Адольф Милованов » 12 Октябрь 2014 08:39
Добавлю ещё несколько героических и трагических страниц из лётной биографии Томилина М.Н. до 1951г, взятых из РГАЭ.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2963. Приказы №1-116 УПА 1938г. 7.1-10.8.1938г.
Л. 174. Пр. 103 по УПА от 21.7.1938г. Выполняя задачу подготовки национальных кадров Чукотский аэроклуб провёл за короткий срок большую работу по подготовке пилотов. За истекшее полугодие аэроклубом подготовлено 7 пилотов, которые выпущены на самолёте У-2 инструктором пилотом Чукотской АГ тов. Томилиным. Тов. Томилин одновременно выполняя линейную работу показал себя на деле примерным пилотом-общественником.
Пилоту Чукотской АГ Томилину выношу Благодарность и объявляю «Стахановцем Полярной Авиации». Основание: донесение Командира Чукотской АГ т. Каминского.
ИО УПА Мазурук.
Д. 2964. Приказы №117-197 УПА 1938 год. 4 авг-30 дек 1938г.
Приказ №152 по УПА 27.9.1938г. 21 сентября с.г. самолёт Чукотской АГ ПС-7 Н-162 с экипажем: пилот Томилин, 1-й б/м Коротаев, 2-й б/м Мохов вылетели по спецзаданию в районе о. М. Диомид на поиски катера с 4-я гидрологами, унесённого штормом 4 сентября. Пилот сел при свежей погоде и забрал на борт людей и перелетел в Уэлен. В этот же день пилот Томилин привёл самолёт Н-162 в Анадырь с посадкой в бухте Провидения.
Отмечая особую ценность успешного выполнения молодым пилотом Томилиным указанного задания, объявляю Благодарность всему экипажу.
Командиру Чукотской АГ премировать каждого в размере 1-го месячного оклада.
Начальник УПА Мазурук.
Д. 166. Приказы ГУСМП 1939г №201-340. 203л. 9.2-27.2.1939г.
Ф/к Б. 2. Приказ 279. 20.2.1939г. За отличные успехи в работе ПА, за безаварийность в СВЖ и лучшие образцы стахановской работы – наградить работников УПА значком «Почётный Полярник»: … 2. По Чукотскому АО: 1) Мохова Александра Ив – б/р; 2) Томилина Михаила Николаевича – пилота.
Нач. Главсевморпути О. Шмидт.
(видимо этот приказ не вступил в силу, что видно из следующего приказа)
Д. 172. Приказы ГУСМП 1939г №900-1023 (подлинники) с 26.6.1939г.
Л.1. Пр. 900 по ГУСМП г. Москва 26.6.39г. «О премировании авиаработников Чукотки»
П. 1. В течение ряда лет коллективом Чукотского АО проведена большая работа по авиационному освоению Чукотского НО, в результате чего освоены маршруты полётов по Чукотке, общей протяжённостью в 4750 км, а также вырос и окреп актив энтузиастов по освоению Чукотки, стахановцев и ударников среди лётно-технического и обслуживающего состава отряда.
П. 2. За самоотверженную стахановскую работу по освоению Чукотки, - объявить благодарность и наградить:
Значком «Почётный Полярник»
1 Дендерюка А.С. – авиатехника
2. Мохова А.И. – б/м-радиста, ранее награждённого Похвальной Грамотой
3. Падалко В.П. – штурмана
4. Томилина М.Н. – пилота, ранее награждённого Похвальной Грамотой.
… П. 5. Приказ объявить всему личному составу Полярной авиации
ИО нач. Главсевморпути при СНК СССР Ширшов
Нач. Политуправления Л. Белахов.
Дело 1207. Годовой отчёт Чукотского отдельного авиаотряда за 1939г. 353л.
Л. 21. В порядке подготовки кадров из местного населения отрядом проводились следующие работы:
1. С 15 ноября 1938 года организована учебно-лётная группа в количестве 5 человек курсантов чукчей для подготовки пилотов и 3-х человек младших авиаспециалистов. Всего 8 человек.
До 21 марта 1939 года группа проходила теоретическую подготовку, а с 22 марта приступлено к лётному обучению всей группы. Для проведения обучения был выделен в качестве инструктора пилот Томилин и 2 самолёта У-2. Лётная подготовка протекала до 1 июня и прекращена ввиду порчи аэродрома. Вся группа после самостоятельных тренировочных полётов вместе с инструктором 29 июля 1939 года выехала на материк, для прохождения дальнейшего обучения.
В данный момент в отряде имеется 6 человек учеников националов в портах: Шмидте – 2; Анадыре – 2; Марково – 2. Из них отряд готовит младших наземных специалистов (мотористов, трактористов, радистов).
Л. 23. В 1939г. за отличные показатели в работе, из состава работников отряда награждены «Знаком Почётного Полярника» 9 человек: Томилин, Павлов, Бузаев (пилоты); Коровин, Гладков (б/м); б/р Бурмистров, а/т Дендерюк; инженер порта Карасёв, начальник порта Черник. И 19 человек – «Похвальной грамотой».
Д. 2971. Приказы №124-202 УПА 1940г. 110л.
Л. 3. Приказ 126. 3.9.1940г. …
За повседневное руководство лётной тренировкой от начала до конца обучения – пилоту Чукотского АО тов. Томилину М.Н. объявляю Благодарность и награждаю месячным окладом содержания. … ИО нач. УПА Каминов.
Д. 1230. Годовой отчёт Чукотской авиагруппы за 1942г. 158л. (15.3.1943г) …
Наилучших производственных показателей в 1942г. добился экипаж Томилина, которому за отличные показатели в работе в сентябре был присуждён вымпел Главсевморпути и ЦК Союза. В октябре за указанным экипажем вымпел был сохранён и кроме того выдана денежная премия в сумме 5000 руб. (б/м Сеталов, б/р Матвеенко).
(В 1942г. Томилин налетал 543 часа)
Оп. 5. Дело. 239. Материалы по аварийным происшествиям … за 1942г. 65л.
… Самой характерной вынужденной посадкой … Томилин при полёте с Крестов Колымских в Чокурдах, когда при усложнённых м/условиях решил идти по р/маяку и доверившись б/р Матвеенко потерял ориентировку из-за плохого вождения самолёта по радио, что закончилось вынужденной посадкой. …
Д. 2975. Приказы по УПА за 1944г. 9л.
Л. 1. Пр. 175 по УПА г. Москва 6.12.1944г.
«О назначении экипажей и закреплении техсостава за самолётами МАГОН».
П.1. Назначить экипажи самолётов, предназначенных к работе на зимнюю навигацию: …
На перегоночный самолёт Г-1 Н-291 Чукотской АГ.
1. к/к – пилот 2 кл. тов. Томилин М.Н.;
2. шт 1 кл. тов. Банюшевич П.М.;
3. б/мех тов. Мансуров Г.А.;
4. б/рад тов. Зуб П.Я. … Нач УПА Кузичкин.
Оп. 5. Дело 308. Сводные ведомости о лётных происшествиях по УПА за 1944-45гг. 61л.
Л. 22. Сводная ведомость всех аварийных происшествий по УПА за 1 кв. 1945г. …
По Чукотской АГ.
17 января вынужденная посадка Г-1 Н-291 пилот 2 кл. Томилин М.Н. из Хатанги на Косистый потерял ориентировку и в сумерках сел не долетая Косистого.
20 января – тоже – из Косистого в Тикси не работал р/маяк в Тикси, самолётная рация работала плохо и наступление темноты вынудило пилота сесть на Оленёкскую протоку – потеря ориентировки.
17 марта – тоже – вылетел из Крестов Колымских, через 15минут упало давление масла – возврат в а/п Кресты Колымские.
Л. 30. Сведения о лётных и не лётных происшествиях по УПА за 2 кв. 1945г. …
По Чукотской АГ:
Томилин М.Н. пилот 2 кл. 3 апреля Г-1 Н-291 – возврат из-за погоды.
Томилин 26 апреля Н-291 – авария – недисциплинированность к/с.
Л. 31. Сведения о безвозвратных потерях лётных и не лётных по УПА за 2 кв. 1945г.
26.4 – Г-1 Н-291 зав. №614 – авария.
Л. 33. Сводная ведомость всех авиационных происшествиях за 2 кв. 1945г по УПА. …
По Чукотской АГ:
3.4. Возврат из-за погоды Г-1 Н-291 Томилин из Анадыря в Угольную
26.4. Авария Г-1 Н-291 Томилин, Кресты Колымские-Анадырь. Во второй части полёта пилот повёл самолёт между 2-я ярусами облаков, ряд снежных зарядов, обледенение. Запоздалое решение вернуться, когда уже отказали пилотажные приборы самолёт стал снижаться, трудно поддавался управлению. При отсутствии видимости земли самолёт ударился о склон Пекультемского хребта и в 65 км восточнее Сталино потерпел аварию. Причина: недисциплинированность пилота Томилина. 2. Недостаточное руководство лётной работой со стороны командира АГ Агрова. Самолёт разбит на 100%, подлежит списанию.
Л. 44. Сводная ведомость всех лётных происшествий по УПА за 3 кв. 1945г. …
По Чукотской АГ.
Л. 50. 4 декабря при вынужденной посадке по м/у и отсутствии видимости в 2-х км. восточнее аэродрома Тикси потерпел аварию самолёт Чукотской АГ СИ-47 Н-362 п/у пилота 2 класса Томилина М.Н., посадка в тумане. Экипаж и пассажиры невредимы.
Нач. а/п Тикси Короленко.
(по закону подлости через 2 недели из Москвы на выручку прилетел Каминский и там же попал в аварию…)
Д. 1251. Годовой отчёт Чукотской АГ … за 1945г. 151л.
XIV. Аварийность. За истекший 1945г. в АГ…
Томилин (всего 7 лётных происшествий, по вине пилота – 5):
5 на Г-1 Н-291 и 2 на Си-47 Н-362
Оп. 5. Дело 311. Приказы УПА о техническом состоянии самолётного парка за 1945г. 121л.
Л. 1. Пр. 1с по УПА О нарушении пилотом 2 кл. Чукотской АГ т. Томилиным М.Н.
… 18.12.1944г. вылетел с Центрального Аэродрома на Свердловск, пролетел над центром г. Москвы, чем грубо нарушил установленные правила в отношении запретных для полёта зон. Приказываю. 1. … выговор. 2. Командиру Чукотской АГ вырезать из пилотского свидетельства т. Томилина талон нарушения №1 и представить его мне. …
Начальник УПА Кузичкин.
Л. 54. Пр. 15с. 20.6.1945г. Об аварии Г-1 Н-291 п/у старшего пилота Чукотской АГ Томилина М.Н.
26.4.1945г. в 60 км восточнее г. Сталино в верховье р. Афонькино… Состав экипажа: Томилин М.Н, б/м Смирнов М.И. и б/р Зуб П.Я.. Самолёт разбит на 100%. Легко ранен Смирнов.
Обстоятельства. 25.4.1945г. Томилин получил от Зам. нач. УПА Каминова телеграфное распоряжение, при наличии погоды вылететь в б. Угольную. На следующий день, получив погоду до Шмидта, вылетел из Крестов Колымских. В полёте при хорошей погоде, решил спрямить маршрут и лететь на Анадырь напрямую на Н=1700м, решив обогнать вылетевший по трассе на 1,5 часа раньше из Крестов Колымских Си-47. Через 3 часа полёта - низкая облачность, потом шёл между слоями, и в сплошной облачности, началось обледенение, что для этого самолёта недопустимо. После пролёта Сталино – отдельные снежные заряды с резким ухудшением видимости. Началось обледенение, гироскопические приборы вышли из строя, начал снижаться с расчётом выйти из облачности. При абсолютном отсутствии видимости, имея 420 м высоты по показаниям приборов, самолёт с работающими моторами ударился в одну из предгорных гряд хребта Пекульный и потерпел аварию.
Причина аварии: 1. Недисциплинированность, зазнайство, игнорирование элементарными правилами безопасности полётов …
2. Недостаточное руководство лётной работы со стороны командира АГ т. Агрова, при которой старшему пилот т. Томилину была создана обстановка полной бесконтрольности в его лётной работе.
Приказываю. 1. Старшего пилота Чукотской АГ Томилина М.Н. за … арестовать на 5 суток без исполнения служебных обязанностей. Аварию самолёта Г-1 Н-291 записать в личное дело т. Томилина.
2.Заместителю командира Чукотской АГ Сежетову А.П.: уточнить лётные происшествия имевшиеся по вине пилота Томилина за прошедшие годы и вписать их в его л/книжку.
3. Командиру Чукотской АГ Агрову Б.Н. усилить контроль за лётной работой, не оставляя без наказанным ни один случай нарушения, кем бы он не был совершён. ИО нач. УПА Данилов.
Д. 1255. Годовой отчёт Чукотской АГ … за 1946г. 144л. …
В 1946г. в АГ числилось 8 пилотов, из них Томилин и Белявский были в 1 п/г на курсах усовершенствования знаний, после чего откомандированы в другое подразделение и в АГ не работали.
Д. 2977. Приказы УПА 1946г. 158л.
Л. 2. Приказ К-4 от 4.1.1946г. О наложении дисциплинарного взыскания на членов экипажа СИ-47 Н-362. 15.11.1945г. пилот 2 класса Чукотской АГ Томилин ночью потерял ориентировку, летал до полной выработки горючего, сел на вынужденную, не смог определиться, долго искал. Отстранён от л/работы. Штурман Погосов А.Е. (Моск АГ) – строгий выговор и снять с л/работы. Б/радисту Чукотской АГ Сусленко П.Е. – выговор. Нач. УПА Кузичкин.
Оп. 5. Дело 339. Приказы УПА о техническом состоянии самолётного парка, об авариях, катастрофах и другим вопросам. 1946г. 127л.
Пр. 3с от 30.1.1946г. Об аварии самолёта Си-47 Н-362 п/у к/к Чукотской АГ пилота 2 кл Томилина М.Н. 4.12.1945г.
… В Тикси ночью при плохой погоде 6 раз заходил на посадку, но не смог … , решил зайти в 2-3 км на лёд – авария. 2 пилот Лаушкин Б.П., штурман Падалко В.П., 2-й штурман Чернов А., б/м Коровин Н.Н., 2-й б/м Кислицын М.П. и б/р Сусленко П.Е.
… Приказ: Томилина, имевшего в 1945г. 2 аварии в одних и тех же условиях и вынужденную посадку 15.11.1945г. … снять с лётной работы и арестовать на 15 суток. Аварию занести в личное дело т. Томилина.
Начальнику а/п Тикси Короленко А.К. –выговор. Нач. УПА Кузичкин.
Д. 2983. Приказы УПА 1948г. 168л.
Л. 153. Пр. Р-109. 9.10.1948г. О разрешении и организации ночных полётов УПА в зимний период 1948-49гг (Приказ Нач. ГУСМП при СМ СССР).
Для выполнения транспортных перевозок в Арктике в зимнее время 1948-49г приказываю:
1. Разрешить УПА с 1 ноября 1948г. по 1 марта 1949г. производство на северных трассах ночных полётов на самолётах ЛИ-2, Ил-12.
2. К производству ночных полётов допустить после установленной тренировки, проверки т/п и положенного заключения пилотов –инструкторов, нижепоименованный лётный состав имеющий уже практический опыт ночных полётов в Арктике:
а) на самолёте ИЛ-12: к/к Московской АГ пилотов Титлова, Метлицкого, Осипова и Васильева;
б) на самолёте ЛИ-2: к/к Московской АГ пилотов Черевичного, Задкова, Бахтинова, Козлова, Шатрова, Даксердоф, Сырокваша, Малькова и Сургучова.; к/к Игарской АГ пилотов Томилина и Сушина; к/к Чукотской АГ пилотов Журавлёва и Жгуна; …
ИО нач. ГУСМП при СМ СССР Генерал-майор авиации Кузнецов
Оп. 4. Дело 226. Приказы по ГУСМП 1948г.182л.
Список личного состава экспедиции «Север-2». 26.3.1948г. Штаб руководства экспедиции: … 3. Водопьянов М.В., зам. начальника экспедиции по лётной части, Штепенко - Главный штурман.
III. Экипажи экспедиционных самолётов: …
46. Дублёр к/к Мальков В.В., Шпит П.К., Томилин М.Н., Афонин В.В., Журавлёв П.Ф, Васильев М.С., Самохин Г.М.
… Всего 129 человек + 5 (включая корреспондентов и др).
Зам. начальника ГУСМП А. Кузнецов.
Дело 3822. Приказы №1с-26с, 29, 30с по УПА за 1949г. 97л.
Л. 95. Об аварии самолёта ТС-62 Н-425 пилота 2 класса Томилина М.Н. Игарской АГ.
При полёте из а/п Таймылыр в а/п Косистый 11.10.1949г. потерял ориентировку (шт. Колесников В.М.), уклонился на 150 км, сел на вынужденную посадку ночью на лёд с выпущенными шасси в устье р. Анабар. Экипаж и самолёт невредимы. Командира – во 2-е пилоты, штурмана – уволить.
Оп. 4. Дело 305. Отчётные материалы (первичные) по ВШВЭ «С-4» ГУСМП. 1.3-5.10.1949г. 234л.
Л. 221. Гл. штурману УПА ГУСМП п/п Штепенко А.П. При сём представляю отчёты штурманов по работе экспедиции «Север-4».
1. Пе-8 Н-396 к/к Задков, 2п. Самохин, шт. Зубов, б/р Куксин, 1-й б/м Каратаев И.Т, 2-й б/м Кунаков, 3-й б/м Водопьянов В, 4-й Пшенин, (4-й Ковалевич).
2. Ли-2 Н-499 к/к Каминский, шт. Жуков Н.М., б/р. Гулянский М, б/м Камирный Н.П., 2п Томилин М.Н., 2-й б/м Гумайлов В.М. …
Д. 306. 119л. Л. 20. Список лётного состава ПА ГУСМП (всего 134 чел).1949г.
№32. Томилин Михаил Ник. 2п, 2 кл, 1908г.р. б/п, ср. техн, Игарка, авиагородок;
Л. 23. Список ЛС МАГОН, выделенных для выполнения спецзадания.
№6 Ли-2 Н-504 Агров Б.Н., 2п Томилин Михаил Николаевич, штурман Федотов Геннадий Васильевич, 1-й б/м Макаров Владимир Васильевич, 2-й б/м Троицкий Валерьян Витальевич, б/р Абрамчук Александр Иванович (27.1.1949г)
Л. 87. №39. Томилин Михаил Николаевич, лётчик 1908гр, русский, б/п. Ордена: Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, Знак Почёта; медали: За оборону Советского Заполярья, За победу над Германией. В Полярной авиации с 1936 года. В экспедициях «Север-2» и «Север-4» – дублёр к/к Ли-2.
Л. 119. Список личного состава Главсевморпути при СНК СССР особо отличившегося при проведение Высокоширотных Арктических экспедиций «Север-2» 1948 года и «Север-4» 1949 года представленного к правительственным наградам.
III. К Ордену Ленина.
32. Томилин Михаил Николаевич – лётчик.