Высокоширотная экспедиция 1935 г., как известно, была прведена на л/п "Садко". Однако при планировании экспедиции рассматривался вариант использования л/п "Георгий Седов". Документальное подтверждение здесь :
"Полярная правда", 5 апреля 1935 г. (перепечатка из "Правды Ц.О.")
НЕИЗВЕДАННЫЕ РАЙОНЫ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
Советская наука энергично наступает на Север, одерживая крупные уепехи. Они обусловлены плановостью в работе, значительными материальными средствами (ледоколы, самолеты, радиостанции), выделенными государством, настойчивостью советских полярников—ученых, моряков и летчиков.
В 1932 г. экспедиция на ледоколе „Сибиряков* под руководством О. Ю. Шмидта совершила исторический поход Северным морским путем из Архангельска во Владивосток в одну навигацию. Весь рейс занял два с половиной месяца. В 1933 году этот путь повторил „Челюскин", а спустя год, в одну навигацию, но в обратном направлении—от Владивостока до Ленинграда, прошел ледорез „Литке".
Одновременно широко развиваются хозяйственные операции. Грузооборот Северного морского пути неуклонно растет как в западном, так и в восточном секторах Арктики. Число судов, плавающих в Северном Ледовитом океане и примыкающих к нему морях, ежегодно увеличивается.
В этом году Главное управление Северного морского пути приступает уже к нормальной эксплоатации трассы. В предстоящую навигацию намечено перевезти свыше двухсот тысяч тонн различных грузов. Суда одновременно направятся двумя потоками с запада и с востока. Четыре мощные ледокола будут нести службу на труднейших участках пути и проводить через них грузовые пароходы.
Таким образом проблема, занимавшая мир с незапамятных времен, решена страной Советов. Ледовитый океан превращается в нормально действующий водный путь. На примыкающей к нему территории растут новые
хозяйственные предприятия и индустриальные центры.
В этих условиях планирование грузовых перевозок и всей навигации приобретает перво степенное значение. Однако ни специальные суда, большая программа строительства которых проводится сейчас, ни обеспечение Северного морского пути в навигационном отношении (карты, лоции), ни обслуживание судов в гидрометеорологическом отношении еще не решают вопроса планирования грузовых перевозок.
Проблема планирования транспорта на Севере—это прежде всего проблема льдов. Технические средства, ледоколы, авиация, радио, взрывчатые вещества, точные карты районов плавания и служба погоды являются в основном оружием тактического порядка. Чем выше их качество, тем лучше будут решаться задачи мореплавания при ледовой обстановке, создающейся в момент прохождения судов.
Но масштаб и интенсивность намечаемых операций, так же как и правильное размещение технических сил, являются вопросами стратегии. Чтобы решить их, необходимо задолго до навигации предвидеть (хотя бы в общих чертах) ледовую обстановку, поставить на должную высоту дело долгосрочных ледо вых прогнозов.
Для разрешения этих задач в 1935 году организуется эскпедиция в районы, которые по современному представлению науки должны определять ледовые условия вдоль большой части Северного морского пути. Она проводится на достаточно приспоcобленном корабле, снабженном современными средствами исследования, и преследует исключительно научные цели. Экспедиция не ставит своей задачей достижение каких либо рекордов или проход во что бы то ни стало тем или иным маршрутом из одного пункта в другой. В то же время мы имеем право полностью использовать сколько-либо благоприятные условия как для решения основных своих задач, так и для обследования никем непосещавшихся до сего времени районов. Стержневая цель экспедиции—изучение взаимодействия теплых
атлантических вод, вливающихся в Полярный бассейн, и льдов полярного бассейна. Широкими океанографическими работами будут объяты северная часть Гренладского моря и огромная часть материковой отмели к северу от 80-й параллели, начиная от Шпицбергена и до Северной Земли.
Экспедиция выйдет в последней декаде июня из Архангельска на ледокольном пароходе "Седов", который по возвращении с идущего сейчас зверобойного промысла будет поставлен в доки для специального ремонта, переоборудования и установки научного инструментария.
Маршрут экспедиции в общих чертах намечается следующий. Выйдя из Архангельска и приняв дополнительный запас угля в Мурманске, "Седов" дойдет до мыса Нордкап и отсюда начнет гидрологический разрез к острову Медвежьему, а затем к южной оконечности Шпицбергена. Затем — по 76-й параллели. — „Седов" дойдет до кромки гренландских льдов, вдоль которых сделает разрез до 78-й параллели. После этого будет сделан разрез по 78 й параллели до Баренцбурга (Шпицберген).
Приняв уголь и воду, "Седов" вновь выйдет к кромке гренландских льдов, повернет на север и, достигнув 80-й параллели, по ней возвратится к Шпицбергену. После обследования этого района намечено провести несколько рейсов от северных берегов Шпицбергена дальше на север до кромки вечных льдов.
В результате этих работ экспедиция должна определить интенсивность нордкапского и шпицбергенского течений, границы гренландских льдов, окончательно установить схемы течений северной части Гренландского моря и обследовать так называемый "порог Нансена" (подводный барьер между Гренландией и Шпицбергеном). Все это позволит разрешить основной вопрос о проникновении теплых атлантических вод в Полярный бассейн.
Затем экспедиция вступит во второй этап своих работ—плавание от северной оконечности Шпицбергена до северной оконечности Земли Франца-Иосифа, с меридиональными разрезами на север до кромки вечных льдов. Большая часть этого похода пройдет, повидимому, во льдах и в значительно более тяжелых условиях, чем первый этап. Обогнув с севера Землю Франца Иосифа, "Седов", не прерывая работ, вайдет за углем в Русскую гавань (Новая Земля), затем вернется обратно и с восточной стороны Земли: Франца Иосифа вновь выйдет к границе паковых льдов и приступит к третьему, наиболее тяжелому этапу: плаванию между Землей Рудольфа и мысом Молотова (Северная Земля).
Весь второй и третий этапы работ экспедиции будут проведены севернее 80-й параллели, главным образом в районах, никем еще не посещавщихся. Поэтому меридиональные разрезы, которые будут здесь сделаны, приобретут огромный иатерее, особенно если их удастся довести до подводного материкового склона.
До сих пор ни одно судно (за исключением дрейфовавших „Фрама" и „Анны") не выходило за пределы материковой отмели и востоку от двадцатого меридиана. Между тем именно в этом районе должны происходить физико-географические явления исключительной важности. В то время как воды теплого шпицбергенского течения, под влиянием отклоняющей си лы вращения земли, должны двигаться на восток, общий дрейф паковых льдов под влия-янием господствующих ветров направлен на запад. В итоге более теплые глубинные воды, обусловливающие проблему так называемой Великой северной полыньи (к северу от островов, опоясывающих материки Евразии), теоретически должны выйти на поверхность на стыке противоположно направленных льдов. Любая работа в этом районе, в силу его слабой изученности, будет представлять особый интерес.
Наиболее трудно выполнимым явится третий этап работ экспедиции. Полная неизученность района не позволяет хоть сколько нибудь предвидеть условия его доступности. Если экспедиции все же удастся пройти этот район и достигнуть меридиана мыса Молотова, то дальнейший ее путь будет зависеть от создавшихся к этому времени ледовых условий. При благоприятной обстановке экспедиция выйдет в море Лаптевых и напра вится в устье реки Лены, где для экспедиции будет заготовлен уголь. Пополнив запасы, экспедиция вернется через пролив Вилькитского в Карское море и затем направится в Архангельск.
В экспедиции одинаково широко и полно будут поставлены исследования метеорологические, гидрофизические, гидрохимические, биологические и геологические. Специальные исследования будут поставлены над состоянием корпуса корабля в условиях ледового плавания.
Экспедиция должна окончательно решить вопрос о существовании проблематической земли Джиллеса (на северо-восток от Шпицбергена) и произвести опись мало иселедованных берегов. Существует ли эта земля? В 1607 г. со слов англичанина Джиллеса ее нанеели на карту. Затем существование ее подтвердил адмирал Макаров, плававший в этих широтах на „Ермаке* в 1899 году, и английский капитан Уорсли (1925 г.), якобы видевший ее на большом расстоянии. Однако ледокол „Красин", специально искавший в 1928 г. эту землю, и судно „Книпович" (1930 год) земли Джиллеса не обнаружили.
В состав экспедиции войдут авторитетные специалисты, в большинстве своем уже бывавшие в полярных походах. Руководство научной частью экепедиции поручено профессору Н. Н. Зубову, много лет работающему в Арктике, в частности над проблемой долгосрочных ледовых прогнозов, автору теории Великой северной полыньи.
Особое внимание уделяется подбору команды. Капитаном „Седова" назначен т. Н. М. Николаев, бывший капитан "Литке" в сквозном рейсе Владивосток—Ленинград. В команде корабля будет много челюскинцев и сибиряковцев. В экспедиции участвует специальный корреспондент „Правды".
Экспедиция предполагает провести в плавании четыре месяца. Однако, идя в новые, неизведанные районы Арктики, нужно быть готовым ко всяким неожиданностям. Поэтому, на случай вынужденной зимовки или дрейфа, мы будем располагать двухлетними запасами продовольствия и всем необходимым снаряжением. На борт „Седова" берутся складные домики на весь состав экспедиции, собаки и два самолета. Один из самолетов будет непосредственно участвовать ' в работах экспедиции, неся разведочную службу и произведя аэрофотосъемку льдов и малоисследованных берегов.
Командовать летной частью приглашен один из етарейших полярных летчиков, челюскинец а краснознаменец тов. М. С. Бабушкин.
Поход "Седова" должен внести большой вклад в дело полного освоения Арктики, так блестяще ведущееся под руководством коммунистической партии, ее Центрального Комитета и товарища Сталина.
Г. УШАКОВ. Начальник высокоширотной арктической экопедиции.