НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ© Б. М. ЗОЛОТАЙКИН
(Гидрографическое общество)
Изложены впечатления участника Кругосветной антарктической экспедиции на океанографических судах «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» в 1982-1983 гг.2 декабря 2007 г. исполняется 25 лет со дня начала Кругосветной антарктической экспедиции, состоявшейся в 1982-1983 гг. на океанографических судах Черноморского флота «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен».
За 25 лет много воды утекло, много перемен произошло в жизни страны и народа и у каждого из нас. И с высоты дней нынешних порою хочется вспомнить события четвертьвековой давности и среди них нашу Кругосветную антарктическую.
Конечно, можно обратиться к фактам и цифрам и сказать: за 148 дней плавания суда экспедиции прошли 36000 миль, пересекли 3 океана, 19 морей и 14 проливов, прошли у берегов 12 государств. При этом был выполнен большой комплекс океанографических и геофизических измерений. Маршрутный промер, магнитная съемка, замеры электрического поля и другие исследования измеряются сотнями линейных километров.
Собственно, основным содержанием жизни экспедиции была работа: непрерывная по маршрутам плавания, круглосуточная, напряженная и в чем-то довольно однообразная. Ну, это обычное дело для исследовательских судов советской гидрографии того времени. Можно сказать, что в те годы они бороздили моря и океаны, но никто из них до 1982-1983 гг. не пересекал Южного полярного круга, не плавал у берегов ледового континента.
При всем уважении к трудам, работам и исследованиям участников экспедиции вспоминать их трудовые подвиги через 25 лет как-то не очень интересно, многое уже стерлось из памяти. Но было много таких отдельных дел и событий, которые хорошо помнятся до сих пор. О некоторых из них и хотелось бы рассказать.
Когда мы вернулись из плавания в Севастополь, нас нередко спрашивали о том, что нам больше всего запомнилось в экспедиции, что было самым интересным, самым впечатляющим. И мы обычно отвечали, что самым интересным была вся экспедиция в целом, ее жизнь, ее работа, ее события. Ходило такое выражение, что впечатлений у участников похода хватит «на всю оставшуюся жизнь». И прошедшие с тех пор четверть века подтвердили, что это было действительно так.
Надо иметь в виду, что Кругосветная антарктическая экспедиция имела не только научно-практические цели, но и большое военно-патриотическое, историко-мемориальное значение. Ведь мы шли в Антарктику в год 200-летия Севастополя и Черноморского флота, мы шли по пути легендарных шлюпов «Восток» и «Мирный», открывших человечеству Антарктиду в 1820 г. Тени великих предков — Беллинсгаузена и Лазарева сопровождали нас на всем нашем пути. В Антарктике мы постоянно сравнивали то, что видели они, с тем, что открывалось нашим глазам. Мы понимали и ощущали все величие подвига русских моряков.
Однако обратимся к отдельным памятным событиям нашего плавания. Наверное, нет необходимости подробно описывать отплытие наших гидрографических кораблей из Севастополя и их благополучное победное возвращение. Множество людей, севастопольцев — родных и друзей наших… Командование флотом, власти города-юбиляра.… В обоих случаях все было очень торжественно и трогательно до слез. Некоторая напряженность и грусть при отплытии и светлая радость всех при возвращении экспедиции. Конечно, все это было волнующим и незабываемым.
Очень ярким и памятным событием было пересечение судами экспедиции экватора. Это было 20 декабря 1982 г. Особенностью этого события было то, что мы перешли экватор не где-нибудь, а в единственной на земном шаре Золотой точке. Это там, где экватор пересекается с нулевым (Гринвичским) меридианом. Там все широты и долготы «по нулям». Шутники говорили, что если на палубе пошире расставить ноги, то можно быть сразу в четырех полушариях Земли: северном, южном, восточном и западном. Точка эта лежит в Гвинейском заливе, в 300 милях от западного берега Африки. Глубина океана в этом месте оказалась 4940 метров.
Суда экспедиции легли в дрейф и на них по полной классической программе, от души провели веселый праздник встречи с Нептуном — с чертями, пиратами, русалками, с чистилищем и купанием в бассейне. Было шумно, весело и мокро. Вечером командиры кораблей вручили каждому участнику похода почетную грамоту о пересечении экватора в Золотой точке.
Все мы мечтали о том, чтобы подойти к Антарктиде в той точке, в которой 28 (16) января 1820 года ее открыли русские моряки. По правде сказать, надежды было мало. Ведь все могло нам препятствовать: непогода, туманы, льды, айсберги.… Ведь «Адмирал Владимирский» не был ледоколом, хотя и имел некоторые усиления корпуса. «Фаддей Беллинсгаузен» был по водоизмещению в три раза меньше флагмана и плавал в морях и океанах уже 17 лет. Не молодой.
Но нам очень повезло. Когда подошли к кромке льдов, погода была благоприятствующая. Разведка вертолета показала, что айсбергов впереди не так много, а в дрейфующих ледяных полях есть разводья, так называемые «реки» относительно чистой воды. Руководители экспедиции вице-адмирал В. И. Акимов и контр-адмирал Л. И. Митин приняли решение идти к югу. «Фаддей Беллинсгаузен» остался за кромкой льдов выставлять буйковую гидрологическую станцию.
«Адмирал Владимирский» двинулся к цели. Отлично проявил себя командир корабля капитан 2 ранга Роман Панченко. Он умело и уверенно лавировал среди льдин. Ему пригодился опыт, полученный им в свое время в Арктике. Так шли целый день, часто раздвигая корпусом лед, и вечером 10 января мы достигли заветной цели.
«Адмирал Владимирский» прошел еще дальше к югу, так как за 163 года ледник уменьшился, ледовая стена как бы отодвинулась к югу, вглубь материка. Сверкающий на солнце барьер высотой в 40-50 метров простирался перед нами, уходя на запад и восток. Все было так, как в свое время описывал М. П. Лазарев: «…встретили матерой лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер…простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение».
Настроение у всех было замечательное. Сбылась наша мечта, как по заказу. Мы «открыли», увидели свою Антарктиду и в той самой исторической точке.
Айсберги… Я убежден, что ни словесные описания, ни фото и киносъемка не способны в полной мере передать красоту и величие антарктических айсбергов. Это надо видеть своими глазами, побывать вблизи них.
Первый раз мы встретили айсберг на нашем пути от мыса Доброй Надежды к ледовому континенту. Все высыпали на палубу, смотрели, обсуждали, фотографировали… Наивные люди…! Очень скоро мы увидели айсбергов столько, что уже не слишком ими любовались. Однажды в пределах видимости вокруг «Адмирала Владимирского» я насчитал около ста больших и средних айсбергов. А что значит больших? Ведь известно, что иногда айсберги достигают в длину более ста километров. Ну, честно скажу, что таких мы не встречали, но айсберги длиной в 2-3 километра нам встречались нередко. Обычно это плоские громады высотой (над водой) до 40-60 метров. А бывают еще такие исполины, как горы высотой до 100-200 метров. Перед вами не льдина плывет, а именно гора, и как подумаешь, что над водой всего лишь одна седьмая часть массы айсберга…!
А красота айсбергов в том, что, разрушаясь, переворачиваясь, они обретают очень разнообразные и порою фантастические формы. И все это сверкает в лучах солнца (если оно есть), а у подножия айсбергов разбиваются волны чаще всего аквамаринового, синего или фиолетового цвета. Да, айсберги — это чудо, это незабываемо!
Не хотелось бы утомлять читателя, но не могу не упомянуть о встречах в Антарктике с нашими, советскими полярниками. Мы встречались с ними на станциях Мирный, Беллинсгаузен, Комсомольская, Ленинградская. Оказывается, что когда люди встречаются не на Невском проспекте или на Тверской улице, а где-то на другом краю света, это тоже не обходится без волнения и большой искренней радости. Радости до слез. Приятно сознавать, что это были не просто встречи, речи и объятия, но и большая взаимная помощь в решении различных антарктических проблем. Наши визиты были для полярников и большой моральной, эмоциональной поддержкой.
И еще несколько слов о встречах. Какая же Антарктида без пингвинов. Конечно, нельзя не вспомнить этих милых, доверчивых, симпатичных аборигенов. Каждый пингвин по-своему красив и интересен. А когда перед вами на берегу или на льду их сотни, а то и больше, хочется поприветствовать их от всего сердца.
За 163 года после плавания Беллинсгаузена и Лазарева ни один российский, советский корабль не пересекал Южного полярного круга. Ни один советский военный корабль никогда не бывал в Новой Зеландии. Поэтому мы испытывали понятные чувства удовлетворения и гордости, когда наш военно-морской гидрографический флаг реял на мачтах наших кораблей у Королевского причала Веллингтона.
Столица Новой Зеландии нам понравилась. Народ в ней спокойный, вежливый, доброжелательный. Всюду на улицах чистота, порядок, уют и какая-то очень зеленая и очень симпатичная природа. Все это рождало у нас теплое чувство к этому городу.
Никак нельзя не упомянуть о Южном магнитном полюсе (ЮМП). Впервые его координаты были определены непосредственно на ледовом континенте в 1909 г. Но этот полюс (так же, как и Северный магнитный полюс) не стоит на месте. Он передвигается или, как еще говорят, «дрейфует» с примерной скоростью 12,5 км в год. И вот в конце 70-х годов прошлого века он «спустился» с берега на воду и стал располагаться среди льда и айсбергов в море Дюрваля. «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» стали первыми судами, которые, находясь в непосредственной близи от полюса, по специальной программе определили его координаты на воде. 3 февраля 1983 г. они были такими: 65°10 ю. ш., 138°40 в. д. По поручению командования экспедиции «Фаддей Беллинсгаузен» стал первым в мире кораблем, побывавшем в самой точке ЮМП. Групповая фотография гидрографов «Фаддея Беллинсгаузена» на фоне огромного айсберга и буя с надписью «Южный магнитный полюс. 1983 г.» стала, наверное, одной из самых примечательных фотографий экспедиции.
После пребывания наших судов на советской антарктической станции Беллинсгаузен пути их разошлись. «Адмиралу Владимирскому» было приказано из Москвы идти с официальным визитом в Буэнос-Айрес, а «Фаддей Беллинсгаузен», продолжая путь шлюпов «Восток» и «Мирный», пошел в Рио-де-Жанейро. Я не был в Буэнос-Айресе, но знаю, что визит прошел очень успешно. Приведу только один факт. За два дня борт «Адмирала Владимирского» посетило более 25 тысяч аргентинцев. Люди часами стояли у трапа в очереди, которая растянулась по причалу на многие сотни метров. Таково было желание жителей Буэнос-Айреса побывать на борту советского корабля, выразить уважение советским морякам, Советскому Союзу. Визит проходил триумфально, ну как такое забыть? К слову сказать, в самой Аргентине в это время проходили демократические преобразования, как тогда говорили, «дули ветры добрых перемен».
Про визит «Фаддея Беллинсгаузена» в Бразилию можно было бы рассказывать долго. Он прошел также очень успешно, очень интересно. Конечно, Остап Бендер не зря мечтал попасть в Рио-де-Жанейро. Это город необычайной красоты и резких контрастов. Участники экспедиции посетили очень много примечательных мест. Назову только знаменитый пляж Копакабана, грандиозный стадион Маракана, и статую Иисуса Христа на горе Коркавадо, которую сейчас называют одним из чудес света. Мы побывали также в тех местах, которые посещали Беллинсгаузен и Лазарев. В Национальном музее для нас была устроена выставка подарков русских кругосветных мореплавателей королеве Леопольдине. Исключительно теплыми и сердечными были встречи с советскими дипломатами, они говорили, что наш визит помогает им в выполнении их миссии. Кстати сказать, это отмечалось во всех портах заходов, а мы ведь побывали еще в Гвинее и Анголе — африканских государствах.
Надо сказать, что в период нашей экспедиции интерес многих стран к Антарктиде был очень велик. И этот интерес был и научным, и политическим, и даже экономическим. Шли разговоры даже о разделе Антарктиды. Поэтому везде, где мы только ни бывали за время экспедиции, мы несли идеи мира и сотрудничества, говорили о приоритете русских моряков в открытии Антарктиды, о заслугах русских и советских моряков и полярников. Мы пронесли наш советский военно-морской флаг над многими морями и странами, а это было в то время очень важно.
23 февраля 1983 г. мы с глубоким волнением услышали обращенное к нам поздравление с Днем армии и флота Министра обороны СССР, Главнокомандующего ВМФ, Военного совета Черноморского флота. В эти дни мы были в районе земного шара, самом удаленном от Севастополя. Между нами было 19 тысяч километров, но о нашем родном городе мы помнили всегда, а в эти дни особенно. Сердца наши были там, с нашими родными и друзьями.
После возвращения из похода некоторые его участники, наиболее отличившиеся в выполнении задач экспедиции, были награждены орденами и медалями СССР. А многие участники получили почетные грамоты Министра обороны, флотского командования, горисполкома Севастополя, а также памятные медали — в честь 200-летия города-героя. Конечно, все это воспринималось нами с большим удовлетворением. И все же главное, чему мы особенно радовались, это было успешное окончание плавания и благополучное возвращение домой.
Мечты сбылись, мы плавали на славу,
И это счастье, что среди морей
Мы пронесли достойно флаг державы,
Что честь хранили Родины своей.
Подняться вверх по берегу крутому,
Увидеть вновь в окне знакомый свет,
Переступить порог родного дома…
И лучше этой нам награды нет.