В самом начале этой темы было несколько сообщений 1928 года о "болотных приключениях" Иеске на "Сибревкоме".
Попробую одним "многосерийным" постом осветить тему полетов "Сибревкома" в 1928 году сообщениями из иркутской "Власти труда":
Власть труда 1928 № 125 (2530), 31 мая.ПОЛЕТ «СИБРЕВКОМА» НА ЛЕНУК агитационный полет по "Лене" самолет "Сибревком" отправится в середине июня и совершит воздушный рейс от истоков реки до Бодайбо, сделав на пути ряд остановок.
"Сибревком" будет приспособлен к передвижению по воде. Сегодня окрсовет Осоавиахима получил из Новосибирска специальные поплавки для самолета.
Власть труда 1928 № 131 (2536), 8 июня. К НАМ ЛЕТИТ „СИБРЕВКОМ"Агитполеты стальной птицы
ПОДГОТОВКА К «НЕДЕЛЕ ОБОРОНЫ».На-днях в Иркутск прибыл уполномоченный Сибосоавиахима т. Мельников. Скоро прилетает самолет "Сибревком". В течение 2 1/2 месяцев он совершит агитоблет Иркутского и Киренского округов и в первую очередь побывает в Черемхово, Усолье, Бодайбо и других рабочих районах. Над Ангарой и Леной "Сибревком" будет летать с поплавками вместо колес, что даст ему возможность делать посадки на воде. В промежутки между агитполетами возможна доставка пассажиров, почты и ценных грузов на самолете в Бодайбо, если Восточно-Сибирское управление связи, "Союззолото" и другие организации пожелают прибегнуть к его помощи.
Агитоблет проводится под лозунгами подготовки к "Неделе Обороны", разъяснения сущности Женевской конференции, популяризации Осоавиахима среди широких масс трудового населения. Попутно с эти "Сибревком" будет распространять акции "Добролета".
Сибосоавиахим организуя полеты, стремится укрепить материальную базу организаций Осоавиахима, широко развернуть массовую и научно-исследовательскую работы, а также окупить стоимость ремонта самолета, расход горючих и смазочных веществ.
Власть труда 1928 № 136 (2541), 14 июня."СИБРЕВКОМ" ПОЛЕТИТ В ЧЕРЕМХОВОНемедленно после прилета в Иркутск самолет Сибосоавиахима "Сибревком", взяв запас горючего, вылетит обратно в Черемхово. Там самолет пробудет дня два-три и проведет круговые полеты над копями с пассажирами из шахтеров.
Потом «Сибревком» вылетит в Xaйту, где также пробудет дня два и прокатает по воздуху рабочих фабрики «Сибфарфор». После этого самолет возвратится в Иркутск. В Иркутске состоятся полеты над городом.
Власть труда 1928 № 139 (2544), 17 июня.ТЫСЯЧА ИРКУТЯН ПРИМУТ ВОЗДУШНОЕ КРЕЩЕНИЕУспешность агитационных полетов "Сибревкома" по нашему округу зависит от подготовки организаций Осоавиахима.
Руководство агитполетами взял на себя президиум окружного совета Осоавиахима вместе с уполномоченным Сибосоавиахима т. Мельниковым.
Планом предусмотрено обслужить в первую очередь рабочие и промышленные районы.
Самолет прибудет в Иркутск 17-18 июня. В городе он пробудет сутки и на 3-4 дня вылетит в Черемхово. Из Черемхово «Сибревком» вылетит в Усольский район, где в первую очередь проведет агитоблеты на фабрике «Сибфарфор».
После этого самолет прилетит в Иркутск, где его поставят на поплавки, и обслужит город агитоблетами. Посадка для круговых полетов над городом и его живописными окраинами будет производиться на Ангаре против сада «Парижской Коммуны».
На самолете предлагается под пять в воздух свыше 1. 000 иркутян. Плата за круговые индивидуальные полеты установлена для членов Осоавиахима в 8 руб., членов профсоюзов, не состоящих в Осоавиахиме — 15 руб., для прочих — по особой договоренности.
Во время «недели обороны» (с 15 по 22 июля) «Сибревком» будет обслуживать Иркутский округ, в частности побивает в Тальцах, Слюдянке, Лиственичном и на Байкале. Потом он полетит на Лену — в Киренский округ и Бодайбо.
О порядке обслуживания агитоблетами сельского населения деревенским ячейкам Осоавиахима будут вскоре даны указания.
Все средства от платных полетов, пожертвований и постановок поступают в Иркутское отделение госбанка на текущий счет имени самолета «Сибревком» — № 1016.
Власть труда 1928 № 140 (2545), 19 июня."СИБРЕВКОМ" ВЫЛЕТЕЛ ИЗ БИЙСКА14 июня, в 11 часов дня самолет Сибосоавиахима вылетел из Бийска в Красноярск. Оттуда он должен был лететь в Нижнеудинск, совершить там агитполеты и отправится в Иркутск.
Прибыл ли самолет в Красноярск пока неизвестно, так как Окросоавиахим до верстки настоящего номера не получил никаких сообщений.
Власть труда 1928 № 142 (2547), 21 июня.ОТ «СИБРЕВКОМА» НЕТ ВЕСТЕЙКак мы уже сообщали, 14 июня самолет «Сибревком» вылетел из Бийска и благополучно пролетел над Кузнецком и Салаирским Кряжем.
Начиная с 15 июня от «Сибревкома» нет никаких известий. Возможно, что он сделал вынужденную посадку где-то в глухой местности. На розыски «Сибревкома» Сибосоавиахим посылает военный самолет.
Власть труда 1928 № 146 (2551), 26 июня. Вынужденная посадка на болотоАгитационные облеты состоятся в июлеВчера из Сибосоавиахима получена телеграмма, что летный состав „Сибревкома" найден. Пилоты Иеске и Брянцев и корреспондент бийской газеты живы и серьезных повреждений не получили.
Как мы уже сообщали, самолет сел на Кохтневское болото в Бирилюсском районе, Ачинского округа. Изменение маршрута и вынужденная посадка самолета произошли потому, что летчик Иеске заблудился, так как на самолете нет аэро-навигационных приборов.
У самолета поврежден винт, который срочно отремонтируют. Кампания агитоблетов по Иркутскому и Киренскому округам будет осуществлена полностью. "Сибревком" прилетит в Иркутск к "неделе обороны" — 15 июля. Пилот Иеске уже выехал в наш город.
Власть труда 1928 № 147 (2552), 27 июня.ЭКИПАЖ "СИБРЕВКОМА “ НЕВРЕДИМ.Зампред Реввоенсовета СССР т. Уншлихт получил от командующего войсками Сибирского военного округа т. Петина телеграмму о том, что экипаж "Сибревкома" невредим.
Летчики и корреспондент шесть суток брели по тайге до ближайшего населенного пункта.
Власть труда 1928 № 152 (2557), 3 июля.ЗА ДЕНЬ«СИБРЕВКОМ» ПРИЛЕТИТ В КОНЦЕ ИЮЛЯ.Выехавший вчера на место аварии "Сибревкома", в Ачинск пилот «Сибревкома» т. Иеске сообщил перед отъездом нашему сотруднику, что он надеется отремонтировать, самолет не позже, чем через две-три недели.
С места аварии «Сибревком» отправится в Красноярск, оттуда в Енисейск и по Ангаре — в Братское. Там самолет проведет круговые агитполеты и отправится для этой же цели дальше — в Усть-Уду, Балаганск и Усолье.
Власть труда 1928 № 153 (2558), 4 июля. «СИБРЕВКОМ» ПОЛЕТИТ НА БАЙКАЛ.По прибытии в Иркутск, «Сибревком», возможно, проведет агитполеты в Тальцах, Листвянке и на ст. Байкал. В эти пункты, для выяснения возможности посадки самолета и заброски бензина, на-днях выезжает уполномоченный Осоавиахима т. Мельников.
Бензин в Братское и др. пункты на Ангаре, в которых, как сообщалось вчера, «Сибревком» тоже проведет агитполеты, отправляется на пароходе, который уходит в среду.
Власть труда 1928 № 182 (2587), 8 августа."СИБРЕВКОМ" ЗАДЕРЖАЛСЯ В АЧИНСКЕПолучено сообщение, что борт-механику самолета Осоавиахима «Сибревком»
Брянцеву во время работы оторвало два пальца. Брянцев в течение месяца не будет в состоянии работать. Сибосоавиахим срочно выписал механика из Москвы. С прибытием нового механика самолет вылетит в Иркутск.
Власть труда 1928 № 200 (2605). 29 августа.КОГДА ПРИЛЕТИТ "СИБРЕВКОМ"(От нашего специальное о корреспондента).
В июне самолет было вылетел из Бийска, но был вынужден сесть в тайге в 160 километрах от Ачинска из-за тумана. При посадке были сломаны шасси («тележка» самолета) и пропеллер. Починка их в глухой тайге, вдали от всякого жилья, отняла очень много времени. Все же к началу августа самолет был готов к дальнейшему полету.
Но тут случилось несчастье с борт-механиком самолета Н. Е. Брянцевым. Во время агитполетов в Ачинске в момент посадки на реку Чулым т. Брянцев, неосторожно выпрыгнув из самолета, сорвался с поплавка в воду, и пропеллер оторвал ему два пальца на левой руке. Пришлось срочно выписывать нового механика из Москвы.
Новый борт-механик Н. В. Гладкий прибыл в Ачинск только в средине августа.
Тов. Гладкий разобрал мoтор и занялся его выверкой и чисткой. В настоящее время эта работа подходит к концу, и мотор после сборки и установки будет испробован на воздухе в испытательном полете над Ачинском.
Дальнейший полет «Сибревкома» находится в зависимости от результатов испытания. «Сибревкому» предстоит долгий и трудный перелет и нужно, чтобы мотор — это сердце самолета — работал как часы. Малейшая неисправность грозит гибелью и летчикам и аппарату.
Для перелета в Иркутск намечено три маршрута. Первый — вдоль железной дороги. Этот маршрут самый близкий, самый безопасный в случае аварии, так как о месте нахождения самолета будет легко сообщить по жел. -дор. телеграфу, но в то же время самый опасный, ибо на пути почти нет больших рек, на которые мог бы садиться гидроплан, каким ныне является "Сибревком". Перевод его на поплавки вместо колес, т. е. превращение из аэроплана в гидроплан, осложнил условия полета, так как "Сибревком" теперь может лететь только над территорией, богатой водными пространствами. Скорость его уменьшилась до 100-120 килом. в час.
Второй маршрут таков: Красноярск — деревня Подпорожная на Енисее — с. Устъ-Янское на р. Тасеевой - далее вдоль рек Уды и Чуни, и, наконец. Братский острог на Ангаре. Этот маршрут сокращает расстояние до 1. 200 километров, но имеет трудный пункт в месте перелета на Ангару над глухой тайгой изрезанной горный хребтами. Вынужденная посадка в этом месте означала бы верную гибель летчиков и самолета.
Третий маршрут: Ачинск — Красноярск и далее вдоль Енисея и Ангары. Весь путь составляет 1. 700 километров. Для сокращения полета этот маршрут, может быть, придется отвергнуть, так как самолет не может взять с собой очень большого запаса бензина.
Сибосоавиахим стремится все же провести в этом году агитполеты по Иркутскому округу, где "Сибревком" не бывал ни разу. Ввиду запоздании с прилетом самолета из Иркутска "Сибревком" после ремонта в мастерских об-ва Добролет отправится прямо в Бодайбо. Предполагавшиеся ранее круговые агитполеты с пассажирами в Братске, Усть-Уде и др. пунктах на Ангаре, будут проведены после возвращения самолета с Лены. После этого "Сибревком" будет поставлен на колеса и может летать по округу, обслуживая рабочие районы (Черемхово. Хайту и другие). вплоть до осени.
Вопрос о том, отправится ли «Сибревком» в этом году в Иркутский округ, выяснится в ближайшие дни. В благоприятном случае, прилета «Сибревкома» в Иркутск можно ожидать в последних числах августа или первых числах сентября.
Зиновьев.
Власть труда 1928 № 202 (2607), 31 августа. ПЕРЕЛЕТ "СИБРЕВКОМА" НЕ СОСТОИТСЯПо полученному из Ачинска сообщению, испытание мотора "Сибревкома" в воздухе дало неблагоприятные результаты. Мотор, как говорится, "бьет", то-есть дает перебои. Летать "Сибревком" пока не может. Поэтому намеченный перелет в Иркутский округ не может состояться.
Самолет будет разобран, погружен на платформы и отправлен по железной дороге в Иркутск для капитального ремонта в мастерских Добролета. Последний на запрос Сибосоавиахима ответил, что в состоянии произвести ремонт «Сибревкома» в своих мастерских.