Библиотека «Вехи» http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами, С.-Петербургъ, 1890—1907
Франклин (Franklin) Джон, англ. мореплаватель, 1786—1847; 1818 участвовал в сев. полярн. экспедиции Бухана, 1819—20 и 1825—29 исследовал сев. берега Америки, 1845 предпринял полярн. путешествие на двух судах и погиб во время этого путешествия; для отыскания Ф. было предпринято много экспедиций, кот. выяснили 1859, что суда были затерты льдом в сентябре 1846, Ф. умер в июне 1847, экипаж в апреля 1848 покинул суда и направился к устью р. Рыбной, но погиб на дороге. Ср. Brandes (1854), Skewes (1889), Markham (1891), Traill (1896).
БСЭ
Франклин (Franklin) Джон (16.4.1786, Спилеби, Линкольншир, – 11.6.1847, о. Кинг-Уильям), английский полярный исследователь, моркой офицер. В 1818 командовал судном "Трент" – одним из двух судов экспедиции Д. Бьюкена, целью которой было пройти к Берингову проливу северо-восточным путём, через Северный полюс. Однако, достигнув к С. от Шпицбергена 80° 34' с. ш. и встретив тяжёлые льды, суда повернули назад. В 1819–22 возглавил экспедицию, которая пересекла канадскую территорию от Йорк-Фактори на Гудзоновом заливе до залива Коронейшен, исследовала участок сев. побережья американского материка близ устья р. Коппермайн и после тяжёлого обратного перехода прибыла к Гудзонову заливу. В 1825–27 Ф. на четырёх парусных шлюпках спустился до устья р. Макензи; оттуда Ф. на двух шлюпках направился вдоль побережья на З., а отряд под командованием Дж. Ричардсона на двух других двинулся на В., затем по рр. Коппермайн, Дис к Большому Медвежьему озеру и оттуда к Ю. снова по р. Макензи. Обеими группами были обследованы сев. берега Америки от 148° 52' до 109° 25' з. д. и значительные территории у Большого Медвежьего и Большого Невольничьего озёр.
В 1845 Ф. возглавил экспедицию на судах "Эребус" и "Террор" для отыскания Северо-западного прохода, экспедиция кончилась гибелью всех её участников; остатки её были обнаружены на берегу о. Кинг-Уильям Ф. Л. Мак-Клинтоком во время плавания в 1857–59. В честь Ф. названы на Аляске и в Канаде мыс, горы, залив и пролив.
Соч.: Narrative of a journey to the shores of the Polar sea, in the years 1819–22. [t. 1–2], L., 1823; Narrative of a second expedition to the shores of the Polar sea in the years 1825–1827, L., 1829.
Лит.: Арктические походы Джона Франклина, Л., 1937; Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Давыдов Ю. В., Джон Франклин, 2 изд., М., 1974.
С. Н. Кумкес.
В 1845 Ф. возглавил экспедицию на судах "Эребус" и "Террор" для отыскания Северо-западного прохода, экспедиция кончилась гибелью всех её участников; остатки её были обнаружены на берегу о. Кинг-Уильям Ф. Л. Мак-Клинтоком во время плавания в 1857–59. В честь Ф. названы на Аляске и в Канаде мыс, горы, залив и пролив.
Соч.: Narrative of a journey to the shores of the Polar sea, in the years 1819–22. [t. 1–2], L., 1823; Narrative of a second expedition to the shores of the Polar sea in the years 1825–1827, L., 1829.
Лит.: Арктические походы Джона Франклина, Л., 1937; Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Давыдов Ю. В., Джон Франклин, 2 изд., М., 1974.
С. Н. Кумкес.
University of Southern Maine http://usm.maine.edu/maps/exhibit15/15-02.htm
After a drawing by James Hamilton, USA, b. Ireland, 1819-1878
Elisha Kent Kane (author), USA, 1820-1857
Harper & Brothers (publisher), USA, est. 1833
Beechy Island: Franklin's First Winter Quarters
from The U.S. Grinnell Expedition in Search of Sir John Franklin: A Personal Narrative, 1854
mezzotint with etching in bound volume
Courtesy of Michael Robinson
Image: 15.008
George C. Leighton (publisher)
The Yacht "Fox" Wintering in the Pack
from The Illustrated London News, October 15, 1859
wood engraving
Courtesy of the Osher Map Library and Smith Center for Cartographic Education at the University of Southern Maine, OML-1859-16
Image: 15.009
and: http://www.mccord-museum.qc.ca/scripts/ ... 8.2&Lang=1
Print: The Expedition in search of Sir John Franklin. The Yacht "Fox" Wintering in the Pack
Anonyme
October 15th 1859, 19th century
Ink on paper - Wood engraving
40 x 27.5 cm
M993X.5.1348.2
© McCord Museum
- Keys to History: In the 19th century, as soon as the end of the Arctic summer arrived, the explorers hurried to get to a good anchorage (a bay, river mouth or other sheltered area) where they could spend the long winter. There, the vessel would be transformed into a fortress: the deck and sides were covered with snow and ice as insulation against the wind and cold, the rigging was taken down, a canvas roof was put up over the upper deck (to provide a sheltered area where the men could exercise), and the rudder blade and propeller were removed to prevent damage to them. To fight boredom during the long months of the cold, dark polar night (October to March) and to avoid sinking into depression, the men organized various activities, such as plays, concerts or hunting parties. Some read, kept journals, or took navigation or science courses given by the officers.
- What: The Fox was a 177-tonne private steam yacht purchased by Lady Franklin (1791-1875) and modified to sail Arctic waters.
- Where: The engraving shows the Fox wintering in Davis Strait, an arm of the sea between Greenland and Baffin Island.
- When: The Fox became stuck in the ice at the end of August 1857. Forced to winter on an ice floe, it was not able to get free until April of the following year.
- Who: The Fox was built by Hall & Co. of Aberdeen, Scotland. Lady Franklin engaged veteran Arctic explorer Francis Leopold McClintock (1819-1907) to command the vessel.