© Сергеев А. А.
Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942.
М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003.
3. Новые победы …Утром 25 августа U-752 маневрировала под водой в районе мыса Черный. В 09.20 по пеленгу 330° командир обнаружил полосу дыма, а затем крупный рыболовный траулер (РТ-411 "Ненец" — ТЩ-44). В его носовой и кормовой части можно было видеть орудия, а на мостике пулемет крупного калибра. Хорошо читался и номер, написанный на борту крупными цифрами. Корабль шел противолодочным зигзагом и это несколько затрудняло выход в атаку. U-752 описала циркуляцию вправо и в 10.11* {* Указано германское время.}
с дистанции 600 метров выпустила торпеду из кормового аппарата. Через 47 секунд на лодке зафиксировали сильный взрыв. Подняв перископ, Шрётер увидел лишь черное облако дыма и несколько обломков. Гибель противника была налицо и U-752 стала постепенно удаляться из этого района.
В 11.10 акустик доложил, что слышит шумы винтов по пеленгу 90°. Осмотрев горизонт, Шрётер обнаружил два морских охотника (МО-251, МО-252) идущих на высокой скорости. Они были окрашены в темный цвет, имели короткую мачту и закрытый мостик. Подойдя к месту гибели траулера, катера приступили к спасательным работам, поддерживая связь азбукой Морзе с мысом Черный. Понаблюдав некоторое время за их действиями, командир U-752 приказал отходить курсом норд-ост. (35)
* * *
Рыболовный траулер РТ- 411 "Ненец" был мобилизован в самом начале войны и после вооружения вошел в состав Северного флота в качестве тральщика. Ему присвоили бортовой номер 44, но активного участия в боевых действиях он не принимал. В конце августа корабль передали Беломорской военной флотилии, в составе которой он и вышел на выполнение своего первого и последнего боевого задания.
23 августа ТЩ- 44 под командованием лейтенанта С. И. Коварского занял линию дозора №-7 (мыс Святой Нос — мыс Черный). Уже на следующее утро в районе мыса Святой Нос он подвергся атаке с воздуха. В 09.15 дублер командира БЧ-3 младший лейтенант В. А. Викулов доложил о приближении самолета Ju-88. На тральщике сыграли боевую тревогу и открыли зенитный огонь. Он заставил германского летчика беспорядочно сбросить шесть бомб и отказаться от дальнейших атак. Советский корабль повреждений не получил.
25 августа ТЩ-44 находился в 7-8 милях от мыса Черный. Приблизительно в 11.10 его кормовую часть потряс оглушительный взрыв. Тральщик начал быстро оседать в воду и через 2-3 минуты затонул. По словам корабельного кока А. З. Спиранова, готовившего на камбузе обед, сотрясение было очень сильным. Кастрюли и другие вещи полетели в угол, а сам он едва успел прыгнуть за борт.
Комендор А. Е. Шевцов в момент взрыва был в носовом кубрике. Когда ему удалось подняться на верхнюю палубу, вода доходила уже до шлюпок. Возле них находилась часть моряков, командир и комиссар корабля. Между тем тральщик стремительно уходил под воду, увлекая за собой оставшихся в живых. Шевцов тоже попал в образовавшийся водоворот, но сумел избежать гибели. Ухватившись за ванты торчавшие над головой, он подтянулся и был выброшен на безопасное расстояние. Впереди него плыли краснофлотцы Спиранов, С. А. Курочкин и еще несколько человек. Все они пытались добраться до шлюпок опрокинутых вверх килем. Только там можно было рассчитывать на спасение. Однако для многих эта задача оказалась непосильной. Холодная вода и шторм в пять баллов, быстро отнимали силы. Сбросив бушлат и сапоги Шевцов все же сумел взобраться на одну из шлюпок. Затем он помог это сделать Спиранову и Курочкину. Осмотревшись, моряки увидели, что на второй опрокинутой шлюпке находятся восемь человек, среди которых командир и комиссар корабля. Еще около 30 моряков плавало в воде, держась за многочисленные обломки.
В 11.10 наблюдательный пост на мысе Черный сообщил в штаб Иоканьгской ВМБ о взрыве на ТЩ- 44. В море немедленно вышли малые охотники МО-251, МО-252 и буксир №-5. Корабли достигли места гибели тральщика через три с половиной часа, когда живых на поверхности моря практически не было. На борт буксира удалось поднять только двух краснофлотцев — А. Е. Шевцова и А. З. Спиранова. (36)
{35} U-Boot-Archiv, KTB U-752 за 25.08.1941
{36} ОЦВМА, Фонд - 41, Дело - 23469, Листы - 13 - 14