ОТТО СВЕРДРУП26 ноября 1930 г. около Осло скончался известный полярный исследователь капитан Отто Свердруп (Otto Neumann Sverdrup), имя которого получило всемирную известность и хорошо знакомо и нам русским, в частности в связи с его плаванием и в наших арктических водах.
О. Свердруп родился
31 октября 1855 г. в Биндалене в Норвегии. Уже с раннего детства суровая северная природа неудержимо влекла его к себе. Когда ему было 10 лет, он уже скитался на лыжах, с ружьем за плечами, по занесенным снегом горам Норвегии, охотясь на птиц и зайцев, а позже на медведей. В 17-тилетнем возрасте он посвящает себя морскому делу, плавая матросом на норвежских и американских судах. В 1878 г. он сдает экзамен на звание штурмана. В 1888—1889 гг. О. Свердруп совершает свою первую полярную экспедицию, в качестве сподвижника Ф. Нансена по пересечению Гренландии. Во время этой смело задуманной и протекавшей в нелегких условиях экспедиции умение О. Свердрупа приспособляться к своеобразной полярной природе и не теряться
— 18 —
при любых положениях выявилось со всей полнотой. Поэтому неудивительно, что Ф. Нансен, готовясь в свое знаменитое полярное плавание, сразу же остановился на О. Свердрупе как на капитане „Фрама". Как известно, осенью 1893 г. „Фрам“ вмерз во льды к северу от Ново-Сибирских о-вов, откуда начался большой его дрейф. Весной 1895 г. Ф. Нансен покинул судно, чтобы сделать попытку достичь северного полюса пешком, и с этого времени начальствование экспедицией перешло к О. Свердрупу. 20 августа 1896 г. О. Свердруп приводит „Фрам" из его беспримерного плавания целым и невредимым в Норвегию.
Через несколько дней по возвращении „Фрама“ из трехлетнего полярного плавания Ф. Нансен спросил О. Свердрупа, не согласился ли бы он стать во главе новой большой полярной экспедиции. „Весьма охотно"— ответил О. Свердруп—„как только представится случай к такой экспедиции". Речь шла об экспедиции для исследования северной части Гренландии. Осуществить ее удалось, однако, только в 1898 г. Пока изыскивались средства на эту экспедицию, О. Свердруп плавал капитаном на первых туристских пароходах, ходивших на Шпицберген.
26 июня 1898 г. О. Свердруп, в качестве начальника так называемой „Второй норвежской полярной экспедиции", покидает берега Норвегии на испытанном и хорошо ему знакомом „Фраме“, намереваясь вдоль западных берегов Гренландии дойти до крайнего ее севера. Однако, тяжелое состояние льдов вынуждает экспедицию зазимовать в проливе Смита, у берегов Земли Эллесмера (1898—1899). В следующем году ледовые условия оказываются столь же неблагоприятными и вынуждают О. Свердрупа изменить весь план экспедиции: задачей ее становится уже не исследование северной Гренландии, а исследование малоизвестных земель к западу от нее, так называемого архипелага Пэрри. Но проникнуть далеко на запад снова мешают льды, и „Фрам" становится на зимовку у северного берега пролива Джонсона, в фиорде Гавани (1899—1900).
В следующее лето ему удается проникнуть лишь немного дальше на запад—до Гусиного фиорда, в вершине которого экспедиция проводит третью зиму (1900—1901). В течение последних двух лет предпринимались далекие санные поездки, при чем О. Свердруп открыл ряд новых земель (Земли Акселя Гейберга, Амунда Ригнеса и Эллефа Ригнеса).
Трехлетняя работа увенчалась значительными географическими открытиями, и О. Свердруп решает вернуться на родину. Но тяжелое состояние льдов в Гусином фиорде не позволяет „Фраму“ выйти из него, и экспедиция вынуждена провести четвертую полярную зиму (1901—1902) в 10 милях от места предыдущей зимовки. Только в 1902 г. О. Свердруп возвращается в Норвегию, с богатыми научными сборами и материалами. „Вторая норвежская полярная экспедиция" является наиболее крупным вкладом, внесенным О. Свердрупом в дело исследования Арктики.
— 20 —
Описанию этой экспедиции посвящен двухтомный труд О. Свердрупа, переведенный также на немецкий язык (О. Sverdrup. Neues Land. Leipzig, 1903).
В 1914 г. О. Свердруп был приглашен Главным гидрографическим управлением в Петрограде на должность начальника экспедиции на судне „Эклипс" для оказания помощи русской гидрографической экспедиции на „Таймыре“и „Вайгаче", с попутным заданием произвести поиски бесследно пропавшей экспедиции Русанова. До места зимовки „Таймыра" и „Вайгача", у северного Таймыра, „Эклипсу", из-за неблагоприятного состояния льдов, дойти не удалось, и он был вынужден зазимовать к западу от архипелага Норденшельда, у мыса Вильда φ=75°40’ N, λ=91°28’Е). Зимой 1915 г. О. Свердруп совершил санную поездку на собаках к месту зимовки „Таймыра" и „Вайгача" и снял с этих судов 39 человек, которых и доставил на „Эклипс". Летом того же года „Эклипс" посетил, с целью поисков экспедиции Русанова, о-в Уединения — впервые после Иогансена, открывшего этот остров (1878). Экспедиция на „Эклипсе" описана в книге О. Свердрупа „Under russisk flag. Oslo, 1928".
В 1920 г. О. Свердруп был приглашен Советским правительством в качестве начальника экспедиции на ледоколе „Святогор" (ныне „Красин") для оказания помощи затертому во льдах Карского моря ледоколу „Соловей Будимирович" (ныне „Малыгин").
Наконец, в 1921 г., опять по приглашению Советского правительства, О. Свердруп стоит во главе Карской экспедиции, суда которой в тот год шли под проводкой ледокола „Ленин".
Полярная работа, проделанная О. Свердрупом, хотя и не блещет многими эффектными моментами, но по своему объему и содержанию весьма значительна. О. Свердруп был скромным тружеником Арктики, малообщительным и суровым с виду, но вместе с тем прекрасным товарищем, как в обыденной обстановке, так и в условиях долгой и однообразной полярной зимовки. Спутник О. Свердрупа по дрейфу на „Фраме", механик Нордаль так отзывается о нем: „по своему темпераменту, капитан О. Свердруп был полной противоположностью Нансену. Он был всегда суров, на устах его редко появлялась улыбка, а смеющимся никто из нас, фрамовцев, его никогда не видел. И все же он был единственным среди нас, который никогда не терял хорошего настроения, оставаясь неизменно хладнокровным и одинаково любезным. Его непоколебимое спокойствие возбуждало всеобщее удивление".
В. ВИЗЕ