Вышла новая книга Александра Сергеевича Павлова: "Пароходы Сибири 1844-1918"
Пароходы Сибири 1844-1918. Объ-Иртыш. Агара-Байкал-Селенга. Амур. Лена. Енисей. Колыма / А.С. Павлов. – Якутск, 2014. – 168 с.
Настоящий список составлен по архивным данным из других источников, включает список самоходных судов Сибири и Приамурья с начала судоходства на этих реках до начала 1918 года. Список снабжен иллюстрациями из коллекции автора, из коллекций областных, краевых и ведомственных музеев, интернета.
Для историков, любителей флота и специалистов речного флота.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Этот труд был затеян мной ещё в 1980 году. Тогда я создавал музей истории Ленского флота, который функционирует до сих пор и общественным директором которого я являюсь. Попутно к спискам флота Ленского флота добавлялись и другие бассейны рек Сибири. Вначале информация собиралась как бы «до кучи», затем я начал её систематизировать, приводить в порядок, подбирать иллюстрации. С удовольствием вспоминаю время работы в Новосибирском, Иркутском, Хабаровском, Омском, Томском, Якутском, Владивостокском архивах, в библиотеках этих городов, в архиве и библиотеке Министерства речного флота и на «Пироговке». Большая переписка с коллекционерами, личные встречи с историками-краеведами значительно пополнили мой багаж из «пароходов Сибири». Теперь уже ушедшие в историю Н.А.Залесский, С.С.Бережной, И.Л.Бунич, И.С.Зырянов, Л.Г.Егоров, И.А.Богодайко, А.В.Трошин, Н.Г.Масловатый, Н.И.Тычков, Б.В.Лемачко, А.Н.Ченцов, В.Д.Сморгун, М.Д.Селиванов и многие другие, с которыми мы общались и чья информация ложилась в фундамент этой работы. Тем не менее, основой послужили официальные списки флота Азиатской России, архивные сведения, акты осмотров пароходов, годовые отчёты пароходств, сохранившиеся в различных архивах. По кусочкам, по «лоскуткам» составлялась общая картина. В 1985 году я рискнул обратиться с «Пароходами Сибири» в издательство «Судостроение», редактор Митрофанов меня поддержал и эта книга была поставлена в план издательства. Но грянула перестройка, планы все рухнули, а спонсоров (тогда это слово только входило в моду) у меня не было. Так эти «пароходы» и остались лежать на полке. Время от времени я напоминал любителям о пароходах Сибири - были публикации по бассейнам в журнале «Судостроение», в «Моделисте-конструкторе» (с чертежами «Колумба», «Лены», «Иоанна Кронштадтского» и т.д.), в «Речном транспорте», а недавно московский любитель флота Н.А.Кузнецов прислал мне давно обещанный список пароходов Оби-Иртыша на 1917 год. Я поднял свои залежи, сел за проверку, корректировку и...
Старый интерес загорелся во мне вновь, я перенабрал отпечатанные на машинке списки, подобрал иллюстрации, договорился с типографией. И вот список перед Вами. Я специально не стал расширять рассказ по истории каждого парохода. Мне больше были интересны технические подробности, переименования - что-то взято из паспортов (архивы пароходств тоже мной были исследованы), что-то добавлено из данных инспекций Регистра, что-то даётся по воспоминаниям ветеранов. Если я ничего не нашёл в архивах или в достоверных источниках, я и не включаю (как, к примеру, постройку парохода «Основа», которую часто относят к 1838 году или «Первенец» на Лене, который долгое время «фигурировал» в 1856 году). «Отпали» и списки ссылок на источники по каждому пароходу (была такая идея). По многим пароходам настолько противоречивые данные, что есть сомнения в той версии, на которой я всё-таки, после долгих поисков, остановился. Но, повторюсь, к «этой версии» я шёл пару десятков лет, а то и больше, так что не спешите исправлять данные, помещённые в книге. Для примера - в паспорте парохода «Лена» (з-д «Мотала») дата постройки - 1875 год, а контракт на постройку этого парохода был заключен в 1878 году. Документ этот и другие были найдены в архиве г. Гётеборга, прислан мне Бенгтом Карлсоном. И так во многих случаях. Полезными оказались и газетные объявления с сообщениями, вроде «пароход заново отстроен» и т.д.
Уверен, что с огромным трудом собранные здесь воедино и систематизированные сведения будут и в таком виде интересны и полезны для специалиста-историка, краеведа и просто любопытного человека, а «белое пятно», каковым на сегодня является флот Сибири, с 1844 по 1918 год, будет, закрыто.
По всем вопросам обращайтесь к автору: 677000, г. Якутск, ул. Курашова, 43, кв. 212 или по e-mail:
PavlovAC@lorp.ru