Из письма начальника Мурманского Главного морского агентства "Инфлот" Г.П. Болквадзе заместителю Народного комиссара морского флота СССР Л.Ю. Белахову о работе агентства по обслуживанию иностранных судов в 1 полугодии 1942 года*
[...]
6 июля 1942 г.
На 4 июля 1942 г. стоят в порту суда, требующие ремонта:
1. Пароход "ХАРМАТРИС", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 20 января 1942 г., который был торпедирован 17 января вражеской подводной лодкой, вследствие чего пароход получил повреждение передней половины корпуса в правый борт носовой части, трюм N 1 имеет сквозную пробоину, последний заполнен водой. Пароход сохранил плавучесть, был прибуксирован и разгружен в порту. В процессе стоянки у причала произведен ремонт машинно-котельной и палубной части. 15 июня пароход поставлен в док для заделки указанного повреждения на переход до отечественного порта. Ремонт продлится до 10 июля 1942 г.
2. Пароход "ДИР ЛОДЖ", под американским флагом, во время стоянки в порту, от налета вражеских самолетов получил повреждение. Временно с помощью ЭПРОНа повреждения подводной части заделаны, запланирована постановка парохода в док после выхода из дока парохода "Харматрис".
3. Пароход "ТОБРУК", под польским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой при налете вражеских самолетов 4 апреля 1942 г. получил повреждение в кормовой части судна, в результате чего судно затонуло. Пароход был разгружен, с помощью ЭПРОНа произведена временная заделка повреждения, судно отведено и поставлено на обсушку, производится мелкий ремонт. После окончания докового ремонта парохода "ДИР ЛОДЖ", пароход "ТОБРУК" будет поставлен в док.
4. Пароход "ОУШЕН ВОИС", под английским флагом, при налете вражеских самолетов получил повреждение в носовой части корпуса правого борта. Докование не требуется, ремонт производится.
5. Пароход "ЭМПАИР БАРД" под английским флагом, имеет вооружение стрелами для выгрузки тяжеловесов, ввиду отсутствия в порту как портального, так и плавучего кранов, временно оставлен в Мурманском порту для выполнения грузовых операций по тяжеловесным грузам.
6. Пароход "ЛАНКАСТЕР КАСТЛ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 13 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 24 марта 1942 г. при налете вражеских самолетов получил прямое попадание авиабомбы в машинное отделение, причинившей повреждение и человеческие жертвы (8 человек убитых, не считая раненых). С помощью Инфлота была быстро оказана медицинская помощь пострадавшим, за что капитан выразил свою благодарность. По окончании разгрузки пароход был отведен на место якорной стоянки на рейде, где при налете 15 апреля получил вторично попадание 4 авиабомб, в результате судно затонуло на глубине 8 метров. Пострадавших во время вторичного налета на судне не было. Экипаж во главе с капитаном выехали за границу.
7. Пароход "НЬЮ ВЕСТМИНСТЕР СИТИ", под английским флагом, прибыл в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки в порту под разгрузкой у причала рыбного порта 4 апреля получил повреждение от прямого попадания 4 авиабомб, вследствие чего на пароходе возник пожар. Жертв из состава команды не было, благодаря срочно оказанной помощи и принятым мерам. Пароход затонул в бухте. Экипаж во главе с капитаном выехал за границу.
8. Пароход "ЭМПАИР СТАРЛЯЙТ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 4 апреля при налете вражеских самолетов получил от прямого попадания авиабомбы повреждение передней части судна в районе трюма № 1 и пробоину в надводной части между трюмами №№ 1 и 2. Были деформированы бортовая обшивка и палуба. Пароход был отремонтирован и поставлен под разгрузку. Во время вторичного налета вражеских самолетов 15 апреля вновь был поврежден от попадания нескольких бомб. При помощи ЭПРОНа пароходу была оказана немедленная помощь. Погрузка была отменена и пароход отведен на рейд для производства ремонта, где и был затоплен при последующем налете вражеской авиации.
9. Пароход "СТИЛ ВОРКЕР", под английским флагом, имея на борту около 7000 тонн груза, в порту на глубине около 40 метров от взрыва в подводной части судна затонул в заливе в начале июня месяца 1942 г.
10. Пароход "АЛКОА КАДЕТ", под английским флагом, после окончания разгрузки в конце июня месяца, стоя на рейде, получил повреждение и затонул,
В процессе обслуживания вышеперечисленных судов, как Вам известно, Инфлот не располагал квалифицированным аппаратом и средствами передвижения. Сильно отразилось на работе Инфлота и то обстоятельство, что при налете вражеской авиации помещение конторы Инфлот несколько раз подвергалось бомбардировке и прямым попаданием авиабомбы было разрушено, когда погиб весь имевшийся инвентарь за исключением двух пишущих машинок, находившихся в ремонте после одной из бомбардировок, во время которой часть работников Инфлота получила легкие ранения (тов. Безгребельный и тов. Болквадзе). Все инвалютные документы, касающиеся расчетов с иностранными судами, были спасены. Временно контора заняла помещение в городе без наличия убежища, в связи с чем, сотрудники все время подвергаются опасности, находясь в деревянном здании (ближайшее убежище от конторы находится на расстоянии 300-400 метров), которое при налете вражеской авиации загоралось, но пожар был своевременно ликвидирован, документы были спасены.
Высылка Вам требуемых информации затрудняется ежедневными налетами вражеской авиации (тревоги от 5 до 7 раз в день, которые длятся продолжительное время, парализуя нормальную работу Инфлота как в конторе, так и по оперативному обслуживанию иностранных судов).
[...]
Начальник Мурманского
Главморагенства Инфлот Болквадзе
ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 46, лл.104-104 об. Заверенная копия.
* Опущено о трудностях с ремонтом иностранных судов, материальным обеспечением, снабжением.
© 2013 ГОКУ Государственный архив Мурманской области. Все права защищены.