И.П. Мазурук в Полярной авиации с конца 1936г. И об этом периоде написано, в т.ч. на нашем сайте, довольно много. Однако, его жизнь и деятельность до этого тоже очень насыщена событиями, о которых выше написано не полно.
Есть такое выражение «Под лежачий камень вода не течёт». Так вот Мазурук сам всего добивался и продвигался по карьерной лестнице. Ему трудно было засиживаться на одном месте, нужна смена места работы, обстановки, впечатлений и обязанностей. Возможно, он прибегал и к нестандартным методам… Он неоднократно писал, в том числе и начальству ГВФ, письма, заявления и рапорты с различными просьбами, и не редко это помогало.
Из более сотни страниц его Личного дела до полярного периода, при внимательном анализе и сравнении видны нестыковки…
Здесь я выписал то что, на мой взгляд, заслуживает внимания.
В школу 7-летку пошёл в 8 лет, но проучился 5 лет с 1914 по 1919гг.
(недостаток в правописании явно виден, когда читаешь его рукописные документы)Не закончив её, с 13 лет в 1919г. пошёл на работу чернорабочим на железную дорогу, где работал и погиб на южном фронте отец. Мать умерла от тифа в 1920г. Чернорабочим работал до 1923 года, затем, когда исполнилось 17 лет, взяли помощником машиниста (до 1925г). Это уже в г. Липецк Тамбовской губернии. Там же замужем жила и его сестра Александра.
В комсомол вступил в 1919, в члены ВКП(б) – в 1925г. Заполняя Личный листок по учёту кадров, пишет: «г. Орёл, Губком ВЛКСМ. Партийно-пропагандистская работа. 1925-27гг». Вот на общественной работе он, видимо, проявил себя полностью, несмотря на недостаток образования:
«Неоднократно избирался в члены Уездных Исполкомов как представитель комсомола. Избирался на комсомольские и партийные должности (зав. АПО Райкома, секретаря Уездного Комитета и в члены Укомов и Губкомов)».
В 1926г. в 20 лет, как он сам пишет: «добровольцем ушёл в армию». В Ленинградской Военно-теоретической школе ВВС РККА учился 1 год - 1927/28г. Затем за 2 года 1928-29гг заканчивает 2-ю Лётную Школу ВВС в Борисоглебске. После её окончания должно быть распределение. Но! Не знаю, что произошло, но «по болезни был демобилизован».
Приведу практически без комментариев выписки из нескольких документов. Обращается на Биржу труда, в Общество «Добролёт».
«В Правление общества «Добролёт». Мазурук Илья Павлович. Авиатехник запаса. Заявление. Имея огромное тяготение к авиационной работе прошу использовать меня на должности (техника зачёркнуто) механика. Подготовку имею достаточную. 15.12.29г. подпись Мазурук.»
Внизу виза. «Желательно принять в качестве авиамеханика с откомандированием в Ср. Азию или Сибирь для подготовки в бортмеханики».
Следующий документ (реакция на Заявление) уже из ВО «Добролёт»:
«Начальнику Средне-Азиатских Воздушных линий г. Ташкент. Одновременно с сим следует в Ваше распоряжение, прибывший из Биржи Труда тов. Мазурук И.П., назначенный приказом по ДОБРОЛЁТУ на должность авиационного механика по III категории с окладом содержания 130 руб. в месяц с 13.1.30г.
Приказ будет выслан дополнительно. (внизу приписка: пр. 4, s5)
По сдаче установленного Гр. Инспекцией экзамена, т. Мазурук перевести на должность бортмеханика.
Директор-распорядитель Погодин.
Завед. общим отделом Яцкевич».
Следующий документ. «Управление Казакскими Возд. линиями. Отдел Общий. 11.6.1931г. №7/3/1106 гор. Алма-Ата. Справка. Дана настоящая бортмеханику Каз. Воздушных линий тов. Мазурук И.П. в том, что им налётано в Казакстане и Ср. Азии на 10.6.31г 107666 км-758 час. пребывания в воздухе /лётных часов/, без вынужденных посадок и задержек по его вине. Одна вынужденная посадка была по тех. причинам. Нач. ЭТО /подпись/»
В том же году.
«О награждении военнослужащего О.Г.П.У.
Коллегия Объединённого Государственного Управления ПОСТАНОВИЛА!
Бортмеханика Добролёта ПП ОГПУ КАССР тов. Мазурук И.П. наградить пистолетом системы «Маузер» калибра 7,63 с надписью «За успешную борьбу с контр-революцией» от Коллегии ОГПУ.
Справка Приказ ОГПУ №419 от 1.8.1931г.
Зам Председат. Объединн. Политическ. Управл подпись
Секетарь подпись №145256. Москва»
«Борт-техник Мазурук самостоятельно вылетел на сам. У2.
Провозных 1 полёт
Самостоятельно 1 полёт.
Техникой пилотажа и посадки владеет хорошо. Может быть допущен к полётам на У2.
К-р 2 отряда 3 Объед. Шк. ВОГВФ. Л.Крузе
?.10.31. Подпись ком-ра 2 отряда т. Крузе Заверяю. Секретарь Управл. Подпись Круглая печать: 3-я Объединённая Школа Пилотов и Авиатехников Г.В.Ф.»
«Выписка из приказа №237 по Управлению Казакскими в/линиями ГВФ.
От 27 декабря 1931г
S1
Пилот Мазурук Илья Павлович с 27 декабря с/г переводится в пилоты первого класса как выдержавший испытание и прошедший тренировку на пассажирских самолётах.
Основание: рапорт т. Мазурук с рез. Начальника ЭТО и Нач кадров)
(гербовая печать Управления)«Нач. Кадров ВОГВФ
Пилот Казакского Управл. Мазурук И. Заявление
Прошу перевода в Украинское управление в Харькове моя семья, и в Казакстане я работаю больше 3-х лет. Больше работать там не могу совершенно выдохся до сих пор я работал ударно теперь требуется смена обстановки и без семьи жить больше не могу. Подъёмных не требую.
4.1.32г. пилот Мазурук»
(пунктуация сохранена)10.1.32г в телеграмме из Алма-Аты в Москву категорический отказ об откомандировании Мазурука.
«В Управление Кадров ВОГВФ. Пилот Казакского Упр. Мазурук И. Рапорт. Работая в Казакстане более 3-х лет прошу о переводе меня в Закавказское Управление Мазурук. 7.2.32г.
Виза. В приказ. Дать путёвку Дальне Восточное Упр-е. Сообщите об откомандировании Казакскому упр. 7.2.32г.»
«Табель срочного донесения Д.В. Управления ГРАЖДВОЗДУХОФЛОТА.
Мазурук Илья Павлович. Пилот. Дезертировал 6 марта 1932г. Расследования нет. Зам. Нач. Управления по труду Мурзин. 9.4.32г.»
После этого идёт переписка между Москвой, Алма-Атой и Хабаровском с распоряжением из Москвы зачислить Мазурука 2-м пилотом 4 категории до исправления и объявить в приказе по Д.В.Управлению строгий выговор с предупреждением. А первоначальная реакция из Москвы была такая: «Т. Андрееву. Приказ – увольнение из Г.В.Ф. с направлением дела в прокуратуру». Плюс к этому, Райкомом ему объявлен выговор «За самовольный выезд с Д. Востока без ведома Р.К.»
Видимо, всё это подействовало отрезвляюще…
«Зам. нач. отдела кадров ВОГВФ т. Егорову Рапорт Доношу что самовольно оставил лётную работу в ДВ Управлении по следующим причинам
1) Не начем летать и неправильно распределяется лётная работа, на одном действующем самолёте летает всё время один пилот (Иванов) с перегрузкой и без отдыха, можно было-бы летать спаренным экипажем.
2) Целый месяц я следил за ремонтом прикреплённого ко мне самолёта W-33 №Л-20 (на W-33 я вылетел, закончил тренировку, ознакомился с трассой и один раз ходил в рейс). Приезжает пилот Каноненко в день окончания ремонта моего самолёта (Каноненко на W-33 не летал, трассы не знает) и очевидно по личной симпатии Нач. Э.Т.О. т. Ержова мой самолёт демонстративно передаётся Каноненко в тот же день Каноненко вылетел, сделал 2 тренировочных посадки и не зная трассы ушёл с пассажирами в рейс. Этот случай подорвал мой авторитет как пилота перед техсоставом…»
(Данный Рапорт можно понимать по разному: объяснительная, оправдание, докладная, донос…, который в итоге принёс Мазуруку положительный результат. Фамилия Каноненко в последующих приказах пишется через О) «Москва Управлению «ТРАНСАВИАЦИЯ»Препровождая акт испытания пилота тов. Мазурук на звание «пилота механика», ходатайствую по существу и о зачислении «пилотом механиком» с 1-го мая с.г.
(на штампе 1932г)Начальник Дальне-Восточного Управления «ТРАНСАВИАЦИЯ» Шляпников
Внизу приписка. Приказом по ГУГВФ оформлено. 20.12 подпись»
«А К Т. 2-го сентября 1932г. Начальник ДВ Управления «Трансавиации» пилот т. Шляпников произвёл испытание в воздухе самолёта ЮГ-1 Л-710, пришедшего из Иркутских мастерских для эксплуатации на воздушных линиях ДВ Управления. Всего пилотом тов. Шляпниковым произведено 2 полёта на гидроаэродроме в г. Хабаровске.
После испытания самолёта ЮГ-1 Л-710 пилотом тов. Шляпниковым произведён выпуск на самолёте ЮГ пилота тов. Мазурук, с которым совершено 6 тренировочных посадок.
По окончании тренировки пилотом т. Шляпниковым с пилотом т. Мазурук совершён полёт из Хабаровска во Владивосток (Вторая Речка).
Комиссия считает возможным допустить пилота т. Мазурука к самостоятельным полётам на самолёте ЮГ-1 на поплавках по трассе Хабаровск-Владивосток и Хабаровск-Сахалин.
Председатель Комиссии Начальник ЭТО (Ержов)
Зам. Нач-ка Управления по Кадрам (Захаров)»
- Выписка из Приказа по ГУГВФ №531 от 25.12.32г. о присвоении звания «пилота-механика» Мазурук И.П. ВРИД Нач. ГУГВФ /АНВЕЛЬТ/
В апреле 1933г «распоряжением т. Анвельта пилоту Мазуруку И.П. предоставлено право по окончании летнего сезона 1933г перехода на работу в любое Управление ВЛ ГВФ…». Однако, руководство ДВ Управления его не отпускает.
23.6.1933г – авария самолёта ЮГ-1 по причине штормового состояния моря в Александровске.
3.12.1933г – авария самолёта ПС-4 Л-30 при полёте в снежном буране из Николаевска в Оху…
В марте 1934г, в разгар Челюскинских событий, Нач.Упр. Возд. Службы ГУСМП Волобуев обращается к Начальнику Трансавиации Аэрофлота тов. Кушакову с просьбой «отпустить на время морского лётчика т. Мазурук И.П. как имеющего опыт работы полярных условиях, для участия в экспедиции на о. Врангель с п/х «ЛИ
ДКЕ». Но эта первая попытка перехода в Полярную авиацию не состоялась.
Приказом по ГВФ №198 от 10.5.34г пилот-механик ДВ Управления ВЛ Мазурук И.П. освобождается от занимаемой должности и назначается пилотом-механиком в Закавказское Управление ВЛ на гидро-линию Баку-Красноводск.
(Рапорт об этом переводе он подавал ещё 7.2.32г)Вероятно, Мазурук так и не полетал на этой линии, т.к. узнав об этом приказе, в Москву из Хабаровска идёт радиотелеграмма через Иркутск: «пилот Мазурук член партии без моего согласия переведён другое управление настаиваю возвращения зпт летать некому имеем неиспользованные машины сахалинской камчатской линиях Остапенко»
- 13.1.1935г Рапорт Н-ку ГУГВФ «… Страшно надоело однообразие, устал. … Прошу назначить меня на линию Одесса-Батум или в Особую эскадрилию Люблю морскую авиацию все свои силы и знания отдам на освоение морских линий».
5.2.1936г. «пилоту Дальне-Восточного Упр. ГВФ Мазурук Илье Павловичу присвоить звание пилота 1-го класса. Председатель комиссии Малиновский».
8.2.1936г. Рапорт Начальнику Политуправления ГВФ тов. Доненко.
«… Пять лет летаю беспрерывно на Сахалинской линии. Эта однообразная обстановка стала действовать на меня сильно угнетающе.
На этой почве не ладится и семейная жизнь.
Очень хочется дальше развиваться, культурно расти, повышать своё политическое образование и ещё более плодотворно работать.
Такая возможность на Дальнем Востоке для меня исключена. …
Убедительно прошу перевести меня на Черноморскую гидролинию.
Там – в новой обстановке я вложу все свои силы и знания в дело освоения этой линии. На Дальнем Востоке я больше, также плодотворно как прежде, работать не в силах. Пилот Мазурук».
Опять в Москву из Хабаровска телеграмма: «переводу Мазурука возражаем мы и возражает край…».
С 6.2 по 9.4 1936г. «… находясь на курсах Высшей Лётной Подготовки при 1-й Краснознамённой Объединённой авиашколе ГВФ им. П.И. БАРАНОВА … закончил курс теоретического обучения и лётной практики…
Зам. начальника школы /РИВАДИН
-зачёркнуто/ Евсюков.
Начальник штаба курсов /Сироткин/
17.4.1936г. приказом по ГВФ №41 Мазурук И.П. награждён нагрудным значком за налёт 300.000 км. Нач. Гл. Упр. ГВФ Комкор /Ткачёв/
26.4.1936г. Мазурук находится ещё в Москве. Предполагаю, что он получил не только УДОСТОВЕРЕНИЕ после окончания Высших курсов и значок «За налёт 300.000 километров», но имел серьёзный разговор с руководством ГВФ и указание поработать ещё в Дальне-Восточном Управлении.
Об этом можно судить по Рапорту на имя Ткачёва И.Ф.
«Ваше распоряжение для меня высший закон. Завтра выезжаю на Дальний Восток. Мобилизую все свои силы и способности для налаживания работы в отряде. Займусь учёбой с лётным составом, передам им всё полученное мной на курсах Высшей Лётной Подготовки. Непосредственно займусь радиофицированием Сахалинской линии, налажу обучение действительным слепым полётом у себя в отряде. Подготовлю двух пилотов-гидристов на С-55.
Прошу Вас, тов. Начальник, и надеюсь на Ваше обещание о переводе меня на Чёрное Море осенью этого года.
Дальне-Восточная обстановка мне тягостна, еду туда на шестой год работы по необходимости. Моя работа в условиях естественного стремления, в новой обстановке, будет несколько раз полезнее Аэрофлоту.
26 апреля 1936г. г. Москва. Мазурук».
Казалось бы, всё складывается хорошо. Однако, за то время, пока Мазурук был в Москве на учёбе, в его 13-ом Хабаровском транспортном отряде произошёл ряд тяжёлых лётных происшествий, в т.ч. катастрофа и аварии, а по возвращении он 21 июня и сам попадает в катастрофу на самолёте С-55. Начальник Дальне-Восточного Управления освобождает его от командования отрядом и ходатайствует перед Начальником Аэрофлота о назначении Мазурука рядовым пилотом 13-го отряда.
Через месяц 28 июля во время рейсового полёта из Николаевска на Амуре в Хабаровск, вынужденная посадка на самолёте МП-1 Л-1999 из-за аварии мотора М-17ф, в результате неправильной эксплуатации. За это Мазурук получает выговор, и данное происшествие заносится в его Личное дело.
Не знаю, знал ли все подробности о положении дел в Дальне-Восточном Управлении Начальник ГУГВФ Ткачёв И.Ф.? Скорее всего пока не полностью, т.к. решил исполнить данное Мазуруку обещание о переводе.
«Приказ №79 от 9 июля 1936г. по ГВФ. S 12.
Мазурук Илья Павлович – пилот 1-го класса Дальне-Восточного Управления ГВФ освобождается от занимаемой должности и назначается Командиром Отряда Гидролинии Одесса-Батум.
Нач. Гл. Упр. ГВФ Комкор – Ткачёв.».
Когда до Ткачёва дошла полная информация о происходящем, он решил действовать более жёстко. Видимо, он вспомнил и прошлогодний Рапорт, написанный Начальником Политотдела Управления, который в то время Вр. Исполнял обязанности Нач. Управления.
«Начальнику Главного Управления Гражданского Воздушного Флота.
Рапорт
Представляя при этом копию рапорта командира 13-го транспортного отряда пилота т. Мазурука И.П. с просьбой об освобождении его от должности с ходатайством об удовлетворении его просьбы доношу, что т. Мазурук действительно, как он выражается в своём рапорте, за последнее время, «тянул эту работу» до тех пор, пока на партийном собрании гарнизона были вскрыты целый ряд недочётов в руководстве отрядом, что и послужило для него основанием к подаче рапорта об освобождении.
Изложенное подтверждает, что тов. Мазурук не может быть руководителем, что при первых трудностях, которые возникают в отряде и в целом всего Управления в связи с пропажей Л-840*, - т. Мазурук теряется в очень нервной обстановке и не желает по большевистски бороться с трудностями.
Кроме всего положительного, не малую роль в желании уйти от руководства сыграло выдвижение т. Мазурука в число кандидатов для работы на линии Москва-Прага.
Вр. Нач. Упр. Остапенко»
*
Самолёт С-55 Л-840, к/с Святогоров А.П. пропал 26.6.1935г. при вылете из Александровска на Сахалине. Самолёт нашли спустя десятилетия…«Выписка из Приказа по ГВФ №980 от 25.9.1936г. S 2. « Об аварийности в Аэрофлоте за 3-й квартал» В отношении виновников безобразных катастроф и аварий ПРИКАЗЫВАЮ:
За катастрофу гидросамолёта С-55:
а) Быв. Командира 13 отряда ДВУ – тов. Мазурук, отстранённого от командования, перевести на работу в качестве рядового пилота.
Отменить приказ по ГВФ №79 от 7.7 с.г. о назначении т. Мазурук командиром Черноморского отряда.
Нач. Гл. Упр. ГВФ Комкор - /Ткачёв/
На этом кончается его работа перед переходом в Управление Полярной авиации.
За всё это время он освоил самолёты: П-1, У-2, Ю-13, Дорнье-Меркурий, Р-1, W-33, ЮГ-1, П-5, Ш-2, ПС-5, ПС-3, С-55.
Для полноты биографии этого периода необходимо добавить его первую (до 1942г) жену Викторию Юрьевну (дев. Беляйкина) – 1917-77гг, впоследствии вышедшую замуж за писателя Вадима Кожевникова и его дочь от первого брака Ирину Мазурук – 1936-85гг.
(Вторая (с 1945г) жена Тамара Августовна (1914-99) похоронена вместе с мужем на Троекуровском кладбище).