http://www.sur.ru/news/108024.04.2013 Этап реорганизации завершенЭтап реорганизации – объединения Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (ГМА) и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (СПГУВК) завершен, – заверил участников расширенного Ученого совета уже объединенного вуза министр транспорта РФ Максим Соколов. Хотя как такового, в прямом смысле, Ученого совета Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 19 апреля и не было.Министр приехал с полуторачасовым опозданием – видимо, никак не мог определиться, что важнее: проходящая в Петербурге транспортная выставка или курсанты и преподаватели Макаровки, дисциплинированно заполнившие актовый зал на Косой линии, 15а в 9 утра.
Но пока министра не было, преподаватели общались. Кто-то шутил, что министр заехал на завтрак к бабушке, а кто-то всерьез обсуждал слияние славной академии с речниками. Никто не испытывал радости, поскольку многое пока непонятно и неизвестно. Например, преподаватели не знают, что отвечать родителям первокурсников, поступавших в академию на одни условия, а после пресловутого августовского приказа министра транспорта оказавшиеся в других. Речь идет о том, что в соответствии с приказом на полном довольствии (питание, форма) остаются только курсанты плавательных специальностей, все остальные – вон.
Поступавшим обещали, что будет возвращена военная кафедра, но, похоже, этот вопрос теперь закрыт.
Сами курсанты, привыкшие к дисциплине и единой форме, тоже не в восторге: почему вуз один, а правила для всех разные? Почему одни стоят вахты, другие нет? Почему форма введена не для всех, и «речной» части студентов можно ходить в чем угодно? И самое главное, что теперь будет с дипломом? Многие шли в Макаровку именно за дипломом, открывавшим для выпускников двери многих ведущих международных и российских компаний. А кто знает диплом недавно рожденного Государственного университета морского и речного флота? Ему репутацию еще только предстоит зарабатывать.
Появившийся наконец в половине одиннадцатого Максим Юрьевич дышал уверенностью и оптимизмом, встреча и теплый прием ему явно понравились. Поэтому он легко и убедительно прочитал свой пространный доклад. Показывая свою осведомленность в вопросе, министр оперировал тяжелыми штампами и весомыми цифрами: «Транспорт России, его сложнейшая составляющая часть – морской транспорт – всегда были сферой стратегического развития нашей страны. Сегодня морское портовое хозяйство России – это более 900 комплексов, протяженность причальных стенок, расположенных в 53 портах нашей страны – порядка 150 тысяч погонных метров. По данным 2012 года, в этих портах обрабатывается более полумиллиарда тонн различных грузов, и этот показатель из года в год растет».
Убедительно, но скучно, и не этого ждали от него уважаемые члены Ученого совета. Им бы про объединение, про дальнейшую судьбу, простыми человеческими словами.
Наконец министр перешел к главному вопросу:
– Объединились два достойнейших заведения, готовившие специалистов для всей отрасли. Особенно хочется отметить, что сохранен брэнд Макаровки. Университет им. Адмирала Макарова – это не просто образовательное учреждение, это богатейшая история, флотские традиции, высокое качество подготовки и морской диплом, который в отличие от многих дипломов, выдаваемых нашими ведущими университетами, полностью удовлетворяет морскому рынку.
Министр постарался убедить присутствующих, что слияние тематически разных вузов – это хорошо не только для них самих, пусть они этого еще и не знают, но и для Петербурга, поскольку «морская столица получила современный морской университет, который обладает еще более прочным образовательным потенциалом, современной лабораторной и тренажерной базой, опирается на славные традиции». За счет чего потенциал вдруг упрочился, министр не уточнил, а также не сообщил, в чем проявляется бóльшая современность объединенного университета.
– Укрупнение вузов – это продуманная политика, это не тренд, как говорится сегодня, не сиюминутное влечение, это продуманная политика, которая началась не с началом работы нового кабинета министров, а еще в 2000 году, – заверил М. Ю. Соколов. – И тот, и другой вуз был эталоном современного морского образования, но в любом случае это решение позволило не на ступень – на порядок усилить и увеличить потенциал нашего морского образования, создав мощнейший учебно-методический центр в морской столице Санкт-Петербурге.
Как? Каким образом? Умеют ведь министры говорить внушительно, вроде бы, по существу, но когда убираешь воду, полезной информации остается ноль. Единственное, что сразу запомнилось, так это желание исполнить указ президента и повысить заработную плату преподавательскому составу к 2018 году аж «до 200% от средней по региону». Правда, с одной оговоркой: сделано это должно быть вместе с вузом. Поскольку доходы «обоих вузов», по словам Соколова, на вскидку составляют более 1 млрд рублей, «часть этих средств, как это происходит сейчас, должна идти на достойную зарплату тем, кто работает в университете. Иначе нам не обеспечить поставленные задачи президентом».
Автоматом возникает вопрос: даже если часть упомянутой министром суммы идет на зарплату профессорско-преподавательскому составу, сколько ж получают эти несчастные преподаватели, что их зарплату нужно увеличивать на 200%, и что их там до сих пор держит?
– При этом вместе с заплатой должно расти качество образования, – тут же оговорил министр. – Иначе эффекта от потраченных государством и своих, собственно заработанных, средств не получится.
В общем, участники Ученого совета поняли одно: подготовка кадров для морской отрасли – это стратегическая государственная задача. Стране нужны «современные кадры, которые адаптированы к международным и национальным требованиям». Но как случившееся объединение позволит обеспечить повышение эффективности двух «достойнейших», по словам министра, вузов, осталось тайной. А задать этот и другие вопросы министру собравшимся в актовом зале не удалось. Озвучив доклад, министр откланялся.
...
Напомним, министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов 11 сентября 2012 года подписал приказ о реорганизации двух крупных отраслевых вузов – Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (СПГУВК) и Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (ГМА) в форме присоединения академии к университету. Новый вуз называется Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.