1934: Рейсы ледокола "Красин"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

Навигация 1934 года

Сообщение SVF » 16 Ноябрь 2014 21:16

Экспедиция на ледоколе "Красин" в северовосточный район советской Арктики в 1934 году (Бюллетень Арктического Института, №1-2, 1935 г. Л., изд-во Главсевморпути. с. 6-11)
 img016.jpg
 img012.jpg
 img017.jpg
 img018.jpg
 img025.jpg
 img043.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 11:24

Бюллетень Арктического Института, №1-2, 1935 г. Л., изд-во Главсевморпути. с. 6-11

 ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ КРАСИН в 1934 - 0001.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ „КРАСИН" В СЕВЕРОВОСТОЧНЫЙ РАЙОН СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ В 1934 ГОДУ

В конце марта 1934 г. ледокол „Красин" был отправлен из Ленинграда к Берингову проливу для принятия участия в спасении челюскинцев. Путь ледокола лежал через Панамский канал. Пройдя через Атлантический океан и идя далее Тихим океаном вдоль западных берегов Америки, „Красин" 13 мая вошел через пролив Унимак в Берингово море, а 14 мая близ о-ва Матвея на широте 60° 00' N и долготе 172° 40' W встретил первые льды. Проведя затертый ими пароход „Сталинград", ледокол 18 мая прибыл в бухту Провидения.
Море к северу от параллели 62° 50' на пути к этой бухте оказалось, чистым от льда, если не считать небольших его скоплений, встреченных неподалеку от югозападной оконечности о-ва Лаврентия. Это обстоятельство позволило „Красину" взять в этом районе, в дополнение к двум ранее взятым глубоководным гидрологическим станциям (в южной части Берингова моря), еще несколько станций и произвести гидробиологические сборы. Подобных наблюдений в этом районе ранее не производилось.
20 мая „Красин" покинул бухту Провидения вместе с пароходом „Сталинград" и вышел в Уэлен. В этом районе в море наблюдались лишь редкие льдины. Вдоль берега держался неширокий припай.
Стоянка в Уэлене, куда суда прибыли рано утром 21 мая, была непродолжительна. По выгрузке здесь продовольствия для населения „Красин" и „Сталинград" вышли в тот же день обратно. Обогнув о-ва Диомида с востока и спустившись к югу вдоль обширных ледяных скоплений, находившихся под американским берегом пролива, „Красин,"

 ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ КРАСИН в 1934 - 0002.jpg
— 7 —
достигнув параллели г. Нома на Аляске, отделился от „Сталинграда" и взял курс на Ном. Пройдя около 30 миль местами в сплоченных и тяжелых льдах, ледокол 22 мая прибыл в Ном.
Приняв там на борт летчика Слепнева с его самолетом, „Красин" вышел в Петропавловск на Камчатке. Даты прихода „Красина" в Уэлен и в Ном являются самыми ранними по времени из всех посещений этих пунктов морскими судами.
Оказав снова помощь п/х „Сталинград", встретившему тяжелые льды в районе мыса Наварина, ледокол 29 мая прибыл в Петропавловск.
Здесь „Красин" получил новое задание. Ему предстояло: во-первых, совершить поход на о-в Врангеля для снятия прежних зимовщиков и доставки туда новых работников, а также различных грузов. Во-вторых, ледокол должен был заняться после посещения о-ва Врангеля гидрографическими работами в Чукотском море и, в-третьих, оказать помощь в случае нужды судам Колымской экспедиции, в том числе и пароходам с грузами для Чукотского побережья.
„Красин" вышел в море из Петропавловска лишь 1 августа. С 7 по 17 августа корабль простоял в бухте Провидения. Здесь были пополнены запасы угля, приняты с парохода „Совет" грузы для о-ва Врангеля и погружены в разобранном виде дома.
Ледоколу, не имеющему специальных грузовых трюмов, пришлось взять около 1100 тонн разного груза. Часть его была погружена в бункерные ямы вместо угля. Хотя все внутренние помещения ледокола были использованы, однако, верхняя палуба была тоже загружена — до уровня мостика. В бухте Провидения был опробован и также принят на борт разведочный гидросамолет.
Взяв с п/х „Совет" новых зимовщиков во главе с начальником острова, т. Семенчуком, партию строительных рабочих и переселенцев на остров — эскимосов, „Красин" 17 августа утром вышел в плавание.
Погода благоприятствовала походу, что позволило на пути к о-ву Геральд сделать несколько глубоководных гидрологических станций.
При приближении к этому острову, в 40 милях от него, утром 20 августа был выслан на разведку самолет для освещения состояния льдов в районе о-ва Геральд и далее к о-ву Врангеля. Разведка выявила благоприятное состояние льдов в районе о-ва Геральд и на значительном пространстве между ним и восточным побережьем о-ва Врангеля.
К югу от о-ва Геральда держались разреженные льды, милях в 10-ти от острова, окаймленные чистой водой. Восточный берег его был окружен льдами, кромка которых уходила к востоку. К северу от линии о-в Геральд — мыс Уерринг (на о-ве Врангеля) держались сплоченные льды, а само восточное побережье о-ва Врангеля было блокировано довольно сплоченными льдами, пояс которых достигал до 20 миль в ширину.

 ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ КРАСИН в 1934 - 0003.jpg
— 8 —
Приняв на борт самолет, „Красин", оставив более сплоченные льды к северу, вошел в 22 милях от о-ва Врангеля в сплоченные до 8 баллов льды и довольно успешно в них продвигался.
Льды у восточного побережья острова держались на всем протяжении вплоть до самого берега от мыса Пиллара до мыса Гаваи, к западу же от мыса Гаваи местами наблюдался под берегом водяной заберег, шириной до одной мили. Но глубокая осадка ледокола вынуждала его почти все время итти льдами.
Поздно вечером 20 августа „Красин“ встал на якорь у бухты Роджерса, где расположено селение, а также находятся радиостанция и научно-исследовательская база. В этом районе полоса чистой воды под берегом была несколько шире, чем с восточной стороны.
Непосредственно за этой полосой, мористее ее, до самого горизонта держался сплоченный до 9 баллов лед, мелко-крупно-битый, с отдельными обломками полей. В самой береговой полынье находились только отдельные льдины разных размеров, частично стоявшие на мели, частично передвигавшиеся.
С 21 по 30 августа ледокол простоял у бухты Роджерса. Команда ледокола, под личным руководством начальника экспедиции, энергичными темпами сгружала на берег весь доставленный сюда груз, участвуя на ряду со строительными рабочими в постройке новых зданий и в прочих работах.
Стоянка ледокола в первые дни проходила совершенно спокойно: корабль стоял словно в гавани, опоясанной ледяным молом. В дальнейшем ширина ледяного пояса, которую можно было определить ориентировочно миль в 20—25 (на юго-юго-восток все время держалась интенсивная синева, указывавшая на присутствие там чистой воды), начала постепенно уменьшаться. Уже 26—27 августа с береговых холмов была видна по горизонту темная полоса чистой воды, а 29 августа полоса воды была видна и из корабельной бочки. Таким образом, ширина ледяного пояса к концу стоянки „Красина" достигала не более 7—8 миль. Пребывание „Красина" здесь к этому времени стало менее спокойным: изменения в состоянии льдов мористее сказались на соответствующих передвижениях льда в прибрежной зоне.
29 августа вблизи о-ва Врангеля был усмотрен американский п/х „Виктория", обходивший остров вдоль кромки льда.
Закончив в основном разгрузочные операции и приняв на борт прежних зимовщиков: т. т. Минеева, Власову, радиста Иванова и моториста Демидова, из которых первые двое провели на острове непрерывно 5 лет, „Красин" высадил на берег новых зимовщиков и утром 31 августа приступил к гидрологическим работам. Их целью было исследование в навигационном отношении белого пятна к югу от о-ва Врангеля и пролива Лонга.
В 30 милях на SE от мыса Блоссом была произведена авиоразведка для исследования части пространства к западу от о-ва Врангеля.

 ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ КРАСИН в 1934 - 0004.jpg
— 9 —
Из-за надвинувшегося с запада тумана самолет смог разведать только пространство моря миль на 40 к западу от о-ва Врангеля.
Гидрологический разрез от мыса Блоссом к мысу Биллингса выполнить целиком не удалось, так как „Красин" был незаметно для себя снесен течением к юго-западу. Работа все же в основном была выполнена, правда, в районе несколько восточнее намеченного. В проливе Лонга западная кромка довольно разреженных льдов к югу и юго-западу от о-ва Врангеля держалась в расстоянии около 60 миль от материкового побережья в районе мысов Якан и Биллингс. Достигнув этого района, „Красин" взял курс в восточную часть Восточно-Сибирского моря, с целью проследить проникновение в него теплого течения из Чукотского моря.
Вопреки ожиданиям, лед на этом пути был встречен лишь на широте 70° 37' N и долготе 175° 30' Е, сперва мелко-битый с отдельными более крупными льдинами, на которых были большие моржовые залежки. Лед этот, по мере продвижения ледокола к северу, стал сгущаться и переходить уже в формы более мощного арктического льда.
В широте 71°51' N лед дальше на север доходил до 8 баллов, местами до 9 баллов, и частично переходил в многолетние обломки тяжелых полей, разбросанных среди преобладавшего здесь крупнобитого льда.
Для характеристики мощности встреченного в этой области льда, заметим, что сравнительно небольшая льдина, с которой ледокол брал пресную воду, имела осадку подводной своей части в 17 м. С нее было взято 400 тонн воды.
Определив астрономически свое место, „Красин" 3 сентября спустился к югу и лег на запад, следуя по параллели 71°35' вдоль кромки льдов, державшихся к северу.
На меридиане 173°20' корабль вновь вошел во льды, кромка которых лежала в направлении, близком к N — S. Этими льдами (4—5 баллов) ледокол шел до меридиана 171°10', затем повернул на север. Миль через 20 ледокол неожиданно вышел на чистую воду с редкими льдинами и шел так до параллели 72°35'. Здесь вновь начались более сплоченные льды; идя ими, ледокол достиг широты 72°41'.
Отсюда „Красин" повернул на юг, пройдя с гидрологическим разрезом до мыса Шелагского в направлении, близком к меридиану. От мыса Шелагского был сделан небольшой разрез на меридиане губы Нольде.
9 сентября „Красин" подошел к о-ву Геральд с южной его стороны, которая была опоясана разреженным льдом, не помешавшим, однако, якорной здесь стоянке. На остров была послана партия для производства некоторых работ. Была произведена маршрутная съемка юговосточной части острова и геологическая его разведка. Пасмурная погода не позволила определить астрономический пункт. Стоящий на юговосточном

 ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ КРАСИН в 1934 - 0005.jpg
— 10 —
мысу о-ва Геральд знак с флагом, поставленный в 1926 г. пароходом „Ставрополь", был обновлен.
Наступившие холода, молодой лед, а главное ограниченный запас угля создавали положение, при котором в случае дальнейшего пребывания ледокола в этом районе, пришлось бы совершенно отказаться от работ в более южных областях. Поэтому решено было склониться к югу для проведения там дальнейших исследований.
11 сентября экспедиционный самолет предпринял смелую разведку для выявления состояния льдов к северу от о-ва Геральд и о-ва Врангеля. Достигнув, к северу от первого, широты 72° с минутами, самолет взял курс на запад до меридиана 180°, затем повернул обратно. Спуститься в районе о-ва Геральд не удалось из-за низкой облачности. Это заставило самолет, несмотря на большие трудности и риск, лететь к о-ву Врангеля, где и был совершен благополучный спуск в бухте Роджерса.
„Красин" был вынужден поэтому от о-ва Геральд пройти за самолетом к бухте Роджерса. Штормовая погода и почти полное отсутствие льда к югу от о-ва Врангеля, что способствовало большому прибою у побережья, помешали „Красину" как выйти в море для производства гидрографических работ, так и принять на борт самолет.
17 сентября ледокол окончательно покинул бухту Роджерса и пошел с гидрографическими работами по направлению к мысу Шмидта. От мыса Шмидта ледокол спустился вдоль побережья почти до лагуны р. Амгуемы, откуда взял курс на северо-восток, перпендикулярно линии берега. На меридиане банки Геральд, в широте 71° 34', курс был изменен по направлению к северозападному берегу Аляски. Непрерывные остовые ветра, которые держались в это время в Чукотском море и достигали большой силы, вызвали крупную зыбь от оста. что усложнило проведение гидрографических работ. Некоторые станции приходилось делать при довольно стремительной качке, градусов до 25 на борт, что, конечно, несколько понижало точность работы.
Подойдя к американскому берегу между мысами Ледяным и Лисбэрн, „Красин" подошел оттуда поперек моря к мысу Онман, производя здесь гидрологический разрез. От Онмана курс лежал к Уэлену, которого „Красин" достиг 26 сентября.
Намечавшаяся в Беринговом проливе суточная станция не была произведена в силу различных причин, но удалось выполнить три обычных гидрологических станции поперек Берингова пролива.
27 сентября на рассвете „Красин" вышел от мыса принца Уэльского к бухте Провидения с последним разрезом в северной части Берингова моря. Этим и был закончен полярный поход ледокола. „Красин" покинул бухту Провидения и 21 октября прибыл во Владивосток.
Во время работ ледокола в водах Чукотского и Восточно-Сибирского морей им было пройдено 2600 миль, взято около 400 глубин,

 ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ КРАСИН в 1934 - 0006.jpg
— 11 —
сделано 115 глубоководных гидрологических станций, на которых изучались течения, соленость и температура моря, а также определялись поверхностные течения при помощи поплавков Митчеля. На некоторых станциях производились гидробиологические сборы планктона и бентоса. Кроме того собрано 90 с небольшим проб грунта с помощью трубок Экмана. Одновременно фиксировались расположение и характер встречавшихся льдов, производились определения толщины льда и анализ его на содержание газа.
Начальником экспедиции был П. И. Смирнов, заместителем его и помощником по научно-исследовательской части — Н. И. Евгенов. Капитаном „Красина" был П. А. Пономарев. Обязанности гидролога вовремя полярного плавания нес судовой врач „Красина" А. С. Чечулин. Живое участие в гидрологических работах принимал метеоролог-синоптик экспедиции Вл. А. Березкин, несмотря на то, что на нем лежало и синоптическое обслуживание корабля. Взятие образцов грунта производилось И. Д. Бакитько.

Н. И. ЕВГЕНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 11:53

Евгенова Н. Н. Студеные вахты (воспоминания об исследователе Арктики).
– СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ин-та истории РАН «Нестор-история», 2006. – С. 131–145 : портр., ил.

Глава VIII. Ледокол «Красин» в «Челюскинской эпопее»
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 14:03

Публикации в прессе 1934 года.

ВСП 1934 № 065 (20 марта)

 ВСП 1934 № 065 (20 марта) Ледоколы готовятся к походу.jpg
ЛЕДОКОЛЫ "КРАСИН" И "ЛИТКЕ" ГОТОВЯТСЯ К ПОХОДУ

■ "Правда" сообщает, что 19 марта из Владивостокского порта, выходит на дополнительный ремонт в Осака (Япония) ледорез «Литке». Ремонт должен закончиться в двадцатых числах апреля. После ремонта «Литке» пойдет к лагерю Шмидта.

■ Собкор "Правды" сообщает, что в Ленинград прибыл начальник экспедиции на ледоколе "Красин" тов. Смирнов. 17 марта "Красин" станет на погрузку и в ближайшие дни выйдет на помощь челюскинцам.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Фотографии из архива экспедиции на ледоколе "Красин" в 1934

Сообщение Александр Андреев » 26 Ноябрь 2014 20:50

Фотографии из архива экспедиции на ледоколе "Красин" в 1934 г.



 02.jpg
 03.jpg
Два портрета, снятых на о. Врангеля в 1934 г. Слева - А. И. Минеев, справа - неопознанный человек.


 04.jpg
На юте ... (upd- Вряд ли это "Красин".)


 05.jpg
"Красин" на рейде п/ст "о. Врангеля"


 010.jpg
Кунгас с "Красина" доставляет новых переселенцев на о. Врангеля


 07.jpg
На борту "Красина". Какие-то грузы с именем ледокола.


 08.jpg
"Красин" в экспедиции 1934 года. Поскольку к нему кинут кабель, предположу, что это Петропавловск, может быть Провидения.


 09.jpg
К. Д. Семенчук (слева) и жители острова Врангеля


 06.jpg
Разгрузка "Красина" на о. Врангеля


 01.jpg
И до сих пор неопознанный самолет на борту "Красина"


Эти фотографии были сделаны Н. И. Евгеновым, начальником экспедиции на "Красине" в 1934 году. Получены от SVF :)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 20:56

Я бы на Боганова подумал.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение Александр Андреев » 26 Ноябрь 2014 20:59

А кто это? Я надеялся, что это Старцев.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 21:04

Вроде Старцев с 29 года ни на одной известной фотке не засветился. Наверное не зря.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение Александр Андреев » 26 Ноябрь 2014 21:08

Александр Иваныч, эти фотографии Евгенова. Они пришли на Врангеля, Н. И. начал снимать всех подряд, думаешь Старцев бы отвернулся?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 21:22

 Старцев от Рихтер.jpg

Не знаю, Александр. По мне, не тянет он улыбкой на человека сидящего на острове с 26-го. И снова остающегося.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение Александр Андреев » 26 Ноябрь 2014 21:24

Александр, помнишь старую восточную мудрость- когда хотят убить собаку, говорят, что на ней были блохи. Кстати, Ушаков в первом издании "Острова метелей" пишет о Старцеве в целом позитивно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 21:27

Я про Старцева ничего плохого не говорил. Претензии к Зиночке Р.
Я только сказал, что фото Старцева нигде еще на встречал.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение Александр Андреев » 26 Ноябрь 2014 21:29

Я тоже:)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Рейсы ледокола "Красин"

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 21:41

 Бомбочки.jpg
Грузы очень бомбочки напоминают :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения