А теперь главный документ дивизии - исторический формуляр:
ВЫПИСКА
ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ФОРМУЛЯРА 1-Й КРАСНОЗНАМЕННОЙ ПЕРЕГОНОЧНОЙ АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ
1. История строительства части
1. На основании решения Государственного Комитета Обороны Союза ССР и директивы заместителя народного комиссара обороны СССР в августе месяце 1942 г. в г. Иванове началось формирование Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии. Перед трассой была поставлена задача: ускорить строительство аэродромов и немедленно приступить к перегонке боевых и транспортных самолетов из США (Аляска) для действующих частей на фронтах Великой Отечественной войны по вновь организующейся воздушной трассе Фербенкс - Красноярск, маршрутом общей протяженностью - 6371 км, через Уэлькаль (Чукотка) - Сеймчан (река Колыма) - Якутск - Киренск (Иркутской области) - Красноярск (Приказ НКО № 00162 от 3 августа 1942 г.).
Формирование Управления и частей Красноярской воздушной трассы Военно-Воздушных Сил Красной Армии производилось Управлением кадров ВВС КА (Красной Армии - Авт.), командованием 6-й запасной авиационной бригады и началь¬ником Красноярской воздушной трассы Героем Советского Союза полковником И.П.Мазуруком.
2. В состав Красноярской воздушной трассы ВВС КА вошли вновь сформированные:
а) Управление Красноярской воздушной трассы, с дислокацией в г. Якутске;
б) 1-й перегоночный авиационный полк, с дислокацией в г. Фербенксе. Задача полка: перегонять самолеты из Фербенкса в Уэлькаль. Протяженность маршрута 1500 км;
в) 2-й перегоночный авиационный полк, с дислокацией в местечке Уэлькаль. Задача полка: перегонять самолеты из Уэлькаля в Сеймчан. Протяженность маршрута 1400 км;
г) 3-й перегоночный авиационный полк, с дислокацией в местечке Сеймчан. Задача полка: перегонять самолеты из Сеймчана в Якутск. Протяженность маршрута 1167 км;
д) 4-й перегоночный авиационный полк, с дислокацией в г. Якутске. Задача полка: пере-гонять самолеты ив Якутска в Киренск. Протяженность мар¬шрута 1331 км;
е) 5-й перегоночный авиационный полк, с дислокацией в г. Киренске. Задача полка: пере-гонять самолеты ив Киренска в Красноярск. Протяженность маршрута 965 км.
3. Для обеспечения перегоночных авиационных полков трассы были сформированы 1, 2, 3, 4, 5, и 7-я авиационные базы с дислокацией: мест. Уэлькаль, мест. Марково, мест. Сеймчан, мест. Оймякон, г. Якутск, мест. Олекма и г. Киренск (Приказ НКО № 00162 от 3 августа 1942 г.).
4. На укомплектование формируемых частей Красноярской воздушной трассы ВВС КА летный, технический и остальной состав прибывал из: 185-го Киап (Краснознаменного истреби¬тельного авиационного полка - Авт.), 774, 295, 428, 41,416-го и 293-го иап; 794, 45, 201, 202, 561, 456, 453, 253-го ббап (ближнего бомбардировочного авиационного полка - Авт.); 23-го зап и других частей ВВС Красной Армии.
Экипажи транспортных самолетов прибывали из Гражданского Воздушного Флота...
2. Участие в походах и боях
1. Личный состав 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии до августа 1942 г. принимал участие в Великой Отечественной войне в составе частей ВВС КА и ГВФ, действовавших на различных фронтах в борьбе с немецкими оккупантами от Ленинграда до Севастополя.
Из состава дивизии награждено за отличное выполнение боевых заданий в борьбе с немецкими захватчиками 118 человек (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.12.1941 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.08.1942 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30.08.1942 г.; Приказ Воронежского фронта № 035 от 4.08.1942 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.09.1942 г.).
2. В период Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками с августа 1942 г. до окончания войны 1-я Краснознаменная Перегоночная авиационная диви¬зия выполняла задачу, поставленную Государственным Комитетом Обороны СССР по перегонке боевых и транспортных самолетов из США для действующих частей ВВС КА.
За образцовое выполнение поставленной задачи дивизия награждена боевой наградой - орденом Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5.11. 1944 г.).
3. В период войны с Японией 1-я Краснознаменная Перегоночная авиационная дивизия выполняла задание по доставке боевых и транспортных самолетов с аэродромов: Марково, Якутск, Красноярск частям ВВС КА действующих Дальневосточных и Забайкальского фронтов, а также ВВС Тихоокеанского флота на аэродромы в районы Петропавловска на Камчатке, Владивостока, Спасска, Ворошиловска, Хабаровска, Укурея, Читы и 111-го разъезда.
4. Эскадрилья транспортных самолетов С-47 (2) 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии принимала непосредственное участие в боевых операциях в составе 9- й ВА (Воздушная армия - Авт.) (1-й Дальневосточный фронт) по высадке десантов в тылу японской (Квантунской) армии на аэродромах: Харбин, Гирин, Мукден, доставке боеприпасов и горючего войскам, действовавшим в районе Муданьдзяна.
5. Весь личный состав эскадрильи в количестве 30 человек за ответственное выполнение заданий по транспортировке людей, боеприпасов и горючего по воздуху в тыл врага с посадкой на вражеских аэродромах награжден боевыми наградами (Приказ 9-й ВА № 0125 от 21.08.1945 г.).
6. За образцовое выполнение задания по перегонке самолетов для авиационных частей действующих фронтов Дальнего Востока в период войны с Японией награждено 152 человека личного состава 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии (Приказ ВВС КА № 077/н от 14.09.1945 г.).
3. Выполнение задачи по перегонке боевых самолетов фронту и боевая подготовка соединения
1942 год
1. Отбор летного и технического состава для формируемых перегоночных полков и Управления Красноярской воздушной трассы ВВС КА (Август 1942 г. Приказ НКО № 00162 от 3.08.1942 г.).
2. Организовано переучивание отобранного летного состава на импортной материальной части. После изучения материальной части приступили к тренировочным полетам.
Экипажи бомбардировочных эскадрилий переучивались на аэродроме Ундолово под руководством командира группы полковника Дмитриева.
Летчики истребительных эскадрилий переучивались на аэродроме Иваново под руководством командира 6-й запасной бригады полковника Шумова и командира 1-го пап подполковника Васина.
3. Отправка перегоночных полков из Иваново в Красноярск шла по ж.д. Начальником эшелона назначен заместитель начальника Красноярской воздушной трассы полковник Дмитриев, военным комиссаром эшелона - начальник политотдела трассы батальонный комиссар Орлов. 1 октября эшелоны прибыли в Красноярск.
В пути следования и в Красноярске, до отправки полков в пункты дислокации по Красноярской воздушной трассе ВВС КА, проводились занятия по изучению трассы, штурманской подготовке, радионавигации и метеослужбе.
Летный состав 1-го полка был отправлен из Иваново в Фербенкс транспортными самолетами (5 сентября 1942 г.).
4. С 16 октября 1942 г. личный состав Управления трассы и перегоночных полков отправлен из Красноярска самолетами: в Уэлькаль - 2-й пап, в Сеймчан - 3-й пап, в Якутск - Управление трассы и 4-й пап, в Киренск - 5-й пап.
5. По прибытию Управления и перегоночных полков на аэродромы дислоцирования командование и личный состав полков приступили к подготовке аэродромов и всех служб по обеспечению перелетов транспортных самолетов и перегоночных групп.
Заканчивалось строительство аэродромов.
6. Начало перегонки боевых самолетов из Фербенкса (США) в Красноярск.
1-я группа перегоночных самолетов Р-40, лидируемая начальником Красноярской воздушной трассы ВВС КА Героем Советского Союза полковником Мазуруком, вылетела из Фер¬бенкса в Уэлькаль (6 октября 1942 г.).
Прибытие первой группы перегоночных самолетов на аэродром Якутск 7 ноября 1942 года. Из Якутска в Красноярск группу лидировал заместитель начальника Красноярской воздушной трассы ВВС КА подполковник Фокин. 11 ноября 1942 г. группа прибыла в Красноярск.
7. В ноябре 1942 г. инспекцией при заместителе народного комиссара обороны Союза ССР по ВВС под председательством полковника Лебедева проверялась организация перегонки боевых самолетов из США по Красноярской воздушной трассе ВВС КА (Ноябрь 1942 г. Приказ НКО № 0128 от 15.02.1943 г.).
8. Разработан план мероприятий командования Красноярской воздушной трассы ВВС КА по выполнению указаний ин¬спекции при заместителе народного комиссара обороны Союза ССР.
9. В течение трех месяцев (октябрь-декабрь) 1942 г. частями Красноярской воздушной трассы ВВС КА в тяжелых условиях северной зимы попутно с освоением трассы и новой материальной части перегнано из Фербенкса (США) на нашу территорию 114 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 54 самолета
- В-25 - 8
истребителей - Р-40 - 41
- Р-39 - 11.
За это же время перегнано по Красноярской воздушной трассе ВВС КА от Уэлькаля до Красноярска 31 самолет, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 6 самолетов
- В-25 - 6
истребителей - Р-40 - 19
- Р-39 - -.
В процессе освоения трассы и матчасти импортных самолетов в 1942 г. с 1 октября по 31 декабря переучено летного состава 178 человек, технического состава 84 человека.
Произведено тренировочных полетов 951, с налетом 200 часов. За этот период в процессе перегонки самолетов произведено 938 самолето-перелетов, с общим маршрутным налетом 4100 часов.
По основным дисциплинам программы наземной подготовки за 4-й квартал 1942 г. проведено 2852 часа занятий в частях трассы (Отчетный доклад за 1942 г.).
1943 год
1. Проведены сборы по переучиванию вновь прибывших на трассу летчиков-бомбардировщиков на аэродроме Красноярск под руководством командира эскадрильи капитана Лебедева (Февраль 1943 г.).
2. В феврале 1943 г. закончен период освоения трассы и импортной материальной части. Перегоночные полки трассы приступили к нормальной перегонке самолетов из Фербенкса в Красноярск (Февраль 1943 г. Отчет о ходе строительства трассы и перегонки самолетов).
3. Проведены сборы по переучиванию вновь прибывших на трассу летчиков-истребителей под руководством инспектора по технике пилотирования трассы майора Акулова на аэродроме Якутск (Июнь 1943 г.).
4. Сформирован 8-й транспортный авиационный полк трассы, в состав которого вошли: транспортная эскадрилья, экипажи С-47 транспортных отрядов перегоночных полков и расформированного 7-го перегоночного полка сквозной пере¬гонки. В связи с этим мероприятием улучшена организация и руководство подготовкой транспортных экипажей, которые с повышением темпа перегонки самолетов производили перелеты с летным составом перегоночных пол¬ков в самых сложных метеоусловиях как днем, так и ночью. Под руководством командира 8-го тап майора Пущинского организована систематическая тренировка экипажей днем в сложных метеоусловиях и ночью, контроль за работой транспортных экипажей при выполнении перелетов по трассе (Июнь 1943 г. Директива Генерального штаба Красной Армии № 513180 от 25/29 мая).
5. В результате реорганизации Красноярской воздушной трассы ВВС КА создана 1-я Перегоночная авиационная дивизия, подчиненная непосредственно начальнику Воздушной магистрали Москва - Уэлькаль.
На командование дивизии и перегоночных полков возложена задача организации и руководства перегонкой самолетов. Задачи по строительству трассы и материально-техническому обеспечению перегонки самолетов возложены на воздушную трассу Красноярск - Уэлькаль.
Авиационные базы реорганизованы в аэропорты и подчинены начальнику воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль (постановление Государственного Комитета Обороны № 3551 сс от 11.06.1943 г. Приказ заместителя народного комиссара обороны СССР № 0092 от 15.06.1943 г.).
6. Инспекторская проверка частей 1-й Перегоночной авиационной дивизии комиссией, возглавляемой начальником Воздушной магистрали Москва - Уэлькаль генерал-майором Авсеевичем. Проверялось состояние дивизии и ход выполнения задачи по перегонке самолетов на фронт (Август - сентябрь. Приказ ГУ ГВФ № 0242 от 23.10. 1943 г.).
7. За 1943 г. дивизией перегнано из Фербенкса (США) на нашу территорию (на аэродромы Уэлькаль, Анадырь, Марково - на Чукотке) 2465 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 771 самолет
- В-25 - 186
истребителей - Р-40 - 6
- Р-39 - 1343
- Р-47 -3
транспортных - С-47 -156.
Перегнано по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль и сдано в Красноярске Военной приемке ВВС КА и АДД 1930 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 682 самолета
-В-25-134
Истребителей - Р-40 - 19
- Р-39 - 961
транспортных - С-47 - 134
(Отчетный доклад за 1943 г.).
8. В 1943 г. переучено на новой материальной части летного состава 187 человек, технического состава 108 человек. При переучивании и тренировке летного состава произведено 5505 тренировочных полетов с общим налетом 2326 часов.
При перегонке самолетов произведено 16861 самолето-перелетов с общим маршрутным налетом 66357 часов. По основным дисциплинам программ наземной подготовки проведено занятий 15334 часа (Годовой доклад за 1943 г.).
1944 год
1. Инспекторская проверка состояния и организации инженерно-авиационной службы дивизии комиссией Воздушной магистрали Москва - Уэлькаль, возглавляемой главным инженером магистрали инженер-подполковником Генераловым (Февраль-март 1944 г. Приказ ГУ ГВФ № 049 от 8.04.1944 г.).
2. В течение февраля и марта дивизией перегнано по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль и сдано в Красноярске 1010 самолетов, из них в марте - 573 самолета - это наибольшее количество самолетов, перегнанных по трассе в течение месяца за все время перегонки самолетов. Месячный план перегонки самолетов, установленный Государственным Комитетом Обороны Союза ССР, перевыполнен в два с половиной раза (Годовой отчетный доклад за 1944 г.).
3. Повторная проверка состояния организации летной работы 1-го пап и выполнения указаний, данных полку при проверке в 1943 году. Проверку производили командир дивизии полковник Мельников, заместитель командира дивизии по политчасти подполковник Пушкарский и старший инспектор по технике пилотирования дивизии подполковник Тихомиров (Февраль 1944 г. Акт проверки).
4. Инспекторская проверка состояния 5-го перегоночного авиационного полка и причин высокой аварийности в полку комиссией, возглавляемой командиром дивизии полковником Мельниковым (Май 1944 г. Приказ 1-й Пад № 00111 от 11.05.1944 г.).
5. Инспекторская проверка состояния 4-го перегоночного авиационного полка, причин высокой аварийности в полку и выполнения указаний по выводам, сделанным в результате проверки 5-го перегоночного авиационного полка (Июль 1944 г. Приказ 1-й пад № 0164 от 10.07.1944 г.).
6. В связи с прекращением поступления перегоночных самолетов А-20 и Р-39 в дивизии проведены сборы по переучиванию командиров истребительных эскадрилий и летчиков-истребителей на новые самолеты Р-63 в Фербенксе под руководством командира 1-го пап полковника Васина. Остальные летчики-истребители были переучены в полках под руководством командиров полков (Июнь 1944 г.).
7. После переучивания летчиков-истребителей в Якутске проведены дивизионные сборы по переучиванию летчиков-бомбардировщиков А-20 на самолеты истребительного типа Р-63. Переучиванием руководил старший инспектор по технике пилотирования дивизии подполковник Акулов. Переучено всего 50 летчиков-бомбардировщиков в течение 11 дней без единого летного происшествия.
Маршалом авиации Астаховым объявлена благодарность и выданы денежные премии руководящему составу сборов за отличное выполнение задачи по переучиванию летчиков-бомбардировщиков (Июль 1944 г. Приказ 1-й Пад и приказание маршала авиации тов. Астахова).
8. Инспекторская проверка выполнения дивизией задачи по перегонке самолетов правительственной комиссией, возглавляемой генерал-майором инженерно-авиационной службы Полехиным (Август 1944 г. Приказ 1-й Пад № 0194. Выводы комиссии).
9. Дивизией сдан в Красноярске 5000-й самолет, перегнанный из США для фронтов Великой Отечественной войны.
Членом Государственного Комитета Обороны Союза ССР - народным комиссаром внешней торговли Микояном, маршалом авиации Астаховым и начальником Воздушной магистрали Москва - Уэлькаль генерал-лейтенантом авиации Авсеевичем отмечено отличное выполнение дивизией задачи по перегонке самолетов в тяжелых условиях северной трассы и объявлена благодарность всему личному составу дивизии. Кроме того, Микояном награжден месячным окладом в иностранной валюте весь личный состав 1-го пап, работающий на Аляске (Ноябрь 1944 г. Приказ начальника Воздушной магистрали № 0232 от 4.11.1944 г.).
10. Проверка организации летной работы инженерно-авиационной службы, наземной подготовки и состояния воин¬ской дисциплины личного состава 2-го пап комиссией, возглавляемой командиром дивизии полковником Мельниковым
11. Проверка организации летной работы частей дивизии и анализ летных происшествий за период май-октябрь 1944 г. летной инспекцией ГУ ГВФ. Отмечено значительное улучшение в летной работе дивизии. Особо отмечено высокое качество летной работы 8-го транспортного авиационного полка, который по всем показателям летной работы является лучшим транспортным полком во всем Гражданском Воздушном Флоте (Ноябрь 1944 г. Акт комиссии № 02260).
12. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 1-я Перегоночная авиационная дивизия награждена орденом Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5.11.1944 г. и приказ НКО СССР № 0401 от 25.11. 1944 г.).
Во всех частях дивизии проведены митинги.
13. Проверка подготовки инженерно-авиационной службы дивизии к зимней эксплуатации материальной части комиссией Управления Воздушной магистрали Москва - Уэлькаль. За отличную подготовку частей дивизии к зимней эксплуатации приказом маршала авиации Астахова награжден руководящий состав дивизии (Декабрь 1944 г. Приказ ГУ ГВФ № 08 от 13.01.1945 г.).
14. За 1944 г. дивизией перегнано из Фербенкса (США) на нашу территорию (на аэродромы Уэлькаль, Марково и Анадырь - на Чукотке) 3029 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 433 самолета
- В-25- 372
истребителей - - Р-39 - 1262
- Р-63 - 695
транспортных - С-47 - 267 .
Перегнано по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль и сдано в Красноярске Военной приемке ВВС КА, АДД и в ГВФ 3425 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 – 543 самолёта
- В-25 - 387
истребителей - Р-39 - 1627
- Р-63 - 584
- Р-40 - 5
- Р-47 - 3
транспортных - С-47- 276
(Отчетный доклад за 1944 г.).
15. В 1944 г. переучено летчиков на новой материальной части 168 человек, техсостава 100 человек. При переучивании и тренировке летного состава произведено 4704 тренировочных полета с общим налетом 2360 часов. При перегонке самолетов произведено 28965 самолето-перелетов с общим маршрутным налетом 105323 часа. По основным дисциплинам программы наземной подготовки проведено 11166 часов занятий (Годовой отчет за 1944 г.).
1945 год
1.В ознаменование вручения Красного Знамени от Президиума Верховного Совета Союза ССР и боевой награды - ордена Красного Знамени на аэродроме г. Якутска состоялся парад частей 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии.
Красное Знамя и орден Красного Знамени дивизии вручил по уполномочию Президиума Верховного Совета ССР депутат Верховного Совета Союза ССР, начальник воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль Герой Советского Союза генерал- лейтенант авиации Шевелев. Присутствовали при вручении: секретарь областного Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Масленников, председатель Президиума Верховного Совета ЯАССР (Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика - Авт.) Сидорова и председатель Совета народных комиссаров ЯАССР Винокуров.
Красное Знамя и орден Красного Знамени принимал командир 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизий генерал-майор авиации Мельников (Февраль 1945 г. Приказ 1-й КПад № 020 от 11.02. 1945 г.).
5. Проверка состояния службы связи и радионавигации в частях 1-й КПад комиссией Управления Воздушной магистрали Москва — Уэлькаль (Январь-февраль 1945 г. Приказ ГУ ГВФ №078 от 20.03.1945 г.).
6. Подведены итоги выполнения задачи, постав¬ленной 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии на 1944 г. по перегонке самолетов и скоростной доставке импортных грузов и пассажиров из США в СССР.
Установленный правительством план перегонки самолетов в 1944 г. выполнен на 114,6%. Перегонка самолетов по сравнению с 1943 г. увеличилась на 80%. Летные происшествия снизились почти вдвое, а безвозвратные потери уменьшились в два с половиной раза.
Перевыполнение плана перегонки самолетов и снижение аварийности явилось следствием самоотверженной и умелой работы летчиков, штурманов, радистов, инженеров, техников, возросшего уровня управления кадров руководящего состава, а также в результате ряда мероприятий, проведенных в дивизии по улучшению организации перелетов, переучиванию летного состава на новые типы самолетов, совершенствованию навыков летчиков-лидеров и повышению дисциплины и идейно-политического уровня личного состава.
Большую работу проделал штурманский состав дивизии в деле предупреждения потерь ориентировок и организации перелетов, в результате чего в 1944 г. не было летных происшествий по вине штурманской службы. Улучшилась работа ИАС (инженерно-авиационной службы - Авт.) по сравнению с 1943 г., когда ИАС была отстающим участком. Более четко и слажено работали штабы (Апрель 1945 г. Приказ ГУ ГВФ № 093 от 7.04.1945 г.).
Правительство высоко оценило достижения личного состава дивизии, наградив в 1944 г. 530 человек орденами и медалями, а дивизию орденом Красного Знамени.
За высокие показатели в работе по выполнению перегонки самолетов, перевозке пассажиров и грузов в 1944 г. маршалом авиации Астаховым объявлена благодарность и награждены премией командование дивизии и командиры 3-го и 5-го перегоночных авиационных полков.
4. Подготовка к перегонке самолетов с аэродромов Якутск - Олекминск для частей ВВС КА Дальневосточных и Забайкальского фронтов, а также ВВС ТОФ на аэродромы Куйбышевка, Хабаровск, Владивосток, Укурей, Чита.
Произведен облет маршрутов, составлены указания по службам: штурманской, связи, метео и инженерной. Сделано описание маршрутов. Проведена подготовка летного состава полков (Март 1945 г.).
5. Приступили к подготовке обеспечения перелета по воздушной трассе Красноярск - Фербенкс делегации СССР, возглавляемой народным комиссаром иностранных дел Союза
ССР Молотовым, на международную конференцию Объединенных наций в Сан-Франциско.
Ответственность за руководство перелетом всех самолетов делегации (С-54 и С-47) возложена лично на командира 1-й КПад генерал-майора авиации Мельникова. Командиры полков дивизии были ответственны за перелет самолетов на своих участках.
Перелет всех самолетов из Красноярска до Сан-Франциско, в том числе и с экипажами 1-й КПад, произведен благополучно (Апрель 1945 г.).
6. Обеспечен перелет делегаций Украинской и Белорусской республик в Сан-Франциско. Перелет произведен благополучно (Апрель 1945 г.).
7. Обеспечен перелет самолетов С-54 и С-47 с делегациями СССР, Украинской и Белорусской республик, возвращавшихся с конференции в Сан-Франциско (Май - июнь 1945 г.).
8. В марте дивизией перегнано по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль и сдано в Красноярске 515 самолетов.
9. Лучшие экипажи бомбардировочных эскадрилий были выделены для переучивания на самолете В-24 («Либерейтор») и приступили к изучению материальной части. Командир дивизии вылетел на В-24 (перегнанном из Петропавловска на Камчатке).
17 мая 1945 г. самолет В-24 перегнан из Якутска в Москву командиром дивизии генерал-майором авиации Мельниковым (ещё два «Либерейтора» - в транспортном варианте из-за неполадок были оставлены американцами в Якутске ранее. Первый B-24D №41-11820 достался от миссии генерал-майора Ф.Бредли, возвращавшейся по трассе в Америку с переговоров в Москве в ноябре 1942 г. Машину восстановили специалисты 1-й КПад и оформили её как поставленную по ленд-лизу. В мае 1943 г. её передали в Управление международных линий ГВФ, а зимой - в 10-ю гвардейскую тад ГВФ. Второй В-24 достался от экипажа сенатора, лидера республиканской партии и кандидата в президенты США У.Уилки, возвращавшегося из Китая в январе 1944 г. Машину восстановили и позже перегнали в Москву - Авт).
10. В связи с поступлением из США новых самолетов АТ-6 (тренировочные, двухместные истребители) проведены сборы по переучиванию лучших летчиков-истребителей на самолете АТ-6 (учитывая строгость машины и особенно большую чувствительность к боковому ветру на посадке) на аэродроме Фербенкс под руководством командира 1-го пап полковника Васина (Май 1945 г.).
Во всех остальных перегоночных полках проведено переучивание лучших летчиков истребительных эскадрилий и техников на самолет АТ-6 под руководством командиров полков и старшего инспектора по технике пилотирования дивизии подполковника Акулова (Июнь 1945 г.).
11. Приступили к перегонке самолетов с аэродрома Якутск для ВВС Забайкальского, Дальневосточных фронтов и ВВС ТОФ на аэродромы Укурей, Куйбышевка и Владивосток (Июнь 1945 г. Приказ 1-й КПад № 002/он от 19.07.1945 г.).
12. Проведена подготовка (облет маршрута) и начата перегонка самолетов с аэродрома Марково для ВВС Дальневосточного фронта на аэродром Петропавловск на Камчатке (Елизово) (Июль 1945 г.).
13. В августе и сентябре продолжалась интенсивная пере¬гонка самолетов с аэродромов Марково, Якутск для ВВС Даль¬невосточных и Забайкальского фронтов, а также ВВС ТОФ на аэродромы Петропавловск, Укурей, Чита, Хабаровск, Ворошиловск, Владивосток (Август - сентябрь 1945 г.).
14. Приказанием командующего ВВС КА главного маршала авиации Новикова эскадрилья в составе 7 сборных экипажей на самолетах С-47 участвовала в боевых операциях в составе 9-й Воздушной армии (1-й Дальневосточный фронт), выполняя боевые задачи по высадке десантов на аэродромах Харбин, Гирин, Чанчунь, в тылу японской (Квантунской) армии в Маньчжурии, а также по транспортировке боеприпасов и горючего для передовых частей 1-го Дальневосточного фронта на Муданьдзянском направлении.
За отличное выполнение боевых заданий в борьбе с япон¬скими милитаристами весь личный состав эскадрильи награжден правительственными наградами (Приказ 9-й ВА № 0125 от 21.08.1945 г.).
15. Приказанием командующего ВВС КА главного маршала авиации Новикова по окончании перегонки самолетов, поступивших из США, дивизия приступила к перегонке самолетов с аэродрома Красноярск для ВВС Забайкальского фронта на аэродром 111-й разъезд и для ВВС Дальневосточного фронта на аэродромы Хабаровск и Петропавловск на Камчатке (через аэродром Марково).
16. В связи с окончанием поставок самолетов по ленд-лизу 1-й перегоночный авиационный полк передислоцирован из Фербенкса (США) в Марково (на Чукотке).
Личный состав полков приступил к учебно-боевой подготовке по программе наземной подготовки курсов БП бомбардировочной и истребительной авиации (Август 1945 г.).
17. 1-я Краснознаменная Перегоночная авиационная дивизия закончила выполнение правительственного задания по перегонке боевых и транспортных самолетов из США в Советский Союз (Октябрь 1945 г. Приказ ГУ ГВФ № 0243 от 20.10.1945 г.).
18. За 1945 г. (по октябрь) дивизией перегнано из Фербенкса (США) на нашу территорию 2300 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 97 самолетов
- В-25 - 163
истребителей - Р-63 - 1701
- АТ-6 -54
транспортных - С-47 - 284
- С-46 - 1.
За это же время перегнано по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль и сдано в пунктах: Москва, Красноярск, Чита, Укурей, Хабаровск, Ворошиловск, Владивосток, Петропавловск на Камчатке 2459 самолетов, из них:
бомбардировщиков - А-20 - 99 самолетов
- В-25 - 198
истребителей - Р-39 - 5
- Р-63 - 1807
истребителей учебно-тренировочных - АТ-6 - 54
транспортных - С-47 - 95
- С-46 - 1.
Кроме того, перегнано из Красноярска на аэродромы:
Петропавловск на Камчатке - 50 самолетов
Хабаровск - 100
111-й разъезд - 99 .
19. В 1945 г. переучено на новую материальную часть летного состава 85 человек, инженерно-технического состава 71 человек. При переучивании и тренировке летного состава произведено 2369 полетов с налетом 1193 часа. За 9 месяцев 1945 г. в процессе перегонки самолетов произведено 22308 самолето-перелетов с маршрутным налетом 77016 часов.
По основным дисциплинам программы наземной подготовки за 9 месяцев проведено занятий 6823 часа (Отчетный доклад за 1945 г.).
Общий итог работы 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии за 3 года (с октября 1942 г. по октябрь 1945 г.).
За 3 года перегонки самолетов дивизией перегнано и сдано 8084 самолета, из них по типам:
бомбардировщиков - А-20 - 1330 самолетов
- В-25 - 725
истребителей - Р-40 - 43
- Р-39 - 2593
- Р-63 - 2640
- Р-47 - 3
истребителей учебно-тренировочных - АТ-6 – 54
транспортных - С-47 - 705
- С-46 - 1
(Отчетный доклад за 3 года работы 1-й КПад).
Из общего количества перегнанных самолетов сдано на пунктах: Москва - 191 самолет, Красноярск - 7079 самолетов, Владивосток - 71 самолет, Чита - 10 самолетов, Новосибирск - 10 самолетов, Иркутск - 2 самолета, Хабаровск - 109 самолетов, Петропавловск на Камчатке - 179 самолетов, Укурей - 266 самолетов, Спасск - 6 самолетов, Ворошиловск - 2 самолета, Нерченск - 2 самолета, 111-й разъезд - 99 самолетов, Якутск ГВФ - 58 самолетов, Магадан ВВС ТОФ - 10 самолетов.
За три года работы произведено в процессе перегонки самолетов 68149 самолето-перелетов с общим маршрутным налетом 252796 часов.
За этот период транспортными самолетами перевезено пассажиров 124966 человек, перевезено грузов и почты 14226,8 тонны, налет 23037290 км.
Переучено на десяти типах самолетов: А-20, В-25, С-47, Р-40, Р-39, Р-63, АТ-6, С-46, В-24, Р-47 и других - 619 человек летного состава, из них на истребительных самолетах - 341 человек, на бомбардировочных самолетах -124 человека, на транспортных самолетах - 105 человек, на учебно-тренировочных самолетах - 49 человек. Переучено инженерно-технического состава 363 человека.
В период переучивания и тренировки летного состава за три года работы (прохождение программ летной подготовки) произ¬ведено 13529 тренировочных полетов с общим налетом 6079 часов.
По основным дисциплинам программы наземной подготовки проведено с летно-техническим составом 51795 часов занятий (Отчетный доклад за 3 года работы 1-й КПад).
__________________________________________________________________________________
1. РГАЭ. Ф.9527. Оп. 2. Д. 139. ЛЛ. 2, 3, 6 - 16, 48.
2. Здесь и далее по тексту названия типов самолётов даны так, как записаны в документе.
Редкие фотографии ленгендарных комдивов легендарной дивизии в работе на трассе. Фото Дмитрия Георгиевича Дебабова (в 1934-1940 гг. фотокор г."Известия", с 1940 г. - фотокор ГУСМП при СНК СССР, с 11.07.1943 г. был прикомандирован к Управлению 1-й Пад в качестве переводчика 5-го пап). Из архива его сына Дмитрия Дебабова - фотокора г."Красная звезда" МО РФ.
Герой Советского Союза полковник И.П.Мазурук.
Подполковник А.Г.Мельников.