Historik » 19 Январь 2015 09:55
Уважаемый Всеволод, добрый день! Вы сделали большое дело, опубликовав снимки перелёта 1929 г. Дело в том, что на большинстве из них присутствует Михаил Николаевич Моросанов, который с 29.01.1951 г. по 24.12.1955 г. являлся начальником УПА (командующим Полярной авиацией - так с марта 1953 г. по январь 1960 г. называлась должность начальника УПА) ГУСМП Министерства морского и речного флота (ММРФ) (Министерства морского флота - ММФ) СССР.
Фотографий его, к большому сожалению, почти не сохранилось. И это находка!
Представляется, что Вы просто обязаны написать для сайта полную биографию Ф.К.Куканова. А пока, можно предложить Вам небольшую её часть:
"Фёдор Кузьмич Куканов родился в 1904 г. в Царском Селе (после 1917 г. – Детское Село, ныне железнодорожная станция г.Пушкин Ленинградской области), получил среднее образование и с 16 лет начал работать. В 1922 г. был призван на службу в РККФ. Обучался в Петроградском (Ленинградском) Военно-морском командном училище (с осени 1922 г. – ВВМУ, с 07.01.1926 г. - им.М.В.Фрунзе). Здесь у юноши зародилась мечта о небе. И в 1926 г. его переводят в Севастопольскую Военную школу морских лётчиков (начальник и комиссар - старший лётчик Букан, помощник начкома по политчасти Гайлис) (с 08.1930 г. - Военная школа морских лётчиков и летнабов ВВС РККА им.И.В.Сталина).
Интересно, что под командованием командира эскадрильи Голубкова его однокашником в то время был Борис Николаевич Агров (1906 г.рожд.), также ставший впоследствии полярным лётчиком (в марте 1928 г. – январе 1930 г. – лётчик 65-го оао ВВС Чёрного моря, в январе 1930 г. – январе 1933 г. - старший лётчик, командир корабля, командир отряда тяжёлых кораблей 4-й авиабригады ВВС Балтийского моря (г.Ленинград), с декабря 1933 г. - в резерве ВВС РККА, с января 1933 г. по 1937 г. - пилот, начальник Лётно-испытательной станции Особого Конструкторского Бюро Всесоюзного Треста (Объединения) Точной Индустрии наркомата тяжёлой промышленности – ОСКОН Бюро «ВОТИ» НКВТ СССР (г.Ленинград), в 1937-1938 гг. - пилот МАОН УПА ГУСМП, в 1938-1939 гг. - командир корабля Игарской авиагруппы, в 1939-1940 гг. - командир корабля Ленской авиагруппы, в мае-ноябре 1940 г. - командир корабля МАГОН, в 1940-1943 гг. - командир корабля, заместитель командира Чукотского авиаотряда (группы), с декабря 1943 г. по март 1946 г. - командир Чукотской авиагруппы, с 1947 г. – и.о. командира отряда МАГОН по лётной части, командир отряда, освоивший 16 типов самолётов и налетавший более 5134 час.).
В 1927 г. Севастопольская Военная школа морских лётчиков перебазировалась из Килен-бухты в бухту Голландия, где с 15 января Ф.К.Куканов в числе 350 учлётов (курсантов) под руководством начальника лётной части Б.Л.Бухгольца и инструктора А.И.Мартынова-Марова осваивал новый курс учебно-лётной подготовки. Летать пришлось на самолётах МУ-1, МР-1, Р-1, летающих лодках С-16, Дорнье «Валь» и др.
20 марта 1928 г. состоялся 5-й выпуск Севастопольской Военной школы морских лётчиков, и молодой командир получил назначение в 51-й разведывательный авиаотряд ВВС Балтийского моря. Там он прослужил пять лет, летая в т.ч. на машинах Р-2, Р-6, ЮГ-1, Ю-20. Дослужился до старшего лётчика. В 1929 г. отличился при перегонке авиагруппы из 4 самолётов (2 - МР-1 и 2 – Ю-20) на Чёрное море по маршруту Ленинград-Новгород (оз.Ильмень)-Витебск-Киев-Николаев-Севастополь, где он выполнял роль командира авиазвена МР-1. Символично, что старшим летнабом у него был Михаил Николаевич Моросанов, который в то время служил младшим лётчиком-наблюдателем в 66-м оао ВВС Балтийского моря (г.Ленинград), а в 1951-1955 гг. уже в звании полковника командовал Полярной авиацией.
Тем не менее, служба молодого командира не проходила гладко. Так, в 1931 г. за «злоупотребление властью» Ф.К.Куканов был осуждён Военным трибуналом Балтфлота к одному году лишения свободы условно.
В феврале 1933 г., после демобилизации судьба привела Фёдора Кузьмича в Полярную авиацию, где он начал службу пилотом-инструктором, командиром отдельного звена УВС ГУСМП при СНК СССР с базированием в период зимовки на мысе Ир-Каппея (Чукотка, с 1934 г. – Отто Шмидта)..."
И ещё, предлагаю везде на фото, относящихся к перелёту 1929 г., поправить и сделать подписи по М.Н.Моросанову (через "а" - на первом фото - ошибка фотографа), он с усиками (опознать можно легко на всех по снимках, их он носил и в пору командования ПА).