Приказ ГУСМП №159/с г. Красноярск 31.10.1942г.
По аварии самолётов СП Н-39, Н-297 и Н-299 Чукотской АГ.
18.11.1941г. из порта Биллингса в Певек вылетели 3 самолёта п/у Н-39 Шитиков, Н-297 Тымнетагин и Н-299 Елков. Все пилоты 4 класса (чукчи). Старшим ведущим звена назначен
Елков. На Н-299 – пассажир с ребёнком, на Н-39 – пассажир с ребёнком, на Н-297 – коммерческая загрузка. Шли клином с правым и левым пеленгами.
В момент вылета погода была нормальная, но не учтена продолжительность полёта и запас светлого времени. Через несколько минут полёта после взлёта на Н-299 мотор начал давать перебои. Пилот сел на вынужденную посадку с подбором благополучно. Убедившись, что мотор работает нормально и, не произведя ни каких работ, вновь взлетел, оставаясь в роли ведущего. Около утёса Какаян погода начала резко портиться. В районе бухты Нольда звено встретило туман и слабый снегопад при облачности 100м и видимости 500м. Пилот Елков посчитал это местными условиями и продолжил полёт. Пройдя берегом мыс Шелаурова Елков заметил, что в направлении Певека горизонт проясняется, поэтому изменил курс и повернул к Певеку, продолжая полёт с набором высоты вдоль ущелья и встретили ясную погоду. Ввиду недостаточной скороподъёмности и большой загруженности самолёта не могли набрать необходимой высоты для преодоления хребта гор , лежащего на пути к Певеку. Оказавшись в затруднительном положении, Елков принимает запоздалое решение вернуться обратно на берег моря. Во время разворота при сбавлении газа, мотор давал перебои, задел лыжами за гору, скапотировал и потерпел аварию.
Пилот Тымнетагин на Н-297 заметив разворот Елкова тоже начал разворот влево, попал в струю и при недостатке высоты задел левой плоскостью за землю и потерпел аварию.
Третий самолёт Н-39 – Шитиков не заметив аварии первых двух самолётов, из-за плохой погоды, сделал вынужденную посадку в районе аварии первых 2-х самолётов. При вынужденной посадке был оборван трос креста шасси. Осмотрев самолёт Н-39, и произведя соответствующую работу по замене троса, Шитиков по приказанию Елкова вылетел в Певек для срочного донесения о случившемся. Вылетел уже в сумерках, по земле – туман. Пролетев хребет, через 15 минут полёта закрыло Певекскую гору туманом. Возвращаться назад, вследствие полной темноты и тумана пилот Шитиков не решился. Продолжая полёт при полной темноте и сплошном тумане на бреющем полёте самолёт задел лыжами за землю, скапотировал и потерпел аварию. Все пилоты и пассажиры невредимы. В результате аварий самолёты имеют следующие повреждения:…
Расследованием установлено, что пилот Елков, являясь старшим пилотом звена, допустил следующие нарушения:
1. Нарушил п. 55 и 58 Наставления по л/службе;
2. Нарушил п. 8. Приказа по Чукотской АГ №52 от 18.6.1941г;
3. Принял не правильное решение лететь на неисправной м/ч. Нужно было вернутся в Биллингс;
4. Допустил грубые нарушения Наставления по л/службе тем, что являясь старшим пилотом звена, дал распоряжение пилоту Шитикову вылетать в сумерки с места вынужденной посадки, в результате чего произошла авария 3-го самолёта.
На основании вышеизложенного, приказываю:
1. … , дело на пилота Елкова передать в суд для привлечения к уголовной ответственности;
2. Самолёты СП Н-297 и 299 доставить в мастерские Анадыря и произвести ремонт;
3. Самолёт СП Н-39 вследствие его ветхости, восстанавливать нецелесообразно, списать с б. Чукотской АГ и исключить из списков самолётного парка УПА;
4. Командиру АГ Левандовскому со всем лётным составом авиаотряда организовать изучение Наставления по лётной службе и провести тренировку вслепую лётного состава, летающего на самолётах лёгкого типа по трассам особой трудности.
Приказ проработать с ЛПС во всех АГ УПА.
Зам. начальника ГУСМП (Э. Кренкель)
Резолюция Кренкеля. Приказ издать по УПА. Этот приказ считать аннулированным. 26.11.1942г. Кренкель.