Ледокольный пароход «А. Сибиряков».
Историческая справка
Историческая справка
Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании Bellaventure Steamship Co Ltd. Спущен на воду в 1909 году под названием Bellaventure. Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Использовался для промыслов на тюленей. В 1914 году Bellaventure участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland».
В 1915 году компания A. J. Harvey and Co. продала Bellaventure Министерству торговли и промышленности России для проведения зимних рейсов в Белом море. В 1916 году Bellaventure присваивается российское имя – «А. Сибиряков».
С 1913 по 1915 год работал по подрядам правительства Доминиона Ньюфаундленд при строительстве портовых терминалов.
В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland». 4 апреля 1914 года «Беллавенчур» прибыл в Сент-Джонс, неся на палубе 69 тел.
В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» (англ. A. J. Harvey and Co.) министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море.
В 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «А. Сибиряков». Ледокольный пароход «А. Сибиряков» назван в честь известного купца, золотопромышленника, мецената, общественного деятеля, исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного Морского Пути, Александра Михайловича Сибирякова. Он являлся активным членом Восточно-Сибирского отдела ИРГО (Императорского Русского географического общества), основанного в Иркутске в 1851 г., почётным профессором Томского университета, почётным гражданином г. Иркутска, членом научного и литературного общества г. Гётеборга, членом-корреспондентом общества военных моряков Швеции, почётным членом Шведского общества антропологии и географии, был награждён серебряной медалью Русского Географического общества и орденом Св. Владимира 3-й степени за большой вклад в дело исследования Сибири, французским правительственным знаком отличия «Пальмовая ветвь» за помощь в организации экспедиции Ш. Рабо, Шведским правительством за помощь в организации и проведении экспедиции А.Э. Норденшельда – орденом «Полярной звезды». А.М. Сибиряков финансировал полярные экспедиции А.Э. Норденшельда (1875–1876 гг.) и У. Уиггинса (1876 г.). Частично финансировал экспедицию Норденшельда на корабле «Вега» (1878 г.), совершившего первое сквозное плаванье по Северному Морскому Пути с запада на восток.
Оставил свой след известный исследователь Сибири и Арктики в истории Ямало-Ненецкого автономного округа. Геологам до сих пор известно понятие «Сибиряковский тракт», соединивший Сибирь и Печорский край. А.М. Сибиряков внес финансовый вклад в строительство каменного храма во имя Святых Первопрестольных Апостолов Петра и Павла с каменной колокольней в с. Обдорском (1886-1894 гг.). Этот храм стал лучшим украшением Обдорска и обошёлся в сумму около 100 000 руб., из которых Сибиряковым было пожертвовано, по данным И.С. Шемановского, 30 000 рублей (около трети от всей суммы).
Именем Сибирякова были названы острова в Енисейском заливе, Японском море и два ледокольных судна советского флота, одно гидрографическое судно, а также улицы в г. Архангельске, г. Нижний Новгород, деревне Щекурья Саранпаульской сельской администрации Березовского района ХМАО – Югра. В его честь назван музей истории города Иркутска.
В июле 1932 года ледокольный пароход «А. Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя В.Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать. С помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северную акваторию Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.
Это стало великой вехой в развитии российского мореплавания и освоения Арктики: впервые в истории осуществлено сквозное плавание по Северному морскому пути – из Белого моря в Берингово море за одну навигацию. В том же году «А. Сибиряков» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море, в следующем году спасено ЭПРОНом и отремонтировано в Архангельске. До начала Великой Отечественной войны «А. Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.
В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лед-6»). На корабле устанавливают вооружение: два 76-мм и два 45-мм орудия, два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».
24 августа 1942 года «А. Сибиряков» вышел из порта Диксон в обычный рейс. Ему предстояло доставить оборудование и персонал для новой полярной станции на Северной Земле, на судне находилось 99 человек. 25 августа 1942 года у острова Белуха в Карском море встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск советских и союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд» («страна чудес»). На немецком крейсере с целью введения советских моряков в заблуждение подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (японское «Сисияма»).
На требование спустить флаг и лечь в дрейф «А. Сибиряков» ответил огнём артиллерии. Ответный огонь крейсера: первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик). В 14 часов 05 минут связь с кораблём оборвалась. Второй снаряд противника (снаряд главного калибра рейдера весил более 300 килограммов) накрыл корму, вывел из строя кормовые пушки и все орудийные расчёты – погибло сразу около тридцати человек. Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвался бензин. К дымовой завесе прибавился дым и огонь на пароходе. Четвёртый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котёл вышел из строя).
После очередного попадания тяжело ранило капитана. Командование принял комиссар З.А. Элимелах. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Н. Г. Бочурко открыл кингстоны. Погибло около 80 человек. По данным организаторов проведения поисковой операции «А. Сибиряков» погибло 76 человек.
В неравном бою корабль погиб, но флага перед врагом не спустил.
Оперативное оповещение «А. Сибирякова» о появлении немецкого рейдера в арктических водах помог спасти во льдах пролива Вилькицкого 14 судов внутреннего каравана и подготовить гарнизон о. Диксон к отражению атаки немецкого линкора «Адмирал Шеер».
22 моряка, в том числе и раненого капитана старшего лейтенанта А.А. Качарава, подобрали с рейдера, они попали в плен. Тринадцать из них после окончания войны вернулись на родину. Единственному из команды кочегару Павлу Вавилову чудом удалось спастись и добраться до острова Белуха. Спустя месяц его заметили с борта парохода «Сакко» и 29 сентября с острова самолётом лётчик Черевичный доставил его еле живого на материк.
Капитану «А. Сибирякова» Анатолию Алексеевичу Качарава в 1945 г. вручен орден Красного Знамени. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1961 года часть членов экипажа получили государственные награды за мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознамённого ледокольного парохода «А.Сибиряков» в бою с фашистским рейдером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны. В 1960 году одному из спасшихся членов экипажа, кочегару ледокольного парохода П.И. Вавилову, в том числе и за трудовые заслуги в послевоенное время, присвоено звание Героя Социалистического Труда.
По приказу командующего ВМФ и поныне суда, проходящие в районе гибели ледокола, отдают воинские почести подвигу полярного «Варяга».
В 1945 году название «Сибиряков» дано одному из полученных от Финляндии по репарациям ледоколу – «Иеекарху» (1926 года постройки). Есть судно повышенного ледового класса «А. Сибиряков», которое ходило по одной из трудных трасс круглогодичной навигации между Архангельском и Дудинкой.
Имя судна носит банка (бухта) у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. В память об участниках героического боя названы 10 островов, 2 мыса, 1 озеро, 2 улицы, 1 танкер, 1 сухогруз, возведен маяк-мемориал на о. Белуха. Название «Сибиряковцы» носит пролив в Карском море, проезд в г. Архангельске.
Но тайна места гибели ледокольного парохода «А. Сибиряков» оставалась до 2014 г. нераскрытой. Предпринятые по инициативе ветеранов-североморцев поиски осенью 1982 года покоящегося на дне Карского моря легендарного корабля ничего не дали.
Благодаря «Карской экспедиции-2014» были опровергнуты официальные координаты гибели: 76°12' с.ш., 91°30' в.д.
Основные характеристики (из различных источников):
Водоизмещение 1383 т (при спуске, позже – 1498 т, 1384 т).
Длина 76,5 (76,4) м.
Ширина 10,8 (10,9) м.
Осадка 6 (5,1; 5,4; 8 ) м.
Двигатели Одна паровая машина, 2 котла.
Мощность 2360 (1800) л.с.
Движитель 1 винт (диаметр ок. 2,9 м; 4 лопасти).
Скорость хода 13 узлов (23 км/ч).