РГАЭ, ф. 9570, оп. 5 (рассекречена).
Дело 213. Переписка о перевозках по СМП. 1941г. 31л.
Л. 5,4,3. Сов. Секретно. 27.6.41г. №709/СС.
Председателю Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. Сталину И.В.
«Об использовании северных морских и воздушных путей для военных перевозок».
… 3. Переброска самолётов воздушным северным путём.
В случае необходимости переброски из Северной Америки средних и больших самолётов, которые трудно перевозить на кораблях, возможно использовать северные воздушные пути.
Для выхода на аэродромы, расположенные по линии железной дороги, наиболее удобны для летающих лодок летом и для сухопутных самолётов зимой маршруты:
а) Уэлен-Тикси-Дудинка-Архангельск – 6800 км.
б) Уэлен-Тикси-Дудинка-Красноярск – 6300 км.
в) Уэлен-Тикси-Якутск-Иркутск – 6700 км.
г) Анадырь-Зырянка-Якутск-Иркутск – 5000 км.
д) Анадырь-Каменское-Магадан-Николаевск на Амуре-Хабаровск – 3850 км.
Для переброски в летнее время дальних сухопутных бомбардировщиков могут быть использованы маршруты:
а) Анадырь-Якутск-Иркутск – 4500 км.
б) Анадырь-Магадан- Хабаровск – 3500 км.
Каждый из этих маршрутов имеет свои преимущества и неудобства. Очевидно, пользоваться каждым маршрутом придётся в зависимости от обстоятельств, а также от обеспеченности горючим, равно как в зависимости от условий погоды и времени года.
Для переброски большого количества самолётов потребуется горючего во много раз больше имеющихся у нас запасов. Для переброски 1000 скоростных бомбардировщиков до линии железной дороги понадобится около 4500 тонн бензина. Для переброски 400 тяжёлых 4-х моторных бомбардировщиков потребуется 5500 тонн бензина.
Если предлагаемая переброска самолётов будет признана целесообразной, необходимо в самый короткий срок (в течение короткой северной навигации) произвести заброску горючего на авиабазы СМП.
Расчёты горючего и направление завоза нами подготовлены.
Докладывая изложенное, просим Ваших указаний.
Начальник Главсевморпути /И. Папанин/
(+ карта с маршрутами)
Л. 15. Сов. Секретно. Экз. №2. Заместителю Председателя СНК СССР тов. Микояну А.И. 22.7.41г. №778/СС
По Вашему поручению представляю справку, составленную М.И. Шевелёвым.
Приложение: Справка на 4-х листах. Зам. начальника Главсевморпути /Э. Кренкель/
22.7.41г. Отп. 2экз. 1- адресату, 2- в дело.
Л. 12,11,10. Справка о возможностях авиасвязи с Америкой через северные районы.
… … 22.7.41г. /М. Шевелёв/.
Л. 9. Справка о наличии самолётов «Консолидейтед».
ГУСМП имеет в своём распоряжении 5 самолётов «Консолидейтед». 2 из них мобилизованы Наркомвоенморфлотом, 3 – работают на ледовой разведке.
запас моторных ресурсов на 22 июля составляет:
У двух самолётов – по 270 часов.
У трёх самолётов по 180 часов.
Предельная дальность самолёта «Консолидейтед» около 4,5 т. км, при этом коммерческая загрузка самолёта до 1 т. 22.7.41г. /М. Шевелёв/
Л. 18. Сов. Секретно. Экз. №2.
Заместителю Председателя СНК СССР тов. Микояну А.И. 26.7.41г. №787/СС
При этом направляю проект постановления Совнаркома СССР о выделении 2-х самолётов «Консолидейтед» для особых поручений. Прилагаю также Справку по этим двум самолётам. Зам. начальника Главсевморпути /Э. Кренкель/
Л. 17. Проект. Сов. Секретно. Экз. №2. Постановление СНК СССР « « ….. 1941г. Москва, Кремль.
Для осуществления полётов по особым поручениям Правительства СНК СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. ГУСМП выделить из состава парка Полярной авиации и подготовить к 7 августа 1941г. два самолёта типа «Консолидейтед».
2. Базировать самолёты в г. Архангельске, приписав их на обслуживание к 722 Авиабазе ВВС Северного Флота.
3. Выделить из резерва Управления Авиации НК ВМФ и передать Главсевморпути четыре мотора типа М62-ИР.
Зам. Председателя СНК СССР /А. Микоян/
Л. 16. Сов. Секретно. Экз. №2.
Справка
Для выполнения полётов по особым поручениям Правительства выделяются самолёты типа «Консолидейтед»:
1. Самолёт СССР Н-307 с экипажем:
Командир корабля пилот тов. Черевичный И.И.
Штурман тов. Аккуратов В.И.
1-й бортмеханик тов. Чечин В.С.
2-й бормеханик тов. Терентьев В.Д.
Бортрадист тов. Макаров А.А.
2. Самолёт СССР Н-308 с экипажем:
Командир корабля Задков В.Н.
Штурман Падалко В.П.
1-й бортмеханик Писарев С.А.
2-й бортмеханик Петров Ф.П.
Бортрадист Черноусов Ю.П.
Самолёты и моторы советского производства (завод №31 и завод №24).
Остаток моторесурса – по 150 часов.
Вооружение: Турельных установок под пулемёты ШКАС-3.
Кинжальная установка – 1, Бомбодержатели ДЕР-19.
Радиооборудование: - Радиокомпас типа Бендикс, приёмо-передающая рация «Двина», аварийный электрогенератор.
Дальность действия – при полётном весе 12.300 кг. 4500 км. (может быть увеличена за счёт снижения коммерческой загрузки и постановки внутри лодки дополнительных ёмкостей для горючего, что не требует заводских переделок).
«….» июля 1941г. /Гутовский/
Отпеч. 2 экз.
Л. 27. Сов. Секретно. Экз. №2. 10 августа 1941г.
Председателю ГКО СССР тов. Сталину И.В. Докладная записка.
По вопросу военных перевозок из США в СССР.
… В письме от 27.6 мною был поставлен вопрос о перегоне по воздуху самолётов через Аляску. Докладываю, что в ближайшие дни нами направляется самолёт Дуглас с квалифицированным лётным составом для изыскания промежуточных посадочных площадок, годных для сухопутных самолётов. Маршрут полёта согласован с УВВС НКО.
В случае Вашего решения организовать перегон самолётов, прошу дать согласие на заброску бензина по трассе с тем, чтобы эту операцию закончить в оставшийся период навигации.
Начальник Главсевморпути /И. Папанин/