1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Октябрь 2014 18:56

Хронологические таблицы из "Истории открытия и освоения СМП" М.И. Белова. Том III. 1918—1932 гг.
"Перечень главных событий на советском севере и в Арктике 1918-1932"

1921 год.
6 апреля СТО принял декрет о снаряжении Ямальской экспедиции для обследования Ямальского и Мангазейско-Туруханского водного пути и выяснения возможностей устройства железнодорожных и гужевых путей через местные водоразделы.

Лето. Ямальская экспедиция Эльпорта исследует возможности соединения Обской губы через Ямал с юго-западной частью Карского моря.



М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 279.

В 1921 г., по постановлению СНК РСФСР, подписанному В. И. Лениным, на Обский Север было направлено два самолета, которые входили в состав так называемой Ямальской экспедиции {4}.
Отсутствие аэродрома в Обдорске, откуда предполагалось совершить полеты на Ямал, не позволило тогда использовать самолеты.
Вскоре Ямальская экспедиция была ликвидирована.

{4} Статья летчика М. Дауге, см. «Вестник Воздушного флота», 1922, № 12, стр. 8—9.


Советская Сибирь, 1921, № 078 (1921-04-12)

 Советская Сибирь, 1921, № 078 (1921-04-12) ВелСибВодПуть.jpg
Великий Сибирский водный путь.

Сибирь с ее колонизацией, обрабатываюшей промышленностью в всеми экономическими особенностями нуждается в выходе в море. Северный океан географически уже указывает ей этот выход. К сожалению, Карское море за последнее 50 летнее плавание с своими льдами доказало, что если там возможны морские сношения, то только в конце навигации и в виде одного рейса, что далеко не может обслуживать задания Сибири. Проект путешественника Носилова разрешает проблему водного сообщения следующим путем: Обская губа у Каменного мыса — река Саллата — озеро Тэлын — река Юрибей и Байдарацкая губа, — расстояние 250 верст речного пути. Проектируемое устройство порта у мыса Морре-Соле, где будет перегрузка с речных судов на морские, создает новый путь, исключающий совершенно Карское море с его льдами, препятствующее морскому судоходству, и сокращает на 1.000 верст северный морской путь из Сибири в Европу. Продолжительность доставки грузов от Томска (Алтай) до Лондона вычислена в 16 суток, что говорит о дешевизне и срочности доставки. Провозоспособность пути исчислена технически в 200.000.000 пудов.
Совет Народных Комиссаров, рассмотрев доклад Носилова и признавая военносрочность, государственное и мировое значение пути, снаряжает экспедицию под руководством Носилова. Постановлено поручить Главкомгосоору по соглашению с морским ведомством в Н. К. П. С. оборудовать в районе действий экспедиции станции, склады, фактории и радиостанции на Каменном Мысе. Поручено соответственным учреждениям снабжать экспедицию в военносрочном порядке средствами водного и сухопутного передвижения, продуктами, орудиями рыболовства и охоты, инструментами, картами и открыть кредиты. Возможно, что экспедиция в нынешнюю навигацию перебросит 20 миллионов пудов хлеба и 200.000 пудов оленьего мяса, если осуществится оборудование и своевременный выход экспедиции.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Октябрь 2014 19:22

Прежде чем продолжить тему Ямальской экспедиции Эльпорта 1921 года, хочу предложить форумчанам статью Вячеслава СОФРОНОВА, доктора исторических наук, профессора Тобольской социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, которая меня лично, мягко выражаясь "корёжит".


© Югра. Региональный общественно-политический журнал.
Март 2011 г.


 sofronov.jpg
Экспедиция Эльгорта на Ямал
© Вячеслав СОФРОНОВ,
доктор исторических наук, профессор Тобольской социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева

Северная оконечность Западной Сибири, включая полуостров Ямал, всегда привлекала внимание ученых, но при этом долгое время оставалась землей малоизученной, как принято говорить - терра инкогнита. Число ученых экспедиций, побывавших на нем, весьма ограничено, и имена исследователей знакомы специалистам наперечет. Тем более удивительно, что одна из них не упоминается ни в трудах ученых, ни в публицистических статьях. Небольшое дело о ходе ее проведения было нами выявлено в фондах Тобольского государственного архива, и то велось оно не самими участниками экспедиции, а гражданскими властями Тобольской губернии, проявившими немалый интерес к так называемой «полярной экспедиции».

Но давайте обо всем по порядку. Итак, дело, начатое 17 ноября 1916 года и законченное 31 января 1919 года, озаглавлено «Экспедиция Эльгорта в Обскую губу для прорытия канала» 1.
Действительно, трудно не удивиться, узнав, что в годы войны правительство думало, как прорыть на Ямальском полуострове канал, крайней необходимости в котором до этого явно не наблюдалось. Но самое интересное началось после ознакомления со всеми материалами дела. А начинается оно телеграммой исправнику в Березов об отправке из Тобольска осенью 1916 года вышеупомянутой «полярной экспедиции». Приведем телеграмму полностью.
«16 сентября отбыла низовой край экспедиция полуостров Ямал состав судов «Галлея», «Яша», «Юрибей» точка». Далее идет набор цифр, судя по всему - шифр, используемый для передачи тайных сообщений. Подписался под телеграммой начальник жандармерии Тобольской губернии Добродеев. На обороте надпись карандашом: «Ввиду принятия на борт военнопленных установить наблюдение ознакомить жандарма Решетникова».
Далее на титульном листе Министерства внутренних дел с грифом «совершенно секретно» от 18 сентября 1916 года за подписью тобольского губернатора Ордовского-Танаевского хранится послание березовскому уездному исправнику. В ней сообщается примерно то же самое, что и в приведенной выше телеграмме, но называются лишь два судна: яхта «Галлея» и шхуна «Юрибей». Зато сообщаются некоторые сведения о ее руководителе: «организатором ея евреем Исааком Израилевичем Эль-порт». Отметим, что в некоторых случаях фамилия его пишется в одно слово, а иногда и через дефис. Там же говорится о целях полярной экспедиции: «для производства разных исследований, необходимых для прорытия в южной части этого полуострова канала из Обской губы в Карское море». И, наконец, губернатор объясняет, почему его послание является секретным. Оказывается, «по дошедшим до меня частным сведениям, этой экспедиции разрешено было в Омске взять с собой 50 ведер спирта якобы для мытья и чистки машин судов каравана»(!). И это в период действия общероссийского «сухого закона». Мало того, все по тем же «частным сведениям», свое посильное участие внес и тобольский купец Сыромятников - «личность с сомнительной репутацией, у которого, говорят, имеется где-то на хранении запас спирта». И тут же, но уже другими, выцветшими чернилами, гораздо худшего качества и корявым почерком вписана ремарка: «ныне он сидит в тюрьме». Надо полагать, сделано это было уже в первый год советской власти.
Заканчивается губернаторское послание довольно конкретным предположением об истинных целях экспедиции: «Такие сведения наводят на мысль о том, не затевают ли обозначенной экспедиции входящие в состав ее лица произвести сбыт спирта инородцам в обмен на имеющиеся у них продукты севера». А потому исправнику предписывается по прибытии экспедиции в Березов установить за ее членами «негласным путем неослабное наблюдение». И в случае обнаружения с их стороны каких-либо противозаконных действий немедленно сообщать об этом шифрованной телеграммой властям в Тобольск.

Там же подшита телеграмма из Обдорска (ныне Салехард) березовскому исправнику о ледоставе на 9 октября реки Полуй и наличии заберегов непосредственно на Оби. На основе этого исправник 11 октября направляет из Березова в Тобольск телеграмму на имя губернатора: «Экспедиция Эльпорта прибыла Березов 7 октября вследствие наступившего здесь замора рек отбыть далее не могла осталась зимовку Березове». Спрашивается: зачем было отправляться из Тобольска в преддверии близкой зимы, когда с самого начала было ясно, что ледостав может наступить довольно скоро. И этот факт говорит если не об иных целях руководителя экспедиции, то о его некомпетенции в организации мероприятий подобного рода.
Вслед за телеграммой исправник направляет губернатору подробный отчет о членах зазимовавшей в Березове команды и действиях, ими предпринятых. В нем он сообщает, что «никаких занятий у экспедиции нет, рабочие все уволены» и с ними произведен полный расчет, чем рабочие остались весьма недовольны. Вызван в Тобольск и помощник Эльпорта инженер отставной штабс-капитан Фон-Зиберг. Из своего знакомства с рабочими он заключает: «они представляют из себя какой-то сброд случайно набранных, совсем незнакомых и неподготовленных для трудной экспедиции на север». Всего их прибыло в Березов 14 человек, в том числе два мальчика, 13 и 16 лет, и две женщины из крестьян. Отдельно он отмечает некого Иуду Жданова, который «только что выпущенный из дома умалишенных». Рабочих Эльпорт нанял, по словам исправника, «на большое жалование, некоторые из них получают по 120 рублей на готовом содержании». Но, несмотря на это, «никаким уважением среди них Эльпорт не пользуется и нет ему никакого названия, кроме названия жид». Видимо, это обидное словечко было в те годы в большом ходу, коль исправник допустил его в письме к должностному лицу. И напоследок он передает довольно ценную информацию, что Эльпорт собирается ехать в Обдорск и «прибрать там завезенное для экспедиции имущество, а затем в Петроград, а весной по открытии рек нанять рабочих и техников, и предполагает отправиться на Ямал». Если бы знали исправник, губернатор да и сам Эльпорт, что через несколько месяцев им предстоит жить уже при новой власти, то неизвестно, как бы они поступили, оказавшись в той непростой ситуации. Возможно, ее организатор поехал бы совсем в иные края.

Надо полагать, организатор экспедиции неспроста поехал в столицу, поскольку там у него, судя по всему, были довольно высокие покровители. Об этом свидетельствует очередная телеграмма из Омска на имя все того же березовского исправника, но за подписью самого военного министра барона Таубе. В ней подтверждается отсрочка «белобилетникам Эдуарду Лаису и ратнику 2-го разряда Ивану Колесникову на все время участия в полярной экспедиции от призыва в армию». Вряд ли мы узнаем, кто именно хлопотал перед высшими чинами в военном министерстве об отсрочке рядовым участникам чисто авантюрной поездки на Ямал под громким названием «полярная экспедиция». В военное время любое путешествие к границам государства очень строго контролировалось властями, и чтобы отправиться из Тобольска на север губернии, где и пограничников в начале XX века на сотни миль не было, нужно было заручиться поддержкой кого-то очень влиятельного, стоящего по служебной лестнице намного выше должности губернатора. Это мог быть или высокопоставленный министерский чин, или столь же серьезный чиновник из правительственного сената. Так что господин Эльгорт был далеко не так прост, каким он показался уездному исправнику. И губернатор Ордовский-Танаевский хоть и разрешил поездку, как тогда выражались - на «Тобольский Север», но имея немалый опыт государственной службы, углядел за всем этим нечто противозаконное, почему и велел вести полицейскому ведомству негласное наблюдение за всем происходящим.

    Оказывается, в вечной мерзлоте предстояло прорыть около полутысячи верст между Байдарацкой и Обскою губами с помощью лопат силами не более десяти человек. Тут в очередной" раз стоит задуматься о реальности такого «прожекта», в необходимости которого большой нужды к тому же не было.

Меж тем Исаак Израилевич Эльгорт хорошо ориентировался в межведомственных отношениях дореволюционной России и, зная, что губернаторы находятся в непосредственном подчинении структуре МВД, исходатайствовал о поддержке и в этом министерстве. Тобольский губернатор не мог не подчиниться приказу из МВД и направил депешу в Березов, где писал, что «впоследствии отношения Департамента общих дел от 1 ноября 1916 года еврею И.И. Эльгорту господином Управляющим МВД разрешено пребывать на полуострове Ямал на время изысканий и работ по устройству канала между Байдарацкой и Обскою губами».
Наконец-то проясняется, что же за канал собираются прокладывать в северных сибирских широтах. Оказывается, в вечной мерзлоте предстоит прорыть около полутысячи верст с помощью лопат силами не более десяти человек. Тут в очередной раз стоит задуматься о реальности такого «прожекта», в необходимости которого большой нужды к тому же не было. Настораживает не только невыполнимость этих работ вручную, но и то, что Ямал из полуострова превратился бы в самый настоящий остров и путь на материк для аборигенов оказался бы отрезан. Не говоря о том, что многочисленным стадам дикого оленя тоже пришлось бы менять свой маршрут, а это неизбежно вызвало бы их гибель и падеж. Налицо вследствие непродуманных действий, как принято говорить в наши дни, экологическая катастрофа. Хотя, может быть, о катастрофе и слишком сказано, но местные кочевые народы испытали бы от прокладки канала ряд трудностей, чего центральные власти всегда опасались и старались не обострять отношений, особенно в годы войны на окраинах империи. На наш взгляд, только благодаря обострению политической ситуации в стране Исааку Эльгорту удалось осуществить свое предприятие, но реальные плоды оно, как известно, не принесло.

Дав разрешение на поездку Эльгорту на Ямал, тобольский губернатор следом шлет в Березов секретную телеграмму с предписанием уездному жандармскому отделению «проверить и донести без промедления, насколько соответствует действительности» деятельность Эльгорта с заявленными им планами. В ответ 30 января 1917 года следует телеграмма агента, обозначившего себя под псевдонимом «Вестник»:
«Тундры вернулся полярный путешественник Эльпорт (ошибка в написании фамилии. - Авт.) куда ездил встречаться ямальскими самоедами бытность тундре ночевал самоедских чумах Эльпорту удалось зафиксировать кинематографе тундру кочевую жизнь самоедов Обдорске квартире путешественника ежедневно собираются приезжие самоеды которые через переводчика ведут беседы относительно их быта многие речи суждения сказки песни Эльпортом записаны валиках диктофона многие влиятельные самоеды выражали готовность оказать содействие прорытием канала через их земли». Как видим, «влиятельные самоеды» высказывали отнюдь не протест, а даже одобрение, со слов информатора. Но как бы они повели себя, появись на их землях канал, сказать трудно.
Итак, оказывается, Эльгорт занимался не только вопросом прокладки мифического канала, но был не чужд и этнографических исследований: занимался киносъемками, записывал на восковые валики фольклор аборигенов, а может, и фотографировал их, о чем в сообщении ничего не говорится. Видимо, нам никогда не удастся обнаружить ни материалов киносъемки, ни звуковой записи, которые наверняка затерялись в лихолетье Гражданской войны, а может, и лежат где-то те материалы неопознанные.
Но на этом дело не заканчивается. Старательный пристав со знанием дела составил список лиц, участников экспедиции, из которого мы можем судить, что за люди были набраны, в каком возрасте и где они родились. Так, организатор ее оказался могилевским мещанином в возрасте 43 лет, и полное его имя Абрам Иуда Израилев Эльгорт. Его помощник Федор Дмитриевич фон Зиберг родился 22 февраля 1868 года, и известно, что паспорт ему выдали в городе Харбине, где он, скорее всего, оказался после русско-японской кампании 1904-1905 годов.
Управление судном лежало на лоцмане парохода «Аскольд» Воронцове. А все остальные члены команды были из крестьян или мещан. Из прочих выделяются своим явно не сибирским происхождением: мещанин беженец из г. Ковны Иван Бонифатьев Иозефович и крестьянин Курлянской губернии Эдуард Эрностов Лаис - латыш, беженец.
И совсем непонятно, с какой целью отправились исследовать Ямальский полуостров братья Шамухамет и Мухаммед Кульмаметьевы, одному из которых - 50, а другому - 52 года. Оба они записаны как потомственные дворяне. Это действительно древний род, представители которого известны еще со времен хана Кучума. Многие из них успешно вели торговлю со среднеазиатскими странами. Может быть, именно торговые дела и привели их на самый север Тобольской губернии? Трудно ответить, но этот факт лишний раз подтверждает предположение, что экспедиция Эльгорта была задумана именно как коммерческая, а исследовательские цели если и существовали вообще, то лишь для прикрытия.

Следующая телеграмма, находящаяся в деле, отправлена самим Эльгортом в марте 1917 года из Петрограда. И адресована она местному приставу. Речь в ней идет о некой рукописной тетрадке, данной для прочтения самим Эльгортом обдорскому учителю Иванцову, который не спешил вернуть ее хозяину. Как и положено, организовалось следствие, и Иванцова обязали вернуть тетрадку, в которой оказались конспекты книг разных авторов, занимавшихся в конце XIX века исследованием Тобольского Севера. Вместе с тем у учителя обнаружили книги, взятые им в Обдорской миссии без записи в формулярный список. Чем закончилось расследование - нам неизвестно. Как и то, когда Эльгорт вернулся из Петрограда на Ямал. Но то, что он туда вернулся, несомненно. Об этом говорит очередная телеграмма от 10 июня 1917 года из Обдорска в Березов комиссару Ануфриеву. Подписана она председателем комитета общественной безопасности Нетжиным. Новые веяния дошли и до самых окраин бывшей Российской империи, и место исправника занял председатель комитета. Вот полный текст телеграммы: «Полученным сведениям Березове балансом парохода Эльгорта есть 800 пудов дроби ходатайствуйте снять для Обдорска. Могут заменить галькой песком. Эльгорт неблагонадежен пароход задержите».
Это последний находящийся в деле о таинственной экспедиции документ. Чем закончилось данное весьма сомнительное, на наш взгляд, мероприятие, можно лишь предполагать. Думается, что человек, сумевший найти подход в непростое военное время к высшим чинам военного министерства, вполне мог найти подход и к тем, кто возглавил власть в северных регионах страны после отречения Николая II от престола. Ни одна власть не способна существовать без коммерсантов, которые, как известно, привыкли лавировать и выживать в самых драматических ситуациях. Зато мы можем с уверенностью констатировать, что канал на Ямальском полуострове не был построен и речь о чем-то подобном в советские времена, насколько нам известно, не велась. Судя по всему, в таком сооружении просто нет необходимости. Или его невозможно осуществить в условиях Заполярья.

На основании всего вышеизложенного мы вправе сделать вывод, что господин Эльгорт являлся никем иным, как обычным авантюристом, нашедшим удобный предлог для проникновения на Ямал для собственной выгоды в очень непростое для России время. Возможно, в дальнейшем это имя обозначится в трудах современных исследователей и мы сможем получить о нем более подробные сведения. Может быть, там господин Эльгорт предстанет совсем в ином свете. В любом случае страна должна знать своих «героев» для составления далеко пока что не полного полотна о собственном историческом прошлом. И наше сообщение - лишь небольшой штришок среди многих ему подобных.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Октябрь 2014 23:01

Число ученых экспедиций, побывавших на нем (Ямале-прим.леспромхоз), весьма ограничено, и имена исследователей знакомы специалистам наперечет. Тем более удивительно, что одна из них не упоминается ни в трудах ученых, ни в публицистических статьях.

У меня сложилось мнение, что уважаемый "тобольский профессор" не смог уловить связь Ямальских экспедиций К.Д. Носилова с экспедицией Эльпорта.
С трудами ученых, а именно с классическим исследованием М.И. Белова "История открытия и освоения Северного Морского пути", автор определенно не знаком, иначе он должен был бы процитировать это:


М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том II. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1962 г. стр. 403-404.

Из предложений характеризуемого периода заслуживает упоминания и проект К. Носилова об устройстве речного пути через южную часть п-ва Ямал {4}, получивший в 1914 г. поддержку в Министерстве торговли и промышленности и Министерстве путей сообщения {5}.
Считая Карское море неудобным для регулярного мореплавания, К. Носилов предложил оборудовать обходной сплошной речной путь от мыса Каменного в Обской губе к мысу Марре-Сале на западном побережье п-ва Ямал. Около последнего пункта намечалось построить морской порт. Речной путь, общей протяженностью около 200 верст, по которому в старину русские мореходы плавали в Мангазею, предполагалось проложить через р. Юрибей и ряд озер. Возможность использования такого пути была подтверждена экспедицией Русского географического общества под руководством Б. М. Житкова в 1908 г.
Небольшой искусственный канал в восточной части пути рассчитывался на проход судов с осадкой до 5 фут. и грузоподъемностью до 75 тыс. пуд. Посредством этого пути инициаторы надеялись установить регулярные торговые плавания между Западной Сибирью и портам Англии и Франции, хотя очевидно, что при указанном варианте он не мог иметь серьезного экономического значения.
Для устройства и эксплуатации речного пути через Ямал (с окончанием оборудования его в 1918—1920 гг.) было организовано специальное товарищество, которое рассматривалось как совместное англо-франко-русское предприятие. Помимо транспортных целей (вывоз сибирского сырья), товарищество имело в виду эксплуатацию природных богатств Севера. Носилов и его компаньоны настойчиво пропагандировали идею учреждения срочного пароходства «Тюмень — Лондон». В 1916 г. ими была предпринята экспедиция на Ямал под руководством Эльпорта для подробного исследования будущей трассы, но попытка «выключить» большую часть Карского моря из морского пути в Сибирь встретившая кое-где сочувствие, ни к чему не привела.

{4} Об этом, некогда существовавшем пути, который «легко может быть вновь отыскан», напомнил в 1904 г. А. Филиппов в ст. «Речной путь в Сибирь через полуостров Ямал» («Зап. по гидрографии», вып. XXVI, 1904, стр. 160—167).
{5} ЦГИАЛ, ф. 95, оп. 6, д. 1955, ч. IV, л. 111; см. также «Новое время», 1916, 30 сентября; Экспедиция на Ялмалский полуостров, «Русское судоходство», 1916, № 12, стр. 21—22; А. Вихман, Морские сообщения Сибири (Северный морской путь), Красноярск, 1919, стр. 30—31.
Как уже говорилось, на «выключение» Карского моря были рассчитаны проекты железных дорог от Оби к побережью Европейского Севера, выдвинутые Голохвастовым и Кнорре. Целесообразность устройства такой дороги с выходом к устью Печоры защищал еще в 1900 г. гидрограф А. И. Варнек (см. его ст.: Железная дорога в обход Карского моря, «Русское судоходство», 1900, № 225).

[403]


Публицистические статьи представлены здесь.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Октябрь 2014 23:51

Вячеслав СОФРОНОВ,
доктор исторических наук, профессор Тобольской социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева пишет:
Оказывается, в вечной мерзлоте предстояло прорыть около полутысячи верст между Байдарацкой и Обскою губами с помощью лопат силами не более десяти человек.

 500.jpg
У профессора проблемы не только с историей, но еще и с географией.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Октябрь 2014 20:28

© "Кина не будет"
Вернемся к экспедиции 1921 года.


Советская Сибирь, 1923, № 226 (1923-10-07)

 Советская Сибирь, 1923, № 226 (1923-10-07) К вопросу о Ямальской экспедиции.jpg
К вопросу о Ямальской полярной экспедиции

1 апреля 1921-го в номере 70-м „Известий ВЦИКа" появилась статья под заглавием "Великий Сибирский путь".
Проект Носилова — сообщают „Известия", — "создает новый путь исключающий совершенно Карское море с его льдами, препятствующими морскому судоходству, и сокращающий на 1000 верст Северный Морской Путь из Сибири в Европу. Продолжительность доставки грузов от Томска до Лондона вычислена в 16 суток, что говорит о дешевизне и срочности доставки. Провозоспособность пути исчислена технически в 200.000.000 пудов".

"Совет Народных Комиссаров, рассмотрев доклад Носилова и признавая военную срочность, государственное и мировое значение пути, снаряжает экспедицию под руководством Носилова".
"Возможно" — говорит в заключение автор статьи, — «что экспедиция в нынешнюю навигацию перебросит 20.000.000 (двадцать миллионов) пудов хлеба и 200.000 пудов оленьего мяса".

Комитет Северного Морского Пути, существующий при Сибревкоме с 20 апреля 1920 года для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного Морского Пути, заинтересовался до чрезвычайности проектом Носилова, тем более, что изложенное в цитированной статье об исключении, при пользовании путем Носилова, необходимости плавания Карским морем, при следовании с запада к устьям Оби и Енисея, о сокращении продолжительности движения водой от Томска до Лондона до 16-ти суток и о возможности провоза в том же 1921-м году новым искусственным водным путем, до того совершенно необследованным, 20.200.000 пудов груза — хлеба и мяса — заставляло опасаться, что Носилов пытается решить серьезную задачу о выгодности и безопасности пользования Северным Морским Путем с чрезвычайной поспешностью и легкомыслием.
Те же опасения обеспокоили, по видимому, и другие научные и технические учреждения, близко соприкасающиеся с вопросами Северного Морского Пути. Так — Главное Гидрографическое управление сообщает в штаб Коморси (15-го апреля 1921 г. № 1262 31 ск.):
"До производства Гидрографических исследований в конечных пунктах проектируемого Носиловым пути, управление считает все это предприятие крайне рискованным. Что же касается возможности доставки грузов из Томска до Лондона в 16 суток, то управление считает такую скорость на практике недостижимой, даже не принимая во внимание препятствий от льдов на пути между Югорским Шаром и устьем Юрибея".
Русское географическое общество сообщает в Главное Гидрографическое управление (26-го апреля 1921 г. № 112):
"Проект Носилова обсуждался уже дважды и оба раза был признан неосуществимым во всех от ношениях, как в технических, так и физико-географических. Речки, текущие через Ямал, сравнительно небольшие, и для определения возможности по ним судоходства их необходимо сперва исследовать с этой именно точки зрения, а затем приспособить технически. Последняя работа, вообще, трудная, при условии мерзлого грунта, отдаленности места работ от всяких жилых мест и краткости полярного лета. Очевидно, даже в случае ее технической возможности, работа затянется на много лет, и ни в коем случае к концу сего года никакого речного каравана нельзя будет провести через Ямал сим путем. Совет Русского Географического Общества еще раз высказывается в том же смысле по сему вопросу, а именно, о полней неблагонадежности предлагаемого Нисиловым пути".
Последовала критика и в широкой печати. Так, — в номере 83 "Экономической Жизни" от 17-го апреля 1921 года некто Полярный в статье "К вопросу о Северном Морском Пути" говорит, между прочим :— "В то время, когда лучшие специалисты полярного мореплавания торжествуют от сознания открытия Северного Морского Пути, путешественник Носилов стучится в открытую дверь и собирается прорывать канал через полуостров Ямал, игнорируя, или не зная открытый ими свободный проход вокруг того же полуострова Ямала".
Как заключительный аккорд, в номере 44 "Известий ВЦИКа" от 24 февраля 1922 г. появляется статья "Кто должен отвечать" (по данным информационного бюро НКРКИ) „Рабоче Крестьянской Инспекции” пишет автор статьи, — "приходится часто наталкиваться на такие эксперименты наших хозяйственных органов, которые ни в какие рамки нормального человеческого разума не укладываются. К числу таких непостижимых начинаний должна быть отнесена и, так называемая, Ямальская Полярная экспедиция, организованная главкомгосором летом 1921 г.".
"Идея о канале излагается путешественником Носиловым в обширной докладной записке, трактующей о немедленной переброске двух миллионов пудов Сибирского хлеба".
"В результате снаряжается Полярная экспедиция по прорытию канала на полуострове Ямале (так гласит широковещательный заголовок на бланках начальника экспедиции), снаряжается с необычайной поспешностью и щедростью".
"Без научной, без деловой подготовки, без реально намеченной цели, баз продуманного плана работ, без научно и технически подготовленного персонала организуется экспедиция по прорытию (на бесплодном Севере в вечно-мерзлой почве) фантастического канала, равного, а, может быть, и превышающего Панамский".
Подходя к анализу по существу проекта Носилова, Комсеверпуть обратился к записке второго вдохновителя и участника экспедиции — Эльпорта — "Водный путь, соединяющий Обь—Иртышский бассейн с рекой Енисеем и Байдарацкой губой" и нашел в ней следующие мотивы, доказывающее с точки зрения Эльпорта целесообразность проекта и необходимость срочного его осуществления: —
"В настоящий исторический момент наша страна — „пишет Эльпорт, переживает страшный экономический кризис. Перед нами во всей грозности стоит вопрос о жизненном благополучии Республики". — Далее следует вывод, что нужно сделать для спасения РСФСР от экономической разрухи: "Для восстановления экономического благосостояния страны и культурного ее развития, в первую очередь, не обходимо соединить каналом Обскую губу с низовым течением реки Енисея и тем создать беспрепятственный выход на простор мирового океана при посредстве Северного Морского Пути. Эго соединение может быть произведено каналом через р. Таз — Турухан и соединяющими их притоками, а с западной стороны Обская губа может быть соединена с Байдарацкой губой через полуостров Ямал при посредстве р. Солето, озера Ся-Он-То и реки Юрибей. Преимущества нового пути, как сообщает Эльпорт в этой же записке, — следующие: "Когда Обь-Иртышский бассейн будет соединен каналом с Енисейским бассейном, то необходимо соединить Обскую губу с Байдарацкой губой через водную систему полуострова Ямала. Это соединение сократит путь плавания почти на 1600 верст, а главное, что даст возможность судам, идущим из Европы в Сибирь Северным Морским Путем, миновать опасность ледяных зон Карского моря у острова "Белый".
Подводя итоги и исчисляя стоимость сооружения всего пути от р. Енисея до Байдарацкой губы в 47.000.000 довоенных рублей, Эльпорт пишет в заключение "Из всего вышеизложенного с несомненностью можно установить, что с одной стороны, проектируемый водный путь от Байдарацкой губы до р. Енисея представляет большой практический интерес, как один из вариантов Северн. Мор. Пути, а с другой стороны, — что о названном пути и районе, в котором он проходит, не имеется достаточно достоверных данных, поэтому единственный вывод, который может быть сделан, — это необходимость всестороннего изучения и исследования рассматриваемого вопроса, представляющегося не только государственно важным и практическим, но имеющего также крупный научный интерес. Ввиду вышеизложенного, прошу дать мне возможность организовать небольшую экспедицию под моим руководством для срочного производства необходимых изысканий, а потом — осуществления означенного моего проекта".
Достоинства искусственного водного пути, проектируемого Носиловым — Эльпортом, с точки зрения Эльпорта, в том виде, как они за фиксированы в цитированной выше сего записке сводятся к следующему: 1) Избегается скопления льдов у острова Белого: 2) значительно сокращается длина пути — (по данным Эльпорта — на 1600 верст от Туруханска до Байдарацкой губы; по исчислению, КСМП — на 800 верст, приблизительно от "Hового Порта" до устья Байдарацкой губы).
Оба эти, рисуемые Эльпортом, мнимые достоинства искусственного водного пути, в действительности, не составляют никаких преимуществ перед существующим естественным водном пугем в обход полуострова Ямал, что видно из ниже следующего:
Льды Карского моря являются единственным препятствием для признания Северного морского пути с запада к устьям Оби и Енисея — путем обычного нормального плавания: закрывая в иные годы тот или иной пролив из Баренцева в Карское море, скопляясь иногда в северных районах Карского моря, иногда заполняя южные его часть — в зависимости от многих причин, в том числе от силы, продолжительности и направления ветров, льды могут оказаться непреодолимым препятствием для пароходов, если они направятся в Карское море, не имея точных сведений о состоянии льдов и о направлении их движения. Поэтому, Комсеверпуть первейшей задачей, стоящей в ряду улучшений условий плавания Северным морским путем, считает систематическое изучение режима льдов Карского моря наблюдение за состоянием их и своевременное оповещение идущих судов о положении кромки льда для безошибочного направления курса пароходов. Осуществленные к настоящему времени мероприятия в этом направлении следую щие: три радиостанции в районе Карского моря — в Югорском Шаре, в Карских Воротах и на западном берегу Ямала у Маре-Сале в течение целого года ведут метеорологические наблюдения и ко времени движения судов товарообменной экспедиции дают сведения о состоянии льдов в районах видимости радиостанций, что делает движение судов белее уверенным; сопровождение экспедиций ледоколом как-то было в 1920 г., 21 и 22 г.г. — делает движение судов безопасным и в случае встречи со льдами.
Дальнейшее улучшение, намечавшееся в экспедиции 1923 г.— рейсирование в Карском море вдоль кромки движущегося льда в течение всего периода навигации переведенного в прошлом году из Петрограда в Сибирь гидрографического судна „Мятель” полуледокольного типа. Изучая общие законы движения льдов Карского моря "Мятель" в то же время давала бы в этом году самые точные сведения подходящим пароходам экспедиции. Риск неожиданно наткнуться на льды настолько уменьшился, что в экспедиции 1923 г. исключалось участие ледокола, сопровождавшего ее в прошлые годы из портов Европы. На случай обязательного прохода через ледяные поля предположен был вызов на помощь экспедиции ледокола, дежурящего для этой цели в Архангельске.
Полный цикл работ по организации наблюдения за льдами будет закончен предположенной постройкой еще трех радиостанций — в Маточкином Шаре, на мысе "Желания" и на острове "Белом" и снабжение этих и существующих в на стоящее время радиостанций гидропланами для увеличения площади наблюдения. После постройки дополнительных радиостанций, льды Карского моря будут всегда в кольце наблюдательных пунктов. Из изложенного следует, что Комсеверпуть в своих работах по изучению и улучшению условий плавания Северным морским путем исходит из следующих неопровержимых положений: 1) Карское море всегда может быть посещаемо льдами, как в зимнюю пору, так и во врем летней навигации; 2) количество, размер и местонахождение плавающих ледяных полей и отдельны льдин зависит от разных причин и, главным образом, от силы, направления и продолжительности ветра; 3) никакая часть Карского моря не может считаться обеспеченной от посещении плавающими льдами. Так, могут быть случаи, когда льдом заполнена южная часть моря и южные проливы, тогда как северная его часть и Маточкин Шар совершенно свободны, — и наоборот.
Никакая причина не может изменить этих положений и, тем более, не может быть такой чудодейственной причиной канал через Ямал устье которого выходит в южную часть Байдарацкой губы. Если можно встретить льды в районе острова Белого, то не с меньшим, а с большим вероятием можно встретить их в Байдарацкой губе, которая, как ковш Карского моря, может быть плотно забита, как льдом местного образования, так и наносным с севера.

Комитет Северного морского пути.
(Окончание следует).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Октябрь 2014 09:32

Советская Сибирь, 1923, № 227 (1923-10-09)

 Советская Сибирь, 1923, № 227 (1923-10-09) К вопросу о Ямальской экспедиции.jpg
К вопросу о Ямальской полярной экспедиции
(Окончание)

Из всего сказанного в первой части статьи видно, что проектируемый Носиловым и Эльпортом канал через Ямал не исключает плавания Карским морем и нисколько не обеспечивает пароходы от встречи со льдами, поэтому борьба с вредным влиянием льдов Карского моря на мореходство Северным морским путем должна вестись не путем прорытия этого канала, совершенно бесполезного в указанном отношении, а по линии работ, намеченных Комсеверпутем и выше вкратце изложенном.
Второе "преимущество" искусственного водного пути — сокращение расстояния на 1600 верст, от Туруханска до Байдарацкой губы и на 800 верст от Нового Порта до Байдарацкой губы — сравнительно с расстоянием между этими пунктами, считая нормальным водный путь в обход острова Белого, может быть оценено в результате следующих соображений.
При сравнительной краткости срока навигации Карским морем и в низовых плесах Оби и Енисея сокращение длины пути имеет значение в том случае, если оно вле чет за собой и сокращение времени хода этим новым путем морских и речных пароходов.
В случае осуществления проекта Носилова оказалось бы следующее: — т. к. шлюзованный водный путь — Енисей — Тазовская губа — Байдарацкая губа рассчитан Носиловым на речные суда, то, очевидно, у выхода этого пути в Байдарацкую губу должен быть устроен перегрузочный порт, к которому, с одной стороны, будут подходить морские, а с другой — речные пароходы. (В настоящее время местом перегрузки в Обской губе служит бухта Новый Порт, а в Енисейском заливе Усть-Енисейский). Движение морских пароходов от о-ва Вайгач до «Нового Порта» при благоприятных условиях совершается теперь в трое суток (694 мили но 10 миль в час хода морских пароходов — 69 часов), движение от того же острова до Усть-Енисейского порта совершается также почти в трое суток (770 миль по 10 миль в час — 77 часов). При тех же благоприятных условиях пароход от острова Вайгач до предполагаемого порта в Байдарацкой губе пройдет одни сутки (200 миль — 20 часов). Таким образом, время хода морских пароходов сократится в случае устройства перегрузки в Байдарацкой губе на двое или двое о половиной суток, а в обоих направлениях —- туда и обратно — на четверо или пятеро суток. Это не составит большого выигрыша времени в навигацию Карским морем, которая продолжается при хороших условиях 2 месяца — с 15-го августа по 15 октября, при чем при расчете подвозки грузов морскими пароходами из портов Европы всегда расчитывают на один только рейс каждого парохода, а указанная экономия в 5 суток не дает основания расчитывать на второй рейс. Что касается речных пароходов, то для них, при движении искусственным водным путем, получится значительная потеря времени. Обские суда, доходящие теперь до Нового Порта, должны будут продолжать свой путь до Байдарацкой губы шлюзованным каналом с 8-ю шлюзами, что требует затраты времени по очень оптимистическому подсчету Эльпорта 76 часов, т. е. трое слишком суток, а в обоих направлениях 6 1/2 суток, т. е. почти неделю, не принимая во внимание необходимых остановок в пути для набора топлива и проч. Эта неделя может поставить второй рейс Обских пароходов, на который расчитывается при устройстве оборудованного порта в Обской губе, под угрозу неосуществимости. Что касается Енисейских пароходов, то вместо того, чтобы итти от Туруханска в Усть-Енисейский порт, на что теперь затрачивается четверо суток, им придется от этого города свернуть на шлюзованный путь до реки Таз, этой рекой в Тазовскую губу, далее Обской и шлюзованным каналом через Ямал в Байдарацкую губу. Эльпорт подчитал время, необходимое для прохода речным пароходом этого пути общим протяжением 1700 в. и пришел к заключению, что для этого нужно затратить 10 суток в один конец. Данные расчета Эльпорта о возможной скорости движения речного парохода преувеличены: так, он полагает против течения по реке Юрибею — восемь верст в час; против течения по р. Тазу — 6 верст в час, среднюю скорость по Обской и Тазовской губе — 12 верст в час. Не вдаваясь в критику этих цифр, не говоря пока о невозможности, вообще, для речных пароходов совершить безопасно путь в 650 верст по Тазовской и Обской губе в условиях полуморского плавания, не добавляя упущенного Эльпортом времени на остановки в пути для набора топлива и проч., не принимая во внимание и того, что во вторую половину навигации нельзя будет допустить нового движения пароходов по речной системе, особенно, в шлюзованной части, что увеличит время движения вдвое, — возьмемте 10 суток, что сосчитал Эльпорт. Енисейские пароходы, направляясь вместо Енисейского порта в Байдарацкую губу, будут находится в пути в одном направлении лишних 6 суток, а в обоих направлениях 12 суток, т.е. почти две недели. Эти лишние две недели принудят совершенно отказаться от второго рейса Енисейских пароходов для товарообмена в Байдарацкой губе.
Подводя итоги сказанному по поводу второго отмеченного Эльпортом "преимущества" проекта Носилова — сокращении пути на 1600 верст, видим, что в связи с переносом существующих теперь пунктов перегрузки в Байдарацкую губу морские пароходы будут проходить путь от острова Вайгач в Байдарацкую губу на 990 верст короче, чем они делали до Енисейского порта и на 865 верст короче, чем до Нового Порта, сокращая время своего хода при благоприятных условиях на двое с половиной суток в одном направлении. Речные пароходы из Оби будут делать лишних 430 верст шлюзованным путем, увеличивая время своего хода в одном направлении на трое суток (по преуменьшенному расчету Эльпорта). Речные пароходы из Енисея будут делать 1012 верст лишних, теряя на этом 6 суток (по расчету Эльпорта) и рискуя погибнуть в Тазовской или Обской губе. Такого рода "преимущество" нового пути более, чем сомнительно.
Приеденные рассуждения поясняют, почему Комитет Северного морского пути, ознакомившись с проектом Носилова, пришел к заключению, что новый путь, не улучшая условий плавания морских судов, значительно усложнит путь судов речных и ставит их в условия продолжительного рискованного плавания Тазовской и Обской губой.
Недостаток сведений о районах, в которых предположен новый водный путь, не дает возможности судить о всех деталях работ, но и того, что известно и что частично приведено в докладе Эльпорта, достаточно было Комсеверпути, чтобы вынести заключение о невыполнимости проекта. Действительно — вряд ли можно, при отдаленности района работ и трудности подвоза материалов, в безлюдной местности, в суровом климате, при тяжелых условиях в вечно мерзлой почве выполнить, даже те работы, которые схематически намечены проектом при априорном предположении Эльпорта, что реки Юрибей и Таз судоходны до предположенных проектом пунктов и что судоходство по рекам Ямала, Паю-То или Яда, или наконец Лымбоне и по Турухану будет обеспечено после шлюзования их.
Существование Северного морского пути, как пути нормального товарообмена, возможно при условии более дешевых перевозок этим путем сравнительно с существуюшим путем железнодорожным. Поэтому всякая мера, удешевляющая перевозку этим путем, должна быть приветствуема и наоборот — все, что служит к удорожанию перевозок, должна быть решительно отвергнуто, как убивающее в корне нормальное развитие пользования Северным морским путем. Искусственный водный путь Носилова потребует для своего существования расхода, исчисляемого Эльпортом в 47 миллионов довоенных рублей; если считать, что исчисление Эльпорта не преуменьшено — (ведь, для этого исчислении не было даже приблизительных данных об объеме работ), то и тогда процент нормальной амортизации из 3% годовых даст на один пуд перевезенного груза 50 коп. дополнительного расхода, если грузооборот Северным путем достигнет 5.000.000 пудов, что вряд ли осуществимо в ближайшие десятилетия. К этому необходимо прибавить расходы на охрану, ремонт, эксплоатацию сооружений нового пути. Эти соображения приводят комитет Северного морского пути к убеждению, что новый путь Носилова, как вариант Северного морского пути, существовать не может, т. е. этот путь коммерчески невыгоден.
Итак, общее заключение Комсеверпути во поводу проектируемого Носиловым водного пути следующее:
1) Путь этот не улучшает условий плавания Северным морским путем;
2) Существование его, как варианта Северного морского пути, невозможно, т. к. путь этот коммерчески невыгоден;
3) Постройка пути технически не выполнима.
Относясь так отрицательно к постройке водного пути по проекту Носилова, Комсеверопуть в начале иначе отнесся к предстоящим изыскательским работам его экспедиции, т. к. полагал, что всякая научная работа в столь бедно обследованных районах может принести пользу в деле познании наших северных окраин и, в частности, в вопросе о нахождении и улучшении волоков между бассейнами Оби и Енисея и между Обью и Карским морем, что имеет большее местное значение для развития рыболовства и зверобойных промыслов. Хотя Комсеверпуть считал, что целесообразнее и дешевле было бы не снаряжать из центра особо дорого стоящей экспедиции, а воспользоваться существующими учреждениями практически и планомерно работающими над вопросами нашего Севера, но он полагал, что и изыскания экспедиции Носилова были бы не бесполезны. Комсеверпуть держался и держится того мнения, что наиболее легкого волока через водораздел полуострова Ямал надо искать по старому Новгородскому пути (река Морды — озеро Ней-То — река Зеленая), а не по пути, намеченному Носиловым, однако, желая спешно собрать данные о технической выполнимости проектированного водного пути через Ямал, Комсеверпуть вошел в соглашение с Обь-Енисейским гидрографическим отрядом, работа которого проходит в полном контакте с Комсеверпутем; в результате этого соглашения гидрографическим отрядом и была выделена на летний сезон 1921 года партия в составе 7-ми человек, считая в этом числе всех членов партии во главе с начальником ее Лаксбергом и включая рабочих, которой была поручена рекогносцировка на Ямале в районе пути, намеченного Носиловым. Результаты летних работ партии Лаксберга во много раз более ценны, чем результаты работ всей экспедиции Носилова — Эльпорта за год ее существования. Данные, добытые партией Лаксберга утвердили Комсеверпуть в его уверенности в невыполнимости проектированного Носиловым пути через Ямал.
Взгляд Комитета Северного морского пути на экспедицию Эльпорта — Носилова решительно изменился, когда комитету стало известно, что, вопреки заявлению Эльпорта в его докладе о "необходимости всестороннего изучения и исследования рассматриваемого вопроса", — экспедиция получила задание произвести, одновременно с изысканиями, и подготовительные для самой постройки работы.
Сведения, полученные в этом отношении Комсеверпутем подтвердились впоследствии докладом Эльпорта об Ямальской экспедиции в заседании НТО 21-го января 1922 г. "В селе Самаровском - сообщил докладчик — «была организована база, она же является заготовительной конторой. База эта, как расположенная почти на слиянии Оби с Иртышем, является складочным пунктом для материалов строительных и иных, которые будут прибывать сюда по вышеуказанным рекам. В самом селе Самаровском базой будут заготовляться строительные материалы, бревна и разборные избы. Здесь же частично будет производиться заготовка некоторых продовольственных продуктов для экспедиции. Большая база организована в Тобольске. Здесь будет производиться заготовка строительного и проч. материала. В этой же базе будет производиться техническая чертежная работа по тщательной отделке карт и вариантов в местах проведения канала, тем более, что под руками имеется богатейшая Тобольская библиотека с обширной литературой и соответствующими картами».
Поняв из этих мероприятий Эльпорта что вопрос о новом водном пути, который сам по себе, по меньшей мере, бесполезен не решится в результате зрелого обсуждения, а будет проведен в ударном порядке, который менее всего целесообразен в данном случае, комитет Северного морского пути признал, что Ямальская полярная экспедиция может принести более вреда. Давшая взамен, в лучшем случае, ничтожные результаты.

Комитет северного морского пути.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение ББК-10 » 13 Ноябрь 2014 21:09

Из ранних публикаций:
"Советская Сибирь", № 114, 28 мая 1921 г.

 Советская Сибирь, 1921, № 114 (1921-05-28) Канал на Ямале.jpg
СИБИРСКИЙ СЕВЕР.
Морской канал. В Сибирь ожидается экспедиция едущая из центра на Север Сибири для обследования вопросов об устройстве морского канала поперек полуострова Я-Мал, для того, чтобы морские суда могли по нему обходить опасное по обилию льдов Карское море. С устройством канала явится возможность почти удвоить навигацию на севере.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение ББК-10 » 23 Ноябрь 2014 12:52

Красный Север 1921 № 206. Среда 21 сентября.

 Красный Север 1921 № 206 эксп.Эльпорта.jpg
ТЮМЕНЬ, 16. Из Тобольска и Омска прибыла полярная экспедиция во главе с капитаном Ельпортом.
Экспедиция обследует пути для соединения Обской губы с Сибирью.
Предполагается создать на Севере автосанный путь с вагонетками для грузов и пассажиров. (Роста)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2015 19:55

Советская Сибирь, 1922, № 261, 18 ноября.

 Советская Сибирь, 1922, № 261 (1922-11-18) Экспедиция Эльпорта.jpg
НАШ КРАЙ

Научная экспедиция или прибыльное путешествие.

Ямальская экспедиция под начальством т. Эльпорта, была снаряжена для изысканий на п/о Я-мале соединения Обской губы с Байдарацкой, посредством небольших речонок. Сотни тысяч пудов импорта и экспорта сулил Эльпорт перебрасывать через Я-мал посредством канала который по словам того же Эльпорта может быть сооружен в течении что то уж очень непродолжительного времени несколько месяцев. (подробности в журнале издаваемом Эльпортом в 16 г. № 1, 2, 3, "Англо-русский северный журнал"). Однако, как оказалось, Эльпорт больше любил сочинять проекты, чем выполнять их. В 16 г. им была снаряжена на свои средства экспедиция на Я-мал и по всей вероятности должно быть представляла доходную статью, так как в 21 г. им снова была затеяна экспедиция с той же целью.
Достаточно порасспросить жителей села Обдорска, знакомых с экспедицией 16 г., когда Эльпорт в кошеве запряженной шестеркой оленей, с железной печкой внутри с большим запасом товарооб. фонда ездил по тундре изучать "Этнографию" Я-мала.
К его полному удовольствию, затеянная им экспедиция в 21 г удалась. И вот уже экспедиция выехала из Москвы, унося с собой "известного исследователя полярных стран", как рекламировал и называл себя Эльпорт в том же "Англо-русском северном журнале". Долго стоит экспедиция на путях в Омске.
Наконец, после долгой стоянки грузится на суда и только в августе отравляется на север. В то время экспедиции, находящиеся на севере, готовились к обратному пути. Естественно от такого сорта экспедиции работ ждать нечего, да она и не думает работать. Важно, что бы были самоеды с пушниной, а остальное ее не касается (между прочим товарообмен с самоедами не есть привилегия одной Я-м. экспедиции. Этой болезнью одержимы все без исключения экспедиции. Возвращаясь с севера с портоизыскательной экспедицией в 22 г . я был свидетелем многих торговых операций сотрудников экспедиции до начальства включительно).
Несмотря на то, что зимовкой Я-м. экспедицией на севере, выполнены почти все
работы согласно инструкции, все таки это ни что перед теми затратами, которые пошли на снаряжение экспедиции. Для такого незначительного количества полученных результатов, были затрачены огромные средства, оторвана от работ сотня людей, задержаны на целую навигацию у без того уже бедного транспорта пароход, две баржи, сожжена масса топлива.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение fisch1 » 28 Октябрь 2016 20:24

Водный путь из Обской губы в Карское море
ТОБОЛЬСК, 29 августа.Член Географического общества Носилов, получивший концессию на устройство водного пути из Обской губы в Карское море, в обход полуострова Ямала, для установления беспрепятственного торгового мореходства между портами Европы и Сибирью и организовавший с этой целью товарищество, прибыл сюда в середине августа и приступил к снаряжению экспедиции на полуостров Ямал, в южной части которого предстоит прорыть канал между истоками рек на болотистом перешейке. Подготовительная работа по снаряжению экспедиции близится к концу. Двинется она отсюда на север в начале сентября. В состав экспедиции войдут директор-распорядитель Эльпорт, геодезист Зибер, зоонатуралист Пахотин, механики, техники и человек 25 рабочих. Экспедиция сделает топографическую съемку южной части полуострова Ямала и произведет астрономические наблюдения.

“Новое время” (Петроград), 30 августа 1916

http://starosti.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1916: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение St.Petersburg » 19 Сентябрь 2017 15:51

Министерство Внутренних Дел
Тобольский Губернатор
Октября 4 дня 1916
№102
Г.Тобольск

Секретно
В Департамент полиции.
/.../
Дело в том, что, как об этом уже мною телеграфировано в Департамент Полиции 13 м. сентября , концессия на устройство искусственного водного пути чрез Ямальский полуостров, по Высочайшему повелению от 19 июля 1914 года дана Члену Императорского Российского Географического Общества К. Д. Носилову. Казалось бы, что последний и юридически и фактически должен быть полным хозяином означеннаго предприятия вообще и организованной ныне экспедиции в частности, Носилов и пытается рекомендовать себя всем в данном деле в таком именно смысле, заявляя,что для финансирования и осуществления сказанного предприятия им организовано Товарищество под фирмою " Торговый Дом И.И.Эльпорт и Ко".

Но, как оказывается против такой роли Носилова в означенном предприятии горячо протестует названный выше еврей Эльпорт, выступивший даже по этому поводу с своими письмами на страницах "Сибирского листка" (издающийся в г. Тобольске) и " Сибирской Торговой Газеты " (изд. в г. Тюмени).
В этих письмах Эльпорт категорически заявляет,что Носилов не может считаться ни организатором предприятия ни еще менее главою экспедиции: он де является только подставным лицом, для получения концессии, которую он, Эльпорт, как еврей, не мог получить на свое имя; за свою же услугу и за особый нотариальный договор,поставивший его, Эльпорта, во главе предприятия, Носилов получил от него, Эльпорта, 20 000 рублей.

На этом, по словам Эльпорта, строго говоря , роль Носилова и кончается.

Так именно и обстоит фактическая сторона данного дела.Хотя по договору в состав Торгового Дома входят Носилов, Эльпорт и почетный гражданин Терновский, но фактически во главе дела стоит Эльпорт, финансирующий предприятие в размере 96 % ( на образование основного капитала в 50 000 руб. он вложил 48 000 руб., тогда как Носилов и Терновский - всего лишь по 1000 руб.) причем, действительно, Эльпорт дал Носилову " за известные услуги" 10 000 рублей в момент подписания договора, обязуясь уплатить остальные 10 000 руб. в ближайшем будущем в два срока по 5 000 рублей в каждый.
Приведенные выше слова Эльпорта и дух договора подтверждается тем фактом, что Носилов действительно, не поехал ныне на Север с экспедицией.

/.../
Об изложенном имею честь уведомить Департамент Полиции.

Губернатор /подпись/
Старший Чиновник особ. поруч. / подпись/
Делопроизводитель /подпись/
St.Petersburg
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 Сентябрь 2017 15:04

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение Василий С » 01 Декабрь 2017 09:57

Фотографии с экспедиции 1916 года - И.И. Эльпорт и яхта "Галя-Лия" (она же знаменитый бот "Детройт").
История яхты сама по себе весьма интересна, все, что смог найти собрал тут https://catofoldmemory.livejournal.com/ ... 72#t239472

 Изображение 018.jpg
 Изображение 023.jpg
 Изображение 025.jpg
Василий С
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 Декабрь 2017 09:50

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение ББК-10 » 25 Апрель 2020 19:39

Предыдущие три сообщения к данной теме отношения не имеют.
Здесь 1921 год, но никак не 1916-й
Последний раз редактировалось ББК-10 26 Апрель 2020 10:06, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1921: Ямальская экспедиция Эльпорта

Сообщение ББК-10 » 25 Апрель 2020 19:43

Власть труда, 1921, № 617(523), 6 декабря

 Власть труда 1921 № 617(523) (6 дек.) ЭЛЬПОРТ экспедиция.jpg
Полярная экспедиция Эльпорта.


В Омск прибыла вторая партия полярной экспедиции Эльпорта, отправленная обследовать реки Таз и Турухтан для соединения их каналом.
Экспедиция высадилась у Ново-Турухтанска, отплыла по реке Турухтан до Старого Турухтана и прошла вверх по Турухтану с маршрутной съемкой свыше 250 верст.
Дойдя до устья Верхней Байки, экспедиция произвела промер фарватера, в некоторых местах сняла характерные профили, определила скорость течения и уклоны, описала условия плавания и поставила опознавательные знаки.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения