от 800 до 1200 метров высотою, проливной дождь, ветер и крутые извороты Витима страшно мешали вести самолет.
К 9 часам мы были в Витиме. В 2 часа ночи 29 июня, после осмотра машины, направились в Якутск.
Погода была попрежнему отвратительной. От Нюи до Олекминска дул сильный ветер, который мешал полету. В Якутск прибыли к 5 часам вечера. Расстояние в 1800 километров нами было покрыто в 11 летных часов. Самолет встречало правительство и весь город. В Якутске экспедиция пробыла восемь дней. Ждали получения запасного винта из Витима. Наш винт от дождя испортился. В Якутске во время празднеств мы покатали прибывших издалека на сессию ЦИК членов правительства. Некоторые из них не только не летали, но никогда и не видали самолета.
Самолет вызывал среди прибывших с далекого севера якутов удивление и интерес.
9 июля отправились в обратный путь в Иркутск, а 13 июли утром были уже в городе.
Весь путь в 3.500 километров был нами покрыт в восемнадцать летных часов.