Обзор плаваний в водах Арктики в 1934 г.(Бюллетень Арктического Института, №1-2, 1935 г. Л., изд-во Главсевморпути. с. 1-4)1934 год был весьма богат событиями в Советском секторе Арктики. Начался он с полярного дрейфа „Челюскина”, который к этому времени уже потерял надежду выйти из льдов благополучно.
Партия и правительство бросили на спасение челюскинцев лучших сынов страны, и блестяще доказали, что может сделать, даже в самых тяжелых условиях, большевистская организованность и настойчивость.
К берегам Чукотского моря со всех сторон поспешили советские самолеты, советские пароходы двинулись на север из Владивостока. На случай, если бы этих мер было недостаточно, из Ленинграда вышел 23 марта л к „Красин", направившийся в Чукотское море через Атлантический и Тихий океаны. И результаты этих энергичных мер вскоре сказались. Уже 5 марта летчик Ляпидевский вывез из ледяного лагеря Шмидта всех женщин и детей, а еще через месяц герои Советского Союза: Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев, Доронин полностью эвакуировали население лагеря.
Гибель „Челюскина" не остановила работы по дальнейшему исследованию и освоению Советской Арктики. Напротив, сплоченность, дисциплинированность и организованность челюскинского коллектива и отвага и самоотверженность полярных летчиков заразили советских моряков и ученых энтузиазмом, вдохнули в них новую энергию. В этом отношении 1934 г. дал прекрасные показатели во всех областях советской работы в Арктике.
В навигацию минувшего года в Арктике плавало 85 морских судов, выполнивших успешно и полностью экспедиционный план морских перевозок по заданиям правительства. Эти суда работали в системе Главного Управления Северного Морского пути, и деятельность их охватила буквально все участки от меридиана Мурманска до вод Тихого океана. Из указанного выше количества 34 корабля принадлежали самому Главсевморпути, остальные же были им зафрахтованы. К работе в Арктике были привлечены в минувшем году самые мощные ледоколы: „Красин", „Ермак", „Литке".
Главнейшие морские полярные экспедиции 1934 г. имели такие задания: ледорез „Литке" должен был пройти в одну навигацию весь северный путь с востока на запад и вывести суда 1-й Ленской экспедиции, зимовавшие у о-вов Самуила. Ледокол „Ермак" — провести суда 2-й Ленской экспедиции и попутно оказать содействие судам Карской экспедиции. „Красин", по окончании своего ответственного задания по оказанию помощи челюскинцам, должен был сменить зимовщиков на о-ве Врангеля и забросить туда продовольствие и разные грузы. Все три ледокола выполнили свои задания целиком.
Ледорез „Литке", вышедший 28 июня из Владивостока, прибыл в Мурманск 20 сентября, оказав по пути содействие трем пароходам 1-й Ленской экспедиции и проведя речной буксир „Партизан Щетинкин" через пролив Вилькицкого. В Карском море „Литке" в течение двух недель помогал судам Карской экспедиции. Без этих дополнительных заданий, ледорез мог бы прибыть в Мурманск почти на месяц раньше.
Ледокол „Ермак", отпраздновавший в декабре минувшего года 35-летие своей деятельности, совершил четырехмесячное плавание в полярных водах, пройдя за это время около 12 000 миль. Им была оказана помощь как судам 1-й и 2-й Ленских экспедиций, так и судам Карской экспедиции, а также целому ряду других судов, находившихся в это время в водах Карского моря.
Ледокол „Красин" после своего двухмесячного плавания через Атлантический и Тихий океаны на помощь челюскинцам прошел в конце лета к о-ву Врангеля и там в десятидневный срок закончил разгрузку привезенных материалов и продовольствия. Оставаясь затем в Чукотском море для обеспечения операций Колымской экспедиции, „Красин" провел большую научную работу по гидрологии и гидрографии этого участка Северного морского пути, главным образом, в проливе Лонга, а также к западу и востоку от о-ва Врангеля. 21 октября „Красин" благополучно прибыл во Владивосток.
Ледокольные пароходы „Малыгин", „Русанов", „Садко", „Сибиряков" и „Седов" провели весьма значительную научную работу, вместе с тем они сменили зимовщиков на разных полярных станциях и завезли туда продовольствие и всевозможные грузы. Из этих пароходов „Малыгин" обслуживал также суда Карской экспедиции и построил станцию на мысе Стерлегова у берегов Таймыра. „Русанов" доставил зимовщиков на о-в Встречный и в бухту Нордвик (в Хатангском заливе) и снял промышленников, зимовавших в бухте Марии Прончищевой у восточных берегов Таймырского п-ва. Вернувшись на о-в Диксона, „Русанов" был оставлен в Карском море для проводки судов Карской экспедиции. Но на этом работа его не закончилась: по возвращении в Архангельск, „Русанов" был снова — уже глубокой осенью — отправлен в Мурманск, а затем на Шпицберген (4 ноября).
Л/п „Садко", отправившийся в свой первый рейс на советской службе (как известно, он был поднят в 1933 г. Эпроном), должен был сменить зимовщиков на о-вах Сергея Каменева у берегов Северной Земли, но тяжелые льды не позволили пароходу подойти к месту своего назначения. „Садко" попал в ледовый дрейф, с которым и боролся с 11 августа по 3 сентября. На помощь „Садко" был послан „Ермак“, который встретил „Садко", уже выходившим на чистую воду. Далее „Садко" прошел к о-ву Уединения, где построил полярную станцию.
Краснознаменный „Сибиряков" сменил зимовщиков на мысе Челюскина и снабдил продовольствием станцию на о-вах Самуила, куда были заброшены зимовщики. „Седов" с 19 июля по 2 октября выполнил ряд важных научно-исследовательских работ в северной части Карского моря и произвел несколько гидрологических разрезов в неисследованных или мало исследованных областях этого моря у о-ва Визе, о-ва Уединения, о-ва Скотт-Хансена и у северной оконечности Новой Земли.
Гидрографическое судно „Таймыр" сменило зимовщиков на Земле Франца-Иосифа и на нескольких полярных станциях на берегах Новой Земли.
На всех вышеперечисленных судах все время велись научные работы по самой широкой программе — главным образом, по гидрографии и гидрологии морей и по гидробиологии. Этой работой было прежде всего охвачено Карское море, а затем море Лаптевых и Чукотское море.
Навигация минувшего года началась в арктическом секторе 14 июля с выходом из Мурманска „Ермака" и закончилась 25 октября с приходом в Архангельск „Русанова". В коммерческой навигации принимали участие 25 иностранных пароходов и 16 грузовых судов, зафрахтованных у Наркомвода. Грузооборот 1934 г. составляет по экспорту сибирского леса около 110 000 тонн и около 55 000 тонн разного генерального груза. Карскими судами были завезены на о-в Диксона и в Игарку 10 000 тонн генеральных грузов и угля, а судами Ленских экспедиций заброшено в Якутию около 7500 тонн разных грузов.
Число полярных станций в Советском секторе Арктики уже перевалило за сорок (41 станция на 31 декабря м. г.), но из них 3 законсервированы: о-в Котельный, о-в Дунай и о-ва Сергея Каменева. Личный состав полярных станций насчитывает свыше 500 человек. Уже целая армия советских полярных исследователей работает на далеких окраинах Союза.
Если мы вспомним, что советское полярное исследование началось всего 15 лет тому назад, что до похода „Красина" и „Малыгина" на помощь итальянцам — участникам экспедиции Нобиле советские ледоколы ходили только в Карское море, а советские ученые вели исследовательную работу преимущественно у берегов Мурмана и Новой Земли, то успехи, достигнутые советским арктическим исследованием за последние годы, и особенно в 1934 г., нужно считать весьма значительными.
Отметим важнейшие даты:
1928 г. — спасательные экспедиции, организованные СССР.
1929 — 1930 гг. — первые правительственные полярные экспедиции Организация первых полярных станций на Земле Франца-Иосифа и Северной Земле.
1931 г. — полет цеппелина „ЛЦ-127" при руководящем участии советских ученых.
1932 г. — славный поход „Сибирякова" — первое в истории человечества сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию.
1933 г. — исторический поход „Челюскина, организация ряда новых полярных станций, систематическое посещение нашими судами отдаленнейших северных берегов.
1934 г. — великолепная эпопея спасения челюскинцев и огромный размах научно-исследовательской работы.
Такая разносторонняя работа не под силу капиталистическим странам. Только одна страна Советов может производить ее такими темпами и в таких масштабах! И мы не сомневаемся, что в ближайшие пять лет будет закончена первая часть нашей работы: основательно изучены области, через которые проходит Северный морской путь, и положено начало их полному освоению.