Бюллетень Арктического Института, №1-2, 1935 г. Л., изд-во Главсевморпути. с. 11-13
ЭКСПЕДИЦИЯ 1934 ГОДА НА Л/П „САДКО"Помимо обычного интереса, который вызывается всякой полярной экспедицией, в данном случае интерес представляет еще и то обстоятельство, что это был первый рейс „Садко“ после его 17-ти летнего пребывания под водой.
„Садко" — ледокольный пароход почти однотипный с „Малыгиным" — был куплен в Канаде в 1915 г., а в июне 1916 г. вблизи Кандалакши, чиркнув днищем о камень, получил пробоину длиною 18 м, захватившую два отсека судна, разделенных водонепроницаемой переборкой, и затонул на глубине 22 м.
Было несколько попыток поднять „Садко", но все они заканчивались неудачей, пока в конце 1932 г. за это дело не взялся Эпрон, заключивший договор на подъем „Садко“ с начальником Главного Управления Северного Морского пути — О. Ю. Шмидтом.
15 октября 1933 г., после 17-ти летнего пребывания на дне морском, „Садко" всплыл над поверхностью воды, а затем на понтонах, которыми его подняли, был отбуксирован на мелкое место, где временно была заделана пробоина и сняты понтоны. 3 ноября „Садко" буксиром доставлен в Архангельск. В Архангельске за 8 месяцев „Садко" был отремонтирован. Помимо заделки пробоины и выпрямления многочисленных вмятин, полученных судном при аварии, пришлось удалять след 17-ти летнего пребывания судна под водой — коррозированный слой металла, доходивший местами до 6 мм.
Рейс „Садко“ начался 22 июля. Основным заданием было создать полярную станцию на мысе Оловянном (на Северной Земле) или на о-ве Уединения, а дополнительным — снять зимовщиков с о-вов Сергея Каменева. Начальником экспедиции был Зам. Нач. Главного Управления Севморпути тов. С. С. Иоффе, капитаном „Садко“ — А. К. Бурке. На корабле находились научные сотрудники экспедиции — помимо автора этой статьи — гидрологи И. И. Львов и С. Я. Ганжинов и инженеры кораблестроитель Н. П. Шандриков и подрывник Н. Г. Черногубо в, а также будущие зимовщики новой станции, во главе с тов. Шманевым и строители, задачей которых была постройка станционных зданий.
После бункеровки на о-ве Диксона „Садко" 2 августа вышел к Северной Земле. На прямом курсе оказался невзломанный лед, почему мы пошли разводьями на север и северо-запад, в надежде подойти к Северной Земле от района о-ва Визе. К западу от о-вов Известий ЦИК мы испытали сжатие тяжелых льдов, из которых вырвались лишь на третьи сутки.
8 августа, несколько южнее о-ва Визе, встретили „Седова" и, обменявшись с ним ледовой информацией, проложили курс к о-вам Сергея Каменева. Лед по мере приближения „Садко" к Северной Земле становился все тяжелее, но в нем имелись разводья, по которым мы все же надеялись достигнуть цели, тем более, что ледовая информация того времени со станции о-вов Сергея Каменева была довольно благоприятная.
10 августа разводья внезапно зажало. 13, 16 и 18 августа астрономические обсервации показали, что нас дрейфует в общем к северу с суточной скоростью 15 миль.
16 августа расстояние до о-вов Сергея Каменева было всего лишь 29 миль.
17 августа был возбужден — со стороны — вопрос о посылке к нам на помощь „Ермака". Однако, начальник экспедиции т. Иоффе категорически отклонил это предложение. Действительно, посылка в это время к нам „Ермака" не имела никакого смысла. Нас окружали многолетние торосистые льды, толщина которых на ровных местах достигала 3—4 м, а на торосистых — 5—6 м. Форсировать такой лед было бы не под силу даже „Ермаку". Из такого льда мы могли выйти только сами, пользуясь временным ослаблением сжатий и взрывая перемычки аммоналом.
В этих исключительно тяжелых льдах мы пробивались во время ослабления сжатия вплоть до 24 августа, пользуясь малейшими трещинами между ледяными полями, продвигаясь вперед иногда всего на несколько корпусов судна. Общее наше устремление было на юго-запад к о-ву Визе, где, как нам было известно по разведке „Седова", состояние льдов было более благоприятным.
24 августа мы вышли из тяжелых льдов и вошли в поля годовалого льда, толщиной около метра. Такой лед „Садко" мог форсировать более успешно, но у него оставалось всего 280 тонн угля. Это побудило начальника экспедиции во-первых — просить по радио о высылке к нам „Ермака" с угольным пароходом, а, во-вторых, отдать по „Садко" распоряжение расходовать уголь осторожнее и пробиваться лишь в тех случаях, когда это могло дать ощутительные результаты.
За 24 и 25 августа мы сделали своим ходом около 18 миль. С 27 августа по 2 сентября наша машина не работала: состояние льда было неблагоприятно, а дрейф льда был в нужном нам направлении.
3 сентября по разводьям прошли 13 миль на SЕ, после чего разводья зажало. 4 сентября в 4 часа утра опять появились разводья, и наш дрейф был окончен. В 10 часов мы встретились с шедшим нам на помощь „Ермаком", после чего совместно вышли на чистую воду.
Далее „Садко" направился к о-ву Уединения, взяв по пути у „Ермака" уголь. На о-ве Уединения, благодаря круглосуточной работе всего состава корабля, в пятидневный срок была создана новая полярная станция, которая по своему расположению в центре Карского моря имеет особое значение как наблюдательный пункт и авиационная промежуточная база.
Научные материалы, собранные на „Садко“, главным образом во время его дрейфа, ценны особенно тем, что собраны они в районе, по недоступности его, никем еще до сих пор, не посещенном. Даже в очень благоприятном в ледовом отношении 1932 г. район этот оказался недоступным для „Таймыра".
Измерялись глубины. Собраны материалы по лоции. Велись магнитные и метеорологические наблюдения. Сделан ряд глубоководных гидрологических станций. Взято много поверхностных проб. Изучались упругие деформации корпуса судна при ударах об лед. Разрабатывались методы подрывных работ.
Гидрограф
Е. С. ГЕРНЕТ