17 июня 2014 года в Большом зале Русского географического общества (Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 10) на заседании Полярной комиссии Русского географического общества состоялась демонстрация фильма Анастасии Елизаветинской «История ледовой авиационной разведки». Показ этого документального фильма был приурочен к 100-летию авиационного освоения Арктики (1914-2014 гг.). Фильм А. Елизаветинской раскрывает страницы истории ледовой разведки, как одной из главных частей научно-оперативного обеспечения мореплавания в Арктике. Многие сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института стали участниками фильма и поделились своими воспоминаниями.
Дата выхода: 2014 Страна: Россия. Жанр: Документальный.
О фильме: В начале сентября 2013 года американские спутники засекли: с базы в Североморске вышел отряд из десяти кораблей российского Северного флота во главе с флагманом - тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий". В сопровождении четырех атомных ледоколов он двинулся дальше на восток по Северному морскому пути и бросил якорь у острова Котельный в Новосибирском архипелаге. Через несколько месяцев здесь была воссоздана на новом техническом уровне авиабаза "Темп", заброшенная в безденежном 1993 году.
Российская армия возвращается в Арктику. Ее задача - защита экономических интересов страны на Крайнем Севере, где добывается 95 процентов газа и три четверти нефти. В ближайшие годы российские компании планируют еще активнее разрабатывать месторождения арктического шельфа. О планах России по освоению природных богатств Арктики, о жизни авиабазы "Темп", погранотделения "Нагурское" на Земле Франца-Иосифа, самого северного на территории страны, а также о том, как прошла учебная высадка батальона десантников на "Темп" и тренировки бойцов ВДВ по оказанию помощи терпящим бедствие в условиях Крайнего Севера.
Фильм «Три года до осени». Студия документальных фильмов «Рек.А» Мурманск, 2014. http://www.rec-a.ru
Мы начинали этот проект четыре года назад с истории о норвежских разведывательных группах. Но чем больше собиралось информации, тем больше мы понимали, что почти ничего не знаем о войне на севере. Нет, знаем. Но какую-то другую историю. История эта неточна (ложна), политизирована и заштампована. Это же легко - годами повторять старые факты, вплетая их в набор стандартных патриотических слов.
Но мир меняется. Открываются новые документы, фотографии, хроника. Появилась новая плеяда исследователей. Тех, кто тратит свою жизнь на скучную работу со старыми документами. Тех, кто изучает иностранные языки, чтобы читать первоисточники. Кто не боится рутины и пыли.
Они поднимают ежедневные отчеты боевых частей и соединений. Они изучают старые карты двух сторон и проходят по местам событий. Они занимаются примитивной математикой: складывают длинные столбики потерь, отчеты служб снабжения, цифры из писем и дневников - и получают совершенно новую картину событий семидесятилетней давности.
Когда объем новой информации перевалил критическую массу, мы приняли решение разделить проект на две части.
Первая - «Три года до осени» - посвящена общей истории войны в Заполярье. Чем был север Европы для Германии и СССР в тридцатых годах? Бои в Нарвике и Мурманске. Петсамо (ныне - Печенгский район), его никель и значение для Германии. Соотношение сил - артиллерия, авиация, подводный флот – накануне войны. 22 июня - как война была объявлена в Германии? Почему немцы одержали победу на Титовке и сломались на Западной Лице? Артиллерийская война. Морские конвои и сухопутный фронт. Пилоты Люфтваффе, бомбившие Мурманск в 42-м. Осень 44-го - освобождение Заполярья и Восточного Финнмарка. И осень 45-го: почему советские войска еще год оставались в северной Норвегии?
Вторая часть дилогии - фильм «Бойцы» - в работе: советские разведывательные группы на территории Норвегии, судьбы маленьких людей в большой войне. Надеемся закончить в мае 2015 года.
"Война в Арктике" (2 серии) History channel: War in the Arctic. 2007г, Режиссер: Ральф Даубиц, Йенс Бекер.
Описание: Бескрайние просторы вечного льда. Однако, и здесь бушевала Вторая мировая война. Война за природные ресурсы и стратегические интересы. В 1940 году германские силы буквально за ночь оккупировали Данию и Норвегию. Северная Европа имела исключительно важное значение для нацистcкой Германии: без подкреплений железом и никелевой рудой из Скандинавии Германия не смогла бы продержаться более 12 месяцев. Обращаясь к свидетельствам очевидцев, ранее не публиковавшимся архивным материалам и частной видеохронике, передача исследует практически неизвестную главу истории Второй мировой войны: каким образом и почему война дошла до таких отдаленных уголков планеты.
ЧЕЛОВЕК МИРА С АНДРЕЕМ ПОНКРАТОВЫМ. НОРВЕГИЯ. ШПИЦБЕРГЕН В столице Шпицбергена – городе Лонгйиг – Андрей Понкратов впервые попробовал маринованное китовое мясо (странная еда!), попытался взять в аренду ружье, чтобы отстреливаться от пристающих к путникам белых медведей и посетил собачью ферму, где разводнят хаски. В общем, как всегда получил массу новых впечатлений!
ЧЕЛОВЕК МИРА С АНДРЕЕМ ПОНКРАТОВЫМ. ШПИЦБЕРГЕН. МЕЛОЧИ ЖИЗНИ Второй фильм Андрея Понкратова про далекий и холодный Шпицберген посвящен исследованию жизни местного населения. Мы узнаем, как выглядит настоящий обитатель острова в полной экипировке, сколько стоит гардероб на сезон, почему дома здесь строят исключительно на сваях и по какой причине медведи предпочитают нападать на норвежцев, а не на наших соотечественников!
МАКСИМАЛЬНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ. ШПИЦБЕРГЕН. КРАЙ ОСТРЫХ ГОР Горы, домики и пронизывающий холодный ветер с фьорда… Приезжающих на Шпицберген пугают тем, что белых медведей здесь вроде как в два раза больше чем людей. Острые камни - так назвал эти острова голландский мореплаватель Вильям Баренц. Сами норвежцы зовут их Свальбард – Северная земля.
Арктика - загадочный регион, обладающий огромными природными богатствами и удивительной историей освоения. Его основная транспортная жила - Северный Морской путь, от которого зависит жизнь практически всех городов Заполярья. Суровый арктический климат диктует свои условия выживания, но сила воли в сочетании с современными технологиями помогают морякам Cеверного флота преодолевать любые ледяные преграды.
В День открытия Антарктиды экспедицией русского флота под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 28 января 1820 года (ровно 195 лет назад) мы показываем фильм о том, кто и как сегодня обеспечивает России право быть антарктической державой.
Пять зимовочных станций. Санно-гусеничный поезд. Снежно-ледовые аэродромы. Флагман полярной флотилии "Академик Федоров". Все это – русская Антарктида XXI века. Совершенно отдельный, особый мир, существующий по своим правилам и законам.
Каждый год на ледовый материк отправляются зимовать новые группы полярников. По 12 долгих месяцев они живут как на другой планете – в полной изоляции от Большой земли. За каждой экспедицией стоит своя история, свои герои и судьбы.
Автор сценария: Сергей Ховенко Режиссер: Ольга Стефанова
Год выпуска: 2014 Жанр: Документальный, познавательный, авиация Выпущено: Россия, Первый канал Режиссер: Кристина Козлова Ведущий: Валдис Пельш, Евгений Дятлов О фильме: Новый проект Российского географического общества, расскажет о подвигах разных людей. Основной сюжетной линией будет рассказ о таких героях и их экипажах как Чкалове, Леваневском и Громове. Они первые осуществили трансполярные перелеты, чем заслужили свое признание миром. Их помнят до сих пор, так как это настоящие герои, доказавшие, что союз техники и человека способен на многие невероятные вещи.
Фильм 1-й: 20-ые годы прошлого века. Мировая авиация покоряет все новые высоты и скорости. Западные страны устанавливают рекорд за рекордом. А Советский Союз в этой гонке рекордов значительно отстает. Поэтому руководством страны принимается решение о постройке самолета, способного установить мировой рекорд дальности беспосадочного перелета. Андрей Николаевич Туполев создает АНТ-25. Самолет испытывает Михаил Громов, шеф-пилот ЦАГИ. Вскоре строится второй экземпляр АНТ-25, испытателем которого становится Андрей Юмашев. В 1934 году Михаил Громов, после нескольких неудачных попыток устанавливает на АНТ-25 рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту. Но никто в мире не признает этого - Советский Союз тогда еще не был членом Международной авиационной федерации. В том же 34-м году в арктических льдах тонет ледокол Челюскин. Силами Советской авиации проводится небывалых масштабов спасательная операция. Летчики, спасшие более ста человек, становятся первыми Героями Советского Союза. Среди них - известный летчик Сигизмунд Леваневский. Хотя на самом деле ему так и не удалось спасти из ледяного плена ни одного человека. Но Сталин лично внес фамилию Леваневского в список первых Героев. Чтобы оправдать свое звание, Леваневский предлагает самый смелый из возможных маршрут для установления рекорда дальности: перелет в США через Северный полюс Земли. Сталин отдает Сигизмунду Леваневскому самолет Михаила Громова. Начинается подготовка к рекордному перелету. Леваневский ищет себе второго пилота. Из-за сложного характера Сигизмунда Александровича, все, к кому он обращается, отказываются лететь. "Сверху" вторым пилотом назначается Георгий Филиппович Байдуков.
Фильм 2-й: Продолжается подготовка первого беспосадочного перелета из Москвы в США через Северный полюс. 3 августа 1935 года самолет АНТ-25 вылетает с аэродрома "Щелковский". В первые часы полета обнаруживается утечка масла. Леваневский принимает решение прекратить полет. Байдуков не согласен с решением командира, но выхода у него нет. Леваневский наводит заряженный "Маузер" на своего второго пилота, и Байдуков сажает самолет на первом подходящем аэродроме. Уже после посадки происходит возгорание самолета, но оказавшиеся рядом красноармейцы чудом его спасают. На последовавшем за неудачной попыткой перелета совещании у Сталина Леваневский заявляет, что АНТ-25 не годится для совершения подобного перелета. Более того, он называет создателя самолета, Андрея Туполева, "вредителем". За конструктора вступается Георгий Байдуков, он искренне верит в АНТ-25 и готов продолжать подготовку к перелету через Северный полюс. Леваневский отправляется в США в поисках подходящего самолета. А Байдуков отправляется к Валерию Чкалову, чтобы предложить ему войти в экипаж АНТ-25 в качестве командира. Чкалов соглашается не сразу, но в итоге именно он возглавит экипаж, который первым совершит перелет из Москвы в США через Северный полюс...
Фильм 3-й: Экипаж АНТ-25, Чкалов, Байдуков, Беляков, совершив аварийную посадку на острове Удд, дожидаются вердикта из Кремля о своем перелете. Они не знают, как руководство страны отнесется к тому, что они не долетели до Хабаровска. Но Кремль называет этот перелет великим, а Чкалов, Байдуков и Беляков становятся героями всего Советского народа. Через несколько дней после посадки экипажа Чкалова к острову подошел корабль "Дзержинский". Один из его матросов когда-то работал на заводе, где создавался самолет АНТ-25. Матрос смог починить шасси. А экипаж наконец-то мог вернуться в Москву. Благодаря подвигу Чкаловского экипажа, руководство страны освободило из заключения отца Георгия Байдукова. Они встретятся во время одной из посадок экипажа по пути в Москву, в Омске. После перелета на остров Удд стало понятно, что АНТ-25 способен перемахнуть через Северный полюс. 4 ноября 1936 года на XV международном авиасалоне в Париже была представлена гордость Советской авиации - АНТ-25. Помимо Чкаловского экипажа в Париже был и Михаил Громов. Во время этой поездки Громов озвучил свое желание совершить перелет через полюс и предложил Чкалову лететь двумя экипажами на двух АНТ-25...
Фильм 4-й: Экипаж Громова, пробиваясь сквозь циклоны, продолжает перелет в США. Рекорд дальности полета по прямой был им побит над Сан-Франциско. Сэкономленного бензина им бы хватило вплоть до побережья Южной Америки, но из Москвы поступил приказ - садиться на территории США. 14 июля 1937 года АНТ-25 Громова приземлился на поле, вблизи городка Сан-Джасинто. Перелет длился 62 часа 17 минут. Фактически они пролетели 11500 км, расстояние по прямой составило 10148 километров. В тот же день Чкаловский экипаж покинул Нью-Йорк на скоростном лайнере "Нормандия". Во время этого путешествия Валерий Павлович знакомится с мировой звездой Марлен Дитрих. Их часто видят вместе на борту Нормандии. Путешествие Громовского экипажа в Америке началось с ее Западного побережья. В Лос-Анджелесе хозяйкой приема в честь Советских летчиков была самая юная обладательница Оскара - Ширли Темпл. Кинокомпании Голливуда предлагали второму пилоту экипажа АНТ-25-1 Андрею Юмашеву миллион долларов за съемки в американском кино. Пресса называла его русским Робертом Тейлором. В Вашингтоне у экипажа Громова так же состоялась встреча с президентом Рузвельтом. На этой встрече прозвучала знаменитая фраза: "Дипломаты за много лет работы не смогли бы сделать того, что сделали вы для сближения двух народов". А в Москве в это время во всю идет подготовка к последнему из триумфальных трансполярных перелетов - Леваневский готовится лететь на ДБ-А с бортовым номером Н-209 в первый коммерческий рейс через Северный полюс...
Сценарий: Константин Zakashanskiy, Ольга Стефанова Режиссер: Ольга Стефанова Оператор: Haralds Vecvagars Музыка: Андрей Зеленский координатор производства: Инна Orkina Производитель: Игорь Гелейн
В День открытия Антарктиды экспедицией русского флота под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 28 января 1820 года (ровно 195 лет назад) мы показываем фильм о том, кто и как сегодня обеспечивает России право быть антарктической державой.
Пять зимовочных станций. Санно-гусеничный поезд. Снежно-ледовые аэродромы. Флагман полярной флотилии "Академик Федоров". Все это – русская Антарктида XXI века. Совершенно отдельный, особый мир, существующий по своим правилам и законам.
Каждый год на ледовый материк отправляются зимовать новые группы полярников. По 12 долгих месяцев они живут как на другой планете – в полной изоляции от Большой земли. За каждой экспедицией стоит своя история, свои герои и судьбы.
Автор сценария: Сергей Ховенко Режиссер: Ольга Стефанова
В начале сентября 2013 года американские спутники засекли: с базы в Североморске вышел отряд из десяти кораблей российского Северного флота во главе с флагманом - тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий". В сопровождении четырех атомных ледоколов он двинулся дальше на восток по Северному морскому пути и бросил якорь у острова Котельный в Новосибирском архипелаге. Через несколько месяцев здесь была воссоздана на новом техническом уровне авиабаза "Темп", заброшенная в безденежном 1993 году.
Российская армия возвращается в Арктику. Ее задача - защита экономических интересов страны на Крайнем Севере, где добывается 95 процентов газа и три четверти нефти. В ближайшие годы российские компании планируют еще активнее разрабатывать месторождения арктического шельфа. О планах России по освоению природных богатств Арктики, о жизни авиабазы "Темп", погранотделения "Нагурское" на Земле Франца-Иосифа, самого северного на территории страны, а также о том, как прошла учебная высадка батальона десантников на "Темп" и тренировки бойцов ВДВ по оказанию помощи терпящим бедствие в условиях Крайнего Севера.
Автор и ведущий: Александр Сладков Автор сценария: Андрей Шипилов Режиссер: Андрей Кияница
Фильм "Континент мира" (1962 год) Студия ЦСДФ (РЦСДФ)
Режиссер: Трояновский М., Операторы: Трояновский М., Дикторы: Хмара Л. Аннотация: Об исследованиях учёных мира в Антарктиде.
Временное описание: Антарктида. Вид строящегося поселка "Мирный". Дома зимовщиков. Панорама станций "Эндерби", "Восток". Движется санно-тракторный поезд. Советские и иностранные ученые в лаборатории проводят исследования, снимают показания приборов. Вид американской базы "Мак-Мэрдо" на берегу моря Росса. Зимовщики ведут строительство атомной станции. Вид японской станции. Встреча советский и японских ученых. Панорама австралийской станции "Моусон". Колонии пингвинов. Поселок "Мирный" встречает новую смену полярников.
Часть (к/п) №1 Ураган в Антарктиде; полярники с трудом проходят к приборам, укрепляют самолет, откатывают занесенный снегом трактор. Пингвины во время урагана – ср., пнр. Закрепленные самолеты на полярном аэродроме – ср. Полярники входят в занесенный снегом дом. Пейзажи Антарктиды в тихую, солнечную погоду (лето в Антарктиде). Ледяные массивы в районе поселка Мирный – общ., ср. Мультработа: портреты мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, открывших материк Антарктика. Полярники строят домики для жилья и работы в поселке Мирный – общ., ср., кр. Научная станция на земле Эндерби; теплоход у берега – общ. пнр. Перегрузка вещей полярников с теплохода на самолет – пнр. Полярная станция Эндерби. Полярники отправляются на самолете в полет. Группа зимовщиков обедает, расположившись на проталине в солнечный день. Следы санно-тракторного поезда на бескрайнем снежном покрове – общ. Санно-тракторный поезд в пути – общ., кр. Тракторная гусеница проваливается в ледяную щель. Трактор, провалившийся в ледяную щель, накрытую толстым слоем снега. Полярники на санно-тракторном поезде пробираются сквозь пургу, идя к станции «Восток». Полярная станция «Восток» - общ. Тракторы-вездеходы на станции. Метеоролог Ананьев направляется к метеобудке, проверить температуру в сильный мороз. Приборы и градусники в будке – кр. пнр зимовщики, прожившие 1 год на станции «Восток» - кр., ср. Поселок «Мирный» - общ., кр. Полярники с помощью приборов ведут наблюдения за явлениями природы в Антарктиде. Радиолокатор в Мирном – ср., пнр. Мультработа: земной шар в окружении магнитной брони. Ученые в лаборатории за работой. Специальная установка для радиосигналов, электронные аппараты. Немецкие ученые: метеоролог Стефан Клемм, химик и метеоролог Отто Шульце, геофизик Петер Тледе - работают на советской станции Мирный вместе с нашими учеными. Чешский ученый геофизик Антонии Леркас, американец Тильмор Стюарт работают на станции Мирный Полярники в кают-компании играют в домино. Над Мирным развеваются флаги государств, сотрудничающих с СССР в изучении Антарктиды. Мультработа: карта Антарктиды с обозначением мест расположения научных станций – кр. Подножье вулкана Эребус – ср. Американская научная база Мак-Мердо, расположенная у подножья вулкана Эребус, на берегу моря острова Росса – общ. пнр (с самолета). Вертолеты, тракторы, жилые и научные помещения на американской базе. Запуск радиозонда. Советский синоптик доктор наук Павел Остапенко работает на Мак-Мердо. Американцы строят атомную электростанцию на Мак-Мердо. Ледовые барьеры в Антарктиде. Домик, построенный Робертом Скоттом в районе Мак-Мердо 50 лет назад, склады продовольствия Скотта. Крест на месте гибели Роберта Скотта в Антарктиде – общ., ср., кр. Новозеландский флаг развевается в Антарктиде. Новозеландская научная станция имени Роберта Скотта на острове Росса – общ. Хозяйственное оборудование станции. Собаки на станции.
Часть (к/п) №2 Японская станция Сиова в Антарктиде – общ. Флаги стран, ученые которых работают вместе с японцами. Японские ученые приветствуют прибывших к ним советского летчика Николая Степанова и ученых из Мирного. Хозяйственное и научное оборудование японской станции. Советские и японские полярники беседуют в кают-компании. Японцы фотографируют советских гостей. Японец разбирает почтовые марки, которые он собирает для коллекции. Японская марка на конверте – кр. Австралийская станция Моусон в Антарктиде – общ. Австралийские полярники тепло встречают советских гостей. Развиваются австралийский и советский флаги в Антарктиде – ср. Полярники переносят тяжело больного механика Алена Ньюмена на советский самолет для отправки его на Мак-Мердо, затем в Австралию. Советские самолеты на аэродроме Австралийской станции Моусон – общ. Заправка «ИЛ-18» горючим – кр. Радиоцентр в Мирном; радисты ведут связь с кораблями, идущими в Антарктиду. Живые цветы на окне в домике зимовщиков в Мирном – общ. Полярник делает фигурки пингвинов. Фигурки пингвинов - ср. Колония пингвинов в Антарктиде – ср. Советские полярники среди пингвинов. Пингвин купается, кормит своего птенца. Пингвины с детенышами – общ., ср., кр. Детеныш пингвина – кр. Полярники снимают на пленку пингвинов. Зимовщики делают памятные надписи для своих преемников. Фотография пингвинов с автографами полярников. Над Мирным вспыхивают сигнальные ракеты для прибывших кораблей – общ. Зимовщики в ожидании кораблей – общ. Корабли подходят к берегу Антарктиды – общ. Берег Оби – общ., ср., кр. Экипаж судна на своих рабочих местах. Новая смена зимовщиков направляется с судна к Мирному. Встреча двух смен зимовщиков. Отработавшие свой срок зимовщики собираются в дорогу. Поселок Мирный – общ. Зимовщик прощается с собакой. Самолет летит над Мирным. Летчик Рогов за штурвалом – кр. Экипаж самолета. Восход солнца над льдами Антарктиды. Ледяные нагромождения, освещенные лучами солнца – общ. (с самолета).