1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Апрель 2014 18:08

Красный Север 1930 Вторник 4 февраля № 028 (3228)

 Красный Север 1930 Вторник 4 февраля № 028 (3228).jpg
Авария американских самолетов

НАЙДЕНЫ ВЕЩИ ЛЕТЧИКОВ

НЬЮ-ЙОРК, 1 февраля. С места аварии Эйельсона вернулись летчик Кроссон и советский летчик Степанов. Они рассказывают, что нашли шлем и перчатки Борланда. Трупы Эйельсона и Борланда не обнаружены. Cо "Ставрополя" к поискам присоединилось еще 15 чел.

Красный Север 1930 Четверг 6 февраля № 030 (3230)

 Красный Север 1930 Четверг 6 февраля № 030 (3230).jpg
Гибель американских летчиков — факт бесспорный

Найден разбитый самолет

МОСКВА, 4 февраля. Арктической комиссией в Москве получен акт от тройки по розыскам американских летчиков Эйельсона и Борланда. В этом акте сообщается, что в результате разведывательных полетов был обнаружен американский самолет, потерпевший аварию. Пилотская кабинка разбита. Отдельные части самолета разбросаны на площади 100 метров. Все эти остатки погребены под четырех-футовым плотным снегом. Откопан пока револьвер Эйельсона, спущенные бидоны из-под бензина и мешок со следами крови. Капитан Миловзоров, начальник летного звена Слепнев, начальник пограничного отряда Кучма, американский гражданин Светсон и старший американский летчик Чундеб признали, что гибель Эйельсона и Борланда — факт бесспорный.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Апрель 2014 18:12

Красный Север 1930 Суббота 1 марта № 050 (3250)

 Красный Север 1930 Суббота 1 марта № 050 (3250).jpg
МОСКВА, 25 февраля. Председатель арктической комиссии тов. Каменев получил следующую телеграмму, от летчика Слепнева со "Ставрополя". "Прибыл на мыс Северный. Привез тела Эйельсона и Борланда. Посадка благополучна. Получил через пилота Рида приглашение из Вашингтона от имени маршала Джонса. Пилот Рид при посадке на месте аварии снес моему (своему) самолету шасси и сломал лузу и винт".
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Май 2015 19:38

 Олаф Свенсон с дочерью Марион на мысе Северном (Шмидта) зимой 1930 года в время поисков экипажа Б.Эйелсона.jpg
Пишут, что это фильм, снятый Марион Свенсон на мысе Северном в 1929-30гг
Источник: http://ok.ru/video/7439452919
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11757
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 01 Июнь 2015 19:43

Красный Север 1930 № 144 (3344)

 Красный Север 1930 № 1-144(3344) Спасение Эйельсона и Борланда. Слепнев и Фарих - 0002.jpg
ЕЩЕ ОДНА ГЕРОИЧЕСКАЯ РАБОТА СОВЕТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Как были найдены погибшие в тундре американские летчики Эйельсон и Борланд

В ноябре прошлого года американское правительство через сенатора Бора обратилось к советскому правительству с просьбой оказать помощь в розысках двух пропавших без вести американских летчиков пилота Эйельсона и механика Борланда. Американские летчики перевозили с застрявшей во льдах у мыса Северного американской шхуны «Нанук» пассажиров и пушнину на Аляску. Вылетев во второй рейс, они бесследно исчезли.
Розыски были начаты в январе советской летной группой под командой летчика М. Т. Слепнева. Благодаря показаниям охотника Петушкова, слышавшего в день вылета американского самолета шум мотора над своей избушкой, находившейся в 150 килом. от м. Северного, было установлено предположительное место аварии самолета Эйельсона. 26 января американский летчик Кроссон обнаружил в районе избушки Петушкова вдребезги разбитый самолет Эйельсона. При осмотре места гибели самолета и выяснения вопроса о том, что стало с летчиками, мнения разделились: американцы и канадцы утверждали, что Эйельсон и Борланд живы и на лыжах добираются до поселений, а тов. Слепнев считал гибель летчиков несомненной.
5-го февраля т. Слепнев и его группа, в которую были включены несколько пассажиров со «Ставрополя», также зимующего у мыса Северного, начали раскопки вокруг самолета. Рыли траншеи, ежедневно откапывая в них различные части самолета.
В тяжелых условиях, при морозе, доходящем до 50 градусов, и пурге, работала группа Слепнева, отыскивая тела летчиков. И только 13 февраля было найдено тело борт-механика Борланда, а спустя пять, дней 18 февраля, тело пилота Эйельсона.
27 февраля, после оттаивания трупов для составления медицинского акта, тела летчиков были переданы американским пилотам, которые на своем самолете доставили их на Аляску. Летчик Слепнев и борт-механик Фарих, по приглашению губернатора Аляски, сопровождали на своем самолете американцев.
В Фербенксе и в ряде других городов Аляски советским летчикам устраивались торжественные встречи с выражением благодарности за розыск трупов американских летчиков,
Из Аляски т. Слепнев и т. Фарих через Гаваи и Японию прибыли в СССР. Несколько дней тому назад летчик т. Слепнев прибыл в Москву для докладов о работах экспедиции по розыску американских летчиков.

НА СНИМКЕ: начальник советской экспедиции летчик тов. СЛЕПНЕВ (в центре) в группе рабочих Америки.
ВНИЗУ—знамя, преподнесенное тов. Слепневу от ячейки компартии Джуно Аляски.

 Красный Север 1930 № 1-144(3344) Спасение Эйельсона и Борланда. Слепнев и Фарих - 0001.jpg
НА СНИМКЕ: Разбившиеся летчики Эйельсон и Борланд перед погрузкой на американский самолет. В овале: начальник спасательной экспедиции летчик тов. СЛЕПНЕВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 09 Июль 2015 20:05

Воздушные пути Севера. - М. : Советская Азия, 1933. - с. 324-330.

В. Л. ГАЛЫШЕВ
 Галышев - 0001.jpg
ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ „СТАВРОПОЛЯ"
{1}

31 января пассажиров парохода «Ставрополь» вывезти не удалось, так как погода была плохая, а вечером получили телеграмму об организации поисков пропавших американских летчиков.
Началась организация экспедиции на собаках и сборы к полету т. Слепнева на самолете «СССР-177» в устье реки Ангуемы, в 50 милях от мыса Северного.
Я должен был остаться на мысе Северном для наблюдения за полетами американских летчиков к месту аварии и регулировать их, так как бензина оставалось очень мало.
Некоторое время нарты с командой «Ставрополь» и самолеты не могли выйти из-за свирепствовавшей пурги.
5 февраля все тронулись к месту аварии.
8 февраля американский самолет под управлением летчика Рида с пассажиром Свенсеном, его дочерью и больным капитаном Миловзоровым улетел на Аляску.
9 февраля, когда выяснилось, что тяжелое состояние больных пассажиров, находящихся на борту «Ставрополя», внушает опасение, я послал летчику Слепневу записку с просьбой разрешить мне вылететь в бухту Лаврентия.
Американский летчик Гильом, поддерживавший связь с группой Слепнева, доставил мне в этот же день ответную записку начальника экспедиции, который разрешил мне действовать по моему усмотрению.
Посоветовавшись с капитаном Алексеевым, мы наметили наиболее слабых пассажиров, нуждающихся в эвакуации: женщину-врача т. Игначак, двух детей с нянькой и сотрудника экспедиции НКПС т. Зегденидзе.
За 20 минут до вылета врач сделал т. Зегденндзе вспрыскивание камфары вследствие очень слабой работы сердца. Ребята чувствовали себя перед полетом хорошо, врач же т. Игначак смотрела на самолет как на совершенно обычное средство передвижения.
Не буду описывать наш довольно трудный перелет, скажу лишь, что, вылетев в 9 часов утра от мыса Северного при морозе около 40°

{1} В очерке Галышева рассказано о результатах эвакуации пассажиров затертого у м. Северного льдами л/х. «Ставрополь» (см. очерк Слепнева).
[324]
 Галышев - 0002.jpg
и взяв курс напрямик через горы Чукотского полуострова, я через 3 часа 45 мин. благополучно прибыл в бухту Лаврентия.
Лишь 21 февраля, когда мы устроили здесь радиостанцию, я, взяв помимо полного запаса баков самолета еще 300 кг бензина, вылетел на мыс Северный и при отличной полярной погоде (штиль, температура —44°, давление — 779 мм) прибыл туда через 4 часа полета.
В этот же день прилетел на мыс т. Слепнев и сообщил, что трупы найдены и экспедиция эвакуируется с места раскопок. Мы встретили здесь и санную партию каюра Дьячкова, который уже готовился в обратный путь, так как корм для собак уже был на исходе.
Он должен был взять с собой в бухту Провидения больных Шемлянникова и Островецкого с женами и некоего Левакова, которые отказались... от четырехчасового полета на самолете и предпочли ему двухнедельное путешествие на собаках.
На следующий день т. Слепнев вылетел на американском самолете на место катастрофы и еще через день привез на своем самолете «СССР-177» трупы погибших американских летчиков.
26 февраля санная партия Дьячкова с пятью пассажирами отправилась в далекий и тяжелый путь, а 4 марта я вылетел с другими пассажирами в бухту Провидения.
На моем самолете находились Левакова с ребенком лет 5-6, Бридон с грудным ребенком и начальник пограничного поста т. Кучма.
Oт мыса Северного до Колючинской губы была отличная погода; шел на высоте 1. 500 м. От Колючинской губы до бухты Лаврентия шел по берегу моря, так как горы и горизонт были затянуты туманом. Последние километры шли в облаках (вернее полосах облакообразования), где сильно болтало.
Мы сели в бухте Лаврентия, потому что сюда обещали американцы доставить 8 марта бензин с Аляски (в бухте Провидения запас бензина уже кончился).
Однако весь март стояла отвратительная погода: дули сильные ветры северных румбов с непроницаемой для взгляда пургой. Опасаясь гибели самолета, который мог быть унесен ветром, мы крепили самолет следующим образом: зарывали глубоко в снег массивные доски длиной 4-5 м и уже к ним привязывали веревками самолет.
Весь март вместе с механиком т. Эренпрейс и радистом т. Кириленко налаживали радиостанцию. К двадцатым числам марта удалось наладить, правда не особенно надежную, но все же связь с Усть-Камчатском.
28 марта к нам прилетели американцы и привезли бензин взамен нашего, израсходованного ими на мысу Северном. После их отлета мы стали собираться в новый полет на мыс Северный. За это время весь фюзеляж и крылья самолета «СССР-182» были занесены снегом. Лишь с помощью паяльных ламп и примусов нам удалось, предварительно очистив от снега, «оттаять» наш самолет.
Вылетели 5 апреля. Вначале шли при прекрасной погоде, но дальше попали в пургу и с трудом пробились сквозь ее почти непроницаемую для взгляда пелену.
В такую погоду пробивался на север покойный Эйелсон...
На пароходе нас конечно не могли ожидать, полагая, что летчики уже «отучились» летать в пургу...
[325]
 Галышев - 0003.jpg
Взяв троих пассажиров, мы 8 апреля попытались улететь, но наш самолет не смог подняться: мотор работал скверно, к тому же и снег после оттепели стал мокрым и налипал на лыжи.
Решили отложить полет до первого морозного дня, а за это время перебрали мотор. Но дождаться мороза не удалось. Все чаще и чаще стали ложиться густые туманы, а оттепели усилились.
Пришлось улетать при любой погоде.
27 апреля нам удалось подняться. Летели почти в сплошном тумане, идя вдоль береговой полосы. Не долетая мыса Инчаун, попробовал прорваться сквозь туман в сторону бухты Лаврентия, но в горах земля исчезла из глаз, пришлось вернуться назад и сесть в селении Уэллен.
1 мая праздновали здесь. Выла пурга, дул сильный прерывистый норд... 6 мая, когда прояснился туман, сменивший пургу, я прилетел в бухту Лаврентия. Здесь меня уже разыскивал каюр Дьячков, наш советский полярный рекордсмен, прошедший путь из бухты Провидения (250 км) в 19 часов! 8 мая, сгладив заструги нашего аэродрома, мы вылетели в бухту Провидения и сели там в гавани Эмма.
Дом был занесен снегом до половины окон, крыша стала протекать, в складе был беспорядок.
К тому же здесь находились уже 23 человека, из них несколько женщин и детей. Разместились кое-как. Вместе с Дьячковым привели все в порядок и начали организовывать нашу жизнь: определили нормы пайка (очень богатого, кстати сказать), исправили плиту в кухне, назначили нашим поваром повара экспедиции НКПС Джан-Ю, наняли в качестве истопника чукчу Степана, вывесили расписание дежурных по столовой.
Отсюда все эвакуированные на самолете и на собаках с борта «Ставрополя» должны были отправиться на юг морем с началом навигации. Предстояли дни томительного и скучного ожидания парохода.
Дальше я приведу отрывки из моего дневника:
«28 мая. Целый день идет дождь. Скоро вскроется река. Перетащили самолет в безопасное место. Отрыли из-под снега ящики и доски. Все сложили около дома. Мотор внесли в помещение».
«30 мая. Речка вскрылась, затопила фундамент дома. Готовились к охоте — всем необходимо свежее мясо. Призрак цынги может посетить нас.
Вечером убил первую утку «шилохвость». Это знак скорой весны, которая все еще не появляется в наших унылых местах.
Все еще много снегу, погода пасмурная, холодно.
В начале июня. Эренпрейс, Дьячков и радист Кириленко после суточной охоты принесли утку, чирка и нерпу. Туман. Сыро».
«6 июня. Ночью был мороз. Упаковываем вещи, поставили самолет на колеса. К вечеру собаки Комелек и Нети к кормежке не пришли. Очевидно, заблудились в тумане.
..............................................................
В 12 часов приехал из Чаплина нач. пограничного поста т. Рязанов. привез телеграмму из Москвы, в которой предлагалось мне, не дожидаясь парохода, отправиться летом на юг».
«12 июня. У пассажиров, как называем мы эвакуированных, настроение отличное: поют, играют в шахматы, разговоры о цынге пре-
[326]
 Галышев - 0004.jpg
кратились. Охота идет отлично. Днем приезжала на вельботе из Интуки полярная учительница Рябцева. Погода ясная, но дует холодный ветер. Вечером хватил мороз, замерзли все лужи и обледенели камни, пошел снег».
«16 июня. День был отличный — настоящее лето. Тепло, ветра нет, но кругом, все еще много снега. За день работы покрасили нижнюю часть крыльев. Собирались было опробовать мотор, но бухта покрыта мелкобитым льдом, подыматься нельзя».
«29 июня. Произвели уборку материалов, опробовали самолет в воздухе. Назначил начальником базы каюра Дьячкова, посчитал
Сборка самолета в бухте Эмма (июнь 1930 г. )
остатки горючего, продовольствия... Ходил на гору, где кладбище... Море все покрыто туманом... ».
«В начале июля. Все время идет дождь. Ночью выпал снег. По вечерам туман... Трава начала желтеть... Снег в лощинах все еще лежит... ».
«16 июля. С утра сильный туман, но с восходом солнца ослаблен. Решили лететь в Анадырь. Вылетели в 3 часа дня».

На этом дневник заканчивается. Сообщу в заключение, что все пассажиры, оставшиеся в бухте Лаврентия, вскоре после нашего отлета были взяты на борт парохода и 6 августа доставлены во Владивосток.

[327]
 Галышев - 0005.jpg
 Галышев - 0006.jpg
 Галышев - 0007.jpg

Сводка полетов советских и американских летчиков в 1929—1930 гг. на побережье Чукотского полуострова и между ним и Аляской

30 ОКТЯБРЯ 1929 В 13 ч. 35 м. прилетел на мыс Северный летчик Дорбанд на 4-местном самолете «Стирмен» (мотор Райт 300 л. с.).
31 ОКТЯБРЯ 1929 В 11 ч. 30 м. прилетел летчик Эйелсон с бортмехаником Борландом на самолете «Гамильтон» (мотор Райт 600 л. с.).
1 НОЯБРЯ 1929 В 9 ч. 30 м. оба американских самолета вылетели на Аляску; прибыли на Аляску 5 ноября, сидели из-за плохой погоды в районе мыса Сердце-Камень.
10 НОЯБРЯ 1929 Вылетели из Нома два самолета: летчик Эйелсон с бортмехаником Борландом и летчик Дорбанд. Первые попали в пургу и пропали без вести (как впоследствии выяснилось, оба разбились с самолетом в устье реки Ангуемы), второй вернулся от мыса Дежнева, но при посадке в Номе самолет сгорел (по американским сведениям).
21 ДЕКАБРЯ 1929 В 10 ч. 30 м. прибыл на мыс Северный 2-местный «Стирмен» с пилотом Гильомом. (Сидел несколько дней в пути у мыса Сердце-Камень из-за погоды).
22 ДЕКАБРЯ 1929 В 11 ч. прилетел на мыс Северный 2-местный «Стирмен» с пилотом Кроссен. Летел вместе с Гильомом, но задержался на месте вынужденной посадки около мыса Сердце-Камень еще на один день.
С 22 НОЯБРЯ ПО 26 ЯНВАРЯ 1930 Безрезультатные поисковые полеты на двух самолетах «Стирмен» в районе мыса Северного и реки Ангуемы (р. Амвай). Два самолета «Стирмен» с пилотами Кроссен и Гильомом вылетели в Аляску. Пролетая в районе Ангуемы, заметили по тени крыло самолета, торчащее из-под снега. Сели около него — оказался самолет «Гамильтон». После этого вернулись обратно из мыс Северный. В этот же день утром вышла на мыс Северный из бухты Провидения санная партия каюра Дьячкова в составе 14 нарт с юколой для снабжения санных розыскных партий и с бензином для летчиков Громова и Чухновского в Колючинскую губу.
27 ЯНВАРЯ 1930 Вылетели два наших самолета «СССР-177» и 182 из бухты Провидения в бухту Пинкигней.
28 ЯНВАРЯ 1930 Прибыли на мыс Северный два американских 6-местных самолета «Фэрчайльд» — пилоты Ионг и Рид, бортмеханики Мэколей и Юз. С мыса Северного к месту аварии самолета Эйелсона летали пилоты Кроссен и Гильом. Из бухты Пинкигней вылетели в бухту Лаврентия два самолета «СССР-177» и 182.
29 ЯНВАРЯ 1930 Вылетели из бухты Лаврентия и прибыли на мыс Северный два самолета «СССР-177» и 182.
30 ЯНВАРЯ 1930 Пилот Кроссен летал с пассажиром, пилотом Слепневым, к месту аварии.
[328]
5 ФЕВРАЛЯ 1930 Вылетели: Слепнев на самолете «СССР-177» и Кроссен на самолете «Стирмен» на место аварии. Последний оттуда вернулся на мыс Северный.
6 ФЕВРАЛЯ 1930 На самолете «Фэрчайльд» вылетел в Теллер пилот Рид с бортмехаником Юз. Пассажирами — капитан Миловзоров (больной) и Свенсен с дочерью.
9 ФЕВРАЛЯ 1930 Самолет «CCCP-182» с пассажирами вылетел в бухту Лаврентия.
12 ФЕВРАЛЯ 1930 Пилот Кроссен летал к месту аварии.
20 ФЕВРАЛЯ 1930 Пилот Гильом летал к месту аварии и привез оттуда т. Слепнева на мыс Северный.
21 ФЕВРАЛЯ 1930 Прилетел из бухты Лаврентия самолет «CCCP-182». Прибыла санная партия летзвена под начальством каюра Дьячкова.
22 ФЕВРАЛЯ 1930 Гильом вылетел к месту аварии, взяв пассажиром пилота Слепнева. Пилот Слепнев вернулся на самолете «СССР-177» на мыс Северный и привез откопанные тела американских летчиков. Из Аляски вылетел пилот Рид и при посадке у места аварии Эйелсона снес шасси. Гильом вернулся на мыс Северный, взяв пассажиром пилота Рид.
23 ФЕВРАЛЯ 1930 Пилот Гильом летал на место аварии.
26 ФЕВРАЛЯ 1930 Пилот Гильом на самолете «Стирмен» с пассажиром, пилотом Рид, вылетел на Аляску. Санная партия каюра Дьячкова с пятью пассажирами парохода «Ставрополь» вышла с мыса Северного в бухту Провидения.
4 МАРТА 1930 С мыса Северного вылетели самолеты: в бухту Лаврентия — «СССР-182» с пассажирами, на Аляску — «СССР-177» и с телами американских летчиков на «Фэрчайльд» пилот Иенг, взяв пассажиром пилота Кроссена, так как для самолета Кроссена на мысе Северном не было бензина. Санная партия каюра Дьячкова прибыла в бухту Лаврентия.
26 МАРТА 1930 Санная партия вышла из бухты Лаврентия дальше в бухту Провидения.
28 МАРТА 1930 Пилоты Иенг и Кроссен на самолетах «Фэрчайльд» прилетели из Теллера в бухту Лаврентия и привезли для летзвена бензин.
4 АПРЕЛЯ 1930 На мыс Северный прилетели пилоты Иенг и Кроссен на двух самолетах «Фэрчайльд» и привезли механика для починки самолета Рида.
5 АПРЕЛЯ 1930 Оба американских самолета, взяв около 480 кг пушнины, вылетели на Аляску. В этот же день прилетел на мыс Северный из бухты Лаврентия самолет «СССР-182».
27 АПРЕЛЯ 1930 Самолет «СССР-182» вылетел с мыса Северного в бухту Лаврентия, но из-за пурги сел в сел. Уэллен. В тот же день с Аляски на мыс Северный вылетели два американских самолета. Пилот Кроссен, не долетев до мыса Северного, сел у места аварии Эйелсона, починил самолет и на двух самолетах с пилотом, который был вторым, на следующий день прилетел на мыс Северный. Второй самолет, вылетевший с Аляски, дойдя до мыса Дежнева, вернулся обратно из-за пурги.
6 МАЯ 1930 Самолет «СССР-182» вылетел из Уэллена в бухту Лаврентия.
8 МАЯ 1930 Самолет «СССР-182» из бухты Лаврентия вылетел в бухту Провидения.
16 ИЮЛЯ 1930 Самолет «СССР-182» вылетел из бухты Провидения в Анадырь, куда прибыл в тот же день.
Последний раз редактировалось ББК-10 16 Июль 2015 07:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 13 Июль 2015 21:52

Журнал "Смена" №21 1930 г. стр.12-13

 2 Два трупа в вечных льдах.JPG
ДВА ТРУПА В ВЕЧНЫХ ЛЬДАХ
Очерк и фото летчика М. Слепнева

    Прошлой зимой на мысе Северном разыгралась трагедия, стоившая жизни двум лучшим пилотам Америки. Летчики Эйельсон и Борланд отправились на помощь пассажирам шхуны "Нанук", застрявшей во льдах, и погибли при неудачном спуске. Летчик Слепнев, руководивший советской экспедицией по перевозне на аэропланах пассажиров с советского судна "Ставрополь" также застрявшего во льдах, рассказывает о розысках пропавших американцев.

Старик «Ставрополь» пробирался во Владивосток из далекого колымского рейса; прошел Чаунскую губу, где, раздавленный льдами и брошенный людьми, покоился американец «Элизифа», и кроша и ломая льды, врубился в пролив Лонга.
Вел «старика», отмеченного Амундсеном в своем дневнике, Павел Георгиевич Миловзоров. Хмурилось у капитана обветренное лицо, когда встречал он впереди все новые и новые поля льда, правда, пока годовалого и битого. Верила вся команда в своего капитана, в судно и надеялась через 15 дней обнять своих жен и детей.
Показался Нордкоп, названный так английским мореплавателем Куком, или наш суровый, черный, неприветливый мыс Северный, от одного вида которого становилось холодно.
"Ставрополь", с работающими на полный ход машинами, шел все тише и тише. Неожиданно он уперся в громадную льдину, вошел в нее носом на целых два метра и... стал. И почудилась капитану зимовка. Эго значит — девять месяцев стоянки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Одно мгновение показалось, что есть выход: слева от судна оторвало кусок ледяного поля, во льду широко разошлась трещина, и дежурный матрос, сидевший на мачте, на радостях уверял, что видит мыс Дежнева и что «завтра выйдем». Насчет мыса верили слабо, а вот насчет «выйдем» хотелось верить.
Пронеслась по разводью, гулко стуча своим дизелем, американская шхуна «Нанук». Тоже уперлась носом и тоже стала.
В октябре, когда уже все примирились с зимовкой, владелец «Нанука», мистер Свенсон, пришел навестить больного Миловзорова. Не прошли даром капитану двадцатичасовые стоянки на мостике, в пургу и метели, слег капитан, и судовой врач силился поставить диагноз: плеврит, бронхит, воспаление. Свенсон с легким акцентом изрек, что у мисс Мэриан пропадает год в колледже, что он сам терпит убыток, ибо не может продать пушнину в этом году, и что он уже сговорился с «Аляской Аэрвайс» о вывозе людей и пушнины на аэропланах.
Это была бомба.
Что значит Мэриан, что значит пушнина, когда можно увезти пассажиров с этого проклятого места, можно через месяц быть дома, можно... Да мало ли что можно сделать, когда для этого есть соответствующие средства.
Пищали «марконики» на обоих судах, где-то совещались комиссии, обменивались
нотами, и где-то пилоты прокладывали курсы на картах, уверяя, что все моторы хороши, кроме поставленных у них на самолетах.

Вы спрашиваете, как летают? Это делается очень просто.

    «Сэр! Советское правительство не встречает препятствий, чтобы аэропланы Соединенных Штатов сделали 18 рейсов над территорией Союза советских социалистических республик от мыса Дежнева до мыса Северного и обратно. Примите и т. д. "...
    «Пилоту Слепневу. Вам надлежит погрузить аэропланы на ледорез «Литке» и, дойдя на нем до бухты «Провидение» на Чукотском полуострове, приступить к летной работе по вывозу пассажиров с застрявшего у мыса Северного парохода «Ставрополь». В случае изменения обстановки поступить по своему усмотрению, преследуя общее задание экспедиции. В ваше распоряжение назначаются»...

Полковник Эйельсон перелетел Ледовитый океан с мыса Барроу на Шпицберген. Полковник Эйельсон был командором Антарктической экспедиции. Полковник Эйельсон взял лучший гамильтон с почтовой линии, поднялся с Аляски, прилетел на мыс Северный, взял четырех человек, полтонны пушнины и прилетел на Аляску.
Полковник Эйельсон вылетел 10 ноября второй раз с Теллора на Аляске к мысу Северному и... туда не прибыл.

«ВЕРНУТЬ ВСЮ КОМАНДУ ИЗ ОТПУСКОВ. СРОЧНО ВЫПУСТИТЬ ЛЕДОРЕЗ «ЛИТКЕ» ИЗ РЕМОНТА И ВЫЙТИ В ПОЛЯРНЫЙ РЕЙС».

На совещании капитанов мнения разделились. Одни считали, что рейс выполним и что рейсы зимой не совершаются исключительно из-за косности мореплавателей. Другие также находили, что рейс выполним, но только не для «Литке», который представляет из себя яхту полярного типа, очень много берущую воды на нос, с низко сидящей кормой. Обратный рейс показал, что эти указания были правильны, но другого подходящего судна не было, и 7 ноября, сопутствуемый гудками всех судов и вымпелами: «Счастливого пути! »,
«Федор Литке», сигнализируя с мачты: «Счастливо оставаться! », отвалил из Владивостока.

22 ноября ледорез развернулся в воротах гавани Эмма, в Беринговом море, отдал правый якорь и стал в полутора километрах от берега.

Выписка из дневника:

"10 декабря, вторник. Вчера на рассвете ушел «Литке». Первый день за полтора месяца, как все утряслось, и жизнь вошла в колею. Установил дежурство по мойке посуды, уборке комнат и топке печей. Барометр идет поверху, но очень пасмурно, сопки закрыты. Механик Фарих «выявляет» бензинопроводы на самолете № 177: сперва аккуратно отвинчивает ниппеля, затем проволокой продергивает трубки, все свинчивает, пробует поток бензина и... начинает все сначала".
Так мы начали зимовку. Шесть человек: я, пилот самолета № 182 Виктор Львович Галышев, механики Фарих, Эренпрейс, радист Кириленко и Иван Михайлович Дьячков проводник—каюр, за которым сразу был закреплен титул «шофер автомобиля начальника». Под автомобилем подразумевалась упряжка из двенадцати сильных камчатских псов.
Потекли зимовочные дни, точно такие же и точно так, как вы о них читали у великих пионеров Арктики. Только 25 января ушла санная партия с бензином, продовольствием людям и юколой собакам. Пошла в далекий тысячекилометровый путь, туда же, куда стремились и все к Нордкапу, к мысу Северному.
Пошли четырнадцать нарт — сто сорок собак. Повел партию каюр Дьячков.
28 января два гордых в своем полете «Юнкерса», на высоте 10 метров проносятся над далеко растянувшейся ленточкой собак, затерянных в беспредельном белом просторе, каюры с остервенением машут меховыми рукавицами и мгновенно скрываются под крылом.
Самолет № 177 веду я, справа и немного сзади идет на 182-м Галышев. Мой механик ежится в своем ужасном по величине собачьем комбинезоне, со злостью смотрит на отказавший в работе указатель скорости, пробует стучать по нему плоскогубцами и, вижу, беззвучно сплевывает. Hе выдержала на этот раз немецкая коробоч-
[12]
 2 Два трупа в вечных льдах-2.JPG
ка, не справилась с пургой и морозом Чукотки, хотя честно служила весь прошлый год и проделала Алданскую авиоэкспедицию.
Пролетаем над Мечигменской необследованной губой, начинаю определять входной мыс в бухту Лаврентия.
Шесть зарытых в снег до крыш домиков — культбаза бухты Лаврентия — кажутся зданиями лучшего аэропорта, все население — на «аэродроме», а аэродром» — на береговой галечной косе. Начальник погранпоста тов. Кучма машет метлой — надо понимать, что это ветроуказатель «аэродрома», — а так как машет он во все стороны, то полагаю, что ветра нет — не может же ветер дуть сразу со всех сторон, — и сажусь по длинной стороне косы. Галышев садится тоже, идем, окостеневшие от холода, в школу-интернат, чтобы стащить с себя тяжесть бесчисленных меховых одежд, чтобы отогреться, выспаться и чтобы завтра... достигнуть мыса Северного.

Радиограмма со «Ставрополя»: «Москва. Добролет. Двадцать девятого оба самолета экспедиции Слепнева достигли мыса Северного, покрыв расстояние Провидение — Пинкегней — Лаврентий — Северный девять часов».
Радиограмма с «Нанука»: «Фербенкс. Аляска — Айрвайс. Два советских самолета идут посадку».

«ПОЛКОВНИК АМЕРИКАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЭЙЕЛЬСОН НАЙДЕН МЕРТВЫМ»

На мое предложение — объединить, ввиду бесплодных розысков и во избежание излишних полетов и нехватки горючего, работу экспедиции — канадцы и американцы сначала промолчали, но затем полдня «пипикали» на рации и сказали: «есть, сэр».
Я получил от тройки разрешение рискнуть экипажем и одним тяжелым самолетом. Вылетел с мыса Северного, сел через 150 километров на заструги у места аварии и назначил механика Фариха коком.
Фарих копал под крылом самолета яму, ставшую затем нашим домом, а я со студентом Дубравиным ходили по снежной равнине от торчавшего крыла разбитой машины к колесу, найденному за полкилометра, и «воссоздавали» момент аварии.
Все было бело и безмолвно.
Через день пришли собаки с людьми, кирками, ледовыми пилами, мясными консервами. Яму под крылом расширили, натянули палатку и заложили кубиками льда.
... А потом мы стали копать. Копали на морозе в 45 градусов по десять часов, пили чай, и, когда было светло от северного сияния, ночью кто-нибудь срывался с места, брал щуп и шел буравить замеченный днем подозрительный бугор.
Крукс уверял, что мы мучаемся зря, что Эйельсон жив и ушел на лыжах к чукчам.
Мы копали день и два, и три, и неделю, и две.
Спокойный Свенсон не выдержал, воспользовался одним большим американским аэропланом, взял дочь и больного капитана и улетел с канадцем Ридом в Америку.

Когда мы нашли масляный бак, помещающийся на самолете в ногах у летчиков, то стали копать с еще большим ожесточением и нашли... кровь на обтекателе.
13 февраля, под вечер, матрос «Ставрополя» Джекопсон крикнул: «Нога! »
Мы натолкнулись на труп, скрытый снегом. Спорили, кто: Эйельсон или Борланд? Обыскали карманы, оказалось — последний.
Мы завязали его в брезент и перенесли в самолет.
Была пурга. Три дня нельзя было выйти из хижины, не было аэропланов с продуктами и очень мало оставалось керосина.
18 марта, на втором номере раскопок, в ста двадцати метрах от Борланда нашли Эйельсона.
На севере, как и на войне, самое трудное — отступление. Стояли морозные дни с пургой, с метелями, собаки съели всю рыбу, не хотели есть рисовую кашу, худели и дохли.
Первой партией я отправил слабых и обмороженных, затем «наладил» на лыжах, дав немного собачьих упряжек, здоровых и сильных, на прилетевший американский самолет посадил двух чукчей — пусть полетят первый раз в жизни — и сообщил всему миру, что «летчик Эйельсон и механик Борланд найдены оба мертвыми, убитыми при аварии».
Вскоре около нас сел летчик Гильом, прилетевший в связи с отысканием трупов. С другой стороны показался желтый «Фердчальд» капитана Рида, сделал два красивых круга и пошел на посадку. Заструб, коснувшись земли, подскочил, треснул и, снеся шасси и пропеллер, врезался грудью в снег. Все бросились к разбитой машине, из нее вышел пилот, не взглянув даже на свое детище и, приложив рукавицу к шлему, отрапортовал: «По специальному заданию... сел, чтобы вручить вам телеграмму из Вашингтона»:

    Государственный департамент сообщает вам, что Государственный департамент охотно соглашается, чтобы командор Слепнев и механик советского аэроплана сопровождали тела погибших до Фербенкса. Соединенных Штатов маршал (подпись). "
[13]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение Василий Гоголев » 16 Июль 2015 02:45

ББК-10 пишет:В. Л. ГАЛЫШЕВ
ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ „СТАВРОПОЛЯ"

Наверное стоит указывать ссылку: Воздушные пути Севера. - М. : Советская Азия, 1933. - с. 324-330.
Статья Слепнева, там же, - с. 301-323.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 16 Июль 2015 07:32

Василий Гоголев пишет:
ББК-10 пишет:В. Л. ГАЛЫШЕВ
ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ „СТАВРОПОЛЯ"

Наверное стоит указывать ссылку: Воздушные пути Севера. - М. : Советская Азия, 1933. - с. 324-330.
Статья Слепнева, там же, - с. 301-323.

Воздушные пути Севера. Сборник статей посвященных вопросам освоения Севера. Изд-во "Советская Азия", М.,1933
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2015 21:06

 Власть труда 1930 № 125%283137%29 %283 июня%29 Возвращение Слепнева и Фариха из Америки.jpg
Власть труда, №125 (3137), вторник 3 июня 1930 г.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ ИЗ АМЕРИКИ

Вчера в Иркутск прибыли возвратившиеся из Америки летчик Слепнев со своим борт-механиком Фарихом.
Тов. Слепнев был начальником экспедиции по оказанию помощи "Ставрополю" и начальником объединенной советско-американско-канадской группы по розыску американского летчика Эйльстона.


* * *
В беседе с нашим сотрудником тов. Слепнев рассказал о своем полете в Америку.
По приглашению государственного департамента (министерство иностранных дел в Соединенных Штатах) пилот Слепнев на самолете Добролета "СССР № 17" с двумя американскими самолетами, на которых находились трупы Эйльстона и его борт-механика 4-го марта вылетел с мыса Северного на восток, в Америку. Посадку в городе Телоре Слепнев сделал 3 марта вечером (как известно, при пересечении разделительной линии в Беринговом проливе, с запада на восток, один календарный день сбрасывается со счета).
Посадка в Телоре, где снизился 25 марта 1926 года, дирижабль Амундсена «Норвегия», несмотря на большую пургу, прошла благополучно. На аэродроме мэром города Жаком Вареном и представителем Соединенных Штатов на Аляске Ломаном летчику были поднесены кусок оболочки от дирижабля Амундсена (который Слепнев считает своим самым ценным подарком) и ключ от города Телора.
Впоследствии, когда наши летуны захотели найти городские ворота, дабы отпереть их своим ключом — не нашли их, оказалось, что ключ этот от личной квартиры мэра.
6 и 7 марта, покрыв расстояние в тысячу километров от Телора по излюбленным местам Джека Лондона — Юкону, Руби, Банатсо, самолет снизился в золотопромышленном центре Аляски, в городе Фербенске.
В Фербенске, вместе с многочисленными организациями, пилотов встретил отец, вдова и дети погибших авиаторов и мэр города. Там уже наши летчики застали множество поздравительных телеграмм и предложений от различных организаций и властей прибыть в города: Ноом, Анкорадж, Портланд, Сиатль и Норд-Дакота.
На обеде, данном городским самоуправлением, прибытие советского самолета в Аляску сопоставлялось с прибытием в свое время Амундсена. Мэр города указал, что на долю русских выпала честь второй раз открыть Аляску. Первый раз она была открыта русским Берингом, после чего была продана царским правительством — и снова после длительного перерыва — советским летчиком Слепневым.
Нужно отметить, что на этом же банкете отец Эйльстона выразил желание, чтобы на гроб сына, вместе с американским и канадским флагами, был возложен советский флаг, так как сын его погиб на советской территории.
При возложении советского флага на гроб, американский военный караул первый раз в истории салютовал красному знамени первой в мире свободной страны.
При отбытии из Фэрбенска нашим пилотам были преподнесены подарки от различных организаций, из которых мы отмечаем: винтовку от американских летчиков, часы с надписью «От благодарного народа Аляски», жетон от рабочих-золотоискателей и письменный прибор от рабочей компартии Америки (Вокерс Комунистик Парти Оф Америка). Там же губернатор Аляски, мэр города и конференция друзей Советского Союза обратились с личными письмами к тов. Слепневу, благодаря его за выполненную работу.
Официальная церемония похорон американских летчиков состоялась в Сиатле, куда и выехала наши и канадские летчики — участники розыскной экспедиции. После церемонии, механик Борланд был похоронен в Сиатле, в мавзолее стоящем около миллиона долларов, а труп Эйльстона был отправлена на родину, в штат Норд-Докоту.
Там же, в Сиатле, Слепнев получил приглашение от норд-докотской организации легкоперов пожаловать на похороны и с визитом в город Хатон, но так как это приглашение было от национальной военной организации (отдающей душком фашизма), а не от губернатора штата, Слепнев воздержался от поездки туда и, отдав последний долг — проводив труп Эйльстона до первой железнодорожной станции, возвратился в Сиатль.
В Сиатле, погрузив свой самолет на пароход, Слепнев выехал через Сан-Франциско — Гавайские острова — в Японию.
Японская общественность и официальные круги проявили большой интерес и радушно встретили наших летчиков. В Токио тов. Слепнев был проведен доклад в Пан-Пацифик клубе, после чего начальник экспедиции был принят начальником гражданской авиации в Японии, генералом Пагоока. Там же Слепнев был принят американским послом в Японии, который сказал в своей речи: «Что он всегда рад пожать руку храброго человека и, что Америка, в лице посла, еще раз приносит благодарность за розыски Эйльстона. В ответной речи тов. Слепнев принес благодарность за радушный прием, оказанный советским летчикам в Америке.
Из Токио Слетев и Фарих через Цуругу выехала во Владивосток, где были встречены представителем Наркоминдела, Осоавиахима и других организаций.
* * *
Исключительность положения и чрезвычайно теплый прием, оказанный Слепневу в Америке, дали ему возможность установить контакт с различными авиационными организациями, произвести несколько полетов на американских машинах и ознакомиться с состоянием американской гражданской авиации.
Отыскание трупов Эйльстона и Борланда и поездка наших летчиков имеет большое политическое значение. Тов. Слепнев лично доставит в Москву письма американских официальных организаций, адресованных членам советского правительства и президенту Академии Наук.
АЛ. ТРЕГУБОВ
.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 08 Октябрь 2015 21:31

Про попытку участия Чухновского и Громова в спасательной экспедиции:

Советская Сибирь, 1930, № 003, 4 января.

 Советская Сибирь%2C 1930%2C № 003 %281930-01-04%29 Розыски амер.летчиков.jpg
Розыски американских летчиков

АРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО СВОИМ ТРУДНОСТЯМ ПРЕВОСХОДИТ ПОХОД „КРАСИНА"

ЛЕНИНГРАД. 3. (Наш спец. корр. ). Второй мощный самолет, для которого изготовляются специальные лыжи, будет готов к вылету 15 января. Арктическая комиссия ожидает в ближайшие дни начала работ советской радиостанции в Пинкингнее. Через эту станцию будет организована связь с летчиками Слепневым и Галышевым, находящимися с самолетами в бухте Провидения.
Добролет организует авиационные базы в Нижне-Колымске и Средне-Колымске. В Булуне срочно подготовляется посадочная площадка для мощных самолетов, значительно пополняется авиационная база в Якутске, куда выезжает бригада механиков.
Председатель полярной комиссии Академии Наук, академик Карпинский заявил, что предстоящая спасательная арктическая экспедиция по своим трудностям превосходят даже знаменитый поход «Красина, на поиски экипажа «Италия». До сих пор советским летчикам приходилось работать в Арктике летом, сейчас же предстоят полеты в условиях зимнего арктического бассейна и попарную ночь.

ЛЕТЧИК ТОВ. ГРОМОВ ВЫРАЗИЛ ЖЕЛАНИЕ УЧАСТВОВАТЬ В ЭКСПЕДИЦИИ

МОСКВА. 3. (Тасс). В арктическую комиссию поступило заявление заслуженного летчика тов. Громова о желании принять участие о поисках американского летчика Эйельсона. Громов выбрал маршрут Хабаровск — Николевск-на-Амуре — Охотск — Средне-Колымск — Нижне-Колымск — мыс Северный — Колючинская губа. Комиссия
признала, что полет может быть осуществлен, но некоторое затруднение будет вызвано доставкой бензина из Николаевска в Охотск. Местам сделаны запросы, и в случае удовлетворительного их ответа, полет т. Громова состоится.

СИЛЬНАЯ БУРЯ ПРЕПЯТСТВУЕТ РОЗЫСКАМ ЭЙЕЛЬСОНА

НЬЮ-ЙОРК, 5. (Тасс). Замгубернатора Аляски уведомил мининудел, что сильная буря препятствует розыскам Эйельсона.
На затертом льдами у северного мыса американском судне «Нанук» приходят к концу съестные припасы. Американский летчик Гиллем, прилетевший к "Нануку", лишен возможности совершать попеты, вследствие поломки аппарата.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 08 Октябрь 2015 21:39

Советская Сибирь, 1930, № 009, 11 января.

 Советская Сибирь%2C 1930%2C № 009 %281930-01-11%29  Участие Чухновского в спас.эксп..jpg
МАРШРУТ СПАСАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕТЧИКА ТОВ. ЧУХНОВСКОГО. (заштрихован район предполагаемого местонахождения пропавших американских летчиков).

ЗАВТРА ЧУХНОВСКИЙ ВЫЛЕТАЕТ НА ПОИСКИ ПРОПАВШИХ НА СЕВЕРЕ

САМОЛЕТ ОБОРУДОВАН НОВЫМИ МОТОРАМИ И МОЩНОЙ РАДИО-СТАНЦИЕЙ

14-15 ЯНВАРЯ ЧУХНОВСКИЙ ПРИЛЕТИТ В ЯКУТСК

Летчик Чухновский телеграфирует из Красноярска: "Новые моторы уже установлены и отеплены. Отепляются лодка самолета и помещение для летчика. Работаем во временном ангаре, защищающем только от ветра, при морозе в 40 градусов. 10 января, закончив утепление и установку всех приборов, вытащим лодку из ангара для установки крыльев. Делаем все возможное, чтобы собрать самолет к 12 января и быть в Якутске 14-15 января.
ЧУХНОВСКИЙ". Красноярск. 9 янв.


ТЯЖЕЛАЯ ЗАДАЧА.

Завтра экспедиция тов. Чухновского вылетает в поиски американских летчиков. Полет будет совершен по маршруту: Красноярск — Якутск — Булун — район Колымы и мыса Северного, где по предположению находятся летчики.
В беседе с заместителем начальника научно-изыскательного управления Комсеверопути тов. Шевелевым, тов. Чухновский сообщил:
— Задание — отыскать и спасти американских летчиков — исключительно тяжелое. Но экипаж примет все усилия, чтобы его выполнить. Экипаж отлично сознает, что самолету придется работать в крайне тяжелых условиях и не исключена зимовка и тундре.

НА САМОЛЕТЕ ОТЛИЧНАЯ РАДИО-СТАНЦИЯ.

Самолет оборудован отличной радиостанцией конструкции летчика-наблюдателе, радио инженера тов. Алексеева. В прошлом году эта радио-станция работала бесперебойно. Даже в то время, когда самолет находился на воде, работа его радиостанции была слышна п Диксоне на расстоянии 1500 километров. Самолет в этот полет будет обеспечен надежной радио-связью со всеми радиостанциями. Позывные самолета: S. Р. (... . — —. ). Позывные самолета могут быть опознаны по очень медленной передаче (не более 30 знаков в минуту).

ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА.

Третьего января спасательная экспедиция, руководимая тов. Чухновским, прибыла в Красноярск. Летчик-наблюдатель. тов. Алексеев, остался в Москве для окончательного оборудования радио-станции.
7-го января тов. Алексеев с радиостанцией также прибыл в «Красноярск.
В специальном поезде с тов. Алексеевым были отправлены два новых мотора для самолета, ряд отличнейших навигационных приборов. которые позволят летать в полярную ночь.
Кроме этого, прибыли специальные рабочие-клепальщики дли обшивки самолета алюминиевыми покрышками для защиты от мороза. В Иркутске заказаны специальные теплые собачьи одежды. Самолет поднимает груз до 3100 килограммов. Полный вес самолета в полете — около 8 тонн. Мощность самолета (летающей лодки немецкой конструкции «Дорнье-Валь») с новыми моторами — 1300 лош. сил. Самолет приспособлен для посадки на снег и лед. Такое посадочное приспособление у нас применяется впервые. Теоретические расчеты лодки-лыж дают прекрасные результаты. Заимствовано же это приспособление у Амундсена, который пользовался им во время полетов на Северный полюс.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2015 21:08

 Власть труда 1930 № 009%283021%29 %2811 янв.%29 Громов-Молодых.jpg
Власть труда, 1930, № 009 (3021), 11 января.

Заслуженный летчик Громов приезжает в Иркутск

8 января, а 15 часов 15 минут, выехали из Москвы в Хабаровск заслуженный летчик Громов н аэронавигатор Спирин. В ИРКУТСКЕ К ЛЕТЧИКАМ ПРИСОЕДИНИТСЯ НАЧАЛЬНИК ИЗЫСКАТЕЛЬНОИ ПАРТИИ АКАДЕМИИ НАУК МОЛОДЫХ, который ознакомит их с состоянием Колымского района. Громов и Спирин прибудут в Хабаровск 17 января, вагон с самолетом и обслуживающим персоналом — 10 января. Вылет из Хабаровска в Николаевск на Амуре и далее на север предполагается 20 января.
Отказавшись от ряда дополнительных предметов снаряжения, Громов сможет взять запас продовольствия на 30 дней на 3 человек.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2015 21:17

 Советская Сибирь%2C 1930%2C № 010 %281930-01-12%29 Участие Громова.jpg
Советская Сибирь, 1930, № 010, 12 января.

ЛЕТЧИК ТОВ. ГРОМОВ ПРОЕХАЛ НА ВОСТОК.

Вчера, 11 января, вечером, через ст. Новосибирск проследовал заслуженный летчик тов. Громов с летчиком-наблюдателем тов. Спириным.
В беседе с нашим сотрудником тов. Громов сообщил, что он предполагает быть в Хабаровске 17 января, а 20-го — уже вылететь из Хабаровска. Маршрут попета: Хабаровск — Николаевск на Амуре — Охотск, Средне-Колымск — Нижне-Колымск мыс Северный, откуда и начнутся поиски пропавших без вести американских летчиков.
Подробная беседа будет помещена в следующем номере газеты.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2015 21:20

 Советская Сибирь%2C 1930%2C № 012 %281930-01-15%29 Чухновский вылетит 15 января.jpg
Советская Сибирь, 1930, № 012, 15 января.

ЧУХНОВСКИМ ВЫЛЕТИТ 15 ЯНВАРЯ

КРАСНОЯРСК. 13 (Наш корр. ). Сегодня, в 7 часов вечера, тов. Чухновский сообщил, что сборка самолета закончена. Завтра — 14 декабря, будет произведен пробный полет из затона на аэродром и 15-го при более или менее благоприятной погоде экспедиция отправится в путь.
***
ЛОНДОН, 14. (Тасс). Два канадских летчика, пропавшие без вести при розысках
Эйельсона, благополучно вернулись в Аляску.

Самолет «Комсеверопуть», на котором Б. Чухновский летит на поиски американцев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1930: Спасательные эксп. советских летчиков на Чукотке

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2015 21:23

 Власть труда 1930 № 015%283027%29 %2818 янв.%29 Чухновский горючее.jpg
Власть труда, 1930, № 015 (3027), 18 января.

ЛЕТЧИК ЧУХНОВСКИМ МОГ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ГОРЮЧЕГО

6-го января на ст. Иркутск прибыл вагон в адрес Осоавиахима для экспедиции Чухновского, направляющейся на розыски американских летчиков. Вагон должен был быть разгружен немедленно, так как там находился легко-воспламеняющийся груз. Но по вине
станции вагон простоял в Иркутске шесть суток и... был отравлен обратно в Москву, как запасный резерв.
К уполномоченному ОДТОООГПУ поступила из Красноярска срочная телеграмма о розыске пропавшего вагона, но телеграмма попала к техагенту тяги, который, не интересуеясь адресом, наложил резолюцию:
"11 января резервом направлен в Москву». Такое головотяпство (а может быть — вредительство) со стороны начальника станции, продержавшего на станции срочный груз и отправившего его в обратную сторону от места назначения не разгруженным, должно быть наказано пролетарским судом.
ТОЛКАЧ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7689
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения